Методическая разработка КЛАССНЫЙ ЧАС «Квест- игра «Великая Отечественная война»

2
0
Материал опубликован 21 September

Пояснительная записка к презентации

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Уржума» Кировской области











Методическая разработка

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Квест- игра «Великая Отечественная война»









Автор

учитель истории, обществознания

МКОУ СОШ №3 г Уржума

Яганова Алевтина Николаевна

1 квалификационная категория







Уржум, 2025г

Пояснительная записка

Классный час является одной из форм воспитательной работы, в которой могут соединяться и методы просвещения, и методы организации практической деятельности, направленные на развитие личностного и гражданско-патриотического самосознания обучающихся.

Концепция патриотического воспитания граждан РФ выделяет особое значение формированию у молодежи гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей поколения российских граждан, живущих в третьем тысячелетии.

Идея патриотизма сегодня претерпела определенные изменения. Она может и должна стать тем стержнем, вокруг которого сформируется сознательно избираемая, активная, деятельная патриотическая позиция обучающихся, обеспечивающая её готовность и способность к активным действиям во благо Родины. Патриотическое воспитание – необходимое условие существования страны. Общество, утратившее патриотизм как один из идеалов, становится нежизнеспособным.

Классный час представляет собой интерактивную беседу с использованием игровых приемов. Игра стимулирует познавательный интерес у обучающихся к истории, развивает их творческие способности, раскрывает таланты, формирует патриотические чувства и гражданственность.

Цель:

Методическая цель– показать одну из нетрадиционных форм проведения классного часа с использованием интерактивных методов в воспитании обучающихся.

Воспитательная цель– воспитание чувства патриотизма, гордости и уважения к своей большой и малой Родине.

Развивающая цель–развитие у обучающихся познавательного интереса к изучению исторического прошлого своей страны, родного края; развитие творческого потенциала .

Задачи:

-формирование интереса к героическому прошлому нашей Родины;

-воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения; -формирование уважения к старшему поколению, отстоявшему в боях свободу и независимость России;

- воспитание уважения к историко-культурному наследию нашей страны;

- развитие навыков работы с историческими источниками.

Форма проведения: квест- игра

Рекомендации по проведению мероприятия. Данная методическая разработка предназначена для проведения классного часа с учащимися 8 - 11 классов по реализации мероприятий по гражданско - патриотическому воспитанию школьников. Предложенная разработка поможет учителям истории –повторить, закрепить в игровой форме знания по данной теме. Тема, часто встречается в ОГЭ, ЕГЭ, ВПР по истории.

Оборудование: проектор, раздаточный материал, маршрутный лист.

Структура занятия.

Подготовка классного часа в формате-квест-игры, раунд-вопрос :

- подобрать вопросы по теме Великая Отечественная война;

- подготовить соответствующий раздаточный материал;

- подборка книг для выставки

1.Вступление- мотивация

Чтоб этого забыть

Не смели поколения,

Чтоб нам счастливым быть,

А счастье - не в забвенье

А.Т. Твардовский.



2.Организационный момент- просмотр видео-ролика

https://dzen.ru/video/watch/62566816b4b9ba7894ef4b81?f=d2d Великая Отечественная война

3.Основная часть.

- традиционный метод: беседа, обсуждение;

- активный метод: игра;

- работа с теоретическим материалом;

4.Работа с классом- беседа-обсуждение улиц г. Уржума

5. Рефлексия- что нового узнали?

6. Подведение итога.

План Квест- игры «Великая Отечественная война»

1.Раунд 1. «История - Великой Отечественной войны» ( на раздумье 1 минута, ребята записывают ответы на специальных листочках и передают). Всего вопросов 10, но 14баллов за каждый верный ответ

2.Раунд2. « Героическая личность в период Великой Отечественной войны» ( На столах у команд в конвертах ,заранее приготовлен соответствующий , раздаточный материал с именами и фамилиями. Они должны распечатать конверт, взять содержимое и найти правильный ответ)

3. Раунд3. Краеведческий. ( В конвертах задания, надо дать правильные ответы использовав знания по краеведению.)

4. Раунд 4. «Полководцы Великой Отечественной войны» ( В конвертиках заготовлены тексты. Прочитав, надо определить, о каком полководце идет речь?)

5. Раунд 5. Плакаты времен «Великой Отечественной войны» (Задание, определить год выхода плаката)


Ход мероприятия

Организационный момент.(Вступительное слово учителя) Учитель:  Как вы думаете, о чем это стихотворение?

Чтоб этого забыть

Не смели поколения,

Чтоб нам счастливым быть,

А счастье - не в забвенье

А.Т. Твардовский

Ответы-детей.

Вступительная часть.

Создание эмоционального настроя: просмотр видеоролика

https://dzen.ru/video/watch/62566816b4b9ba7894ef4b81?f=d2d Великая Отечественная война

Учитель. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить? (учащиеся формулируют тему и цель классного часа).

Учитель. Трудно изучать тему «Великая Отечественная война». Трудно, потому что она потрясает до глубины души. Год за годом, полные отваги и беспредельного героизма проходят чередой. Приходится соизмерять свои силы и возможности с тем, что сделали наши отцы и деды. Слова, протянувшиеся из прошлого в будущие и настоящие, никогда не умолкнут, как бы далеко не отодвинулось время. Эта до предела сжатая история войны поможет понять нам, сегодняшним, что несмотря не временные военные успехи, захват земли, зверства и террор победить советского человека было нельзя. Чтоб хорошо усвоить материал, а заодно и проверить свои знания по данной теме, мы поиграем! Квест- это игровое приключение, во время которого, вам нужно пройти череду препятствий для достижения цели.

Игра проводится в формате: раунд-вопрос-ответ, вопрос-размышление, вопрос-обсуждение. Перед началом ребятам предоставляются маршрутные листы. Приложение1.

Раунд 1. «История - Великой Отечественной войны» ( на раздумье 1 минута, ребята записывают ответы на специальных листочках и передают).14б Слайд 2,3)

1.Назовите дату начала Великой Отечественной войны ( 22 июня 1941г. ) 1б 2.Перечислите крупные сражения Великой Отечественной войны?( Московская битва 1941 — 1942 гг, Сталинградская битва 1942 — 1943 гг, Курская битва 1943 г, Берлинская операция 1945 г, Белорусская операция 23 июня — 29 августа 1944 г.).(За каждое правильно названное сражение -1 б) 5б
3.Где и когда, произошло крупное танковое сражение. В истории его именуют- как « Битва титанов»? ( 12 июля 1943г.  крупнейшее сражение под Прохоровкой).1б
4. Какое название в народе получили установки с реактивными снарядами? ( Катюша) 1б
5. Сколько дней продолжалась героическая блокада Ленинграда?(
872 дня). 1б
6.
Назовите имя человека, голос которого в годы Великой Отечественной войны знала вся страна; начинал он свои сообщения словами: «От советского Информбюро …» (диктор Юрий Борисович Левитан). 1б
7. Чьё имя и почему получил дом в Сталинграде (современный Волгоград) в ходе Сталинградской битвы?(
дом Павлова). 1б
8.
В трагические дни лета 1942 года появился приказ наркома обороны № 227. Как он назывался?( «Ни шагу назад» ).1б
9. Какое название носила контрнаступательная операция под Сталинградом? ( «Ураган»). 1б
10.
Как называлась операция по освобождению Белоруссии? («Багратион»).1б
За первый раунд при правильных ответах- 14баллов.

Далее, подсчет правильных ответов и переход ко второму раунду

Раунд2. « Героическая личность в период Великой Отечественной войны» ( Слайд4,5,)

( На столах у команд в конвертах ,заранее приготовлен соответствующий , раздаточный материал с именами и фамилиями. Они должны распечатать конверт, взять содержимое и найти правильный ответ) 11б

Вопросы- раунда «Героическая личность в период Великой Отечественной войны»

1.Выберите фамилию героя. Кто направил горящий самолет на вражескую колонну? ( Николай Гастелло) 1б

2. Назовите имя и фамилию летчика, совершившего первый ночной таран? (Виктор Васильевич Талалихин). 1б

3. В бою за деревню Чернушки 27 февраля 1943 года этот рядовой солдат закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота. Назовите имя и фамилию героя ? (Александр Матросов). 1б

4. Кто был Верховным Главнокомандующим и руководителем государственного комитета обороны в годы Великой Отечественной войны? (Иосиф Виссарионович Сталин). 1б

5. Кто руководил обороной Москвы в 1941 году?( Георгий Константинович Жуков). 1б

6. Кому история приписывает слова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!»? (Василий Георгиевич Клочков). 1б

7. Кто выступил по радио перед народом 22 июня 1941 года и сообщил о начале войны? (Вячеслав Михайлович Молотов). 1б

8.Назовите имя и фамилию школьницы, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке? (Таня Савичева) 1б

9. Какая крепость в Белоруссии первой приняла на себя огонь фашистов 22 июня 1941 г.?(Брестская крепость). 1б

10. Назовите имена героев, водрузивших Знамя Победы над рейхстагом.(Мелитон Варламович Кантария, Михаил Алексеевич Егоров). 2б


Переход к Раунду3. Краеведческий.

( В конвертах задания, надо дать правильные ответы использовав знания - своей малой Родины.) (Слайд6,7)

1.Назовите старое название улицы Чернышевского? ( ул. Буйская) 1б

2. Как называлась нынешняя улица Пирогова, раньше? ( Казарменная) 1б

3. t1758461204aa.jpg Что размещалось в этом здании, в годы Великой Отечественной войны? (В годы Великой Отечественной войны в этом здании размещался сборный мобилизационный пункт. 1б

4 Назовите современное название старой улицы Митрофановской (ул. Ёлкина)1б

5. Назовите современное название старой улицы  Берсеневская (Революционная).1б


Раунд 4. «Полководцы Великой Отечественной войны»

( В конвертиках заготовлены тексты. Прочив текст, надо определить о каком полководце идет речь?) 4б (Слайд 8,9,10,11)

1.Советский полководец, Маршал Советского Союза (1943), четырежды Герой Советского Союза. Участник Первой мировой войны. В качестве командира эскадрона участвовал в Гражданской войне.

Летом 1939 года нанес поражение крупной группировке японских войск на реке Халхин-Гол.

С 11 октября 1941 года, командуя Западным фронтом, сумел остановить гитлеровцев на ближних подступах к Москве, а затем разгромить и отбросить их от столицы на 100-250 км в 1942г.

В ноябре 1944 – мае 1945 года войска под его командованием очистили от гитлеровцев большую часть Польши и штурмом взяли Берлин.

24 июня принимал Парад Победы в Москве

(Ответ: Георгий Константинович Жуков). 1б

2.Советский полководец, Маршал Советского Союза (1944), дважды Герой Советского Союза. Участник Первой мировой войны, в качестве командира кавалерии участвовал в Гражданской войне.

В ходе Великой Отечественной войны командовал 9-м мехкорпусом, с августа 1941 года – 16-ой армией, отличился в битве под Москвой.

С сентября 1942 года командовал Донским фронтом, нанес поражение армии Паулюса.

Летом 1943 года успешно командовал войсками Центрального фронта на Курской дуге, затем освобождал Белоруссию и Польшу.

24 июня командовал Парадом Победы в Москве.

(Ответ: Константин Константинович Рокоссовский) 1б

3.Советский полководец, Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза, участник первой мировой войны.

В Гражданскую войну был комиссаром стрелковой бригады, а затем дивизии.

В ходе Вов командовал войсками Западного фронта (сентябрь-октябрь 1941), где потерпел тяжелейшее поражение под Вязьмой. От суда и расстрела его спас Г.К. Жуков. Войска под его командованием освободили от немцев значительную часть Украины и Польши, участвовали во взятии Берлина и освобождении Праги.

После войны – главнокомандующий Центральной группой войск и верховный комиссар по Австрии, в 1961-1962 гг. главнокомандующий Группой советских войск в Германии.

(Ответ: Иван Степанович Конев). 1б

4.Советский военачальник, Маршал Советского Союза. Полковник царской армии, в 1918 году поступил на службу в Красную Армию.

Принимал участие в разработке плана контрнаступления против Деникина в 1919 году. Один из авторов плана кампании 1920г. против Польши и Врангеля, командовал войсками Ленинградского, Московского, Приволжского военных округов, в мае 1937г. назначен начальником Генштаба.Разработал планы Смоленского оборонительного сражения и общего наступления Красной Армии зимой 1943-1945гг.В 1943-1945гг. был начальником военной академии Генштаба.

(Ответ: Борис Михайлович Шапошников) 1б

Раунд 5. Плакаты времен «Великой Отечественной войны» (Задание, определить год выхода плаката) 4б ( Слайд12,13)

t1758461204ab.jpg1

t1758461204ac.jpg2

t1758461204ad.jpg3

t1758461204ae.jpg4

Ответы

1- 1941г 2-1944г. 3-1942г 4-1943г.






Приложение1.

Маршрутный лист

Название раунда

Кол-во очков

Замечание в ходе игры по каждому раунду

Раунд 1. «История - Великой Отечественной войны» 14б



Раунд 2. « Героическая личность в период Великой Отечественной войны» 11б



Раунд3. Краеведческий. ( В конвертах задания, надо дать правильные ответы использовав знания по краеведению.) 5б



Раунд 4. «Полководцы Великой Отечественной войны» ( В конвертиках заготовлены тексты. Прочив которые , надо определить о каком полководце идет речь?) 4б



Раунд 5. Плакаты времен «Великой Отечественной войны» (Задание, определить год выхода плаката) 4б



ИТОГО:





Используемые источники

1.  История России. 1914-1945годы. 10-й класс: базовый уровень:учебник/В.Р.Мединский, А.В.Торкунов.-Москва:Просвещение, 2023

2.Пентина, Н. Б. Как застраивался город Уржум / Н. Б. Пентина // Герценка: Вятские записки: [науч.-попул. альм.]. – Киров, 2007. – Вып. 11.   С. 149-168: фот.

3.Е.П.Сгибнева. Классные часы в средней школе. – Айрис-Пресс, 2007.

4.RUL : https://yandex.ru/video/preview/16571762759738741277 Начало Великой Отечественной Войны (дата обращения: 12.01.23)
5.RUL :https://dzen.ru/video/watch/62566816b4b9ba7894ef4b81?f=d Начало Великой Отечественной Войны (дата обращения: 12.01.23)

6.RUL: ru.wikipedia.orgwiki/Список_Маршалов_Советского_…(дата обращения: 12.01.23)

7. RUL: https://vk.com/wall-200734267_4851 (дата обращения: 12.01.23)

Предварительный просмотр презентации

КВЕСТ- ИГРА По страницам Великой Отечественной войны Подготовила учитель истории МКОУ СОШ№3 г.Уржума Яганова А.Н.

А.Т. Твардовский Чтоб этого забыть Не смели поколения, Чтоб нам счастливым быть, А счастье - не в забвенье https://dzen.ru/video/watch/62566816b4b9ba7894ef4b81?f=d

Цель: Методическая цель-показать одну из нетрадиционных форм проведения классного часа с использованием интерактивных методов в воспитании обучающихся. Воспитательная цель-воспитание чувства патриотизма, гордости и уважения к своей большой и малой Родине. Развивающая цель–развитие у обучающихся познавательного интереса к изучению исторического прошлого своей страны, родного края; развитие творческого потенциала .

Задачи: формирование интереса к героическому прошлому нашей Родины; -воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения; -формирование уважения к старшему поколению, отстоявшему в боях свободу и независимость России; - воспитание уважения к историко-культурному наследию нашей страны; - развитие навыков работы с историческими источниками.

Раунд 1. «История - Великой Отечественной войны» 1.Назовите дату начала Великой Отечественной войны 1б 2.Перечислите крупные сражения Великой Отечественной войны (За каждое правильно названное сражение -1 б) 5б 3.Где и когда, произошло крупное танковое сражение. В истории его именуют- как « Битва титанов»? 1б 4.Какое название в народе получили установки с реактивными снарядами?1б 5.Сколько дней продолжалась героическая блокада Ленинграда?1б

Раунд 1. «История - Великой Отечественной войны» 6. Назовите имя человека, голос которого в годы Великой Отечественной войны знала вся страна; начинал он свои сообщения словами: «От советского Информбюро …» 17. Чьё имя и почему получил дом в Сталинграде (современный Волгоград) в ходе Сталинградской битвы? 1б 8. В трагические дни лета 1942 года появился приказ наркома обороны № 227. Как он назывался? 1б 9.Какое название носила контрнаступательная операция под Сталинградом? 1б 10. Как называлась операция по освобождению Белоруссии? 1б

Раунд2. « Героическая личность в период Великой Отечественной войны» 1.Выберите фамилию героя. Кто направил горящий самолет на вражескую колонну? 1б 2. Назовите имя и фамилию летчика, совершившего первый ночной таран? 1б 3. В бою за деревню Чернушки 27 февраля 1943 года этот рядовой солдат закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота. Назовите имя и фамилию героя? 1б 4. Кто был Верховным Главнокомандующим и руководителем государственного комитета обороны в годы Великой Отечественной войны? 1б 5. Кто руководил обороной Москвы в 1941 году ? 1б

Раунд2. « Героическая личность в период Великой Отечественной войны» 6. Кому история приписывает слова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!»? 1б 7. Кто выступил по радио перед народом 22 июня 1941 года и сообщил о начале войны? 1б 8.Назовите имя и фамилию школьницы, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке? 1б 9. Какая крепость в Белоруссии первой приняла на себя огонь фашистов 22 июня 1941 г 1б 10. Назовите имена героев, водрузивших Знамя Победы над рейхстагом? 2б

Раунду3. Краеведческий. 1.Назовите старое название улицы Чернышевского? 1б 2. Как называлась раньше, нынешняя улица Пирогова,? 1б 3. Что размещалось в этом здании, в годы Великой Отечественной войны? 1б 4.Назовите современное название старой улицы Митрофановской? 1б 5.Назовите современное название старой улицы  Берсеневская? 1б

Раунд 4. «Полководцы Великой Отечественной войны» 1.Советский полководец, Маршал Советского Союза (1943), четырежды Герой Советского Союза. Участник Первой мировой войны. В качестве командира эскадрона участвовал в Гражданской войне. Летом 1939 года нанес поражение крупной группировке японских войск на реке Халхин-Гол. С 11 октября 1941 года, командуя Западным фронтом, сумел остановить гитлеровцев на ближних подступах к Москве, а затем разгромить и отбросить их от столицы на 100-250 км в 1942г. В ноябре 1944 – мае 1945 года войска под его командованием очистили от гитлеровцев большую часть Польши и штурмом взяли Берлин. 24 июня принимал Парад Победы в Москве

Раунд 4. «Полководцы Великой Отечественной войны» 2.Советский полководец, Маршал Советского Союза (1944), дважды Герой Советского Союза. Участник Первой мировой войны, в качестве командира кавалерии участвовал в Гражданской войне. В ходе Великой Отечественной войны командовал 9-м мехкорпусом, с августа 1941 года – 16-ой армией, отличился в битве под Москвой. С сентября 1942 года командовал Донским фронтом, нанес поражение армии Паулюса. Летом 1943 года успешно командовал войсками Центрального фронта на Курской дуге, затем освобождал Белоруссию и Польшу. 24 июня командовал Парадом Победы в Москве.

Раунд 4. «Полководцы Великой Отечественной войны» 3.Советский полководец, Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза, участник первой мировой войны. В Гражданскую войну был комиссаром стрелковой бригады, а затем дивизии. В ходе ВОвойны командовал войсками Западного фронта (сентябрь-октябрь 1941), где потерпел тяжелейшее поражение под Вязьмой. От суда и расстрела его спас Г.К. Жуков. Войска под его командованием освободили от немцев значительную часть Украины и Польши, участвовали во взятии Берлина и освобождении Праги. После войны – главнокомандующий Центральной группой войск и верховный комиссар по Австрии, в 1961-1962 гг. главнокомандующий Группой советских войск в Германии.

Раунд 4. «Полководцы Великой Отечественной войны» 4.Советский военачальник, Маршал Советского Союза. Полковник царской армии, в 1918 году поступил на службу в Красную Армию. Принимал участие в разработке плана контрнаступления против Деникина в 1919 году. Один из авторов плана кампании 1920г. против Польши и Врангеля, командовал войсками Ленинградского, Московского, Приволжского военных округов, в мае 1937г. назначен начальником Генштаба.Разработал планы Смоленского оборонительного сражения и общего наступления Красной Армии зимой 1943-1945гг.В 1943-1945гг. был начальником военной академии Генштаба.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.