Разработка развёрнутого плана к сочинению по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Развёрнутый план к сочинению по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»:
«Кто победитель, кто побеждённый: «век минувший» (жизненный опыт и мудрость П.А. Фамусова) или «век нынешний» (ум и чувство справедливости А.А. Чацкого)?
I. Вступление. Комедия 1831 г. А.С. Грибоедова «Горе от ума» - образец решения вечного спора поколения «отцов» и «детей».
II. Основная часть. «Кто победитель, кто побеждённый: «век минувший» или «век нынешний»?
1. Жизненный опыт и мудрость П.А. Фамусова – представителя «века минувшего».
«О, сколько нам открытий чудных/Готовят просвещенья дух,/ И опыт, сын ошибок трудных,/И гений, парадоксов друг,/И случай, бог изобретатель» (А.С. Пушкин)
А) Фамусов Павел Афанасьевич - защитник идей «века минувшего»: общая характеристика, социальное положение.
Б) Взгляды Фамусова на образование и воспитание.
В) Зависимость Павла Афанасьевича от общественного мнения.
Г) Идеальный вариант построения жизни от «отца» - героя: отношение Фамусова к людям, к богатству, чинам, карьере, к дочери.
2. Ум и чувство справедливости А.А. Чацкого – представителя «века нынешнего».
«В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека» (А.С. Грибоедов)
А)Ум Чацкого не оспаривает никто из персонажей комедии (“Остер, умен, красноречив…”, “Он славно пишет, переводит… Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом…”
Б)В чем же состоит ум Чацкого?
а) Чацкий – человек, получивший хорошее образование (много знает, многим интересуется, имеет свое собственное суждение о многих жизненных проблемах: о крепостном праве, о национальном достоинстве, о смысле и цели существования, о службе Отечеству).
б) форма проявления ума у Чацкого своеобразна: (он умеет говорить легко, свободно, остроумно, “говорит, как пишет”).
В) Почему “горе от ума”? (Умный Чацкий все время попадает в глупые ситуации, поскольку слишком вольнодумен и не принимает чужого мнения).
а) Чацкий постоянно вредит сам себе, и именно из-за своего ума, пытаясь всем указать на их пороки и недостатки.
б) Ум Чацкого не нужен и Софье: для нее он дерзок и самостоятелен, чтобы быть хорошим мужем (“Ах, если любит кто кого, /Зачем ума искать и ездить так далеко”).
Г) Ум, идеальные суждения, чувство достоинства и справедливости Чацкого не были подкреплены активной деятельностью и испытаны опытом жизни.
III. Заключение. Ответ современного читателя на вопрос: кто победитель, кто побеждённый, чья позиция и чьи суждения вам близки? Почему?
(А.С. Пушкин: «В комедии “Горе от ума” кто умное действующее лицо? Мой ответ: Грибоедов»).
Примечание: использование цитат из комедии обязательно для подтверждения собственных суждений.
Класс | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI |
Количество страниц | 1 – 1,5 | 1,5 – 2 | 2 – 2,5 | 2,5 – 3 | 3 – 4 от 300 слов и более | 4 – 5 | 5 – 7 (за 2 часа) |