Методическая разработка КЛАССНЫЙ ЧАС «Квест- игра «Великая Отечественная война»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Уржума» Кировской области
Методическая разработка
КЛАССНЫЙ ЧАС
«Квест- игра «Великая Отечественная война»
Автор
учитель истории, обществознания
МКОУ СОШ №3 г Уржума
Яганова Алевтина Николаевна
1 квалификационная категория
Уржум, 2025г
Пояснительная записка
Классный час является одной из форм воспитательной работы, в которой могут соединяться и методы просвещения, и методы организации практической деятельности, направленные на развитие личностного и гражданско-патриотического самосознания обучающихся.
Концепция патриотического воспитания граждан РФ выделяет особое значение формированию у молодежи гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей поколения российских граждан, живущих в третьем тысячелетии.
Идея патриотизма сегодня претерпела определенные изменения. Она может и должна стать тем стержнем, вокруг которого сформируется сознательно избираемая, активная, деятельная патриотическая позиция обучающихся, обеспечивающая её готовность и способность к активным действиям во благо Родины. Патриотическое воспитание – необходимое условие существования страны. Общество, утратившее патриотизм как один из идеалов, становится нежизнеспособным.
Классный час представляет собой интерактивную беседу с использованием игровых приемов. Игра стимулирует познавательный интерес у обучающихся к истории, развивает их творческие способности, раскрывает таланты, формирует патриотические чувства и гражданственность.
Цель:
Методическая цель– показать одну из нетрадиционных форм проведения классного часа с использованием интерактивных методов в воспитании обучающихся.
Воспитательная цель– воспитание чувства патриотизма, гордости и уважения к своей большой и малой Родине.
Развивающая цель–развитие у обучающихся познавательного интереса к изучению исторического прошлого своей страны, родного края; развитие творческого потенциала .
Задачи:
-формирование интереса к героическому прошлому нашей Родины;
-воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения; -формирование уважения к старшему поколению, отстоявшему в боях свободу и независимость России;
- воспитание уважения к историко-культурному наследию нашей страны;
- развитие навыков работы с историческими источниками.
Форма проведения: квест- игра
Рекомендации по проведению мероприятия. Данная методическая разработка предназначена для проведения классного часа с учащимися 8 - 11 классов по реализации мероприятий по гражданско - патриотическому воспитанию школьников. Предложенная разработка поможет учителям истории –повторить, закрепить в игровой форме знания по данной теме. Тема, часто встречается в ОГЭ, ЕГЭ, ВПР по истории.
Оборудование: проектор, раздаточный материал, маршрутный лист.
Подготовка классного часа в формате-квест-игры, раунд-вопрос :
- подобрать вопросы по теме Великая Отечественная война;
- подготовить соответствующий раздаточный материал;
- подборка книг для выставки
1.Вступление- мотивация
Чтоб этого забыть
Не смели поколения,
Чтоб нам счастливым быть,
А счастье - не в забвенье
А.Т. Твардовский.
https://dzen.ru/video/watch/62566816b4b9ba7894ef4b81?f=d2d Великая Отечественная война
3.Основная часть.
- традиционный метод: беседа, обсуждение;
- активный метод: игра;
- работа с теоретическим материалом;
4.Работа с классом- беседа-обсуждение улиц г. Уржума
5. Рефлексия- что нового узнали?
6. Подведение итога.
План Квест- игры «Великая Отечественная война»
1.Раунд 1. «История - Великой Отечественной войны» ( на раздумье 1 минута, ребята записывают ответы на специальных листочках и передают). Всего вопросов 10, но 14баллов за каждый верный ответ
2.Раунд2. « Героическая личность в период Великой Отечественной войны» ( На столах у команд в конвертах ,заранее приготовлен соответствующий , раздаточный материал с именами и фамилиями. Они должны распечатать конверт, взять содержимое и найти правильный ответ)
3. Раунд3. Краеведческий. ( В конвертах задания, надо дать правильные ответы использовав знания по краеведению.)
4. Раунд 4. «Полководцы Великой Отечественной войны» ( В конвертиках заготовлены тексты. Прочитав, надо определить, о каком полководце идет речь?)
5. Раунд 5. Плакаты времен «Великой Отечественной войны» (Задание, определить год выхода плаката)
Ход мероприятия
Организационный момент.(Вступительное слово учителя) Учитель: Как вы думаете, о чем это стихотворение?
Чтоб этого забыть
Не смели поколения,
Чтоб нам счастливым быть,
А счастье - не в забвенье
А.Т. Твардовский
Ответы-детей.
Вступительная часть.
Создание эмоционального настроя: просмотр видеоролика
https://dzen.ru/video/watch/62566816b4b9ba7894ef4b81?f=d2d Великая Отечественная война
Учитель. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить? (учащиеся формулируют тему и цель классного часа).
Учитель. Трудно изучать тему «Великая Отечественная война». Трудно, потому что она потрясает до глубины души. Год за годом, полные отваги и беспредельного героизма проходят чередой. Приходится соизмерять свои силы и возможности с тем, что сделали наши отцы и деды. Слова, протянувшиеся из прошлого в будущие и настоящие, никогда не умолкнут, как бы далеко не отодвинулось время. Эта до предела сжатая история войны поможет понять нам, сегодняшним, что несмотря не временные военные успехи, захват земли, зверства и террор победить советского человека было нельзя. Чтоб хорошо усвоить материал, а заодно и проверить свои знания по данной теме, мы поиграем! Квест- это игровое приключение, во время которого, вам нужно пройти череду препятствий для достижения цели.
Игра проводится в формате: раунд-вопрос-ответ, вопрос-размышление, вопрос-обсуждение. Перед началом ребятам предоставляются маршрутные листы. Приложение1.
Раунд 1. «История - Великой Отечественной войны» ( на раздумье 1 минута, ребята записывают ответы на специальных листочках и передают).14б Слайд 2,3)
1.Назовите дату начала Великой Отечественной войны ( 22 июня 1941г. ) 1б 2.Перечислите крупные сражения Великой Отечественной войны?( Московская битва 1941 — 1942 гг, Сталинградская битва 1942 — 1943 гг, Курская битва 1943 г, Берлинская операция 1945 г, Белорусская операция 23 июня — 29 августа 1944 г.).(За каждое правильно названное сражение -1 б) 5б
3.Где и когда, произошло крупное танковое сражение. В истории его именуют- как « Битва титанов»? ( 12 июля 1943г. — крупнейшее сражение под Прохоровкой).1б
4. Какое название в народе получили установки с реактивными снарядами? ( Катюша) 1б
5. Сколько дней продолжалась героическая блокада Ленинграда?(872 дня). 1б
6. Назовите имя человека, голос которого в годы Великой Отечественной войны знала вся страна; начинал он свои сообщения словами: «От советского Информбюро …» (диктор Юрий Борисович Левитан). 1б
7. Чьё имя и почему получил дом в Сталинграде (современный Волгоград) в ходе Сталинградской битвы?(дом Павлова). 1б
8. В трагические дни лета 1942 года появился приказ наркома обороны № 227. Как он назывался?( «Ни шагу назад» ).1б
9. Какое название носила контрнаступательная операция под Сталинградом? ( «Ураган»). 1б
10. Как называлась операция по освобождению Белоруссии? («Багратион»).1б
За первый раунд при правильных ответах- 14баллов.
Далее, подсчет правильных ответов и переход ко второму раунду
Раунд2. « Героическая личность в период Великой Отечественной войны» ( Слайд4,5,)
( На столах у команд в конвертах ,заранее приготовлен соответствующий , раздаточный материал с именами и фамилиями. Они должны распечатать конверт, взять содержимое и найти правильный ответ) 11б
Вопросы- раунда «Героическая личность в период Великой Отечественной войны»
1.Выберите фамилию героя. Кто направил горящий самолет на вражескую колонну? ( Николай Гастелло) 1б
2. Назовите имя и фамилию летчика, совершившего первый ночной таран? (Виктор Васильевич Талалихин). 1б
3. В бою за деревню Чернушки 27 февраля 1943 года этот рядовой солдат закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота. Назовите имя и фамилию героя ? (Александр Матросов). 1б
4. Кто был Верховным Главнокомандующим и руководителем государственного комитета обороны в годы Великой Отечественной войны? (Иосиф Виссарионович Сталин). 1б
5. Кто руководил обороной Москвы в 1941 году?( Георгий Константинович Жуков). 1б
6. Кому история приписывает слова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!»? (Василий Георгиевич Клочков). 1б
7. Кто выступил по радио перед народом 22 июня 1941 года и сообщил о начале войны? (Вячеслав Михайлович Молотов). 1б
8.Назовите имя и фамилию школьницы, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке? (Таня Савичева) 1б
9. Какая крепость в Белоруссии первой приняла на себя огонь фашистов 22 июня 1941 г.?(Брестская крепость). 1б
10. Назовите имена героев, водрузивших Знамя Победы над рейхстагом.(Мелитон Варламович Кантария, Михаил Алексеевич Егоров). 2б
Переход к Раунду3. Краеведческий.
( В конвертах задания, надо дать правильные ответы использовав знания - своей малой Родины.) (Слайд6,7)
1.Назовите старое название улицы Чернышевского? ( ул. Буйская) 1б
2. Как называлась нынешняя улица Пирогова, раньше? ( Казарменная) 1б
3. Что размещалось в этом здании, в годы Великой Отечественной войны? (В годы Великой Отечественной войны в этом здании размещался сборный мобилизационный пункт. 1б
4 Назовите современное название старой улицы Митрофановской (ул. Ёлкина)1б
5. Назовите современное название старой улицы Берсеневская (Революционная).1б
Раунд 4. «Полководцы Великой Отечественной войны»
( В конвертиках заготовлены тексты. Прочив текст, надо определить о каком полководце идет речь?) 4б (Слайд 8,9,10,11)
1.Советский полководец, Маршал Советского Союза (1943), четырежды Герой Советского Союза. Участник Первой мировой войны. В качестве командира эскадрона участвовал в Гражданской войне.
Летом 1939 года нанес поражение крупной группировке японских войск на реке Халхин-Гол.
С 11 октября 1941 года, командуя Западным фронтом, сумел остановить гитлеровцев на ближних подступах к Москве, а затем разгромить и отбросить их от столицы на 100-250 км в 1942г.
В ноябре 1944 – мае 1945 года войска под его командованием очистили от гитлеровцев большую часть Польши и штурмом взяли Берлин.
24 июня принимал Парад Победы в Москве
(Ответ: Георгий Константинович Жуков). 1б
2.Советский полководец, Маршал Советского Союза (1944), дважды Герой Советского Союза. Участник Первой мировой войны, в качестве командира кавалерии участвовал в Гражданской войне.
В ходе Великой Отечественной войны командовал 9-м мехкорпусом, с августа 1941 года – 16-ой армией, отличился в битве под Москвой.
С сентября 1942 года командовал Донским фронтом, нанес поражение армии Паулюса.
Летом 1943 года успешно командовал войсками Центрального фронта на Курской дуге, затем освобождал Белоруссию и Польшу.
24 июня командовал Парадом Победы в Москве.
(Ответ: Константин Константинович Рокоссовский) 1б
3.Советский полководец, Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза, участник первой мировой войны.
В Гражданскую войну был комиссаром стрелковой бригады, а затем дивизии.
В ходе Вов командовал войсками Западного фронта (сентябрь-октябрь 1941), где потерпел тяжелейшее поражение под Вязьмой. От суда и расстрела его спас Г.К. Жуков. Войска под его командованием освободили от немцев значительную часть Украины и Польши, участвовали во взятии Берлина и освобождении Праги.После войны – главнокомандующий Центральной группой войск и верховный комиссар по Австрии, в 1961-1962 гг. главнокомандующий Группой советских войск в Германии.
(Ответ: Иван Степанович Конев). 1б
4.Советский военачальник, Маршал Советского Союза. Полковник царской армии, в 1918 году поступил на службу в Красную Армию.
Принимал участие в разработке плана контрнаступления против Деникина в 1919 году. Один из авторов плана кампании 1920г. против Польши и Врангеля, командовал войсками Ленинградского, Московского, Приволжского военных округов, в мае 1937г. назначен начальником Генштаба.Разработал планы Смоленского оборонительного сражения и общего наступления Красной Армии зимой 1943-1945гг.В 1943-1945гг. был начальником военной академии Генштаба.
(Ответ: Борис Михайлович Шапошников) 1б
Раунд 5. Плакаты времен «Великой Отечественной войны» (Задание, определить год выхода плаката) 4б ( Слайд12,13)
|
|
|
|
Ответы
1- 1941г 2-1944г. 3-1942г 4-1943г.
Приложение1.
Маршрутный лист
Название раунда | Кол-во очков | Замечание в ходе игры по каждому раунду |
Раунд 1. «История - Великой Отечественной войны» 14б | ||
Раунд 2. « Героическая личность в период Великой Отечественной войны» 11б | ||
Раунд3. Краеведческий. ( В конвертах задания, надо дать правильные ответы использовав знания по краеведению.) 5б | ||
Раунд 4. «Полководцы Великой Отечественной войны» ( В конвертиках заготовлены тексты. Прочив которые , надо определить о каком полководце идет речь?) 4б | ||
Раунд 5. Плакаты времен «Великой Отечественной войны» (Задание, определить год выхода плаката) 4б | ||
ИТОГО: |
Используемые источники
1. История России. 1914-1945годы. 10-й класс: базовый уровень:учебник/В.Р.Мединский, А.В.Торкунов.-Москва:Просвещение, 2023
2.Пентина, Н. Б. Как застраивался город Уржум / Н. Б. Пентина // Герценка: Вятские записки: [науч.-попул. альм.]. – Киров, 2007. – Вып. 11. С. 149-168: фот.
3.Е.П.Сгибнева. Классные часы в средней школе. – Айрис-Пресс, 2007.
4.RUL : https://yandex.ru/video/preview/16571762759738741277 Начало Великой Отечественной Войны (дата обращения: 12.01.23)5.RUL :https://dzen.ru/video/watch/62566816b4b9ba7894ef4b81?f=d Начало Великой Отечественной Войны (дата обращения: 12.01.23)
6.RUL: ru.wikipedia.org›wiki/Список_Маршалов_Советского_…(дата обращения: 12.01.23)
7. RUL: https://vk.com/wall-200734267_4851 (дата обращения: 12.01.23)