Разработка классного часа «День народного единства»
Методическая разработка классного часа
для обучающихся 7-8 классов по теме :
«День народного единства»
Разработала и провела:
классный руководитель 7 класса, учитель истории высшей категории
МОБУ «Средняя общеобразовательная школа п.Сурок»
Пересыпка Елена Вениаминовна
Форма мероприятия:
Аукцион знаний
Участники аукциона учащиеся 7-8 классов в количестве 6 человек. «Зрители» - ученики 6- 8 классы (35 человек)
Цель:
Обобщить и систематизировать знания обучающихся о важнейших событиях истории Смутного времени и деятельности известных исторических личностей данной эпохи.
Задачи:
1.Развитие познавательного интереса школьников к предмету «история», «литература»
2.Воспитание у обучающихся патриотизма, уважения к родной стране ,к её истории и традициям.
3.Формирование у учащихся непредвзятого отношения к предпринимательству, воспитание духа соревнования, развитие желания зарабатывать деньги собственным интеллектом.
Ход аукциона
Вступительное слово учителя
С 2005 года Россия отмечает новый для себя праздник День народного единства.16 декабря 2004 Госдума РФ приняла о федеральный закон "О днях воинской славы" (Победных днях России)", где и вводился новый праздник и произошло фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. 4 ноября 1612 г. народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения. Именно этот день в 1612 году стал решающим в освобождении Москвы от польско-литовских интервентов. Именно о тех исторических событиях мы и будем говорить на нашем аукционе знаний .
Порядок проведения аукциона
Все участники перед началом аукциона получили в банке первоначальный капитал в виде краткосрочного кредита под 30% годовых (до конца аукциона) в размере 1000 руб.. Это означает, что в конце аукциона все, взявшие кредит, должны вернуть в банк 1300 руб..
В виде лотов, продаваемых на аукционе, предлагаются вопросы. Правильный ответ на приобретенный вопрос приносит участнику определенный доход. Я объявляю порядок проведения торгов и названия лотов.
"Открытый лот" - "Конкретный вопрос"
Тема: « Отчизны верные сыны »
Правила проведения лот:
1) участникам задается конкретный вопрос
2) право на ответ может купить любой из участников, заплатив наибольшую сумму в ходе торгов;
3) первоначальная стартовая цена каждого лота (права на ответ) составляет 100 руб, а торговый (аукционный) шаг - 20 руб.в,
4) участник, предложивший наибольшую сумму и купивший очередной лот, платит в банк сумму, за которую он купил этот выставленный лот;
5) за правильный ответ на вопрос, который им был куплен, участник получает денежное вознаграждение от 300руб;
7) если участник ответил на вопрос неверно, он платит в банк штраф в размере 100 руб, а лот снимается с торгов и может быть выставлен в конце тура для повторной продажи с аукциона. Деньги, уплаченные за вопрос в банк, участнику не возвращаются;
8) в том случае, когда у кого-либо из участников закончились деньги, он может взять в банке дополнительный кредит, но не более 1000 руб. и уже под 50% годовых.
Вопросы лота: « Кто это»
1”от москвичей призыв идет…
Дошел до Нижнего призыв,
До старосты, до мужика,
Нижегородца – мясника,
Что звался …» (Минин –Сухорук)
2. «Знавшего правду борца-вожака
В прорубь столкнула царева рука.
Черная прорубь его проглотила… (Иван Болотников)
3. Патриарх Московский и Всея Руси. Активно выступал против польской власти в период Смуты. (Гермоген)
4.«Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги!...
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти!
Пусть мы заблудились, пусть вьюга бушует,
Но смерти от ляхов ваш царь не минует!..
Веди ж нас,— так будет тебе за труды;
Иль бойся: не долго у нас до беды!
Заставил всю ночь нас пробиться с метелью...
Но что там чернеет в долине за елью?» ( Иван Сусанин)
5.Племянник царя, талантливый полководец , разгромивший лагерь тушинцев, жертва придворных интриг.
(Михаил Скопин – Шуйский)
6. Воевода Смоленска, который организовал оборону от поляков и целых 20 месяцев город противостоял врагу. ( Михаил Шеин)
Полуоткрытый лот
Тема: « Смутное время»
В этом туре на продажу выставляется не конкретный вопрос, а только общая тема предлагаемых вопросов. Участник узнает точную формулировку вопроса лишь после того, как он купит выставленный лог, т. е уплатит максимально высокую цену из всех предлагаемых в ходе торгов. Ц первоначальная стартовая цена лота – 300 руб., а торговый шаг 5 0 рублей. Однако цена за правильный ответ возрастает и составляет 500 руб. Остальные правила прежние. Участник, неправильно ответивший на вопрос, также платит штраф – 100 рублей, а лот снимается и может быть вновь выставлен, но уже в качестве открытого лота.
« В глухие дни Бориса Годунова,
Во мгле Российской пасмурной страны,
Толпы людей скиталися без крова,
И по ночам всходило две луны.
Два солнца по утрам светило с неба,
С свирепостью на дольный мир смотря.
И вопль протяжный: "Хлеба! Хлеба! Хлеба!"
Из тьмы лесов стремился до царя.
На улицах иссохшие скелеты
Щипали жадно чахлую траву,
Как скот,- озверены и неодеты,
И сны осуществлялись наяву.
Среди людей блуждали смерть и злоба,
Узрев комету, дрогнула земля.
И в эти дни Димитрий встал из гроба, ( Страшный голод начала 17 века и появление 1 самозванца)
Прозван был в народе «тушинский вор» (Лжедмитрий 2)
Этот монастырь выдержал 16 месячную осаду поляков (Троице- Сергиев монастырь)
Какое событие произошло в сентябре 1609г ( открытая интервенция Речи Посполитой против России)
Где было создано 1 ополчение и кто его возглавит ( в Рязани. Прокопий Ляпунов)
Кого пригласили правителем на российский престол члены «Семибоярщины» (польского королевича Владислава»
О каком событии идет речь?
« .. и эту рать в туманной мгле
По нераспаханной земле,
Где колос уж давно не цвел,
К Москве, к столице он повел.
Подошел под крымский брод.
С тылу грянул на Ходкевича
Всею мощью, что была,
Далеко до поля Девичья
Сеча грозная была…» ( 2 ополчение .Битва с поляками за Москву)
О каком событии идет речь? Назовите имя полководца, который был серьезно ранен в эти дни и год , когда это произошло
«Горит, пылает, стонет Русь
Под игом польских банд…
И стойко бились москвичи
Со шляхтой и огнем.
Все обгорело, вся Москва
До каменной стены
Дома , деревья и трава
Обуглены ,черны.» (Восстание в Москве против поляков в марте 1611г. Дмитрий Пожарский)
Что это за форум( мероприятие), когда он проходил и каково его главное решение ?
« Собрались в Москве представители от дворян, бояр и духовенства, казаков и стрельцов, а также посланцы 50 городов. Всего … приняли участие примерно 700 человек» ( земский собор, 1613 г. избрание нового царя Михаила Романова)
О ком идет речь?
«Старик в сражении с Москвой приговорен.
У сказок не меняется природа.
В монашескую келью заключен
Последний шанс угаснувшего рода.
Шляхетство будет ликовать не зря,
Устраивая празднества позорные,
Панам в подарок русского царя
Преподнесут правители покорные.» ( Царь Василий Шуйский)
"Закрытый лот" - "Чёрный Ящик".
В этом туре вы покупаете закрытый лот, не зная, какой вопрос и из какой области знаний.
Первоначальная стартовая цена - 500. Вознаграждение за правильный ответ - 800 руб. Вопрос объявляется лишь после того, как кто-либо купит этот лот и вынет его из ящика
О каком событии идет речь?
«… и понесли ему добро.
И жемчуга и серебро,
Иконы, ризы и меха,
Одежды, платья вороха.
Кто приводил гнедых коней,
Коров, баранов и свиней.» (Призыв Минина к защите Отечества от польско- шведских интервентов и сбор средств на организацию ополчения в Нижнем Новгороде)
О ком идет речь? Где это памятник находится и кто его автор.
« Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страны
В знак того , что был избавлен
От несчастья край родной»
( Памятник Минину и Пожарскому в Москве. Скульптор Мартос)
О ком идет речь? « Труп его был выставлен на Красной площади на поругание. Через 3 суток его сожгли, пеплом зарядили пушку и выстрелили в сторону Речи Посполитой – страны откуда он пришёл» (Лжедмитрий 1. Гришка Отрепьев)
Какой религиозный праздник приходится на 4 ноября? ( Праздник иконы Казанской Божьей Матери)
Кого из исторических личностей эпохи Смуты Петр1 назвал
«Спасителем Отечества» ( Кузьма Минин)
О каком событии идее речь? Когда оно произошло и какое историческое значение имело?
« … А уж паны « благородные»,
Не дождавшись короля,
Еле двигаясь, голодные
Выходили из Кремля.
Позабыли честь дворянскую
По Москве ползли ползком
И сложили гордость панскую
Перед русским мужиком»
(Сдача остатков польского гарнизона в Кремле 4 ноября 1612 г. Началось мощная всенародная борьба против интервентов, которая освободила русскую землю от иноземных захватчиков)
Кто написал оперу « Жизнь за царя»? Чему посвящено данное музыкальное произведение. ( М. Глинка. Подвиг Ивана Сусанина)
Проведение торгов аукциона.
Участники подсчитывают свой «доход». Оплачивают кредит в банке. Участник, имеющий большую сумму условных денег, объявляется победителем. Награждение
Заключительное слово учителя
Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества». Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась и возобновилась с 2005г.Таким образом, можно сказать, что «День народного единства» совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
Что же такое 4 Ноября?
4 ноября – это день единства всех российских народов, а не повод для националистических настроений .
4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которые когда-либо ей грозили
4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей, а не просто замена 7 ноября
4 ноября – это день добрых дел, а не день правых маршей
Рефлексия
Общение с участниками аукциона и зрителями.
- мне было интересно узнать…
- я не знал .. а теперь знаю…
- я был готов ответить на вопрос о…
- я удивлен, что…
- я думаю , что …
- мне хотелось бы еще…
Использованная литература :
История России. Учебник для 7 класса под редакцией А.В.Торкунова
М., Просвещение,2018 г.
Внеклассная работа по истории. Авторы – составители Р.Н.Чеброва,А.В.Бармин
Саратов, АОА «Издательство «Лицей», 2003г.
Ресурсы Интернета
© Источник: https://history-forum.ru/viewtopic.php?t=869&start=10