Урока русского языка на тему «Правописание окончаний имён существительных множественного числа» (3 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
Урок русского языка
3 класс
УМК «Начальная школа ХХI века».
Тема: «Правописание окончаний имён существительных множественного числа».
Учитель: Черных Наталья Александровна
г. Железногорск
2017 г.
Урок русского языка. 3 класс.
УМК «Начальная школа ХХI века».
Тема: «Правописание окончаний имён существительных множественного числа».
Цель: развивать умение изменять по падежам существительные множественного числа, распознавать падежи и писать окончания в дательном, творительном и предложном падежах.
Задачи урока: отработать написание падежных окончаний имён существительных множественного числа, имён существительных 1-го склонения в форме множественного числа родительного падежа с шипящим на конце.
Личностные результаты
– развивать познавательный интерес, учебные мотивы;
– формировать воображение и чувство прекрасного;
– формировать стремление к самоизменению, положительное отношение к учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
– формировать умение самостоятельно выполнять задания, проводить самопроверку по образцу, выявлять и корректировать ошибки на основе установления их причины («что я пока не умею»);
– формировать умения проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение);
– формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать;
- осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую задачу урока.
Регулятивные УУД
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью, выполнять работу в соответствии с заданным планом;
– формировать умение работать в группах: распределять роли между членами группы, планировать работу, распределять виды работ, представлять результаты с помощью рисунков, оценивать результат работы;
– принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;
– формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.
Коммуникативные УУД
– формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, понимание возможности существования различных точек зрения, различных позиций, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос;
– вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
– формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение;
– формировать умение работать в группах и сохранять дружеские отношения.
Оборудование: учебник русского языка 3 класс С.В. Иванов и др.; презентация по теме урока; карточки для составления интеллект-карты; компьютер.
Ход урока
I. Мотивация
- Ребята, поприветствуйте наших гостей. Я надеюсь, что у вас хорошее настроение, ведь хорошее настроение – залог успеха на уроке.
-Сегодня вы будете открывать новое и эти знания вы прибавите к своему образованию. Желаю вам успеха в работе!
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения.
- Предлагаю вам поиграть в игру «Исчезающее слово». На экране слова: дырокол, ущелье, сапог, солнце, ботинки, лодка, помидор, листва. сыночек. Назовите слово с …
непроизносимым согласным в корне (солнце)
сложное слово, состоящее из двух корней (дырокол)
слово с разделительным мягким знаком (ущелье)
слово с безударным гласным в приставке (полить)
слово с безударным гласным в суффиксе (сыночек)
- Какие слова остались? (ботинки, сапог, помидор). Какая орфограмма в этих словах? Можем ли мы проверить эту орфограмму? Вывод: написание этих слов нужно запомнить. Запишите эти слова в свои словарики. Давайте выясним лексическое значение этих слов.
(ПОМИДОР заимствовано из французского языка, куда оно попало из итальянского. Так вот в переводе с итальянского языка ПОМИДОР-это «золотое яблоко».
БОТИНКИ – обувь, закрывающая ногу по щиколотку, реже до середины, обычно на шнуровке или застёжках. Слово заимствовано из французского языка.
САПОГ – обувь с высоким голенищем.
- А что ещё вы можете сказать об этих словах? (имена существительные)
- Давайте с вами вспомним все морфологические признаки этой части речи с которыми мы уже познакомились.
Ш. Выявление места и причины затруднения.
- Предлагаю вам поработать в группах. Вспомните три основных правила работы в группе ( работаем совместно, дружно, активно) Каждая группа будет составлять интеллект-карту об имени существительном. (Составляют карты, вывешивают их на доску, представляют по 1 человеку от группы)
- Ребята, где вы поставили вопрос в своих картах? Что мы с вами ещё не изучили? (правописание окончаний существительных множественного числа)
- Давайте сформулируем тему нашего урока (Правописание окончаний имён существительных множественного числа) Убедимся в том, что мы правильно сформулировали тему нашего урока. Откройте учебник урок 110 и прочитайте тему урока в учебнике.
- Какова же будет цель нашего урока? (изучить….)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
- Как вы думаете, какую работу нужно провести, чтобы понаблюдать за изменением окончаний имен существительных во мн. числе? (просклонять слова)
- Я предлагаю вам просклонять слова: мамы, столы, мыши. К какому склонению относятся эти слова? Как определили? (по начальной форме) (работа в парах)
1 ряд – мамы
2 ряд – столы
3 ряд - мыши
V. Реализация построенного проекта.
(Дети работают в тетрадях)
- Озвучьте окончания существительных мн. числа (одновременно с высказываниями детей на экране появляется таблица с окончаниями). Что вы заметили? В каких падежах у существительных 1, 2 и 3 скл. во мн. числе окончания совпадают? ( И. п., Д. п., Т. п., П.п.)
- Прочитайте рубрику «Обрати внимание» к уроку (обратить внимание на другие окончания сущ. мн. ч. в таблице учебника)
- Ребята, а как же можно запомнить правописание безударных окончаний имён существительных во множественном числе? (выучить таблицу или использовать слово-помощник). А какое слово может быть помощником? (столы) Почему? (у него ударное окончание). Что же нам об этом говорит автор, дочитаем рубрику «Обрати внимание».
- Давайте мы дополним наши интеллект-карты и заполним ту область, которая для нас была обозначена проблемой в начале урока (наклеить таблички)
VI. Применение новых знаний.
- А сейчас выполним упр.1. Прочитайте задание к этому упражнению. Задание понятно? Есть вопросы? Тогда вопрос у меня. На что необходимо обратить внимание? Запишите это упражнение в тетрадь.
-Давайте проверим, что у вас получилось (проверка по образцу на экране). Обратить внимание на правильное употребление слов в речи, в том числе и словарных.
Проблемная ситуация.
- Ребята, вы хорошо справились с поставленной задачей, а она у вас была не одна. А давайте слово ЗАДАЧА допишем в упр. 1. В какой столбик запишем? А теперь запишите это слово в форме Р.п., мн. ч. (в это время учитель проходит по классу и смотрит работы детей)
-Ребята, я увидела у вас два варианта написания этого слова- с ь и без ь. Так какой же вариант правильный?
Задач – мы не знаем правило правописания существительных 1 скл. во мн.ч.
-Что нам может помочь? (учебник). Прочитайте рубрику «Обрати внимание» на стр.93. так какой же сделаем вывод? (повторяют) Давайте пополним нашу интеллект-карту, кто мне в этом поможет?
-А теперь давайте закрепим наше полученное знание и выполним задание из упр. 3. Прочитайте задание. Вам все понятно? (дети записывают слова в тетради 1ряд-1 ст., 2 ряд-2ст., 3 ряд-3ст.) Давайте сверим ваши работы с образцом (на слайде образец, дети проверяют и выявляют ошибку в образце).
VII. Рефлексия деятельности.
Наш урок подошёл к концу. Давайте подведём итог. Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы этой цели? Можно с уверенностью сказать, что мы пополнили свою копилку новыми знаниями и стали ещё чуточку образованнее.
Спасибо вам за сотрудничество! Урок закончен!