12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Самсоненко Олесия Ивановна20
1

Методическая разработка внеклассного мероприятия-историческая викторина: "Великая Отечественная война"

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Смоленская областная технологическая академия»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Великая Отечественная война»

историческая викторина









Преподаватель истории – Самсоненко О.И.


Пояснительная записка

В работе любого общеобразовательного учреждения одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. В современных условиях чрезвычайно возрастает роль патриотического воспитания в становлении и развитии личности человека, воспитании подрастающего поколения в духе любви и преданности своей Родине. В истории России патриотическому воспитанию всегда отводилась главенствующая роль.

Цель: воспитание гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Задачи:

формирование патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества;

воспитание духовно-нравственных и героико-патриотических качеств личности учащихся;

приобщение к историческому прошлому и настоящему государства;

развитие творческих способностей учащихся;

повышение интереса к военной истории, литературе.

Гражданско-патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений в воспитательной работе. В ОГБОУ «СОТА» гражданско-патриотическое воспитание ведётся в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20016-2020 годы».

Одним из мероприятий данного направления является историческая викторина: «Великая Отечественная война».



Викторина ВОВ
PPTX / 2.05 Мб

Тема : «Великая Отечественная война».


Цели:

Обобщение и выявление знаний учащихся по теме Великая Отечественная война;

Развитие навыков коллективной работы учащихся и умений критически анализировать материал;

Воспитание патриотического сознания, верности Отечеству.

Оборудование: мультимедийное оборудование, задания для команд в электронной версии.


Тип урока: повторительно-обобщающий.

Технология: историческая викторина.


План занятия:

Вступительное слово преподавателя.

Основная часть

Конкурные задания

Конкурс – «Кто?».

Конкурс – Памятники Смоленщины.

Конкурс – «Когда?».

Конкурс – «Археолог».

Подведение итогов.

Просмотр видеороликов.



Ход занятия:

(Звучит песня «Священная война», муз. А.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача, исп. Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А. Александрова).

Вступительное слово преподавателя.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!

(А.Ахматова 23февраля 1942г.)

Прошло много лет с той поры, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Огромную цену заплатил наш народ за Победу. Наверное, не было в стране семьи, которая не испытала бы горечь потери близкого человека. Тем ценнее для каждого была Победа. Наши деды и прадеды отдали свои жизни, чтобы мы все, были свободны и жили на свой родной земле. Именно им мы сегодня посвящаем наше занятие.

Мы сегодня вспомним основные битвы, сражения Великой Отечественной войны. Вспомним участников тех грандиозных событий, которые разворачивались на территории нашей Родины: и полководцев и рядовых, всех, кому мы обязаны жизнью.


Основная часть

Наше занятие будет проходить в форме викторины, которая состоит из четырёх конкурсов:

Конкурс – «Кто?»

Конкурс – Памятники Смоленщины.

Конкурс – «Когда?».

Конкурс – «Археолог».

Команды заняли свои места, а мы представляем жюри, нашего состязания: Елена Васильевна Игнатьева – заместитель директора по общеобразовательным дисциплинам, преподаватель русского языка и литературы –Людмила Александровна Шакуро и мастер производственного обучения – Юлия Викторовна Солдатенкова.

Итак, мы начинаем.

И первый конкурс называется «Кто?» - каждой команде даётся характеристика видных деятелей времён Великой Отечественной войны. Команда должна угадать о ком идёт речь. Правильный ответ – 1 балл. В случае неправильного ответа право отвечать переходит той команде, участник, которой, раньше поднимет руку.

ВОПРОСЫ:

Герой Советского Союза, возглавлявший один из мощных партизанских отрядов на Смоленщине (С. В. Гришин).

Возглавлял первую батарею «Катюш», геройски погиб в боях за Смоленщину осенью 1941г. (Н.А.Флёров).

Лидер одной из держав антигитлеровской коалиции. Начинал свою военную карьеру как военный министр. В 1940 г. разрабатывал план войны с Германией. Его утренняя зарядка представляла собой строительство стены (У. Черчилль).

Возглавлял 33-ю армию, отораяв результате Ржевско-Вяземской операции 1942 года оказалась в окружении. Геройски погиб в боях под Вязьмой, где сейчас находится памятник, посвящённый этому событию (Ефремов).

Немецкий генерал, возглавлявший фашистские войска в Сталинградской битве и подписавший капитуляцию немецкой группировки под Сталинградом. Это был первый немецкий фельдмаршал, которого советские войска захватил в плен (Паулюс).

Советский генерал, возглавлявший 16-ю армию, которая вела героические бои по защите Смоленска в 1941г. (М.Ф. Лукин).

Герой Советского Союза, чей подвиг повторяли в течении войны многие солдаты. Для спасения своих товарищей он телом закрыл амбразуру дзота (А.Маторсов).

Один из самых талантливых советских полководцев. Как правило, И.Сталин «бросал» его на самые трудные участки . Именно он провел блестящую наступательную операцию Красной Армии под Ельней в1941 г., когда было впервые во Второй мировой войне было нанесено поражение немцам (Г.К.Жуков).

Этот человек – образец доблести и мужества. В боях под Орлом его самолёт был сбит. После тяжёлого ранения и ампутации голеней обоих ног он вернулся в строй. Его подвиг был описан в книге (А. Маресьев).

Маршал Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны начальник штаба Западного фронта. В честь него названа одна из улиц г. Смоленска. Почётный гражданин города (В.Д.Соколовский).

Герой Советского Союза. Юный партизан. Его именем названы школы и улицы. Родился в Касплянском районе (В. Куриленко).

Смолянин, Герой Советского Союза, водрузивший знамя над Рейхстагом (М.А. Егоров).



Конкурс – Памятники Смоленщины.

Каждой команде предлагается рассмотреть изображение памятников посвящённых событиям Великой Отечественной войны на Смоленщине. Команды должны угадать, что это за памятник и какому событию он посвящён.

Максимальное количество баллов – 5.

1.Курган бессмертия. В память о погибших на Смоленской земле в годы Великой Отечественной войны в Реадовском парке Смоленска был возведен Курган Бессмертия. Открытие этого масштабного мемориала состоялось 25 сентября 1970 года, в день 27-летия освобождения Смоленска от оккупации. Автор проекта — смоленский архитектор Даниил Коваленко.  Медным барельеф, выполнен по проекту смоленского скульптора В.Я. Меньшова. 8-метровый Курган Бессмертия выполнен в форме пятигранной пирамиды с диаметром основания 40 м. Вершину венчает строгая стела высотой 11 м в виде открытой книги с высеченными цифрами «1941-1945».

2. Памятник первогвардейцам.

Установлен на центральной аллее парка в 1971 г., к 30-летию рождения Советской Гвардии. 
Осенью 1941 г. под Ельней были остановлены гитлеровские войска, наступавшие на Москву. Преградили путь к столице четыре стрелковые дивизии, которые за совершенный подвиг получили первыми звание"гвардейских". 
Авторы памятника: скульптор А.Г. Сергеев и архитектор Г. С. Тронин. Скульптура выполнена из бронзы, постамент - стилобат и обелиск - из серого гранита. Высота скульптуры - 3 м, постамента - 0,8 м, обелиска – 20 м.

3. Памятник партизанам. 1978 г., скульптор О.А. Огнев, архитектор Г.М. Аптекин. Памятник расположен в лесном массиве у дороги Демидов-Пржевальское. 

Памятник генералу Ефремову.

Дата открытия монумента – ноябрь 1946 года. Авторы проекта - народный художник СССР Е. М. Вучетич и архитектор Я. Б. Белопольский. Согласно местным легендам,  памятник отлит из гильз, собранных на полях сражениий под Вязьмой.

Мемориальный комплекс.

Расположен на улице Зои Космодемьянской в Смоленске и посвящен памяти советских граждан, погибших в концентрационном лагере № 126. Лагерь находился здесь во время оккупации города фашистами с лета 1941-го и до осени 1943-го годов. 1975-м году по проекту архитекторов Г. Соосара и Е. Антонова, состоит из нескольких рядов бетонных надгробий, обозначающих места массовых захоронений убитых и условно обозначенных годами их смерти: 1941, 1942, 1943.

«Скорбящая мать». Расположен в Реадовском парке. Создан в 1970 году на братской могиле, в которой захоронено более 3 тысяч патриотов. Автор проекта – скульптор А. Сергеев, художник С. Новиков, архитекторы А. Стемпаржитский и Г. Соосар.


Конкурс – «Когда?»

Данный конкурс должен выявить знания учащихся об основных событиях Великой Отечественной войны. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Когда было?

Смоленское сражение – 10.07 – 10.09.1941г.

Открытие второго фронта в Европе – 06.06.1944г.

Берлинская операция – 16.04 – 02.05.1945г.

Снятие блокады Ленинграда – 27.01.1944г.

Сталинградская битва – 17.07.1942г. – 02.02.1943г.

Битва под Москвой – 30.09.1941г. – янв.1941г.

Курская дуга – 05.07 – 23.08.1943г.

Капитуляция Германии – 08.05.1945г.

Окончание Второй мировой войны – 02.09.1945г.

Нападение Германии на СССР. – 22.06.1941г.

Водружение знамени победы над Рейхстагом – 01.05.1945 г .



Конкурс – «Археолог».

Были найдены отрывки документов времён Великой Отечественной войны. Но они были повреждены огнём. Нам неизвестно когда и кем были составлены эти документы.

Каждая команда получает по отрывку. Учащиеся должны определить: 1) Что это за документ. 2) Когда он был составлен? 3) Кто является автором?

Максимальное количество баллов – 5.


Отрывок №1

«…Сегодня в 4 часа без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолётов наши города - Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие, причём убито и ранено более двухсот человек. Налёты вражеских самолётов и артиллерийский обстрел были совершены также с румынской и финской территорий… »


Правильный ответ: «Обращение министра иностранных дел – В.И.Молотова к гражданам». 12.00, 22.06.1941г.


Отрывок №2

«…Мой фюрер!

С момента поступления Вашей радиограммы, переданной вечером 22.11, события развивались стремительно. Замкнуть котёл на юго-западе и западе (противнику) не удалось. Здесь вырисовываются предстоящие вклинения противника.

Боеприпасы и горючее на исходе. Многие батареи и противотанковые орудия израсходовали весь боеприпас. Своевременное достаточное снабжение исключено.

Армии в самое ближайшее будущее грозит уничтожение, если путём концентрации всех сил противнику, наступающему с юга и запада, не будет нанесён уничтожающий удар… »


Правильный ответ: Обращение фельдмаршала Паулюса к А. Гитлеру. Накануне объединения двух советских фронтов, ноябрь 1942г.


Отрывок №3


«…Верховное главнокомандование Красной Армии приказывает:

Военным советам фронтов…

А) ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду об возможности отступления…

Б) снимать с поста и привлекать к военному суду командующих армиями, допустивших самовольный отход с занимаемых позиций без приказа…

В) сформировать (…)от одного до трёх штрафных батальонов (по 800человек), куда направлять младших, средних и старших командиров и политработников, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта…

2) Военным советам армий…

А) снимать с постов командиров и комиссаров корпусов и дивизий, допустивших самовольный отход с занимаемых позиций без приказа и предавать их военному суду…

Б) сформировать в пределах армий 35 хорошо вооружённых заградительных отрядов (по 200 человек), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникёров и трусов…»


Правильный ответ: Приказ №227 «Ни шагу назад!», лето 1942г. И.В.Сталин.

Отрывок №4

Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота!

К вам обращаюсь я, друзья мои!

Вероломное военное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, — продолжается.

Несмотря на героическое сопротивление Красной Армии, несмотря на то, что лучшие дивизии врага и лучшие части его авиации уже разбиты и нашли себе могилу на полях сражения, враг продолжает лезть вперед, бросая на фронт новые силы. Гитлеровским войскам удалось захватить Литву, значительную часть Латвии, западную часть Белоруссии, часть Западной Украины. Фашистская авиация расширяет районы действия своих бомбардировщиков, подвергая бомбардировкам Мурманск, Оршу, Могилев, Смоленск, Киев, Одессу, Севастополь. Над нашей Родиной нависла серьезная опасность.

Правильный ответ: из выступления Сталина И.В. по радио 3.07.1941 г.














Отрывок №5



t1604572681aa.jpg

Правильный ответ: немецкая пропагандистская листовка, предназначалась для военнослужащих красной армии (1941-19445)



Отрывок №6


Я, гражданин Великого Советского Союза, верный сын героического русского народа, клянусь, что не выпущу из рук оружия, пока последний фашистский гад на нашей земле не будет уничтожен. 
Я обязуюсь беспрекословно выполнять приказы всех своих командиров и начальников, строго соблюдать воинскую дисциплину. 
За сожженные города и села, за смерть женщин и детей наших, за пытки, насилия и издевательства над моим народом я клянусь мстить врагу жестоко, беспощадно и неустанно. 
Кровь за кровь! Смерть за смерть! 
Если же по своей слабости, трусости или по злой воле я нарушу эту свою присягу и предам интересы народа, пусть умру я позорной смертью от руки своих товарищей...

Правильный ответ: клятва советского партизана. Была принята осенью 1941 г.

Подведение итогов.

Судьи подсчитывают баллы и объявляют результаты:

Группы







1.Конкурс –«Кто?»







2.Конкурс – Памятники Смоленщины.








3.Конкурс – «Когда?».








4.Конкурс – «Археолог».







5.Конкурс -«Плакат».








Просмотр видеороликов.

Демонстрация фрагментов кинохроники: «Флаг над рейхстагом», «Парад Победы на Красной площади 1945г.», «Салют Победы – Москва 1945г.»

(Звучит песня «День Победы!», муз. Д.Тухманова, сл. В.В.Харитонова,).

Декламация стихотворения преподавателем.

В тот день, когда окончилась война

И все стволы палили в честь салюта,

В тот час на торжестве была одна

Особая для наших душ минута.

В конце пути, в далёкой стороне,

Под гром пальбы прощались мы впервые

Со всеми, что погибли на войне,

Как с мёртвыми прощаются живые.

Мы с ними шли дорогою войны

В едином братстве воинском до срока,

Суровой славой их озарены,

От их судьбы всегда неподалёку.

И только здесь, в особый этот миг,

Исполненный величья и печали,

Мы отделялись навсегда от них:

Нас эти залпы с ними разлучали.

Вот так, судьбой своею смущены,

Прощались мы на празднике с друзьями.

И с теми, что в последний день войны

Ещё в строю стояли вместе с нами;

И с теми, что её великий путь

Пройти смогли едва наполовину;

И с теми, чьи могилы. Где-нибудь

Ещё у Волги обтекали глиной.


Мы с теми, что под самою Москвой

В снегах глубоких заняли постели,

В её предместьях на передовой

Зимою сорок первого

И с теми,

Что, умирая, даже не могли

Рассчитывать на святость их покоя

Последнего, под холмиком земли,

Насыпанном нечуждою рукою.

Со всеми, отошедшими от нас,

Причастными одной великой сени

Знамён, склоненных, как велит приказ, -

Со всеми, до единого со всеми.

Простились мы.

И смолкнул гул пальбы,

И время шло. И с той поры над ними

Берёзы, вербы, клён и дубы

В который раз листву свою сменили.

Но вновь и вновь появится листва,

И наши дети вырастут и внуки,

А гром пальбы в любые торжества

Напомнят нам о той большой разлуке.

Суда живых – не меньше павших суд.

И пусть в душе до дней моих скончанья

Живет, гремит торжественный салют

Победы и великого прощанья

(А.Т.Твардовский, 1948г.)

Урок окончен.








































Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.