Внеклассное мероприятие на тему «Герои нашего времени» (9–11 классы)
Тема классного часа «Герои вне времени»
Цель: формирование активной жизненной позиции.
Задачи:
дать представление о понятиях «герой», «подвиг», раскрыть образ героя на примерах из истории, литературы и современной жизни;
развивать умение составлять портрет героя, отбирать качества его характера, анализировать информацию и высказывать собственное мнение;
формировать представление учащихся о долге, мужеств, героизме как слагаемых внутренней красоты человека.
воспитывать чувства уважения, признательности к людям, совершающим героические поступки.
Оборудование и материалы: презентация (компьютер, проектор, экран)
Ход классного часа
Организационный момент (+ постановка цели урока, определение темы классного часа)
Учитель: Здравствуйте, ребята! В начале нашего классного часа – давайте немного поиграем. На слайде вы видите кусочки известных фраз, попробуйте составить из них высказывания
- Несчастна страна, у которой нет героев (Пьер Буаст)
- Героизм — это победа души над телом (А. Амьель)
- В жизни всегда есть место подвигам (М. Горький)
- Нет героев от рожденья, — они рождаются в боях (А. Т. Твардовский)
(затем учащиеся читают вслух получившиеся высказывания)
Учитель: Как вы считаете, так о чем пойдет речь на нашем классном часе? (учащиеся высказывают свое мнение)
Время героев обычно ты кажешься прошлым.
Главные битвы приходят из книг и кино,
Главные даты отлиты в газетные строки,
Главные судьбы историей стали давно.
Время героев, по самому высшему праву
Ты подарило далеким и близким годам
Доблесть и славу, и долгую добрую память
Время героев, а что ты оставило нам?
Безусловно, во все времена, в любом обществе, в любом государстве существуют люди, которых называют героями.
Сегодня мы с вами подумаем и постараемся ответить на вопрос:
Есть ли такие герои, которых мы можем назвать «Герои вне времени?» Кто они?
Понятие «герой» неразрывно связано с понятиями «подвиг», «долг», «честь», «патриотизм»
Для того чтобы понять, кто такой герой, необходимо посмотреть, как трактует данное понятие словарь С.И. Ожегова
Герой:
1.Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.
2. Главное действующее лицо литературного произведения.
3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.
4. Лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.
Сегодня мы говорим о первом значении этого слова. Т.е. Герой- человек, совершающий подвиги.
Как вы понимаете слово «подвиг»? ( Мнения учащихся)
А вот такое определение даётся в словаре: Подвиг – самоотверженный героический поступок.
Давайте мы сегодня составим портрет героя
У нас на доске есть силуэт, но пока он безликий…Давайте его наполним.
Может : какая у него
- внешность;
- возраст;
- профессия;
- воспитание;
- место рождения
Цвет глаз, волос, размер носа, лба и губ не являются основными признаки проявления героизма.
Сколько лет должно быть человеку, который совершает подвиг? вывод: Героические поступки можно совершать в любом возрасте.
Герои – это люди особой профессии? Может, как-то особенно надо воспитывать героя? Герои живут в каком–то особом месте? ( Мнения учащихся)
Вывод: Конкретных признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига.
Вы получили опережающее задание, подумать, кто для вас – герой вне времени. Какие черты характера ему присущи.
Начну с себя.
«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой».
Для меня Герой - это человек, для которого понятия «ответственность», «честь», служение Родине не пустые слова. Мои герои - это мои родные, мужчины, которые в разные годы приходили на помощь нашей стране, не задумываясь. Потому, что Родина – это твой дом, твоя семья, это мы.
Мой прадед Никифоров Иван Иванович был участников Первой мировой войны, был в австрийском плену.
Еще один прадед Бессонов Федор Тарасович, сражался в Гражданскую, а потом, охранял пленных немцев в Казахстане.
В годы ВОВ мой дедушка Бессонов Константин Федорович 17 летним парнем был призван на фронт. Сражался с японцами. Имеет множество наград.
Мой папа Куприн Владимир Павлович на китайской границе.
Мой брат Шабуров Сергей Васильевич не только посвятил свою жизнь службе в полиции и является подполковником, но и был в Чечне. Награжден нагрудным знаком «Участник боевых действий»
Его сыновья Сергей и Евгений тоже уже отслужили в армии
А сейчас мой двоюродный брат Владимир участвует в специальной военной операции.
Хочу на нашем силуэте написать эти слова «Ответственность» «Долг»
Продолжаем.
ФИ |
Герой |
Качество |
Карина Орцуева |
Дмитрий Донской Имя князя Дмитрия Донского канонизировано Русской Православной церковью Победа на Куликовом поле высветила духовную мощь русского народа. Русь впервые одержала такую трудную победу она послужила духовно- нравственному возрождению Руси. Показало умение защитить родную землю и веру Православную от врага
Одним из самых великих проявлений патриотизма русских людей является Куликовская битва, произошедшая в 1380 году в Рязанском княжестве. Поход был совершен против Ордынского ханства, инициатором которого был московский князь Дмитрий Донской. Дмитрий Иванович отличался своим патриотизмом, верой в свое государство и своих людей. Несмотря на первый неудачных поход в 1377 году и проигранную битву на реке Пьяне, Донской не колебался в своей уверенности в будущих победах. В 1378 году произошла битва на реке Воже, которая удачно закончилась в пользу войск московского князя. Это подняло боевой дух всего славянского народа, который уже больше века находился под неустанным гнетом ордынцев. Понимая, что лучшего времени для еще одного крупного удара нет, Дмитрий Иванович стал собирать войско со всей Руси, чтобы дать отпор «нечистым». Также князь обратился к Сергию Радонежскому – монаху, который был очень популярен среди населения в то время. Радонежский благословил Дмитрия Донского на этот поход и дал князю двух воинов: Пересвета и Ослябю, тем самым показав, что даже монахи, люди, которые не приемлют насилия и не носят оружия, были за свершение этой битвы. Сражение кончилось победой войск московского князя. Это подняло общенациональных дух на Руси и показало, что победить ордынцев возможно. |
Нравственность |
Надя Тимирова |
Николай Пирогов Это человек, который многое сделал для своей страны, хотя раз за разом его понижали в звании или должности, за критику состояния вещей подведомственных государству. Он прославился созданием новых направлений в медицине и анатомии. Он один из первых стал использовать наркоз и обеззараживающие вещества в полевых условиях. На крымской войне 1853–1856 ему удалось так организовать работу сестер милосердия, что она стала прообразом современной схемы распределения раненых в полевых условиях. После проигранной войны он имел смелость доложить о недостатках армии. После этого он больше не вышел на поле боя, и был переведен в педагогическую сферу. Однако и здесь он старался привнести что–то новое. Он хотел видеть прогресс. Он хотел видеть, как его страна с каждым годом становится все лучше и идет вперед. |
Сострадание |
Полина Высоких |
наш земляк – Филипп Безруков Разведчик, минёр- подрывник для действий в тылу противника. В мае 1943 года в составе группы попал в окружение. В ходе двухчасового боя с превосходящими силами противника, отбил несколько атак В том бою вся его группа пала смертью храбрых, но они не сдались врагу. Высотку фашистам удалось взять только тогда, когда никого из отважных воинов уже не осталось в живых. Как свидетельствуют местные жители, на трех грузовых машинах увозили гитлеровцы с поля боя своих убитых солдат и офицеров. За этот подвиг он удостоен звания Герой советского союза. Не задолго до гибели, он написал потомкам письмо, в котором он верит в победу и наказывает нам жить мирно. |
Самопожертвование |
Денис Менщиков |
два моих прадедушки были участниками Великой Отечественной войны, они защищали не только свою Родину, но и свои семьи, а после войны своим трудом восстанавливали нашу страну. |
Бескорыстие |
Вова Власов |
Сергей Евланов – один из первых в нашей области Героев России. Пограничник 12-й заставы Московского пограничного отряда таджикско-афганской границы, старший сержант 13 июля 1993 года 14 групп боевиков общей численностью до 250 человек с афганской и таджикской территорий напали на 12-ю заставу Московского пограничного отряда, насчитывающую 48 человек. Несмотря на пятикратное численное превосходство и мощное вооружение, бандиты получили достойный отпор и понесли большие потери. Пограничники упорно отражали одну атаку за другой. Несколько часов шёл неравный бой, пока к пограничникам подошла помощь. Евланов прикрывал отход группы оставшихся в живых пограничников. Будучи раненым, не оставил поля боя, вёл огонь по бандитам.
В последние 15 лет руководит патриотическим клубом «Подвиг», ведёт активную деятельность, встречается со школьниками, студентами. |
Мужество Стойкость |
Даша Попова |
Алексей Долбанос – выпускник нашей школы. По состоянию здоровья не должен был идти в армию, но родителям говорил, что его не поймут, и он себя не простит, за то, что его друзья ушли, а он остался. Участвовал в боях с чеченскими сепаратистами. Служил в 131-й Майкопской бригаде, которую дудаевцы жгли в Грозном в районе железнодорожного вокзала в новогоднюю ночь 1995 года 31 декабря машину старшего радиста сержанта Алексея Долбаноса подожгли из гранатомета. Сам Алексей и трое его товарищей получили ранения. Им пришлось принять неравный бой. Расстреляв последние два рожка патронов, Алексей потерял сознание... Отец Алексея отправился на поиски сына в Чечню и нашел тело сына через 1,5 года после этих событий в одном из вагонов-рефрижераторов, где покоятся тела неопознанных ребят, прошедших кровавую чеченскую мясорубку. Алексей награжден орденом мужества посмертно. |
Решительность |
Алина Вершинина |
Паралимпийцы. . Пример героизма связан с победами нашей команды параолимпийцев на Олимпиадах. Это пример того, как люди, получившие травмы, сумели преодолеть себя. Поверили в то, что могут доказать, что самые трудные задания им по плечу.
Например, Михаил Асташов — велоспорт Будущий паралимпиец родился без рук до локтя и ступней ног в Бурятии в 1988-м. Родители отказались от мальчика, он вырос в специализированном детском доме в Челябинской области. Спортсмен не пал духом и прошел на Олимпиаду с велоспортом. В квалификации в индивидуальной гонке на три тысячи метров в классе С1 Асташов установил новый мировой рекорд и выиграл золотую медаль. |
Сила духа |
Паша Москвин |
Для меня и моих родных главный герой это мой папа и дядя. Сейчас они находятся в зоне специальной военной операции. Они не сбежали за границу, а пошли защищать интересы нашей страны, когда это стало нужно. НЕ смотря на то, что трое детей Состояние здоровья НЕ жаловаться |
Совестливость
|
Как показывает история, в жизни всегда есть место подвигу
А в этом случае?
Молодой человек решил доказать девушке свою любовь и прыгнул с моста в реку.
Можно ли считать этого человека героем и почему?
(Хвастливость, безрассудство, стремление выделиться…)
Умейте отличать истинный героизм от ложного.
Ну что, давайте посмотрим на наш портрет героя вне времени
( читаем качества)
Рефлексия
Какие мы выводы сделаем из всего вышесказанного?
Есть герои вне времени .
Высшее проявление героизма человека выражается в заботе о процветании своей Родины, в готовности в любую минуту встать на ее защиту.
Настоящие герои делают правильные вещи, и поступают правильно не потому, чтобы кому-то что-то доказать, а потому, что считают так правильным, по совести.
За всю свою жизнь можно не совершить большого и бросающегося в глаза подвига, но можно и нужно продолжать делать добрые дела. С героями мы встречаемся каждый день по пути на работу, учебу. Это врачи, которые спасают жизни людей каждый день; педагоги, которые отдают себя целиком и без остатка чужим детям. родители, которые воспитывают кроме своих детей еще и приемных в любви, уважении и ласки, при этом ничего ни от кого не требуя; полиция, охраняющая покой на наших улицах.
И таких героев можно перечислять бесконечно. Этими героями можете стать и вы. Ведь «Героями не рождаются, героями становятся».