Расскажи сказку
Пояснительная записка
Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы. Помимо характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике, дети с нарушением интеллекта имеют барьеры в процессе общения, т. к. они испытывают затруднения при подборе слов, построении предложений для диалога, не умеют пользоваться выразительными средствами речи, что в целом и характеризует специфику интеллектуального нарушения. Именно поэтому формирование устной речи как средства коммуникации выступает в качестве ведущей задачи коррекционного обучения.
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи у детей с ОВЗ способствует развитию их мыслительной деятельности, усвоению программы, помогает более полной их социализации. Работа по коррекции связной речи может быть осуществлена только на основе учета конкретных особенностей речевого недоразвития детей с ОВЗ. Связная речь ребенка – итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.
Характеризуя состояние связной речи детей с ОВЗ необходимо сразу же отметить, что дети с ОВЗ без специального обучения не в состоянии овладеть навыками связанного высказывания.
Развитие связной речи детей с ОВЗ.
Обучение рассказу по серии картин с учётом лексических тем.
Сначала осуществляется подготовка к рассказыванию по картине, т.к. связного изложения ребёнок составить еще не может, это:
рассматривание картины;
ответы на репродуктивные вопросы учителя по картине
(кто и что нарисовано? что делают персонажи? какие они?).
У детей появляется возможность для самостоятельного составления рассказов по серии сюжетных картин.
Чему необходимо научить детей?
1.Уметь подбирать слова, необходимые для построения фразы;
2.Правильно строить предложения;
3.Уметь распространять предложения;
4.Излагать логически последовательно события.
Исходя из этого вытекают задачи:
–Вырабатывать умения связно и логично излагать свои мысли на основе предлагаемых заданий учителем.
–Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас обучающихся.
–Воспитывать интерес к предметам русский язык, чтение, развитие устной речи, мир природы и человека.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.