Урока русского языка на тему «Правописание окончаний имён существительных множественного числа» (3 класс)

2
0
Материал опубликован 13 February

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»


 


 


 


 


 


 


 


 

Урок русского языка

3 класс

УМК «Начальная школа ХХI века».

 

Тема: «Правописание окончаний имён существительных множественного числа».


 


 


 


 


 

Учитель: Черных Наталья Александровна


 


 

 

 

г. Железногорск

2017 г.

Урок русского языка. 3 класс.

УМК «Начальная школа ХХI века».

 

Тема: «Правописание окончаний имён существительных множественного числа».

Цель: развивать умение изменять по падежам существительные множественного числа, распознавать падежи и писать окончания в дательном, творительном и предложном падежах.

Задачи урока:  отработать написание падежных окончаний имён существительных множественного числа, имён существительных 1-го склонения в форме множественного числа родительного падежа с шипящим на конце.           

Личностные результаты

развивать познавательный интерес, учебные мотивы;

формировать воображение и чувство прекрасного;

формировать стремление к самоизменению, положительное отношение к учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

формировать умение самостоятельно выполнять задания, проводить самопроверку по образцу, выявлять и корректировать ошибки на основе установления их причины («что я пока не умею»);

формировать умения проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение);

формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать;

- осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую задачу урока.

Регулятивные УУД

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью, выполнять работу в соответствии с заданным планом;

формировать умение работать в группах: распределять роли между членами группы, планировать работу, распределять виды работ, представлять результаты с помощью рисунков, оценивать результат работы;

принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;

формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Коммуникативные УУД

формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, понимание возможности существования различных точек зрения, различных позиций, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос;

вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение;

формировать умение работать в группах и сохранять дружеские отношения.

Оборудование: учебник русского языка 3 класс С.В. Иванов и др.; презентация по теме урока; карточки для составления интеллект-карты; компьютер.

 

Ход урока

I. Мотивация

- Ребята, поприветствуйте наших гостей. Я надеюсь, что у вас хорошее настроение, ведь хорошее настроение – залог успеха на уроке.

-Сегодня вы будете открывать новое и эти знания вы прибавите к своему образованию. Желаю вам успеха в работе!

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения.

- Предлагаю вам поиграть в игру «Исчезающее слово». На экране слова: дырокол, ущелье, сапог, солнце, ботинки, лодка, помидор, листва. сыночек. Назовите слово с …

непроизносимым согласным в корне (солнце)

сложное слово, состоящее из двух корней (дырокол)

слово с разделительным мягким знаком (ущелье)

слово с безударным гласным в приставке (полить)

слово с безударным гласным в суффиксе (сыночек)

- Какие слова остались? (ботинки, сапог, помидор). Какая орфограмма в этих словах? Можем ли мы проверить эту орфограмму? Вывод: написание этих слов нужно запомнить. Запишите эти слова в свои словарики. Давайте выясним лексическое значение этих слов.

(ПОМИДОР заимствовано из французского языка, куда оно попало из итальянского. Так вот в переводе с итальянского языка ПОМИДОР-это «золотое яблоко».

БОТИНКИ – обувь, закрывающая ногу по щиколотку, реже до середины, обычно на шнуровке или застёжках. Слово заимствовано из французского языка.

САПОГ – обувь с высоким голенищем.

- А что ещё вы можете сказать об этих словах? (имена существительные)

- Давайте с вами вспомним все морфологические признаки этой части речи с которыми мы уже познакомились.

Ш. Выявление места и причины затруднения.

- Предлагаю вам поработать в группах. Вспомните три основных правила работы в группе ( работаем совместно, дружно, активно) Каждая группа будет составлять интеллект-карту об имени существительном. (Составляют карты, вывешивают их на доску, представляют по 1 человеку от группы)

- Ребята, где вы поставили вопрос в своих картах? Что мы с вами ещё не изучили? (правописание окончаний существительных множественного числа)

- Давайте сформулируем тему нашего урока (Правописание окончаний имён существительных множественного числа) Убедимся в том, что мы правильно сформулировали тему нашего урока. Откройте учебник урок 110 и прочитайте тему урока в учебнике.

- Какова же будет цель нашего урока? (изучить….)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

- Как вы думаете, какую работу нужно провести, чтобы понаблюдать за изменением окончаний имен существительных во мн. числе? (просклонять слова)

- Я предлагаю вам просклонять слова: мамы, столы, мыши. К какому склонению относятся эти слова? Как определили? (по начальной форме) (работа в парах)

1 ряд – мамы

2 ряд – столы

3 ряд - мыши

V. Реализация построенного проекта.

(Дети работают в тетрадях)

- Озвучьте окончания существительных мн. числа (одновременно с высказываниями детей на экране появляется таблица с окончаниями). Что вы заметили? В каких падежах у существительных 1, 2 и 3 скл. во мн. числе окончания совпадают? ( И. п., Д. п., Т. п., П.п.)

- Прочитайте рубрику «Обрати внимание» к уроку (обратить внимание на другие окончания сущ. мн. ч. в таблице учебника)

- Ребята, а как же можно запомнить правописание безударных окончаний имён существительных во множественном числе? (выучить таблицу или использовать слово-помощник). А какое слово может быть помощником? (столы) Почему? (у него ударное окончание). Что же нам об этом говорит автор, дочитаем рубрику «Обрати внимание».

- Давайте мы дополним наши интеллект-карты и заполним ту область, которая для нас была обозначена проблемой в начале урока (наклеить таблички)

VI. Применение новых знаний.

- А сейчас выполним упр.1. Прочитайте задание к этому упражнению. Задание понятно? Есть вопросы? Тогда вопрос у меня. На что необходимо обратить внимание? Запишите это упражнение в тетрадь.

-Давайте проверим, что у вас получилось (проверка по образцу на экране). Обратить внимание на правильное употребление слов в речи, в том числе и словарных.

Проблемная ситуация.

- Ребята, вы хорошо справились с поставленной задачей, а она у вас была не одна. А давайте слово ЗАДАЧА допишем в упр. 1. В какой столбик запишем? А теперь запишите это слово в форме Р.п., мн. ч. (в это время учитель проходит по классу и смотрит работы детей)

-Ребята, я увидела у вас два варианта написания этого слова- с ь и без ь. Так какой же вариант правильный?

Задач – мы не знаем правило правописания существительных 1 скл. во мн.ч.

-Что нам может помочь? (учебник). Прочитайте рубрику «Обрати внимание» на стр.93. так какой же сделаем вывод? (повторяют) Давайте пополним нашу интеллект-карту, кто мне в этом поможет?

-А теперь давайте закрепим наше полученное знание и выполним задание из упр. 3. Прочитайте задание. Вам все понятно? (дети записывают слова в тетради 1ряд-1 ст., 2 ряд-2ст., 3 ряд-3ст.) Давайте сверим ваши работы с образцом (на слайде образец, дети проверяют и выявляют ошибку в образце).

VII. Рефлексия деятельности.

Наш урок подошёл к концу. Давайте подведём итог. Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы этой цели? Можно с уверенностью сказать, что мы пополнили свою копилку новыми знаниями и стали ещё чуточку образованнее.

Спасибо вам за сотрудничество! Урок закончен!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации