Методическая разработка «Задания по естественно-научной грамотности»
«Разработка заданий по естественно-научной грамотности»
(функциональная грамотность)
Цель: разработка заданий, направленных на развитие естественнонаучной грамотности обучающихся.
Количество заданий – 8.
Задания должны проверять следующие группы естественнонаучных умений:
- научно объяснять явления (3 задания);
- интерпретировать научную информацию (3 задания);
- проводить учебное исследование (2 задания).
Типы заданий:
- множественный выбор;
- задания на сопоставления;
- задания на исключение неправильных утверждений.
Научное объяснение явлений
Задание 1
Какие процессы часто являются толчком и приводят к возникновению обвалов, оползней, селевых потоков и снежных лавин?
Характеристики задания
Компетенции и умения: научное объяснение явлений (вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания)
Система оценивания
Код | Содержание критерия |
1 | Толчком для начала движения могут стать землетрясения, сильные дожди, неосторожно брошенный камень или даже громкий звук. |
0 | Другие варианты ответа |
Задание 2
Природными причинами обвалов могут быть:
А) Воздействие сейсмических толчков;
Б) Неправильное проведение работ при строительстве;
В) Горные разработки;
Г) Увеличение крутизны склона в результате подмыва водой;
Д) Сильные дожди.
Характеристики задания
Компетенции и умения: научное объяснение явлений (вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания)
Система оценивания
Код | Содержание критерия |
1 | Выбрано: А, Г,Д. |
0 | Другие варианты ответа |
Задание 3
Назовите, какие острова и полуостров, относящиеся к территории России, являются единственным в стране районом современного вулканизма?
Характеристики задания
Компетенции и умения: научное объяснение явлений (вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания)
Система оценивания
Код | Содержание критерия |
1 | Курильские острова и полуостров Камчатка |
0 | Другие варианты ответа |
Интерпретация научной информации
Задание 1
С чем связаны частые землетрясения, извержения вулканов и цунами на территории Азиатского побережья России?
Характеристики задания
Компетенции и умения: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.
Система оценивания
Код | Содержание критерия |
1 | В ответе говорится о том, что данная область России находится на стыке 2-х литосферных плит и входит в Тихоокеанское огненное кольцо |
0 | Другие варианты ответа |
Задание 2
Какие виды деятельности относятся к рациональному природопользованию? Обведите «да» или «нет» для каждого утверждения
А) Создание заповедных территорий
Б) Повторное применение отходов
В) Вырубка лесов
Г) Образование культурных ландшафтов
Характеристика задания
Компетенции и умения: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.
Система оценивания
Код | Содержание критерия |
1 | Выбрано: А, Б, Г. |
0 | Другие варианты ответа |
Задание 3:
Ме ждународный символ переработки обозначает, что упаковка может быть переработана или уже изготовлена из перерабатываемого сырья. Переработка или утилизация отходов позволяет повторно использовать такие материалы, как стекло, бумага, железо, аккумуляторы, батареи, ткани и пластик.
Если вы будете отдавать предпочтение таким товарам, то вы участвуете в рациональном природопользовании путем:
А) Комплексной переработки сырья
Б) Создании водооборотных циклов
В) Вторичного использования ресурсов
Г) Создании новых технологий
Характеристика задания
Компетенции и умения: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.
Система оценивания
Код | Содержание критерия |
1 | Выбрано:В |
0 | Другие варианты ответа |
Проведение учебного исследования
Задание 1
Определите, имеет ли воздух вес? Проведите эксперимент, состоящий из двух опытов. Результаты и выводы запиши в тетрадь.
1. Положите на стакан с водой лист бумаги и переверните его. Результат запиши в тетрадь.
2.Положите линейку на край стола, ударьте по ней рукой. Измерьте расстояние, на которое она отлетела от стола. Затем снова положите линейку на край стола и накройте ее листом бумаги. Ударьте по ней с той же силой. Измерьте расстояние, на которое она отлетела от стола. Результаты и выводы запишите в тетрадь.
(Дети проводят эксперимент, состоящий из двух опытов, видят, что в первом случае вода не выливается из стакана, а во втором случае линейка с листом бумаги далеко не отлетает. Вы сказывают предположения о том, что это какая – то невидимая сила давит и на линейку, и на лист бумаги. А невидимым может быть воздух. Делают вывод: что в обоих случаях оказывает влияние вес воздуха. Дети убедились, что у воздуха есть вес, из учебника они узнают, что вес воздуха очень большой (на детскую ладонь он давит примерно с силой 150 кг). Тогда возникает новый вопрос. Почему мы не ощущаем этого веса?
Предлагается провести ещё один эксперимент: Выпить сок из коробочки через трубочку. Дети опытным путем находят ответ на этот вопрос (выпивают сок из коробочки через трубочку, коробочка сдавливается. Высказывают предположения о том, почему коробочка сжалась? Формулируют вывод о том, что жидкость внутри человека (кровь и лимфа) уравновешивает внутреннее давление человека с внешним атмосферным давлением.
Задание 2
В теме “Гидросфера” в 6 классе, изучая ледники и их значение, можно предложить учащимся задание исследовательского характера. Суть работы заключается в том, что учащиеся самостоятельно приходят к выводу об изменении высоты снеговой линии и образовании горных и покровных ледников и зависимость от географической широты.
1. Исследование хода снеговой линии. Учащиеся в тетради вычерчивают график. По вертикали откладывают высоту в метрах, по горизонтали – условное расстояние от экватора до полюса. На графике изображают вулкан Килиманжаро (5865 м), Эльбрус (5642 м), Мак-Кинли (6193 м). Вблизи условного полюса изображают о.Гренландия.
Учитель говорит учащимся: “Представьте себе, что сегодня 22 июня. Температура в это день у подножья Килиманжаро может быть + 25 0 С, а у Эльбруса - +20 0 С, Мак-Кинли - +10 0 С, на побережье Гренландии – 0 0 С. Определите, где на каждой горе будет проходить отметка с температурой 0 0 С”.
2. Образование горных и покровных ледников. По схеме учащиеся исследуют ход снеговой линии от экватора к полюсам и делают вывод, что на экваторе снеговая линия находиться на высоте около 5000 м над уровнем моря. Учащиеся находят в учебнике как эти ледники называются, и подписывают их на схеме.
3. Определение условий образования ледников. В ходе проблемной беседы учащиеся приходят к выводу, что для образования ледников необходимы: низкая температура, наличие осадков и подстилающая поверхность. При исключении любого фактора образование ледников невозможно.