12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кручкович Наталья Анатольевна63
5

РАСШИРЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ В СИСТЕМЕ СПО

Н.А. Кручкович

бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Вологодской области

«Череповецкое областное училище

искусств и художественных ремесел

им. В.В. Верещагина», г. Череповец

N.A. Kruchkovich

budgetary professional educational

institution of the Vologda region

"Cherepovets Regional School of Arts and Crafts

named after V.V. Vereshchagin", Cherepovets

n.kruc@yandex.ru


РАСШИРЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ В СИСТЕМЕ СПО

EXPANDING THE PRACTICE OF CONDUCTING PROFESSIONAL COMPETITIONS IN THE SPO SYSTEM

Аннотация. В статье раскрываются вопросы актуальности организации и расширение практики профессиональных конкурсов в системе среднего профессионального образования (СПО) в современных условиях. Представлена практика проведения профессиональных конкурсов на примере образовательного учреждения искусства.

Annotation. The article reveals the issues of relevance of the organization and expansion of the practice of professional competitions in the system of secondary vocational education (SPE) in modern conditions. The practice of conducting professional competitions on the example of an educational institution of art is presented.

Ключевые слова: конкурсы профессионального мастерства, компетенции, обучающиеся, престиж профессии, опыт, профессиональный рост, саморазвитие.

Keywords: competitions of professional skills, competencies, students, prestige of the profession, experience, professional growth, self-development.

Образовательные реформы, реализуемые в последнее время в России активизировали поиск новых подходов в области повышения качества подготовки специалистов. Профессиональное образование, основанное на теоретических знаниях, давно перестало соответствовать запросам современного рынка труда. Наш современный мир требует нового уровня образованности работника. Вырастает потребность в креативных, мобильных, имеющих навыки и опыт работы специалистах.

Рассматривать качество профессионального образования нужно не только как уровень освоения знаний в своей профессиональной области, но и как определенный уровень профессионально-личностного саморазвития и самосовершенствования.

Одним из лучших способов повышения уровня профессиональных качеств являются конкурсы профессионального мастерства. Они помогают успешно решать задачи повышения качества подготовки специалистов, позволяют создать благоприятную среду для развития интеллекта, совершенствования профессиональных умений и навыков, развития профессионального и креативного мышления студентов, способствуют формированию творческих способностей в профессиональной сфере.

Для того, чтобы правильно понять, что такое конкурс обратимся к определению из толкового словаря Ожегова С.И. конкурс-соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы. [1]
Основная цель любого профессионального конкурса: демонстрация профессионального мастерства и дальнейшее его совершенствование.            

Задача профессионального конкурса выявить талантливых, творческих студентов, поднять престиж профессии, создать условия для профессионального и творческого роста студентов.

Конкурсы профессионального мастерства являются надежным и хорошо апробированным инструментом развития профессии и повышения ее социального статуса. Также данные конкурсы помогают проанализировать, насколько будущий специалист готов к профессиональной деятельности.

Примерами могут служить конкурсы профессионального мастерства, чемпионат по рабочим специальностям «Молодые профессионалы». Участниками конкурса являются студенты в возрасте до 22 лет. В качестве экспертов, оценивающих выполнение задания, выступают известные профессионалы, специалисты, мастера производственного обучения и наставники. Конкурсанты демонстрируют свои технические способности, индивидуальные и коллективные качества.

В 2023 году (март) в БПОУ «Череповецкое областное училище искусств и художественных ремесел им. В.В. Верещагина» стало площадкой для проведения регионального этапа Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» по компетенции "Графический дизайн".

Проведение профессиональных конкурсов в училище искусств по специальностям стало хорошей многолетней традицией. В учебном заведении планирование и организация конкурсов профессионального мастерства осуществляется в течение каждого учебного года. Для каждого профессионального конкурса составляется положение, четко планируются этапы конкурса, разрабатываются теоретические и практические задания, обсуждаются критерии оценки и формы оценочных листов для объективной работы жюри, создаются необходимые условия для проведения конкурса.
Конкурсы профессионального мастерства развивают общие и профессиональные компетенции у обучающихся, способствуют повышению качества подготовки специалистов среднего профессионального образования, а так же позволяют осмыслить, проанализировать и сравнить собственную деятельность с деятельностью других конкурсантов; активизировать рефлексию обучающихся, способствуют осознанию ими затруднений, проблем в выполнении задания и поиску средств их преодоления; реализовать свои профессиональные качества в реальной производственной деятельности, повысить уровень профессионализма и компетентности; совершенствовать учебный процесс [2; 11].

Примером также может послужить Международный конкурс исполнителей на духовых и ударных инструментах «Северная рапсодия», который стал одним из самых масштабных проектов Череповецкого училища искусств и художественных ремесел им. В.В. Верещагина. Свое начало конкурс ведет с 2016 г. Сегодня он является одним из самых ярких и культурно значимых событий в России и за рубежом.

В 2021 в конкурсе приняли участие музыканты из 14 стран и 34 регионов России. В 2022-2023 учебном году международный конкурс «Северная рапсодия» внесен в Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) иных творческих конкурсов, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. В состав жюри конкурса входят известные исполнители и преподаватели ведущих ВУЗов России и зарубежных стран. 

Целью конкурса «Северная рапсодия» является приобщение широкого круга слушателей к сокровищнице духовой музыки, обмен профессиональным опытом, развитие межкультурных коммуникаций и творческий диалог деятелей искусств. Участниками конкурса могут стать не только обучающиеся учебных заведений сферы культуры и искусства, но и молодые профессиональные музыканты. Широкий спектр номинаций проекта дает им возможность наиболее ярко проявить свои творческие возможности. «Северная рапсодия» дарит участникам возможность продемонстрировать свой талант и мастерство, открывает перспективу в дальнейшей карьере. Любители музыки имеют замечательную возможность получить новые впечатления и удовольствие от общения с классическим искусством. Во время конкурса проходят не только конкурсные прослушивания, но и мастер-классы членов жюри, концерты ведущих музыкантов в области духового искусства.

Конкурс «Северная рапсодия» проводится при поддержке Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», значительную помощь организаторам мероприятия оказывают партнеры, в числе которых крупные промышленные предприятия, общественные организации и средства массовой информации.

Основной целью любых конкурсов профессионального мастерства является презентация профессионального мастерства и его дальнейшее усовершенствование.

Очень интересен вопрос подготовки участников образовательной организацией. Существуют два основных подхода к подготовке участников:

- студентов не готовят отдельно;

- студентов целенаправленно готовят к конкурсу [3, с. 90].

В первом случае идет обычный учебный процесс со всеми студентами, потом на основе внутреннего конкурса выбираются лучшие студенты. Непосредственно перед конкурсом, когда есть примерные задания, идет подготовка этих лучших студентов с учетом примерных заданий. Такой подход характерен, например, для Германии, где большинство учебных заведений ведут подготовку именно таким образом. В учебных планах там приобретению практических навыков отдано достаточно большое время, что невозможно выполнить в наших условиях из-за действующих стандартов.

Второй подход предполагает целенаправленную подготовку конкретных студентов. Часто они обучаются по индивидуальному учебному плану, оттачивают свои навыки в выполнении заданий конкурсов предыдущих лет. Если, например, участник или участники (в командных видах конкурсов) претендуют на участие в мировом конкурсе, то вокруг этого участника (участников) создается целая команда, включающая, в том числе, даже психологов и многих других специалистов. Команда ездит по разным странам и набирается опыта. Именно при таком виде подготовки обычно получают первые места в мировых чемпионатах.

Перед конкурсами профессионального мастерства ставятся определенные задачи:

1. Выявить талантливых и творческих студентов.

2. Повысить престиж профессии.

3. Создать условия для карьерного роста студентов.

4. Усовершенствовать имеющиеся навыки студентов и развить новые.

5. Распространение передового опыта.

6. Научить студентов пользоваться и обращаться к передовым методам труда, современным технологиям.

7. Повысить качество профессионального образования.

8.Расширять связи с социальными партнерами.

Конкурсы профессионально мастерства не только дают возможность студентам оценить свои силы, самоутвердиться, показать свои профессиональные знания и умения, совершенствоваться в выбранной профессии, но и позволяет работодателям найти для себя талантливые «кадры».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что участие в конкурсах профессионального мастерства для студентов является необходимым. Конкурсы профессионального мастерства с каждым годом приобретают новые тенденции: использование современных технологий, расширение творческих и интеллектуальных возможностей студентов, формирование определенного кругозора и набора знаний. Всё это поможет студентам в дальнейшем стать высококвалифицированным специалистом. В ходе конкурса не только повышается профессиональное мастерство, но и растет уровень мотивации, для достижения высоких результатов обучающиеся прилагают больше усилий. Конкурсы профессионального мастерства являются отличным способом, который может заинтересовать студента в достижении высоких результатов в будущей профессиональной деятельности.



Список литературы

Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. -[Электронный ресурс]. -Текст : электронный. Режим доступа: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=11701 (дата обращения: 01.05.2023).

Соловьева С.И., Гитман Е.К. Повышение качества подготовки студентов СПО через реализацию конкурсной деятельности // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. №2. с. 19-25.

Коновалова Ю.В. Конкурсы профессионального мастерства как элемент профессиональной подготовки студентов СПО // Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции«Инновации. Наука. Молодежь». Челябинск: ЧОУВО МИДиС, 2019. с. 90-92.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.