12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Фоломкина Н.А.21 |
Программа по внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕООБРАРЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 13»
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Утверждаю» |
на заседании МК | заместитель директора | Директор МБОУ «Школа № 13» |
протокол № | Лутикова И.А. | Боброва Н.В. |
______________ ______________
« » ______201_ г. « »______201_г. « »_______201_г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
для 1-4 классов
Количество часов: 34 часа
Учитель начальных классов: Фоломкина Наталья Алексеевна,
Высшая квалификационная категория
Программа разработана на основе авторской программы «Разговор о правильном питании» Безруких М.М., Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева. М.: Просвещение, 2014
РЯЗАНЬ 2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе
1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
2. Авторской программы «Разговор о правильном питании» Безруких М.М., Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева.
Программа отражает идеи и положения формирования культуры здорового питания, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.
Цели:
развитие представлений детей о ценности здоровья, укреплять и заботиться о собственном здоровье;
расширение знаний детей о продуктах здорового и нездорового питания ;
освоение правил этикета, связанных с питанием;
формирование у детей интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания;
овладение умениями правильно питаться; участвовать в диалогах, составлять несложные высказывания;
Задачи:
социализация обучающихся – вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение обучающихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народов;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере здорового образа жизни.
Помимо этого, развитие представлений подростков о правильном питании и о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей призвано обеспечить:
ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о навыках этикета, являющихся неотъемлемой частью общей культуры личности; пробуждение интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширением знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа, культуре и традициям других народов;
овладение ключевыми потребностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к собственному здоровью.
Преподавание программы «Разговор о правильном питании» проводится во второй половине дня. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом. Программа «Разговор о правильном питании» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю: 1 класс -33часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа. Общий объём учебного времени составляет 135 часов ( теоретических – 51ч., практических – 84 ч.) В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, соревнования, конкурсы).
.
Содержание программы
Программа состоит из трех модулей.
1 модуль: «Разговор о правильном питании» - для детей 7-8 лет.
2 модуль: «Две недели в лагере здоровья» - для детей 9-10 лет.
3 модуль: «Формула правильного питания» - для детей 10-12 лет.
Тематика программы охватывает различные аспекты рационального питания:
1 модуль "Разговор о правильном питании"
разнообразие питания:
"Самые полезные продукты",
"Что надо есть, если хочешь стать сильнее",
"Где найти витамины весной",
"Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты",
"Каждому овощу свое время";
гигиена питания: "Как правильно есть";
режим питания: "Удивительные превращения пирожка";
рацион питания:
"Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной",
"Плох обед, если хлеба нет",
"Полдник. Время есть булочки",
"Пора ужинать",
"Если хочется пить";
культура питания:
"На вкус и цвет товарищей нет",
"День рождения Зелибобы".
2 модуль "Две недели в лагере здоровья"
разнообразие питания:
"Из чего состоит наша пища",
"Что нужно есть в разное время года",
"Как правильно питаться, если занимаешься спортом";
гигиена питания и приготовление пищи:
"Где и как готовят пищу",
"Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен";
этикет:
"Как правильно накрыть стол",
"Как правильно вести себя за столом";
рацион питания:
"Молоко и молочные продукты",
"Блюда из зерна",
"Какую пищу можно найти в лесу",
"Что и как приготовить из рыбы",
"Дары моря";
традиции и культура питания: "Кулинарное путешествие по России".
3 модуль "Формула правильного питания"
рациональное питание как часть здорового образа жизни:
"Здоровье - это здорово";
"Продукты разные нужны, продукты разные важны",
режим питания: "Режим питания",
адекватность питания: "Энергия пищи",
гигиена питания и приготовление пищи:
"Где и как мы едим",
"Ты готовишь себе и друзьям";
потребительская культура: "Ты - покупатель";
традиции и культура питания:
"Кухни разных народов",
"Кулинарное путешествие",
"Как питались на Руси и в России",
"Необычное кулинарное путешествие".
Планируемые результаты освоения учебного курса
– здоровый образ жизни;
– питательные вещества, необходимые организму;
– режим и рацион питания;
– правила гигиены питания;
– правила ответственного покупателя;
– правила безопасного обращения с кухонной техникой, сервировка стола и правила этикета;
– традиции и обычаи питания в разных станах;
– история и культура питания.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
- умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- умение использовать знания в повседневной жизни;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступить;
- умение проявлять инициативу и самостоятельность на занятиях;
- познавательный интерес к основам культуры питания.
Метапредметные результаты:
– умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
– умение работать с разными источниками информации о здоровом и правильном питании: анализировать и оценивать информацию;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к собственному здоровью;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;
- умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально ив группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласований и учета интересов;
– формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ-компетенций).
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
– узнают о здоровом образе жизни;
– узнают питательные вещества, необходимые организму;
– режиму и рациону питания;
– правилам гигиены питания;
– правилам ответственного покупателя;
– правилам безопасного обращения с кухонной техникой, сервировкой стола и правила этикета;
– узнают традиции и обычаи питания в разных станах;
– узнают историю и культуру питания.
Обучающиеся получат возможность научиться:
– заботе о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей;
– заботиться о здоровье и укреплять собственное здоровье;
– проведению несложных экспериментов, проведению анкетирования,
– полезным привычкам и навыкам в области правильного питания.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема | Элементы содержания | Планируемые результаты | Вид контроля | Инф-методич. обеспеч |
1-4 | Если хочешь быть здоров | Здоровье, питание, правила питания | формировать представление о ценности здоровья, значении правильного питания | Групповой, фронтальный, индивидуальный | Учебные пособия, дидактические таблицы, схемы, интерактивная доска, компьютер, проектор. |
5-8 | Самые полезные продукты | Продукты, блюда, здоровье | формировать представление о продуктах ежедневного рациона; продуктах, которые нужно есть часто; продуктах, которые нужно есть иногда формировать представление о том, какие продукты наиболее полезны для человека формировать представление о необходимости ответственно относиться к своему здоровью и питанию | ||
8-12 | Как правильно есть | Питание, здоровье, правила гигиены | развивать представление об основных правилах гигиены питания, важности их соблюдения развивать основные гигиенические навыки, связанные с питанием | ||
13-16 | Удивительные превращения пирожка | Здоровье, питание, режим | формировать представление о роли регулярного питания для здоровья формировать представление об основных требованиях к режиму питания | ||
17-20 | Из чего варят каши, и как сделать кашу вкусной | Завтрак, режим, меню, каша, крупа | формировать представление о завтраке как обязательной части ежедневного меню расширить представление о блюдах, которые могут входить в меню завтрака формировать представление о каше как полезном и вкусном блюде | ||
20-23 | Плох обед, если хлеба нет | Обед, блюдо, первое блюдо, второе блюдо, десерт, закуска, меню | формировать представление об обеде как обязательной части ежедневного меню формировать представление об основных блюдах, входящих в состав обеда, об опасности питания «всухомятку» | ||
24-27 | Полдник. Время есть булочки | Полдник, меню, хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты | формировать представление о полднике как обязательной части ежедневного меню формировать представление о продуктах и блюдах, которые могут быть включены в меню полдника | ||
28-31 | Пора ужинать | Ужин, меню | формировать представление об ужине как обязательной части ежедневного меню расширить представление о блюдах, которые могут быть включены в меню ужина |
| |
32-33 | Наши итоги | тест | чему научились за год |
Ученики должны знать:
- полезные продукты;
- правила этикета;
- роль правильного питания в здоровом образе жизни.
После первого года обучения ученики должны уметь:
- соблюдать режим дня
- выполнять правила правильного питания;
- выбирать в рацион питания полезные продукты
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Тема | Вид контроля | Инф-методич. обеспеч. | Планируемые результаты | Элементы содержания |
1-4 | Где найти витамины весной | Групповой, фронтальный, индивидуальный | Учебные пособия, дидактические таблицы, схемы, интерактивная доска, компьютер, проектор. | формировать представление о роли витаминов для здоровья человека, основных продуктах — источниках витаминов формировать представление о важности и необходимости включения в рацион питания растительной пищи | Витамины, фрукты, овощи |
5-8 | Как утолить жажду | формировать представление о роли воды для организма человека расширить представление о разнообразии напитков, пользе различных видов напитков | Жажда, здоровье, напитки | ||
8-12 | Что надо есть, если хочешь стать сильнее | расширить представление о роли спорта для сохранения и укрепления здоровья формировать представление о продуктах и блюдах, которые нужно включать в рацион питания человека, занимающегося спортом | Здоровье, спорт, питание | ||
13-16 | На вкус и цвет товарищей нет | познакомить детей с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов и блюд формировать представление о том, как происходит распознавание вкуса формировать умение описывать вкусовые свойства продуктов и блюд | Вкус, блюда, продукты | ||
17-20 | Овощи, ягоды и фрукты — витаминные продукты | расширить представление о пользе фруктов и овощей как об источниках витаминов расширить представление об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из растительной пищи | Овощи, фрукты, витамины, здоровье | ||
20-23 | Каждому овощу — свое время | развивать представление о пользе фруктов и овощей формировать представление о сезонных фруктах и овощах | Овощи, фрукты, витамины, здоровье | ||
24-27 | Праздник урожая | обобщить знания о правильном питании расширить представление о наиболее полезных продуктах и блюдах | Питание, здоровье, блюда | ||
28-32 | Из чего состоит наша пища | формировать представления об основных питательных веществах и их роли для организма человека, продуктах и блюдах — источниках питательных веществ формировать представления о важности разнообразного питания для здоровья человека | Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, рацион | ||
33-34 | Наши итоги | чему научились за год | тест |
Предполагаемые результаты 2-го года обучения.
Обучающиеся должны знать:
- основные правила питания;
- важность употребления в пищу разнообразных продуктов;
- роль витаминов в питании.
После 2-года обучающиеся должны уметь:
- соблюдать гигиену питания;
- готовить простейшие витаминные салаты;
- выращивать зелень в горшочках.
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Тема | Планируемые результаты | Элементы содержания | Вид контроля | Инф-методич. обеспеч. |
1-2 | Что нужно есть в разное время года | формировать представление о сезонности питания — рационе питания в жаркое и холодное время года расширять представление о значимости разнообразного питания расширять представление о традиционных кухнях народов нашей страны | Питание, блюда, погода, кулинарные традиции | Групповой, фронтальный, индивидуальный | Учебные пособия, дидактические таблицы, схемы, интерактивная доска, компьютер, проектор. |
3-4 | Как правильно питаться, если занимаешься спортом | развивать представление о зависимости рациона питания от физической активности человека развивать представление о важности занятий спортом для здоровья | Здоровье, питание, спорт, рацион | ||
5-6 | Где и как готовят пищу | формировать представление об основных правилах гигиены и техники безопасности, которые необходимо соблюдать на кухне во время приготовления пищи развивать интерес и желание участвовать в приготовлении пищи, помогать родителям на кухне | Кухня, техника безопасности, кулинария, бытовая техника | ||
7-10 | Как правильно накрыть стол | развивать представление о правилах сервировки стола развивать желание и готовность помогать родителям по дому (накрывать стол) | Сервировка, столовые приборы, столовая и кухонная посуда | ||
11-14 | Молоко и молочные продукты | развивать представление о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона расширять представление об ассортименте молочных продуктов, их пользе | Молоко, молочные продукты, кисломолочные продукты | ||
15-16 | Блюда из зерна | развивать представление о продуктах и блюдах, приготавливаемых из зерна, как обязательном компоненте ежедневного рациона развивать представление о пользе и значении продуктов и блюд, приготавливаемых из зерна расширять представление об ассортименте зерновых продуктов и блюд | Зерно, злаки, зерновые продукты и блюда, хлебобулочные изделия | ||
17-20 | Какую пищу можно найти в лесу | формировать представление о дикорастущих съедобных растениях, их полезности расширять представление об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из дикорастущих съедобных растений расширять представление о разнообразии и богатстве растительных пищевых ресурсов своего края или области | Дикорастущие растения, съедобные растения, растительные ресурсы | ||
21-22 | Что и как можно приготовить из рыбы | развивать представление о пользе и значении рыбных блюд расширять представление об ассортименте блюд из рыбы формировать представление о природных ресурсах своего края | Рыба, рыбные блюда | ||
23-24 | Дары моря | формировать представление о морских съедобных растениях и животных, о многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены формировать представление о пользе морепродуктов, важности включения их в рацион | Морепродукты | ||
25-28 | «Кулинарное путешествие» по России | формировать представление о кулинарных традициях и обычаях как составной части культуры народа расширять представление о кулинарных традициях и обычаях края или области, в которой проживает ученик, а также о традициях и обычаях, сложившихся в других регионах нашей страны | Кулинария, кулинарные традиции и обычаи | ||
29-30 | Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен | расширять представление о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных «обычных» продуктов развивать интерес к приготовлению пищи | Кулинария, питание, здоровье, блюда | ||
31-32 | Как правильно вести себя за столом | развивать представление об этикете как норме культуры, важности соблюдения правил поведения за столом формировать представление о праздничной сервировке стола | Этикет, правила поведения за столом, сервировка | ||
33-34 | Наши итоги | чему научились за год | тест |
Предполагаемые результаты 3-го года обучения должны знать:
- при недостатке того или иного питательного вещества организм не может справляться с работой;
- основные отличия рациона питания в летний и зимний периоды;
- здоровье и внешность человека во многом зависит от него самого;
- условия хранения продуктов;
- правила сервировки стола;
- важность употребления молочных продуктов.
После третьего года обучения ученики должны уметь:
- составлять меню;
- соблюдать правила техники безопасности при использовании кухонных принадлежностей и бытовых приборов;
- различать столовые приборы и столовую посуду, которая используется к завтраку, обеду.
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Тема | Планируемые результаты | Элементы содержания | Вид контроля | Инф-методич. обеспеч. |
1 | Здоровье — это здорово | развивать представления о ценности здоровья и роли правильного питания в его сохранении развивать представление об ответственности человека за свое здоровье формировать умение оценивать свой образ жизни, его соответствие понятию «здоровый» | Здоровье, питание, образ жизни | Групповой, фронтальный, индивидуальный | Учебные пособия, дидактические таблицы, схемы, интерактивная доска, компьютер, проектор. |
2 | Продукты разные нужны, блюда разные важны | развивать представление об основных питательных веществах и их роли для организма формировать умение оценивать свой рацион питания | Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, рацион | ||
3 | Режим питания | развивать представление о роли регулярного питания для сохранения здоровья формировать представление о разных типах режима питания формировать умение планировать свой день с учетом необходимости регулярно питаться | Режим питания, режим дня, образ жизни | ||
4 | Энергия пищи | развивать представление об адекватности питания, его соответствии образу жизни, возрасту развивать представление о влиянии питания на внешность человека формировать представление о пище как источнике энергии, различной энергетической ценности продуктов питания | Калории, калорийность, высококалорийные и низкокалорийные продукты | ||
5 | Где и как мы едим | развивать представление о правилах гигиены питания, важности полноценного питания и опасности питания «всухомятку» формировать представление о системе общественного питания, правилах, которые необходимо соблюдать во время посещения столовой, кафе и т.д. | Общественное питание, правила гигиены, режим питания | ||
6 | Ты — покупатель | формировать представление о правах и обязанностях покупателя, поведении в сложных ситуациях, которые могут возникать в процессе совершения покупки формировать умение использовать информацию, приведенную на упаковке товара | Покупатель, потребитель, торговля, права покупателя | ||
7-8 | Ты готовишь себе и друзьям | развивать представления о правилах безопасного поведения на кухне, при использовании бытовых приборов развивать представление об этикете и правилах сервировки стола развивать интерес к процессу приготовления пищи формировать практические навыки приготовления пищи | Бытовая техника, кулинария, сервировка, этикет | ||
9-10 | Кухни разных народов | формировать представление о факторах, которые влияют на особенности национальных кухонь (климат, географическое положение и т.д.) формировать представление о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием у жителей разных стран развивать чувство уважения и интереса к истории и культуре других народов | Кулинария, кулинарные традиции и обычаи, климат, географическое положение, культура | ||
11-12 | Кулинарная история | формировать представление о кулинарии как части культуры человечества расширять представление о традициях и культуре питания в различные исторические эпохи | История, эпоха, культура, кулинария | ||
13-14 | Как питались на Руси и в России | развивать представления об истории кулинарии и истории своей страны, традициях и обычаях питания своего народа развивать чувство гордости и уважения к истории своей страны | История, кулинария, традиции, обычаи, культура | ||
15-16 | Необычное кулинарное путешествие | развивать представления о культуре питания как составляющем компоненте общей культуры человека развивать культурный кругозор учащихся, пробуждать интерес к различным видам искусства | Культура, жанры живописи, музыкальные жанры, литература, кулинария | ||
17 | Составляем формулу правильного питания | подвести итоги работы с учебно-методическим комплектом, подсчитать набранные баллы проанализировать уровень освоения материала. |
Предполагаемые результаты четвёртого года обучения
Ученики должны знать:
- кулинарные традиции своего края;
- растения леса, которые можно использовать в пищу;
- необходимость использования разнообразных продуктов,
- пищевую ценность различных продуктов.
должны уметь:
- приготовить блюдо, если набор продуктов ограничен,
- выбирать из набора продуктов наиболее полезные для организма;
- накрывать праздничный стол.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой программы «Разговор о правильном питании» в частности.
Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества. В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) гербарии ;продукты питания; микропрепараты; столовые приборы; бытовые приборы для кухни
2) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи, схемы, плакаты;
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем программы «Разговор о правильном питании».
Наряду с принципом наглядности в изучении программы «Разговор о правильном питании» в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.
В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы, человеческих взаимоотношений, поэтому изучение курса «Разговор о правильном питании», насыщенного сведениями о живой и неживой природе, организме человека, различных сторонах общественной жизни, должно стимулировать формирование устойчивого познавательного интереса, его дальнейшее развитие. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания программы «Разговор о правильном питании», а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации.
Литература
· Программа «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.
· Программа «Две недели в лагере здоровья» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.
· Программа «Формула правильного питания» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.
Сайт Nestle «Разговор о правильном питании»