Развитие читательской грамотности школьников через применение технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах (на примере 8-9 класса)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
ПИМЕНОВА ИВАНА ИВАНОВИЧА» Г. ВОЛОГДА
РАЗВИТИЕ
ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ (НА ПРИМЕРЕ 8-9 КЛАССА)
АВТОР: ШЛЯПАКОВА УЛЬЯНА СЕРГЕЕВНА,
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МОУ «СОШ №6»
ВОЛОГДА
2023
Содержание
Введение | 2 |
Теоретическая база опыта | 4 |
7 | |
Результативность педагогической деятельности | 13 |
Заключение Литература Приложения | 15 16 17 |
Введение
Современное состояние образования характеризуется постоянным повышением качества образования, интенсивным поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности для создания поддерживающей позитивной образовательной среды за счёт изменения содержания образовательных программ для более полного учета интересов учащихся и требований XXI века. Традиционные формы и методы обучения, направленные на обучение чтению, позволяют ребёнку освоить навык и технику чтения, но не всегда дают реализовать способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Обозначенное противоречие составляет проблему: обучение чтению не может быть успешным, если ученик не научится читать и писать для использования этого навыка в повседневной жизни и решения житейских проблем.
Изменение запроса на качество образования создает благоприятные возможности для развития функциональной грамотности среди школьников разного уровня и всех возрастов. В связи с этим вопрос о формировании читательской грамотности обучающихся как способе повышения качества образования на сегодняшнем этапе развития современной школы является особенно актуальным. Новизна работы состоит в том, что по данному вопросу немного практических разработок. Для достижения результатов, заложенных в новых ФГОС, работа на уроках русского языка и литературы направлена на систематическое выполнение заданий, направленных на анализ теста, на отработку смыслового чтения.
Современные реалии показывают, что недостаточно обеспечить овладение школьниками умением читать, важнее научить умению анализировать и интерпретировать полученную информацию. Так, В.А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». Моя ведущая педагогическая идея опыта состоит в том, чтобы создать условия для научения понимать прочитанное для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя – активизировать развитие читательской грамотности учащегося в процессе обучения русскому языку и литературе.
Русский язык традиционно считается одним из наиболее сложных учебных предметов. Большое количество правил, высокие требования к уровню умений и знаний, необходимость сдачи ВПР/ОГЭ/ЕГЭ по предмету – все это делает предмет для многих нелюбимым, а его изучение – трудным. Поэтому русский язык для многих учащихся остается скучной школьной дисциплиной. Вот почему задачей каждого учителя-словесника является не просто вооружение учащихся необходимым набором знаний по предмету, но и развитие таких умений, которые позволили бы каждому выпускнику пользоваться бесконечным многообразием возможностей русского языка.
Современному ученику важно не только получать знания, но и уметь применять их в новых ситуациях и при решении новых проблем, ему необходимо уметь сопоставлять, сравнивать различные точки зрения, развивать умение связывать знания и жизненный опыт с новой информацией. Поэтому очевидно, что для качественного образования нужны новые образовательные технологии.
Технологией, способной пересмотреть способы мотивации школьников к получению знания, и является технология развития критического мышления. Главной отличительной особенностью технологии развития критического мышления «является конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности». Самое главное, что новая технология, новый способ организации обучения не отвергает традиционную систему обучения, а преобразовывает, дополняет её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей, так необходимых в современном обществе.
В результате применения данного опыта у учащихся формируется новый стиль мышления; развиваются базовые качества личности: критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность; формируется культура чтения, включающая в себя умение ориентироваться в источниках информации; стимулируется самостоятельная поисковая творческая деятельность, запускается механизм самообразования и самоорганизации.
Данная технология способствует развитию всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения) в их единстве и взаимосвязи.
Исходя из актуальности, проблемы и противоречия тема работы была определена так: «Развитие читательской грамотности школьников через применение технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах (на примере 8-9 класса)».
Цель: обобщить и представить опыт работы по развитию читательской грамотности школьников через приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.
Для реализации цели необходимо решить ряд задач:
1. определить понятие «читательская грамотность» как основное направление функциональной грамотности, дать его характеристику;
2. представить работу по развитию читательской грамотности школьников на уроках русского языка и литературы;
3. проанализировать результаты педагогической деятельности по развитию читательской грамотности.
Цель моей педагогической деятельности – создание условий для развития читательской грамотности наряду с общим развитием функциональной грамотности. что необходимо детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
Часть 1. Теоретическая база опыта
Функциональная грамотность: основные понятия и содержание
Умение читать – базовый навык обучения. Без него практически невозможно освоить учебный материал, овладеть новыми знаниями. В недалеком прошлом в учительской практике словесника была запланирована проверка техники чтения, результаты которой выдавались как результат овладения навыком чтения. Зачастую не учитывалось, что проверка техники чтения отражала только техническую часть, механическое воспроизведение текста (иногда без понимания прочитанного) – умение читать и писать простые сообщения можно назвать минимальной грамотностью. Современный мир требует переосмысления педагогических подходов в обучении школьников. Все чаще высказываются мысли о необходимости развивать у школьников функциональную грамотность.
В российском образовании о функциональной грамотности стали говорить в связи с участием в исследовании PISA. Это тестирование 15-летних школьников с 2000 года проводит Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [9]. Качество будет оцениваться по результатам PISA и других международных измерений. Решение России к 2030 году войти в десятку лучших по качеству школьного образования стран было подкреплено на законодательном уровне: указом Президента России от 7 мая 2018 года правительству РФ было поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, а также вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Решение главы государства подкрепляется государственной программой РФ «Развитие образования на 2018-2025 годы» от 26.12.2017 года. Цель данной программы – повышение качества образования, которое характеризуется повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Приоритетной целью становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования.
Новые ФГОС направлены на обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования. В предметных результатах [4] обязательным является «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев». В процессе обучения ученики должны овладеть «процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
На завершающем этапе обучения учащиеся должны уметь демонстрировать «готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к российскому литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; сформированность чувства причастности к российским свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений».
Всё вышеизложенное объединяется в предметных результатах для выпускников, а именно «свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета».
Формирование функциональной грамотности закреплено в одном ряду с развитием личности, формированием социокультурных и духовно-нравственных ценностей обучающихся, индивидуализацией процесса образования в ФГОС основного общего образования. Функциональная грамотность понимается как способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности [10]
Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного. «Новый словарь методических терминов и понятий» под ред. Э. Г. Азимова, А. Н. Щукина даёт такое толкование: «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, Ф.Г. есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде» [1].
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяются 6 направлений: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Развитая функциональная грамотность реализует умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах. В своей педагогической деятельности на уроках русского языка и литературы провожу активную работу по развитию читательской грамотности.
Понятие «читательская грамотность», его характеристика
В педагогической деятельности опираюсь на определение, предложенное в исследовании PISA. «Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [6] Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности. Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в жизни общества.
Содержание понятия читательская грамотность включает: понимание прочитанного, рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания) и использование информации прочитанного (использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества, экономической, политической, социальной и культурной) [8]. О трудностях искусства чтения Гете писал так: «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, чтобы вполне достиг цели» [2]. Читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом, но в последние десятилетия отмечается снижение уровня читательской культуры населения в России и зарубежом, несмотря на то что 2003-2013 годы были объявлены ООН десятилетием грамотности. Огромное количество перемен в жизни общества за последние несколько десятилетий изменило статус чтения; его роль в жизни каждого и отношение к нему снизилось. Проблема чтения находится до сих пор в зоне особо пристального внимания – наблюдается снижение читательской активности среди обучающихся. Актуальность проблемы утраты интереса к чтению чрезвычайно жива. В исследованиях PISA читательская грамотность – «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». На любом уроке мы работаем с информацией, которая чаще всего представлена в виде текста. В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение – важнейший метапредметный результат обучения. Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов, заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения, например:
умение найти и извлечь информацию из текста;
умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нём информацию;
умение использовать полученную информацию для решения любого вида задач – от учебных до практических, жизненных;
умение сделать из полученной информации соответствующие выводы.
При переходе из начальной в основную школу заканчивается обучение чтению и начинается чтение для обучения. Это значит, что учащимся необходимо овладеть осознанным, осмысленным чтением. Они должны научиться сопоставлять, сравнивать, думать, объяснять, мыслить пошагово, выстраивать стратегию решения задач. Дети должны читать не только на уроках русского языка и литературы. Каждый предмет имеет книгу. Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 1970-1980 годы возник и разделялся миф о России как о самой «читающей стране мира». Высокий престиж чтения в обществе, и особенно «серьёзной» литературы, классики, произведений в «толстых журналах», собирательство книг, создание своих домашних библиотек – всё это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как читающей стране. Но сегодня ситуация другая. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки значительно изменились. Современные дети – это дети прогресса, дети технических новинок. Они с лёгкостью разбираются в мобильных телефонах, компьютерах, Интернете, которые заменили им общение с самым верным другом – книгой. И как привить любовь к книге, как заставить ребенка читать – эти вопросы всё чаще возникают и у педагогов, и у самих родителей. Многолетние наблюдения показывают: плохо и мало читающие ученики обречены на плохую успеваемость в средней и старшей школе, где учебный материал увеличивается во много раз. Это связано с тем, что во время чтения совершенствуются оперативная память, устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность. Обязательной задачей в работе учителя видится не только привитие интереса к чтению, но и обучение школьников читательской грамотности.
Итак, читательская грамотность – это фундаментальная база функциональной грамотности. Что пригодится ребенку во взрослой жизни? Умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, объяснять. Читательская грамотность способствует развитию когнитивных умений. Это позволяет в первую очередь определять вид и назначение информации; понимать тексты научного, художественного и делового характера; выделять основное содержание события текста, соотносить его с собственным опытом.
Работа с текстом предполагает развитие определенных читательских умений:
выделять главную мысль всего текста или его частей;
понимать информацию, содержащуюся в тексте;
преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;
применять информацию из текста в изменённой ситуации;
критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации.
Часть 2. Реализация педагогических идей в практической деятельности
На уроках русского языка текст изучается как лингвистический объект и как результат речевой деятельности (признаки и категории текста, его структура, типы и виды, правила создания текста с учетом конкретных экстралингвистических факторов и понимания его смысла не только на поверхностном, но и на глубинном уровне). В курсе литературы текст рассматривается как некая художественная действительность, историческая и культурная реальность, которая представлена в нем системой словесных художественных образов. Интегративная цель освоения учебных предметов, входящих в образовательную область «Русский язык и литература», заключается в формировании филологической культуры школьников, ориентации обучения на понимание, интерпретацию «чужого» текста в широком культурном контексте и создание собственного текста с учетом всех прагматических и социокультурных факторов его употребления.
Работа ведется с опорой на рабочую программу и календарно-тематическое планирование. Большим значимым результатом всех проведенных уроков и внеурочных занятий становится достижение результатов, заложенных во ФГОС (обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования; понимание роли чтения, использование разных видов чтения).
Сущность опыта заключается в создании педагогических условий для применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы.
Представленный опыт является репродуктивно-творческим, так как основан на творческом анализе и переработке материала, широко представленного в педагогической литературе, преломлении его сквозь призму собственного опыта и внедрении основных положений технологии развития критического мышления. Данный опыт можно обозначить как творческий, постоянно развивающийся, потому что, применяя его в учебном процессе, можно решить задачи, поставленные перед учителем в свете внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов. Новизна опыта заключается в том, чтобы помочь учителю в полном объёме использовать в своей работе технологию развития критического мышления, даже в традиционной системе обучения, так как дети от природы любознательны, полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое, умное руководство.
Для качественных показателей достижения метапредметных результатов учащимся предлагается участие в различных конкурсах, конференциях, олимпиадах: «Живая классика», Всероссийский конкурс сочинений, «Без срока давности», Литературный турнир, Всероссийская олимпиада школьников, школьный конкурс чтецов, участие в мероприятиях к празднованию Дня Победы, «Русский медвежонок».
В урочной деятельности применяются приёмы работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности: «Чтение с остановками», «Синквейн», «Мозговой штурм», «Иллюстратор», «Написание творческих работ», «Создание кроссворда», «Продолжение произведения (придумывание конца)», «Тонкие и толстые вопросы».
Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными и неинтересными? Думаю, что этот вопрос рано или поздно задает себе каждый учитель. Существует ряд причин: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо книг, не видят пример родителей с книгой и т.д. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой (этому учат в начальной школе), а в среднем звене важно поддержать желание читать, пояснить важность чтения актуальными примерами. Это может быть подготовка к успешному устному собеседованию, к выполнению заданий ВПР и ОГЭ, в дальнейшем – итоговое сочинение и ЕГЭ по русскому языку.
Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки.
Из практики работы следует понимать ситуацию конкретного класса и конкретного ученика. Опыт показывает, что целенаправленная работа над развитием этих действий существенно повышает результаты учеников.
В моей практике применяется такой прием: в 5-6 классе дети перед уроком литературы рассказывают о книге, которую читают сейчас, по своему желанию. На уроке выступает один ученик, так смогут выступить все желающие. Презентация книг помогает расширить словарный запас и книжный кругозор, приобрести навык публичного выступления.
Продуманная и целенаправленная работа над развитием читательской грамотности позволяет научить ребёнка добывать из большого объёма информации нужную и полезную, а также приобретать социально-нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир. Разнообразные и увлекательные задания помогают детям освоить эффективную работу с текстами, научиться не только быстро читать, но также понимать, запоминать и анализировать прочитанное.
Работа по развитию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы базируется на работе с текстом. Умения учащихся можно распределить на три блока:
поиск и извлечение информации
интерпретация и преобразование
оценка и критическое мышление
Все три блока могут быть представлены на одном уровне обучения, но с каждым новым уровнем обучения задания становятся сложнее. Так, в 5 классе ученики находят и извлекают информацию из различных текстов; в 6 классе применяют извлечённую из текста информацию для решения разного рода проблем; в 7 классе анализируют и интегрируют информацию, полученную из текста. К 8 классу ученики могут работать по содержанию текста в рамках предметного содержания; 9 классе – оценивают форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания.
На уроках русского языка и литературы в старших классах систематически используется технология критического мышления. Данная технология предлагает оригинальные приёмы и методы её использования. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Учащиеся становятся главными действующими лицами урока, они думают и анализируют, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.
Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов – осмысление – рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к технологии РКМ и работать с учениками любого возраста.
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы; побудить ученика к активной работе на уроке и дома. Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому предмету (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируя собственные цели.
Приём «Верите ли вы, что...» (+ -) Может быть началом урока. Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил. Перед чтением произведения или знакомством с биографией писателя могут быть вопросы: Могло ли происходить действие в наши дни? Верите ли вы, что герой исправится? Начинающему литератору пришлось работать грузчиком.
Приём «Корзина» идей, понятий, имен логичен на стадии вызова. Хорошо использовать при повторении темы «Сложное предложение». Ребята могут назвать признаки СП (две и более грамматические основы), связь (союзная, бессоюзная). Заодно повторить простое предложение (двусоставное, односоставное (назывное, определенно-личное, неопределённо-личное, безличное).
Используя «Тонкие и толстые вопросы», учащиеся учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы – кто? что? когда? как зовут? и др.) и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые вопросы – Объясните, почему? Мог ли? Согласны ли вы? и др.). Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать сложные вопросы, требующие анализа текста, и формулировать ответы, основываясь на прочитанном тексте. Данный приём формирует умения выявлять в тексте фактическую информацию, обобщать и интерпретировать её, формулировать выводы и оценочные суждения (кто является главным героем рассказа? Как его зовут? Почему он поступает именно так?).
На уроке родной литературы при изучении произведения П.В. Засодимского были «тонкие» вопросы: назовите имя героя – Гриша; кто он? – барчук, мальчик; чем занят? – гуляет, любуется солнцем и воробьями. И «толстые»: почему Гриша даёт нищенке камень, а не хлеб? Зачем ждёт девочку обратно? Почему ему теперь очень тяжело, ведь он дал «милостыню»? При изучении рассказа И.С. Бунина «Кавказ» ответить на «тонкие» вопросы удалось всем: назовите героев – он, она, и её муж; место действия – города юга России; почему она путает следы – не хочет встречи с мужем. А от «толстые» заставили поразмышлять: любовникам хорошо вместе? – некоторое время да, но скоро наскучат друг другу; зачем муж ищет жену, что он чувствует? – хочет объясниться, но не находит и совершает самоубийство, освобождая её; теперь она свободна, но счастлива ли она? А они? – нет, герои не могут быть счастливы, зная, что из-за их тайных отношений погиб человек.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет учащемуся: получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями; искать ответы на вопросы, поставленные в первой части. Учащиеся читают текст (параграф), учитель предлагает активные методы чтения, учащиеся ведут записи по мере осмысления новой информации.
Приём «Кластер» уместен при работе с текстом на стадии осмысления, например, оформляем в виде грозди имена героев произведения, рисуем связи между ними. «Кластер» – это наглядный способ оформления и структуризации учебного материала. Суть данного приема заключается в том, что в центре листа записывается или зарисовывается ключевое слово (идея, тема), либо проблемный вопрос, от него располагаются координаты, на которых фиксируются идеи (слова, рисунки), связанные с ключевым понятием. Очень важным моментом является презентация полученных кластеров учащимися. Это служит не только систематизации материала, но и установлению причинно-следственных связей между элементами кластера. Данный прием работает на формирование умений использования текста для решения учебно- познавательных задач с привлечением дополнительных знаний и личного опыта учащихся (рассказ «Чудесный доктор» А.И. Куприна герой Мерцалов – отец, муж, служащий, человек). Чичиков – покупатель, его визиты к кому? (Манилов, Ноздрёв, Коробочка, Собакевич, Плюшкин) – почему Чичиков путешествует по данной траектории? Мог ли он изменить маршрут?
Работа с деформированным текстом (предложением) направлена на отработку орфографической зоркости, пунктуационных навыков (Пр…снулись красногрудые малиновки покачиваясь на тонких но…ках и то(же) п…ют св…ю песню тихой радости. – ПрОснулись красногрудые малиновки, покачиваясь на тонких ноЖках, и тоже пОют свОю песню тихой радости. Задание: записать, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания).
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Учащиеся сравнивают полученную информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, учатся структурировать знания, обобщать и делать выводы.
Приём «Синквейн» чаще всего применяется на стадии рефлексии. После прочтения рассказов П.В. Засодимского и А.П. Чехова были написаны такие синквейны:
Гриша
Беспечный, весёлый
Гуляет, кидает камни, ни о чём не заботится
Вместо хлеба дал девочке камень
Грусть
Червяков
Маленький и озабоченный
Страшится, переживает, боится
Мир против маленького человека
Смерть
Приём «Написание творческих работ» применяется на уроках русского языка и литературы как задание повышенного уровня для осмысления материала. В 8-9 классе ребята чаще пишут тексты-рассуждения, тренируясь выполнять задания в формате ОГЭ по русскому языку. Учащимся даётся задание порассуждать о силе характера (после прочтения рассказа А. Толстого «Русский характер»), о стойкости ленинградцев-блокадников (после тематического занятия), о защите окружающей среды, о любви к чтению и его необходимости (после прочтения писем Д.С. Лихачёва), о взаимовыручке, о дружбе, о любви, др. Такого рода задания позволяют отработать навык письменной речи, умение выразить мысль письменно, также вырабатывается навык работы в формате ОГЭ (задание 9.3). Например, порассуждайте о силе русского слова (чистоте языка) на примере высказывания И.С. Тургенева. Или после прочтения представьте, как могут развиваться события далее, что будет происходить с героями.
Диагностика уровня читательской грамотности
Работа по развитию читательской грамотности школьников на уроках русского языка и литературы в 8-9 классе базируется на работе с текстом. Диагностику уровня читательской грамотности учеников можно проводить с помощью тематических тестов в формате ВПР, ОГЭ. Остановимся на отдельных заданиях ВПР.
Задания к тексту 2 проверяют сформированность навыков различных видов чтения и информационной обработки текста; адекватного понимания текстов различных функционально-смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка; навыков анализа текста с точки зрения его темы, микротемы, основной мысли, основной и второстепенной информации; навыков анализа текста с точки зрения средств языковой выразительности и лексики.
Задания ВПР для 5-7 классов направлены на поиск и извлечение информации, даются задания на интерпретацию текста, даются тексты другого типа, в которых требуется аналитическая работа.
1.Как вы думаете, рассказчик – это ребенок, молодой мужчина или пожилой человек? Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов, подтверждающих ваш ответ.
2.После прочтения текста надо определить основную мысль текста (задание 9), тип речи представлен в предложениях(задание 10), в чём заключается философский смысл идеи (задание 11), лексическое значение слова и подобрать синоним 9задание 12), найти стилистически окрашенное слово (задание 13), объяснить значение пословицы (задание 14).
Уровень развития читательской грамотности можно определить по тому, насколько правильно ученику удалось интерпретировать значение пословицы, как он понял смысл пословицы.Такого рода задания в 8 классе выполняются на уроках русского языка и литературы (задание 14) (объясните смысл пословицы, приведите примеры употребления в речи, напишите небольшое сочинение-рассуждение на примере эпиграфа к пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор» «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива»; вспомните и запишите полный вариант пословицы, которую автор выносит в заголовок текста. Что означает эта пословица? (анализ, интерпретация) – на примере эпиграфа к «Капитанской дочке» А.С. Пушкина «Береги честь смолоду».
Работа с текстами в формате ОГЭ по русскому языку организуется не только в 9 классе, но и ранее. Рассмотрим, какие задания дают возможность определять уровень читательской грамотности учащихся.
Задания 6-9 выполняются на основе текста: задание 6 – анализ содержания текста (извлечение информации: прочитайте текст и укажите, какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Идею сплавиться по реке к монастырям подал рассказчик.
2) Сплав по реке продолжался около шести-семи часов.
3) Корин на берегу подвернул ногу, поэтому не мог двигаться дальше.
4) Когда рассказчик с отцом добрались до избы, они остались там на ночлег.
5) «Путешественники» решили сплавляться по Истье на надувных чёрных камерах).
Задания 7,8 – найти средства выразительности и лексический анализ (анализ и интерпретация: найдите средства выразительности в отрывках из рассказа А.И. Куприна «Куст сирени»: «…не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость», «Когда Алмазовы приехали к садовнику, белая петербургская ночь уже разлилась по небу и в воздухе синим молоком», «…лицо его сияло торжеством одержанной победы»).
Более высокий уровень владения читательской грамотностью – это оценка и осмысление текста при выполнении задания 9.1;9.2;9.3 – написание сочинения: по рассказу Б. Екимова напишите сочинение, поясняющее название «Ночь исцеления» (назовите героев, расскажите о взаимоотношениях внука и бабушки, какие проблемы волновали пожилого человека, что придумал сделать мальчик и что произошло однажды ночью?)
В каждом из этих заданий ученик должен показать своё умение читать и понимать текст, поскольку в каждом из этих заданий требуется приводить примеры, опираясь на прочитанный текст. Так, в задании 9.3 надо не только ответить на вопрос, но и привести примеры из художественных произведений и жизненного опыта. Осознание всего этого формирует оценку и критическое осмысление читательской грамотности.
Часть 3. Результативность педагогической деятельности
В результате своей педагогической деятельности могу отметить достижение 100% абсолютной успеваемости и повышение качества обученности учащихся; сокращение количества учащихся «группы риска» по успеваемости. О результативности опыта свидетельствуют повышение интереса к урокам русского языка и литературы, к чтению художественной литературы; повышение качества знаний по предметам; конкурентоспособность выпускников школы.
В своей работе главными формами системной подготовки к итоговой аттестации в основной школе вижу следующие: систематический контроль над развитием читательской грамотности учащихся через применение заданий, позволяющих оперативно проверить уровень усвоения учащимися теоретических знаний; создание индивидуальных и коллективных проектов по исследованию лингвистических понятий; комплексный анализ лингвистических текстов и составление собственных научных суждений с опорой на проблемный вопрос; через ежеурочный комплексный анализ текстов различных стилей и типов речи, совершенствование лингвистической и коммуникативной компетентностей учащихся через исследование орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых и стилистических норм с опорой на неадаптированные тексты; организация текущего и итогового контроля в конце каждого класса только с опорой на комплексную работу с текстом; ведение элективных курсов по выбору, направленных на развитие и коррекцию знаний, умений и навыков учащихся (в 9 кл. - «Смысловое чтение», в 11 кл - «Анализ художественного текста»).
Такая работа по подготовке к ГИА на всѐм периоде обучения в 5-11 классах обязательно учитывает новые требования, предъявляемые сегодняшнему отечественному образованию, опирается на рекомендации экспертов, анализирующих общие результаты экзаменов по русскому языку и обращающих особое внимание на необходимость совершенствования процесса преподавания русского языка через комплексную работу с текстом. Очень важным своим достижением считаю создание система работы, благодаря которой мои ученики добиваются максимально предельных результатов не только в учѐбе, но и во внеурочной деятельности, а также приобретают опыт решения значимых, практикоориентированных задач.
Эти результаты достигнуты планомерной работой по изучению и применению передового опыта, новых технологий обучения, постоянным мониторингом продвижения учащихся и рефлексией учителя.
По результатам обучения за последние 3 года наблюдается положительная динамика уровня освоения программ по русскому языку и литературе. Качество освоения программ по предметам «Русский язык» и «Литература» представлено в таблице 1 (см. приложение 1)
Избранные результаты ВПР по русскому языку отражены в диаграмме 1 (см. приложение 1). В сравнении за 7-8 класс взяты задания, направленные на работу с текстом.
7 класс задание №9 «Основная мысль текста», задание №12 «Лексическое значение слова»
8 класс задание №7 «Основная мысль текста», задание №10 «Лексическое значение слова»
Качество выполнения указанных заданий повысилось, в том числе вследствие использования технологии критического мышления.
Работа по развитию читательской грамотности предполагает не только урочное, но и внеурочное время. Работа с текстами разных уровней, жанров, типов – трудоёмкий процесс, но его эффект оправдывает эти усилия. Учащиеся активно продвигаются в овладении образовательной программой, у них формируется внутренняя мотивация учения, уверенность, самостоятельность, ответственность, устойчивая потребность в самообразовании на протяжении всей жизни.
Так, игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» привлекает участников не знаниями по предмету, а возможностью показать неординарное мышление, логику, что предполагает наличие читательской грамотности и критического мышления. В данном конкурсе всегда большой охват учащихся и постоянное наличие победителей и призёров на уровне школы. В таблице 2 (см. приложение 1) приведено количество участников за 4 года.
В моей педагогической деятельности получены высокие результаты участия в конкурсном движении на уровне города, региона, всероссийском уровне (см. приложение 1 таблица 3).
Количество участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе всегда большое. Ученики чаще пробуют силы по русскому языку, реже – по литературе. Ребята становятся призёрами и победителями школьного этапа, выходят на муниципальный уровень (см. приложение 1 диаграмма 2)
Результаты итогового сочинения также демонстрируют качество проведенной работы. Так, в 2021-2022 учебном году качество знаний на итоговом сочинении составило 100 %, а в 2022-2023 - 93 %.
Заключение
Развитие читательской грамотности определяется учеными как неотъемлемая часть (компетенция) развития функциональной грамотности для реализации практических умений работы с текстом (необходимое умение понимать, анализировать прочитанное, использовать информацию) для решения определенных задач, также расширения кругозора и возможностей в жизни.
Эффективность формирования читательской грамотности обуславливается рядом условий: целенаправленной системной работой по развитию читательской компетенции с применением методов и приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо; - активным включением в урочную деятельность заданий в формате ВПР/ОГЭ/ЕГЭ.
Данная работа направлена на распространение педагогического опыта среди учителей, работающих на развитие функциональной, в том числе читательской, грамотности. Применение приёмов технологии развития критического мышления (синквейн, кластер, тонкие и толстые вопросы, чтение с остановками и др.) позволяет повысить интерес учащихся к урокам, повысить уровень речевого развития, развить умение систематизировать изучаемый материал, устанавливать причинно-следственные связи. В результате работы по данной технологии ребята учатся пользоваться памятками, слаженно работать в группах и учитывать мнения других как дополнительный источник информации для ответов на вопросы. Учащиеся перестают испытывать затруднения при работе с разнообразными источниками информации, учатся применять свои знания на практике при выполнении письменных работ. Результативность деятельности проявляется и в том, что многие учащиеся в процессе обучения освоили опыт анализа собственной деятельности, учатся критически относиться к своим действиям и оценивать поступки людей и свои собственные, становятся более организованными, общительными, активными в процессе обучения, что проявляется во время бесед.
Проводимая работа позволяет спланировать работу с классом на перспективу, через выполнение заданий можно увидеть существующие пробелы в знаниях и откорректировать их. Задания в среднем звене однозначно готовят почву для подготовки к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку и написанию итогового сочинения. В результате применения технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в 8-9 классе у учеников развиваются универсальные учебные действия – познавательные, регулятивные и коммуникативные, повышается эффективность образовательного процесса.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась: для повышения качества образования через развитие функциональной грамотности наиболее продуктивным может считаться развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 8-9 классе.
Практическая значимость работы в развитии читательской грамотности определяет повышение качества образования, что обеспечивает позитивные результаты в решении актуальных учебных и жизненных проблем ученика, успешную социальную адаптацию, развитие самостоятельности, потребность в самообразовании.
Данная работа позволила углубить и расшить свои знания, поделиться с учителями русского языка и литературы своим опытом, продемонстрировать достигнутые результаты. Она полезна всем учителям, кто движется в ногу со временем и желает сделать результат своего труда более продуктивным.
Литература
Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с. Интернет-ресурс http://linguistics-online.narod.ru/olderfiles/1/azimov_e_g_shukin_a_n_novyy_slovar-21338.pdf
Книга – душа образования (пособие для педагогов)/Автор-составитель: Л.И. Уварова. – СПб.: Издательство «Левша. Санкт-Петербург», 2006. – 72 с. https://www.pedagogika-cultura.ru/images/html/book_dusha_obraz/book_soul.htm?fbclid=IwAR2jwuDG75G3xyF6t8qNH-QuUykcPwntFgkMuGd24LP0bagAV08BqEzH-Pc
Кудина Г.Н. «Диалог» читателей с автором на уроках литературы / / Психологическая наука и образование. 1996, №2.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021г. № 287 (с последующими изменениями и дополнениями). https://fgos.ru/
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2011. – 48с
Функциональная грамотность школьников: что это и как её развивать https://school.kontur.ru/publications/2374
Чтение художественного текста как читательское сотворчество. / / Искусство в школе. 1992, №2.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Международная_программа_по_оценке_образовательных_достижений_учащихся
r7ad4e7zlzwo8li5hmbfckdm0m4u0fux.pdf https://www.irro.ru/upload/medialibrary/0c9/r7ad4e7zlzwo8li5hmbfckdm0m4u0fux.pdf#:~:text=Функциональная%20грамотность%20обучающихся%20–%20это,миром%20и%20дальнейшему%20успешному%20образованию
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Качество освоения программ
Таблица 1
| Русский язык | Литература |
2019-2020 | 59% | 54% |
2020-2021 | 57% | 63% |
2021-2022 | 63% | 69% |
Результаты ВПР
Диаграмма 1
Результаты игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех»
Таблица 2
Год | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
Количество участников | 18 чел. | 26 чел. | 17 чел. | 17 чел. |
Результативность | 5 победителей | 4 победителя | 3 победителя | 2 победителя 3 призера |
Участие в конкурсном движении
Таблица 3
Учебный год | Наименование мероприятия | Результат |
2019-2020 | XI областной литературно-художественный конкурс «Свет глубины веков» | победитель |
2020-2021 | Региональный этап Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» | победитель |
2021-2022 | Всероссийский конкурс «Литературная Россия» | победитель |
Городской конкурс эссе, очерков, воспоминаний «Великая Победа: военные судьбы вологодских педагогов» | победитель | |
2022-2023 | Городской этап Всероссийского конкурса сочинений | призер |
Региональный этап Всероссийского конкурса сочинений | победитель | |
Региональный этап всероссийского литературного турнира | победитель | |
Всероссийский литературный турнир | победитель | |
| Городская заочная XIII научно-практическая конференция «Поиск и творчество – шаг на пути к открытию» | призёр |
Участие во Всероссийской олимпиаде школьников
Диаграмма 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методические разработки
с применением приемов технологии развития критического мышления
Промежуточная аттестация по родной (русской) литературе за 8 класс
На данные вопросы отвечать нужно полными, связными ответами.
Какое значение имеет художественное произведение в культурном наследии страны?__________________________________________________
2. Что такое фольклор? - ________________________________________
Приведите примеры использования фольклора в литературных произведениях ___
_______________________________________________________________________3. Какие страны посетил Афанасий Никитин во время своего путешествия? ______
4. В «русской истинной повести» Н.М. Карамзина «Евгений и Юлия» почему не состоялась свадьба у влюблённых?
а) Евгений уехал б) Евгений умер в) Юлия полюбила другого г) не разрешили родители
5. К какому литературному направлению принадлежит повесть Н.М. Карамзина «Евгений и Юлия»?
а) классицизм б) сентиментализм в) романтизм г) реализм
6. Объясните название рассказа Павла Засодимского «В метель и вьюгу» ________________________
7. Кто такой Януш Корчак? Какой подвиг он совершил?______________________
8. Каких героев войн вы знаете? Что они совершили и получили известность? ___
9. Чему учит книга Н. Назаркина «Мандариновые острова»? __________________
Что нужно человеку, для того чтобы почувствовать себя в жизни хорошо, чтобы чувствовать любовь в себе и к себе? Чтобы сохранить в себе
10. Какие нравственные ценности вы запомнили из курса родной (русской) литературы? Что бы вы выделили особенно? _____________________________________________________________________
II. Рабочий лист к открытому уроку «Любовь как залог семейного счастья в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»
_________________________________
дата
тема урока ____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
«В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого»
Н.Г. Чернышевский
_ ________________________________ ____________________________
___________________________________ ___________________________
___________________________________ ______________________________
| Николай Алмазов (_________________________) | Вера Алмазова (________________________) |
Общее настроение, мимика | | |
Нужна ли какая-либо помощь; каков настрой на исход дела | | |
Может ли взять ответственность на себя | | |
Композиция произведения
Приём, лежащий в основе композиции? (основан на противопоставлении) | План | Новое понятие |
| 1. | Если в произведении начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот, то такая композиция называется______________ |
2. | ||
3. |
Домашнее задание:
- подготовить творческий пересказ от лица Веры (садовника, профессора) о событиях, описанных в рассказе;
- написать сочинение о том, что произошло дальше в жизни Веры и Николая;
- создать синквейн* (задание повышенного уровня).
Памятка для написания синквейна
1. Существительное (тема). | |
2. Два прилагательных (описание). | |
3. Три глагола (действие). | |
4. Фраза из четырех слов (описание). | |
5. Существительное (перефразировка темы). | |
Оценочный лист к открытому уроку
Частично/иногда (0,5б) | Полностью/ активно (1б.) | Самооценка работы | Частично/иногда (0,5б) | Полностью/ активно (1б.) | |
Участвовал в беседе | | | Участвовал в беседе | | |
Работал в паре (группе) | | | Работал в паре (группе) | | |
Выполнил все задания | | | Выполнил все задания | | |
Знаю композицию рассказа | | | Знаю композицию рассказа | | |
Понял позицию автора | | | Понял позицию автора | | |
итого ___баллов, отметка _____ (4,5-5б. «5», 3,5-4б. «4», 2,5-3б. «3») | итого ___баллов, отметка _____ (4,5-5б. «5», 3,5-4б. «4», 2,5-3б. «3») |
Методическая разработка урока родной (русской) литературы
«Рассказ В.И. Белова «Кони»
как отражение уклада жизни на селе»
Урок 1 «Лабутя и Серёга»
Тема: «Рассказ В.И. Белова «Кони» как отражение уклада жизни на селе»
Цели:
Расширение знаний учащихся о творчестве В.И. Белова, знакомство с рассказом «Кони»;
Раскрытие авторской позиции;
Задачи:
Продолжить развивать устную и письменную речь учащихся;
Способствовать развитию языкового чутья и культуры речи учащихся;
Содействовать воспитанию чувства гордости за свою родину, народ, язык, чувства сострадания, милосердия.
Оборудование: мультимедийная установка, рабочие тетради; текст рассказа.
Теоретические понятия:
Рассказ – это небольшой по объёму жанр эпоса, в котором описан один случай, событие из жизни героя; изображается ограниченное количество персонажей (не более 5); действие происходит в узких пространственно-временных рамках; ставится проблема без её подробной разработки и исчерпывающего разрешения.
Антитеза – это резкое противопоставление.
Диалектизмы – это слова, употребляемые жителями определённой местности.
Мерин – кастрированный жеребец.
Жеребчик – самец лошади, достигший половой зрелости.
Кобыла – самка лошади.
Конь – самец лошади; торжественное название животного.
Коновал – ветеринар-ремесленник, традиционно занимавшийся обслуживанием и лечением домашней скотины в русских деревнях. Самоучка.
Праведник – 1. Праведный человек, тот, кто живёт строго согласно заповедям, предписаниям какой-либо религии. 2. Тот, кто во всём руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности.
Ход урока:
Организационный момент (1 мин)
Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок родной (русской) литературы. Он будет посвящён творчеству того, чьё фото перед вами на слайде (изучение творчества нашего вологодского писателя Василия Ивановича Белова)
Звучит песня «Ходят кони над рекою…» в исполнении В.Золотухина.
Актуализация знаний (2 мин)
Творчество В.И. Белова – это огромная, ещё до конца не исследованная территория. В.И. Белов свои произведения посвятил деревне, её проблемам и радостям, трудностям и малым минутам веселья. Повести и рассказы Василия Белова, написанные в 1960-е годы, открывают читателю мир русской деревни. Традиционный уклад, годовой цикл, которому следует человек, единство с природой – всё это делает жизнь привычной, понятной и осмысленной. Герои писателя – сельские труженики, своим трудом преодолевающие нелегкий путь от пшеничного зерна на ладони пахаря накануне весеннего сева до пышущего ароматным теплом каравая на праздничном столе.
Всё большее количество людей стремится если не работать и жить на селе, то хотя бы иметь домик и небольшой участок для отдыха за городом, в дали от суеты и городской жизни с её «удобствами». Деревня для В.И. Белова – место силы, благодати, спокойствия. Он сам долгое время жил в деревне и в своих произведениях переживал за судьбу русской деревни, со временем приходящей в упадок. Его рассказы интересны для читателя, так же переживающего за судьбу села, деревни.
Целеполагание (3 мин)
Чтобы определить тему и цель урока, я прошу обратить внимание на слайд. (Обращение к презентации).
Что изображено? Как это связано с нашей темой урока? (Мнения детей: мы видим лошадей или коней, рассказ В. Белова называется «Кони», значит, речь пойдёт об этих животных, о деревне)
Творчество Василия Ивановича тесно связано с деревней, в ней он видел прошлое, настоящее и будущее России. Этот рассказ мы будем изучать в течение двух уроков («Рассказ В.И. Белова «Кони». На первом уроке познакомимся с главными героями «Лабутя и Серёга»)
Наша цель – углубление знаний о В.И. Белове, его творчестве, о жизни деревни и ее жителях.
Усвоение нового знания (25 мин)
Прочитайте слова из стихотворения С.Есенина «Сорокоуст», взятые в качестве эпиграфа:
Милый, милый смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Как вы можете прокомментировать данные строки? Как они соотносятся с текстом В. Белова? (Крестьянский поэт, последний поэт деревни, тема родины тесно переплетается с деревней).
События какого времени отражены в рассказе? Докажите фактами. (Конец 60-х – нач. 70-х годов – реорганизация колхозов в совхозы, появление новой техники).
Назовите действующих лиц рассказа (Лабутя, Серёга, его невеста, кони, жители колхоза)
Можно ли как-то пояснить имя главного героя? (ответы детей)
Да, скорее всего, это даже не имя, а прозвище.
Словарь вологодских говоров сообщает: «Лабутя – производное от «лабаки» – «грубая, безобразная обувь, лапти». В этом словаре собраны диалектные слова, что такое диалекты? (Диалектизмы – это слова, употребляемые жителями определённой местности)
Узнав значение диалектного слова, мы понимаем, что Лабутя – герой-странник, ведь «мало кто помнит, когда и как прижился в колхозе Лабутя. Ещё во время войны он часто ночевал в здешних местах. Зимой, за кусок хлебушка подшивал валенки, летом пас коров, и все понемногу привыкли к нему, считали за своего» написано в начале рассказа, а заканчивается тем, что Лабутя снова исчезает «Лабутя приехал домой вместе с мальчишками на Серёгиной машине, переночевал, а утром исчез куда-то из колхоза». (задание детям: найти эти строки в тексте)
Каких похожих персонажей вы можете вспомнить? В русской литературе странники обычно являются праведниками. (Юшка, герой рассказа А. Платонова «Юшка»).
Кто такой праведник? (Праведник – 1. Праведный человек, тот, кто живёт строго согласно заповедям, предписаниям какой-либо религии. 2. Тот, кто во всём руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности). Является ли Лабутя праведником? Докажите. (ответы детей: Лабутя у Белова – это тоже праведник. Он прощает Серёгу за поджог своего единственного жилища, ничего не требует взамен)
Похожи ли герои Лабутя и Серёга между собой? (Нет, они совершенно разные)
Как называли в деревне Серёгу? («Серёга – где твоя дорога?»).
Как характеризует прозвище этого человека? (Ездит на машине, человек, который не определился в жизни, не может выбрать дорогу, беспутный).
По народным поверьям, образ дороги – это путешествие на тот свет. Не случайно возле дороги старались не строить дома. Вот и получается, что у Серёги нет будущего, он мечется между жизнью и смертью, поэтому он «беспутный».
Найдите в тексте портрет Лабути, прочитайте этот отрывок.
«Коренастый, коротконогий, с бесхитростными светло-синими глазами и коротенькими ресницами, он улыбался и давал закурить каждому. Причём всегда радовался, если кто-нибудь с ним заговорит и покурит».
Можно ли прочитать, как выглядел Серёга? Почему автор не даёт его описания? (Серёга ничем не отличается, а Лабутя такой один)
Чем отличается Лабутя от Серёги? Что он ценит больше всего? (его отличает любовьк природе)
Лабутя – человек, близкий к природе. Найдите и зачитайте примеры из текста:
«Кроме всех людей, любил он ещё животных, особенно лошадей. Каждую весну он справлял обутку, натачивал топор, и как только появлялась первая трава, шел в контору «рядиться», хотя рядиться, собственно, было нечего, все знали, что Лабутя снова за трудодни всё лето будет пасти коней»;
«Всходило солнышко, и вслед за ним обсыхала роса. Медленно посинел плес реки. Рябой клин первого крохотного вихря раздвинул эту синеву и, запутавшись в осоке, утих. Лабутя переобулся и загасил остатки костра. Можно было вздремнуть где-нибудь под кустом, но спать ему не хотелось; он взял корзину, узду и не торопясь пошел к лошадям»;
«Пьянящим багульником цвел по лесному выгону Лабутин июль, шумел чистыми дождями, краснел сладкой малиной. Лабутя сколотил себе на лесной развилке дощатый шалаш, устлал его ветками, сухим белым мохом и все дни и ночи проводил в лесу, приходя домой только за харчами. Брезентовый плащ и кошель побелели от дождей, а сам Лабутя почернел. Он был счастливым и добрым в своем лесу».
А Серёга любит природу? Какими примерами докажете? (Нет, он сшибает лютики, бесчувственен к природе, безразличен к судьбе лошадей).
Есть ли дом у Лабути? (он живет в дощатом шалаше на лесной развилке).
Вспомните эпизод, в котором Серёга поджигает этот шалаш. Объясните реакцию Лабути на это. (Лабутя не ругает его, он не видит или не хочет видеть зла, несмотря на то, что этот шалаш – его дом его мир, следовательно, он праведник).
Серёга поджигает дом праведника, а может и саму деревню? (Наверное, он способен на это, он очень легко идёт на преступление)
Почему Лабутя хочет, чтобы Серёга женился на учительнице?
(Дом, очаг, дети; он осядет на месте; продолжение деревни, её будущее).
Закрепление (6 мин)
Мы видим, что два героя противоположны. Вспомните, как называется противопоставление в литературе (Антитеза, рассказ построен на этой стилистической фигуре)
Сравнив Лабутю и Серёгу, скажите, на чьей стороне автор?
(Конечно, на стороне Лабути, ведь он – воплощение заветной мечты Белова, символ лада и покоя, духовный исток всей России).
Кто, по вашему мнению, является главным героем рассказа? (Это Лабутя. Он настоящий во всех смыслах: человечный, любит природу, по-своему заботится о ней)
Как вы считаете, останется Серёга жить дальше в деревне или нет? (мнения детей)
Если автор выбирает героем человека, то почему рассказ называется «Кони»? (Лабутя очень любит коней, без них он не представлял будущее деревни).
Домашнее задание (2 мин)
Свои размышления оформите в виде небольшой письменной работы в рабочих тетрадях, а разговор о деревне В. Белова продолжим на следующем уроке.
Отметки за работу выставляются в конце урока.
Методическая разработка урока родной (русской) литературы
«Рассказ В.И. Белова «Кони»
как отражение уклада жизни на селе»
урок 2 «Кони – оплот деревни»
Тема: «Рассказ В.И. Белова «Кони» как отражение уклада жизни на селе»
Цели:
Расширение знаний учащихся о творчестве В.И. Белова, знакомство с рассказом «Кони»;
Раскрытие авторской позиции;
Задачи:
Продолжить развивать устную и письменную речь учащихся;
Способствовать развитию языкового чутья и культуры речи учащихся;
Содействовать воспитанию чувства гордости за свою родину, народ, язык, чувства сострадания, милосердия.
Оборудование: мультимедийная установка, рабочие тетради; текст рассказа.
Теоретические понятия:
Рассказ – это небольшой по объёму жанр эпоса, в котором описан один случай, событие из жизни героя; изображается ограниченное количество персонажей (не более 5); действие происходит в узких пространственно-временных рамках; ставится проблема без её подробной разработки и исчерпывающего разрешения.
Антитеза – это резкое противопоставление.
Диалектизмы – это слова, употребляемые жителями определённой местности.
Мерин – кастрированный жеребец.
Жеребчик – самец лошади, достигший половой зрелости.
Кобыла – самка лошади.
Конь – самец лошади; торжественное название животного.
Коновал – ветеринар-ремесленник, традиционно занимавшийся обслуживанием и лечением домашней скотины в русских деревнях. Самоучка.
Праведник – 1. Праведный человек, тот, кто живёт строго согласно заповедям, предписаниям какой-либо религии. 2. Тот, кто во всём руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности.
Организационный момент. Актуализация знаний (3 мин)
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим разговор по тексту рассказа В. Белова «Кони». Давайте вспомним, что мы говорили на прошлом уроке? (О главных героях Лабуте и Серёге, о из взаимоотношениях, о том, что Лабутя – человек из природы и единственный в своём роде, а Серёга – собирательный образ, типичный человек без своего места в жизни)
Целеполагание (3 мин)
Дома вы ответили на вопрос о названии рассказа. Заслушаем несколько ответов.
Действительно, для В. Белова деревня – символ жизни. Сегодня мы продолжим разговор и поговорим о молчаливых её жителях – о лошадях. («Рассказ В.И. Белова «Кони». Кони – оплот деревни)
Наша цель останется прежней – углубление знаний о В.И. Белове, его творчестве, о жизни деревни и ее жителях.
Усвоение нового знания (25 мин)
По народным поверьям, конь – символ достатка, счастья, крестьянского благополучия. Не случайно раньше и по сей день в деревнях крыши домов украшали головой коня (конёк). Это был своеобразный оберег
Выделите и зачитайте ключевые слова в характеристике коней.
(Зачитывают).
А не кажется ли вам, что это всё качества обыкновенных деревенских людей, мужиков и баб?
Перечислите клички лошадей. (Малька, Дьячок, Аниса, Верея, Зоря, Евнух, Фока, Зепрем, Замашка, Гуска).
Клички животных похожи на имена. Знаете, что такое «верея»? Это перекладина у ворот. Есть такая поговорка: «Он у меня что верея у ворот, на нём всё держится». То есть при помощи иносказания автор нам говорит, что без этой лошади никуда, она опора деревни. Убери эту основу – рухнет всё.
Найдите и зачитайте ситуации, в которых кони очень сильно напоминают людей с их привычками и манерой поведения.
Закрепление (6 мин)
Расскажите, какова судьба у этих животных? Что мы о них узнали? (ответы детей)
А что ждёт их впереди? Какая у них перспектива? (Лошадей собираются сдавать на мясо, но прямо об этом не написано, мы догадываемся об этом)
Почему Белов вставляет в рассказ легенду о спившемся коновале? (Зачитывают легенду). (Легенда даёт ощущение приближающейся трагедии, чувствуется, что рядом с Лабутей и конями ходит смерть: призрак коновала).
А ведь это ощущение трагедии не подводит читателя. Как заканчивает Белов свой рассказ?
(Под музыку ученик зачитывает отрывок из текста).
Попробуйте сейчас написать синквейн по теме урока. (Пишут в рабочих тетрадях, несколько работ зачитываются вслух)
Рефлексия. Домашнее задание (3 мин)
У Бориса Пастернака в стихах «Во всём мне хочется дойти до самой сути…» есть и такие строки: «До оснований, до корней, до сердцевины».
Это рассказ о том, как мы сами обрываем эти корни, выгнивает сердцевина нашей жизни.
Как достучаться до человеческой сути, как убедить, что поступаем мы неправедно?
Это ведь только Лабутя умеет смотреть в глаза лошадям.
Бросая, не думая, руша, поджигая, только ли деревню мы губим?
Хочется верить, что «милый смешной дуралей» всё-таки вернётся в деревню.
Дома напишите сочинение-миниатюру «Деревня – это прошлое или будущее России?»
(Звучит песня «Кони» в исполнении Н. Расторгуева и группы «Любэ»).
Оценки выставляются в конце урока и на следующем уроке за письменное домашнее задание.
Литература:
Белов В.И. Гудят провода. Рассказы. М., «Сов.Россия», 1978.
Словарь вологодских говоров под ред. Т.Г. Паникаровской, Вологда, 1983.
Толковый словарь русского языка под ред. С.Ожегова и Н.Шведовой, - М., 1991.
37