12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена1372
Прекрасного настроения всегда не хватает, если сам об этом не позаботишься!!!Всем позитива!!!
Россия, Алтайский край, Рубцовск
Материал размещён в группе «Классные руководители»

Классный час

«Разговор о правильном питании»

Подготовила:

учитель начальных классов

Ташкинова Е.А.

 


 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОГРАММЕ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
Классный час «Разговор о правильном питании» в 1 классе

Работу выполнила:

Ташкинова Елена Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей «Эрудит»,город Рубцовск,

улица Осипенко182 В, тел. 8 (38557) -9-14-23,

4 года работаю по программе «Разговор о правильном питании»

Конкурс методических разработок «Развитие коммуникативных навыков у учащихся

при реализации программы «Разговор о правильном питании»

Название конкурсной работы: «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»

Конкурсная работа разработана

учителем начальных классов Ташкиновой Еленой Анатольевной

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение « Лицей « Эрудит»

Возраст учащихся -7-8 лет

Используемая часть программы «Разговор о правильном питании».

Описание системы работы по программе «Разговор о правильном питании» С 2011 по 2015 мною разработана и реализуется система работы по популяризации правильного питания и организации горячего питания. Снижение уровня показателей здоровья детей и подростков - актуальная проблема современного общества. Ее решение включает в себя множество аспектов: социальный, экономический, экологический, политический и т.д. Однако одно из ведущих мест среди них занимает культурный аспект, связанный с формированием у подрастающего поколения ценностного отношения к собственному здоровью. Важную роль в реализации этой задачи играют использование образовательных, информационных, художественно-творческих технологий развивающих программ во внеурочной и воспитательной направлениях работы с учащимися начальных классов. Одной из них является программа "Разговор о правильном питании", разработанная в 1998 году специалистами Института возрастной физиологи Российской академии образования под руководством Безруких М.М., директора этого Института, академика РАО. Программа рассчитана на дошкольников и школьников в возрасте от 6 до 14 лет и состоит из трех частей. Мною в 2011-2015 г. на основе раздела - "Формула правильного питания" (для школьников 6-14 лет.) была самостоятельно разработана система внеурочных мероприятий для учащихся 7 - 11 лет, с привлечением родителей. Занятия строились в соответствии с основой программой, которая носила информационно-практическую направленность: формирование у учащихся школы 1 ступени правильных представлений о важности правильного, сбалансированного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья. Акцент в реализации системы работы по популяризации правильного питания и организации горячего питания среди младших школьников заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. Рассмотрим некоторые из тем системы мероприятий из части «Формула правильного питания» программы "Разговор о правильном питании". Так, тема "Полезные продукты для организма младшего школьника" направлена на формирование у детей представления о значимости различных продуктов питания для здоровья. В содержании образовательного материала мероприятий (классного часа) нет деления на полезные и вредные продукты. Как и авторы "Разговора о правильном питании", я стараюсь избегать такого резкого деления, ведь при этом оценки, сделанные учителем в ходе мероприятия, могут противоречить традициям питания, сложившимся в семье. Можно ли, к примеру, говорить школьнику о вреде бутербродов с колбасой, если дома он обычно ест их на завтрак и ужин? Поэтому как и авторы программы «Разговор о правильном питании» предлагаю оценивать продукты как очень полезные (те, которые нужно есть ежедневно); полезные, но употребляемые не каждый день; и те, которые есть можно, но не часто. К сожалению, полезность того или иного продукта, блюда далеко не всегда определяет его популярность среди детей. Одно из направлений контроля своего рациона-действия самого учащегося, который составляет себе меню, выбирает продукты через рисунки, описание, коллажи, где записывает, рисует, наклеивает изображения самых полезных продуктов и блюд, которые ел в течение 2 дней или 1 дня.. Никто не запрещает ребенку есть любые блюда, но в его сообщении должны быть отмечены только "самые-самые". Так, незаметно для самого себя ребенок привыкает оценивать полезность своего ежедневного рациона. Выполняя игровые задания, дети должны собрать для себя корзину самых полезных продуктов. Для этого могут быть использованы рисунки и наклейки из тетради; муляжи продуктов. Однако наиболее эффективной формой организации такого занятия являются классные часы, внеклассные мероприятия, которые проводятся совместно с родителями. Между тем, реализация установки на здоровый образ жизни невозможна, если ребенок не умеет прогнозировать и оценивать предполагаемые результаты собственного поведения. Это, в свою очередь, позволит ребенку избегать форм поведения, причиняющих вред здоровью, сознательно делая выбор в пользу сберегающего здоровье поведения. Тема " Овощи и фрукты – полезные продукты " рассказывает детям о полезных свойствах овощей и фруктов в рационе школьников. Дети получают представление о наиболее распространенных продуктах – источниках витаминов, узнают о том, какие продукты могут использоваться в качестве кладовой витаминов зимой и осенью. Проведение мероприятий по темам программы «Разговор о правильном питании» позволяет более ярко, интереснее, нагляднее провести занятия, разнообразить практически знания детей о важности овощей и фруктов, о сочетаемости продуктов, о «здоровой» и насыщаемой пищи.

Данные разработки и методический материал мероприятий учитывает следующие аспекты изучения материала о здоровой пище:

1) Знакомство, расширение знаний о продуктах проходит более в нетрадиционном подходе проведения занятий.

2) При проведении занятий (мероприятий) ребёнок является не только слушателем, но и участвует в театрализованных моментах, игровых формах, в проектной деятельности

3) Так как мероприятия проводятся с детьми младшего школьного возраста, то главной ведущей деятельностью в проведении остаётся игра, постоянная смена видов деятельности: выступление, обсуждение, работа в группах, мини проект, путешествие, экскурсия, выпуск газет, рекламок, составление меню, театрализация, комбинирование сюжетно-ролевых игр с образно-ролевыми.

Данная система внеурочных мероприятий как для учащихся, так и для родителей помогает проявить активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, умений организации меню школьника начальных классов, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона, о чём свидетельствуют рисунки, плакаты, рефераты, презентации самих участников занятий.

Основные воспитательные и образовательные задачи при реализации популяризации правильного питания среди младших школьников.

Основная цель системы работы по популяризации правильного питания и организации горячего питания – воспитание у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья.

Цели системы работы по направлению привития представлений о правильном питании младших школьников:

формирование у детей ценностного отношения к собственному здоровью;

 освоение навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.

Задачи:

• развивать представления о правильном питании;

• формировать полезные навыки и привычки;

• формировать ответственное отношение к своему здоровью;

• формировать представления о народных традициях, связанных с питанием;

• просвещать родителей в вопросах рационального питания для детей.

Актуальность данной программы в том, что при обилии и разнообразии предлагаемых продуктов питания у детей наблюдается нарушение обмена веществ, избыток употребления продукции с повышенным содержанием вредных веществ, неправильно сформирован режим приёма пищи, выбор продуктов для приготовления блюд. Очень важно, что данная система мероприятий знакомит детей с полезными, необходимыми для детей 7-11 лет продуктами. Мероприятия, которые входят в внеклассную систему работы по реализации программы«Разговор о правильном питании», предусматривают обязательную практическую часть: приготовление простых полезных блюд, экскурсии, участие в конкурсах потребителей, рекламные блоки понравившегося продукта. Чтобы не повторяться в форме проведения ознакомления с продуктами правильного и здорового питания, данной программой предусмотрено проведение занятий в виде «заочных путешествий во времени», практических занятий, ярмарок, экскурсий. При проведении внеклассных мероприятий (классных часов, Дней здоровья, диспутов, занятий по внеурочной деятельности) позволило не ограничивать формы проведения занятий и время проведения, а прохождение занятий в каникулярное время расширяет возможность использования разнообразных фруктов и овощей. Форма внеклассных мероприятий позволяет расширять временные рамки мероприятий, переставлять тематику мероприятий т.к темы все взаимосвязаны. Классные часы, творческие лаборатории, родительские собрания, мероприятия совместные с родителями, экскурсии, представления-презентации, отчёт по своим тетрадям-наблюдениям уроки здоровья, мероприятия по пропаганде здорового и правильного питания. По признанию большинства родителей (82 %), программа "Разговор о правильном питании" оказывает положительное влияние на организацию и структуру питания в семье, сделав его более эффективным и полезным, отдельные вопросы на родительских собраниях: в течение четырёх лет на всех родительских собраниях поднимался вопрос необходимости горячего питания в школе. Для учащихся были проведены тематические классные часы: - «Разговор о правильном питании» (где с помощью игровых моментов преподнесена информация о рациональном питании с различных точек зрения и осмыслена с научных позиций, итоги были подведены присутствующим соц.педагогом. Внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс расширяет и углубляет знания по изучаемой проблеме.

Оценка эффективности конкурсной работы Усвоение информации по системе внеурочных мероприятий и работе с родителями проводится по итогам анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий, участие в конкурсах, выставках, исследовательских работах. Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин. В том числе:

- оформление выставок работ учащихся в классе, школе;

- оформление выставки фотографий «Мы – за здоровое питание»

--участие в практических презентациях исследовательских работ, защита ;

-разработки индивидуальных меню, комплектов полезных продуктов;

-совместные мероприятия (родители и учащихся)по пропаганде правильного питания среди младших школьников;

Литература:

1. Витамины / Под ред. Смирнова М. П.— М.: Медицина, 1974. 140 с.

2. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. О. Возрастная физиология. М., 2002, 414 с.

3. Губанов И. А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. М.: АВР, 1996. 556 с.

4. Ермакое Б. С. Лесные растения в вашем саду (плодово-ягодные деревья и кустарники / Справочное пособие. М.: Экология, 1992. 159 с.

5. Ладодо К. С., Отт В. Д., Фатеева Е. М. и др. Основы рационального питания детей. Киев, 1987. 256 с.

6. Лихарев В. С. Лекарства с огорода. Саратов: Детская книга, 1993. 352 с.

7. Надеждина Н. А. Во саду ли, в огороде... М.: Детская литература, 1972.

8. Роль факторов питания при адаптации организма к физическим нагрузкам / Сб. науч. трудов. Л.: ЛНИИФК, 1986 120с.

9. Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002. 400 с


 


 


 

В ходе реализации программы«Разговор о правильном питании» представляю методическую разработку классного часа«Правильно питаться – здоровьем отличаться!»

Цель:

создать условия для формирования представлений об основных питательных веществах, продуктах, их содержащих, о рациональном питании;

формировать у младших школьников основ рационального питания как одной из составляющей здорового образа жизни

Задачи:

-расширение знаний детей о продуктах, которые наиболее полезны и необходимы человеку; научить выбирать самые полезные продукты;

-формирование представлений об основных принципах гигиены питания и режиме питания;

- формирование представления о разнообразии витаминов, овощей и фруктов, их полезными свойствами и значение для организма.

Оборудование:

- карточки с изображением полезных и вредных продуктов; карточки с изображением овощей и фруктов

- плакаты для оформления: «Правильно питаться – здоровьем отличаться!»; «Каша- здоровье наше!»; «Овощи и фрукты – полезные продукты!»

-рисунки детей на тему: «Правильно питаться – здоровьем отличаться!»

Ход занятия

I. Вводная часть.

Организационный момент. Постановка целей.

Первый чтец.

Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться.

Чтоб расти и развиваться

И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь.

Родитель: Эти стихи не шутка, а правда. Вы тоже с юных лет учитесь на уроках здоровья, как нужно правильно питаться. А для правильного питания нужны ... (полезные продукты). В них содержатся питательные вещества: жиры, белки, углеводы.

II. Основная часть.

1. Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин».

Стучится в дверь почтальон.

Почтальон. Я принес письмо от Карлсона:

Здравствуйте, друзья! Свое письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье, болит голова, в глазах звездочки, все тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси-кола. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров.

Ваш Карлсон.

Учитель. Ребята, верно ли Карлсон составил меню? Сейчас мы идем в магазин и выберем продукты для него. (Первый и третий ряд - покупатели. Второй ряд - контролер)

Покупатели складывают в корзину картинки с изображением различных продуктов.

Учитель. Мы выбрали самые полезные продукты. А сейчас разложим остальные продукты на две тарелки: на желтую - полезные продукты, используемые достаточно часто, на красную - продукты, присутствующие на столе редко.

Работает второй ряд. Остальные - контролеры.

2. Беседа по теме.

Учитель. Чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие.

- Что означает «умеренность»?

Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают все переваривать.

- Что значит «разнообразие»?

Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи - фрукты и овощи - содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы).

- Объясните, как вы понимаете пословицу: «Овощи - кладовая здоровья»? Придумайте загадки об овощах и фруктах.

- Подумайте, можно ли приготовить обед из трех блюд, если у вас есть только свекла, картофель, фасоль, лук и плоды шиповника?

III. Оздоровительная минутка.

Игра «Вершки и корешки».

- Если едим подземные части продуктов, надо присесть, если наземные - встать во весь рост и вытянуть руки вверх. (Картофель, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, тыква)

IV. Заключительная часть.

1. Инсценировка «Спор овощей».

Каждый овощ (в руках у ребенка картинка, на которой нарисован соответствующий овощ) доказывает, что он самый полезный и вкусный.

2. «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть».

- Нарисуйте продукты, полезные для здоровья.

V. Итог.

Второй чтец.

Подведем теперь итог.

Чтоб расти, нужен белок,

Для защиты и тепла

Жир природа создала.

Как будильник без завода

Не пойдет ни так, ни так,

Так и мы без углеводов

Не обходимся никак.

Витамины - просто чудо!

Сколько радости несут:

Все болезни и простуды

Перед ними отвернут.

Вот поэтому всегда

Для нашего здоровья

Полноценная еда –

Важнейшее условие.

О. П. Власенко

 

видео Что такое здоровый образ жизни
 

 

Приложение


 


 


 


 


 


 


 

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.