12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алла Трепетун166
3

Урок по русскому языку на тему «Разряды имён прилагательных по значению» (6 класс)

Урок в 6 классе по русскому языку

Тема: Разряды имён прилагательных по значению.

Цель урока: ознакомить учащихся с лексико-грамматическими группами имён прилагательных, с их особенностями; научить выделять и различать качественные, относительные и притяжательные прилагательные.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных и их отличительными особенностями; совершенствовать навыки диалогической и монологической речи; активизировать употребление лексики по теме, расширить словарный запас.

Развивающие: способствовать развитию мышления, умения определять у имён прилагательных разряды по значению, отличать качественные прилагательные от других разрядов по значению; расширять кругозор учащихся; приобщать к самостоятельности в выполнении заданий путем вовлечения в творческий поиск и решения проблемы; развивать познавательный интерес к занятиям по русскому языку.

Воспитательные: воспитывать чувство доброжелательности, дружбы, целеустремлённости; формировать в учащихся уважение к человеку труда; воспитывать любовь к природе и Родине.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

знать разряды прилагательных, их отличительные признаки;

уметь различать прилагательные по значению.

2. Метапредметные:

Познавательные:

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

извлекать информацию из различных источников;

давать определения понятиям;

объяснять языковые явления;

строить рассуждение;

приводить примеры в качестве доказательства;

устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности;

составлять план действий, работать по плану;

прогнозировать, корректировать свою деятельность;

выдвигать версии решений;

анализировать и оценивать собственную работу.

Коммуникативные:

уметь сотрудничать в группе;

учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения;

высказывать и отстаивать свою точку зрения;

договариваться, задавать вопросы по теме;

выступать перед аудиторией.

3. Личностные:

выражать положительное, осознанное отношение к учению;

оценивать собственную учебную деятельность;

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, электронная презентация с необходимыми изображениями, учебник, карточки.

Методы и приёмы: беседа, индивидуальная работа, проблемный вопрос, работа в парах, работа с текстом, опорная схема, наблюдение, выборочно-распределительный диктант, творческое задание, рефлексия, физминутка.

Ход урока

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний учащихся.

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос.

Какая часть речи называется прилагательным?

Как изменяются прилагательные?

Какие две формы имеют прилагательные?

С какой частью речи они согласуются?

Какими членами предложения бывают прилагательные?

Выборочный диктант.

-Выпишите в столбик имя прилагательное вместе с тем существительным, к которому оно относится.

Полна тайн хмурая тишина зимнего леса. Серебристый свет луны проникает сквозь изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает белые сугробы тайги.

Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши бурый медведь. Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладким сном.

Работа в паре.

 - А теперь давайте разделим имена прилагательные на группы по определенным признакам. Сгруппируйте прилагательные, которые характеризуют предмет по форме, по цвету, по размеру, по внешнему виду, по принадлежности к кому (чему)-либо)

(слабым учащимся, в случае затруднения, дать карточку- подсказку)

-Итак, что вы заметили, группируя имена прилагательные?

(Мы заметили, что имена прилагательные по-разному характеризуют предмет. Одни обозначают качества предмета по размеру, другие - по цвету, третьи - по внешнему виду и т.д.)

Объявление темы урока. Постановка учебной задачи

- Значит, кроме общих признаков, по которым имена прилагательные отличаются от слов других частей речи, есть признаки, по которым одни прилагательные отличаются от других.

- Что мы должны знать о разрядах прилагательных, чтобы не ошибиться в их определении?(Нужно знать признаки, свойства прилагательных каждого разряда).

- А что мы будем делать на уроке? (Определять разряды прилагательных)

- Вот о разрядах прилагательных мы сегодня и поговорим на уроке. Запишите тему урока: «Разряды имён прилагательных по значению».

 

Работа по теме урока.

Беседа.

-Какие из выписанных вами прилагательных могут иметь краткую форму, антонимы, могут сочетаться с наречием очень, иметь приставку НЕ-?

-От каких прилагательных можно образовать прилагательное со значением эмоциональной оценки?

- От каких прилагательных можно образовать отвлечённые имена существительные?

- Назовите прилагательные, которые могут обозначать качества предметов6размер, возраст, цвет.

- все эти прилагательные называются качественными. Они могут образовывать формы степеней сравнения.

Объяснение учителя. Работа с теоретическим материалом по таблице.

t1706441493aa.jpg


 

Комментарии к объяснению теоретического материала учителя.

В русском языке различают три разряда прилагательных: качественные, относительные, притяжательные.

1.Качественные прилагательные обозначают размер, форму, цвет, вкус, также качества человека и свойства предметов, которые могут быть в большей или меньшей степени.

Большой, красный, верный

Качественные прилагательные обозначают признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени, они составляют большую часть всех прилагательных в русском языке.

Качественные прилагательные могут иметь степень сравнения и краткую форму.

Красивый – красивее – самый красивый. Красив – красива – красиво.

На конце качественных прилагательных в краткой форме после шипящих мягкий знак не пишется.

Колючий – колюч.

Могучий – могуч.

Качественные прилагательные могут иметь антонимы, относительные и притяжательные прилагательные их не имеют.

Быстрый – медленный.

От качественных прилагательных могут образовываться существительные со значением отвлечённого признака и наречия с суффиксом -о(-е).

Белый – белизна; интересный – интересно.

Качественные прилагательные в предложении являются определениями или сказуемыми.

Красивая роза выросла на клумбе (определение).

Красная площадь красивая (сказуемое).

Девочка в праздничном платье очень красива (сказуемое).

 

2.Относительные прилагательные обозначают материал, местоположение, принадлежность к определённому времени года.

Оловянный, приморский, весенний.

3.Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета кому-либо или чему-либо

Сестрин, заячий, мужской

Некоторые относительные и притяжательные прилагательные переходят в разряд качественных прилагательных, при этом не образуя краткой формы и степени сравнения.

Золотая осень (относительное прилагательное перешло в разряд качественных прилагательных, стало эпитетом).

Заячий характер (притяжательное прилагательное перешло в разряд качественных, стало эпитетом).

Качественные прилагательные в текстах художественного стиля могут выступать в роли художественных определений (эпитетов).

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна.

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

А. С. Пушкин.

Слова «волнистые» и «печальные» использованы поэтом с переносным значением, в качестве художественных определений.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Выполнение тренировочных упражнений

А) Работа с пословицами. Прочитать. Объяснить их значение. Подчеркнуть прилагательные. Определить их разряд.

Всякому мила своя сторона.

К чистому плохое не пристанет.

Мала пчелка, да и та работает.

Ясного сокола узнают по полету, доброго молодца — по походке.

Придорожная пыль неба не коптит.

Одёжа хороша новая, а друг — старый.

Не рад больной и золотой кровати.

Б) Дополнить своими примерами относительные прилагательные, которые обозначают:

Материал - стеклянный,…

Количество – двухэтажный,…

Место нахождения – речной,…

Время – вечерний,…

Пространство - городской,…

Выполнить морфемный разбор выделенных слов.

В) Образовать притяжательные прилагательные по образцу. Составить с одним из образованных словосочетаний простое предложение. Подчеркнуть в нём грамматическую основу.

- Что обозначают притяжательные прилагательные?

- На какие вопросы они отвечают?

- С помощью каких суффиксов образовываются притяжательные прилагательные?

Шуба из белки - беличья шуба

Платок бабушки -

Воротник из норки –

Шапка из лисы –

Шарф отца -

Накидка из соболя –

Одеяло из шерсти верблюда –

Следы зайца –

Пальто мамы -

 

V.Подведение итогов урока

- Какие разряды прилагательных мы выучили на уроке?

- Как отличить качественные прилагательные от относительных?

- Что обозначают относительные прилагательные?

- Что обозначают притяжательные прилагательные?

VI. Рефлексия. (6 слайд)

Я сегодня повторил…

Я сегодня узнал…..

Мне больше всего понравилось…

Я бы сегодня себе поставил…

VII. Выставление оценок

VIII. Домашнее задание. 

Упражнение 1.Определить разряд прилагательного. Составить сложное предложение с одним из словосочетаний. Подчеркнуть в нём грамматические основы.

Заячий характер; голубой абажур; деревянный карниз; каменный предмет; великолепный характер; вчерашняя газета; медвежья берлога;  грустный взгляд; опасное состязание; гусиная кормушка; золотое кольцо; прекрасный вечер; ненастная погода; чистое небо; любимый герой; талантливый художник; звонкий голос; зимнее утро; свежий снег.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.