Проект «Развитие детского образовательного туризма "Робинзоны родного края"»
Пояснительная записка к проекту
Развитие детского образовательного туризма «Робинзоны родного края"
Автор: Намдакова Людмила Викторовна- восп-ль, высш.кат
2017г.
Экологическое воспитание дошкольников – одно из приоритетных направлений воспитания. Это непрерывный процесс направлен не только на расширение знаний в данной области, но и формирование культуры поведения в природе, которая проявляется:
в положительном отношении к своему здоровью,
к окружающему миру, в ответственном отношении к природе,
к соблюдению норм и правил поведения по отношению к ней.
В связи с этим был разработан инновационный образовательный проект Развитие детского образовательного туризма «Робинзоны родного края».
Информационная карта проекта
1. Полное название проекта:Развитие детского образовательного туризма «Робинзоны родного края».
2. Автор проекта: Намдакова Людмила Викторовна, воспитатель МБДОУ детский сад «Лесная поляна»
3.Руководитель проекта:Намдакова Людмила Викторовна, воспитатель МБДОУ детский сад «Лесная поляна»
4. Кадры: Воспитатель –Намдакова Людмила Викторовна, воспитатель МБДОУ детский сад «Лесная поляна»,инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель
5. Адрес организации: 671732 п.Новый Уоян,Северо-Байкальский р-н, р.Бурятия, ул.70 лет Октября
6. Телефон:тел.МБДОУ: 44-033
факс: (83013044-033)
лич.тел.89243968208
7.Эл.почта МБДОУ:dslespol.2011@mail.ru
Эл.почта: mila.namdakova@mail.ru
8. Вид, тип проекта:долгосрочный, исследовательско-творческий.
9 .Место проведения:МБДОУ детский сад «Лесная поляна»
10. Сроки проведения: 2016-2017 учебный год.
11.Участники проекта:воспитанники, воспитатель, родители воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
12. Возраст детей:5-7 лет.
13. Форма проведения: коллективный проект.
Цель проекта:
Расширять и закреплять знания детей о природе как целостной взаимосвязанной системе, формировать эколого-туристские знания и умения природопользования, развивать поисково-исследовательскую деятельность, совершенствовать навыки безопасного поведения в природе.
Подходы к реализации проекта:
– системно-деятельностный – разработка системы деятельности по формированию у дошкольников и их родителей эколого - туристических знаний и умений природопользования;
– культурологический – организация поведения детей и их родителей в природе на основе формирования у них культурных отношений к природе, к окружающей среде.
Деятельность дошкольников, в контексте инновации, это путешествия в природу, главным содержанием которых является знакомство с живой природой родного края, с местными обычаями, содействие по просвещению и экологическому воспитанию, по охране природы родного края, поселка, сада. Воспитанники дошкольного учреждения и их родители совершают туристические прогулки по определённым маршрутам. Существует несколько разработанных маршрутов с учётом целей и задач данного путешествия.
Методическое сопровождение проекта:
информационная подборка о детском туризме, подборка иллюстраций о детском туризме, подбор художественной литературы о безопасности в природе, подборка загадок о туристическом снаряжении и о том, кого можно встретить на туристической тропе, набор дидактических игр природоведческого содержания, видеофильмы:(демонстрация фрагментов мультфильмов «Маугли», «Бемби», «Двенадцать месяцев», «Тарзан», «Снежная королева».и мн.др.,музыкальное сопровождение «Жизнь леса» (шум леса, голоса птиц, стрекотание кузнечика и т. д.), консультационный материал для родителей.
Результаты проекта
-Сформированы знания о детском туризме.
-Знакомы с правилами соблюдения безопасности в туристическом походе,
во время разведения костра.
-Сформированы такие качества, как самостоятельность, организованность, отзывчивость, доброжелательность, выносливость и ловкость.
-Сформированы знания о том, как появлась жизнь на земле. Дети знают о том, что земля это планета, она имеет атмосферу, гидросферу, материки и океаны.
-Знакомы с глобусом - макетом земли,могут определять полушария, северный и южный полюс, знают, что такое экватор.
-Знают, что туристические походы и экскурсии закаливают организм человека,он реже болеет, становится сильнее, выносливее и более организованным.
-Знают представителей растений лесной зоны своей местности, о том какие растения могут предсказывать погоду.
-Знают ядовитые растения, которые могут принести вред здоровью.
-Знают лекарственные растения, которые могут помочь туристам в пути,если случится травма.
-Знают представителей животного мира родного края и правила безопасносного поведения при встрече с животными, умение по следам определять животных
-Увеличение доли родителей активности,участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в природе на туристической тропе и участие в мероприятиях экологической направленности.
Через этот проект идет просветительская и воспитательная работа педагогов с родителями, семьями воспитанников. Они их не только совместно участвуют в воспитательном процессе, но и происходит позитивное сотрудничество, неформальное сближение. Родители видят заинтересованность дошкольного учреждения во взаимодействии, открытость педагогов и готовность принятия инициативы от родителей.
Положительный эффект данной работы затрагивает всех участников образовательного процесса – педагогов, детей и родителей.
Экологическое воспитание - несомненно важная часть развития детей дошкольного возраста. Эту сложную задачу невозможно решить без совместных усилий и продуктивного сотрудничества взрослых – воспитателей и родителей. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, непосредственно участвуя в этом процессе, родители сами стараются быть образцом духовно-нравственных и социокультурных ценностей для своих детей. Таким образом, семьей принимаются и выполняются социальные правила и нормы поведения. Гражданская позиция семьи регулирует поведение личности в интересах человека, семьи и общества в целом. Экологическое воспитание является той благодатной почвой и помощником в проявлении социальной культуры человека.
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад «Лесная поляна»
ПРОЕКТ
Развитие детского образовательного туризма «Робинзоны родного края».
Намдакова Л.В. – воспитатель высшей квалификационной категории.
п Новый Уоян
2017
Информационная карта проекта
1. Полное название проекта:Развитие детского образовательного туризма «Робинзоны родного края».
2. Автор проекта: Намдакова Людмила Викторовна, воспитатель МБДОУ детский сад «Лесная поляна»
3.Руководитель проекта:Намдакова Людмила Викторовна, воспитатель МБДОУ детский сад «Лесная поляна»
4. Кадры: Воспитатель –Намдакова Людмила Викторовна, воспитатель МБДОУ детский сад «Лесная поляна», инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель
5. Адрес организации: 671732 п.Новый Уоян,Северо-Байкальский р-н, р.Бурятия, ул.70 лет Октября
6. Телефон:тел.МБДОУ: 44-033
факс: (83013044-033)
лич.тел.89243968208
7.Эл.почта МБДОУ:dslespol.2011@mail.ru
Эл.почта:mila.namdakova@mail.ru
8. Вид, тип проекта:долгосрочный, исследовательско-творческий.
9 .Место проведения:МБДОУ детский сад «Лесная поляна»
10. Сроки проведения: 2016-2017 учебный год.
11.Участники проекта:воспитанники, воспитатель, родители воспитанников.
12. Возраст детей:5-7 лет.
13. Форма проведения: коллективный проект.
Введение.
Экологическое воспитание дошкольников – одно из приоритетных направлений воспитания. Это непрерывный процесс направлен не только на расширение знаний в данной области, но и формирование культуры поведения в природе, которая проявляется:
в положительном отношении к своему здоровью,
к окружающему миру, в ответственном отношении к природе,
к соблюдению норм и правил поведения по отношению к ней.
В связи с этим был разработан инновационный образовательный проект Развитие детского образовательного туризма «Робинзоны родного края».
Ведь в настоящее время развитие образовательного(детского и молодежного)туризма в России как одного из направлений культурно-познавательного вида туризма приобретает особую актуальность,становясь одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере туризма.Это подтверждается поручениями Президента Российской Федерации от 11.10.2012 № ПР-2705, данными по итогам заседания Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, состоявшегося 25.09.2012 года.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Актуальность.
Актуальность данной технологии в формировании правильного образа жизни у дошкольников, профилактика и внедрение новых форм оздоровления детей, а также развитие экологического мировоззрения, формирование экологической культуры подрастающего поколения, через получение представлений о природных и культурных особенностях родного края. Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку – дошкольнику при отсутствии у него серьезных патологий. Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, терпимость, сила воли, ответственность. Именно эти качества в сочетании с занятиями туристской деятельности обеспечивают формирование механизмов эффективной защиты ребенка от заболеваний.
Для многих семей, дети которых посещают ДОУ, туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у них умения интересно и содержательно организовывать свой досуг; повышает мотивацию ребенка и его родителей на здоровье и здоровый образ жизни. В туризме дети получают знания о безопасном поведении в окружающей среде.
Подходы к реализации проекта:
– системно-деятельностный – разработка системы деятельности по формированию у дошкольников и их родителей эколого - туристических знаний и умений природопользования;
– культурологический – организация поведения детей и их родителей в природе на основе формирования у них культурных отношений к природе, к окружающей среде.
Принципы:
– принцип управляемости и целенаправленности – предполагает создание условий для формирования у детей туристических умений, способствующих получению навыков безопасного поведения в окружающей среде ;
– принцип результативности – направлен на достижение интеллектуальных и практических результатов в безопасном поведении в природе на туристической тропе.
Цель.
Расширять и закреплять знания детей о природе как целостной взаимосвязанной системе, формировать эколого-туристские знания и умения природопользования, развивать поисково-исследовательскую деятельность, совершенствовать навыки безопасного поведения в природе.
Задачи:
Формировать знания о человеке как особом объекте природы
Заинтересовать детей в поиске противоречия между имеющимися опытом и вновь полученными знаниями, побуждать их к постоянному желанию “ «открытий».
Закрепить знания о видах туризма и туристском природопользовании, познакомить с «необычным» туризмом.
Закрепить навыки и умения работы с планом детского сада, города; научить работать с компасом; закрепить навыки и умения туртехники, правил поведения в окружающей среде.
Связать подготовку по туртехнике и турнавыкам с программными требованиями о физической подготовке детей подготовительной к школе группы.
Форма воспитательно-образовательной деятельности
Основные формы, методы и средства работы с детьми
Таблица 1
Модель «Совместная деятельность взрослого и ребёнка»
Интегрированные виды детской деятельности |
Формы и методы |
Средства |
Продуктивно-познавательная Познавательно-исследовательская Познавательно-игровая Познавательно-трудовая Продуктивно-игровая Трудовая-игровая Продуктивно-трудовая Литературно-трудовая Литературно-познавательная |
Беседа с использованием иллюстративного и раздаточного материала, демонстрацией опытов и использованием технических средств, наблюдения, экскурсии, игры(с готовыми правилами: игры- соревнования, игры состязания "Кто больше назовёт...!", и "Кто быстрее" и др.,дидактические: разнообразные головоломки; сюжетно-ролевые игры). Практические занятия в помещении и на местности. |
Мультимедийное видео Аудиотека Художественно-иллюстративный материал Библиотека Стимульный материал Раздаточный материал |
Таблица 2
Модель «Самостоятельная деятельность детей»
Интегрированные виды детской деятельности или Интегрированные формы детской деятельности (из табл.1) |
Предметно-развивающая среда |
Продуктивно-познавательная Познавательно-исследовательская Познавательно-игровая Познавательно-трудовая Продуктивно-игровая Трудовая-игровая Продуктивно-трудовая Литературно-трудовая Литературно-познавательная |
Мини-центр творческая мастерская "Туристическая тропа" Игровая зона (атрибуты и материалы для сюжетно-ролевой игры "Мы юные туристы") Мини-центр «Исследователь» (оборудование и материалы для познавательно-исследовательской деятельности, стимульный материал:карты - схемы, алгоритмы, модели) Мини-центр «Безопасность в природе"» (познавательная и художественная литература о безопасности в природе, иллюстрации по теме "Безопасность в туризме") Мини - музей "Макет "Наш детский сад" Мини-музей "Макет туристической тропы" |
Методическое сопровождение: информационная подборка о детском туризме, подборка иллюстраций о детском туризме, подбор художественной литературы о безопасности в природе, подборка загадок о туристическом снаряжении и о том, кого можно встретить на туристической тропе, набор дидактических игр природоведческого содержания, видеофильмы:(демонстрация фрагментов мультфильмов «Маугли», «Бемби», «Двенадцать месяцев», «Тарзан», «Снежная королева».и мн.др.
музыкальное сопровождение «Жизнь леса» (шум леса, голоса птиц, стрекотание кузнечика и т. д.), консультационный материал для родителей.
Сотрудничество с родителями:
проведение совместного похода в лес, выезд на озеро «Бакани», на реку Верхнея Ангара;
совместная продуктивная деятельность;
совместная трудовая деятельность по очистке участка от мусора;
сбор интересной информации о безопасном поведении в лесу
совместная работа родителей и детей ( умение завязывать узлы, изготовление биноклей, знаков по охране природы)
Сбор необходимых медикаментов для аптечки, которая необходима в туристических походах.
Ресурсное обеспечение проекта: наглядный материал, музыкальное сопровождение, материал для изобразительной деятельности, монитор (для просмотра мультимедийного видео).
Организация деятельности участников проекта:
Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта: Таблица 3
Этапы проекта |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
I этап Установочный |
Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. Формулирует задачу. |
Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. Принятие задачи. Обсуждение и дополнение задач проекта. |
II этап Проектировочный |
Помогает в решении задачи. Помогает спланировать деятельность. Организует деятельность |
Объединение детей в рабочие группы. Распределение амплуа. |
III этап Деятельностный |
Практическая помощь (по необходимости). Направляет и контролирует осуществление проекта. |
Выполнение всех необходимых действий, завершающихся созданием творческого продукта. |
IV этап Презентационный |
Подготовка к презентации. Презентация. |
Подготовка продукта деятельности к презентации. Представление зрителям или экспертам продукта деятельности. |
В рамках данного проекта предлагаются следующие туристические маршруты:
Малой протяженности:
«Территория ДОУ»
Средней протяженности:
«Путешествие в Сосновый бор»
Дальней протяженности:
«Берег р. Верхняя Ангара», «Озеро Бакани»
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1. На основе изученных проблем детей постановка цели проекта.
2. Разработка плана движения к цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Составление плана – схемы проекта.
4. Сбор, накопление материала.
5. Включение в план – схему проекта интегрированных видов детской деятельности.
6. Разработка домашних заданий и заданий для самостоятельного выполнения.
7. Разработка этапа общественной презентации проекта.
Содержание эколого - туристской подготовленности
дошкольника
1. Человек с рюкзаком - исследователь и путешественник.
Дети должны знать, как появилась жизнь на Земле. Земля как планета, имеющая атмосферу, гидросферу, материки и океаны, природные зоны и т.д. Знакомство с глобусом. Освоение космоса. Какую пользу, приносят походы и экскурсии. Необычные виды туризма: конный, путешествие на воздушном шаре и т.д.
2. Удивительный мир растений и животных.
Растения состоят из клеток, почему они зелёные. Рразновидности стеблей «Живые барометры» - помошники туристят в определении изменения в состоянии погоды. Разнообразие растений в связи с почвенно - климатическими условиями. Растения родного края.
Виды млекопитающих, пресмыкающихся, земноводных, рыб, птиц,
насекомых. Развитие животных до и после рождения. Турист следопыт:
изучающий следы, животных синоптиков.
3.Как я устроен? Помогу себе сам.
Как я устроен? - система пищеварения, дыхания, кровообращения
Органы восприятия и общения - общее строение глаза, носа, языка, уха,
мозговых центров.
Чтобы не случилось беды - профилактика заболеваний и травматизма, отравлений. Помогу себе сам - гигиена, первая медицинс-
кая помощь (накладывание шины, перевязки и т.д.). Как правильно питаться. Юный турист учится правильно дышать, следить за осанкой.
Физическая подготовка юного туриста, контроль и самоконтроль.
Растения - враги и друзья: о лекарственных, плодово-ягодных седобных грибах. Осторожно - ядовиты!
4. Собирайся, дружок, в поход.
Распределение туристских обязанностей. Что взять с собой в поход. Всё о рюкзаке, обуви и одежде туриста. Укладывание рюкзака детьми. Завязывание простейших туристских (морских) узлов.
Малый, большой привал, бивак. Организация привала. Чистота на привале. Правила поведения при передвижении в городе (посёлке, деревне), в лесу, у реки; спуске и подъёме по склону.
5. О карте.
Какие карты бывают. Работа с планом города. Что такое компас.
Определение севера, юга по компасу. В мире ориентиров. Игры и соревнования на ориентирование по плану детского сада и прилегающей территории. Нарисуй свой путь - маршрут пути в виде ломанной линии с нанесением топографических знаков.
6. С голубого ручейка начинается река...
Охраняемые территории, зачем они нужны. «Красная книга» просит о помощи: редкие и исчезающие виды растений и животных.
Правильно ли мы делаем - осушение болот, вырубка леса, возведение плотин, городские свалки... - причины вымирания растительного и животного мира. Охрана природы - это охрана здоровья!
Тише, - птицы на гнезде: правила отдыха на природе. Зоны туризма и отдыха края.
7.Из похода возвратясь...
Юный турист исследователь природы. «Путевые заметки» - оформление своих наблюдений, впечатлений о прочитанной книге, просмотренном фильме. Участие туристят в природоохранных делах:
очистке территории от мусора.
Таблица 4
Ожидаемые результаты и их оценка
№ п/п |
Ожидаемые результаты |
Оценка (диагностический инструментарий) |
1 |
Сформированы знания о детском туризме. -Знакомы с правилами соблюдения безопасности в туристическом походе, во время разведения костра. -Сформированы такие качества, как самостоятельность, организованность, отзывчивость, доброжелательность, выносливость и ловкость. -Сформированы знания о том, как появи- лась жизнь на земле. Дети знают о том, что земля это планета, она имеет атмос- феру, гидросферу, материки и океаны. -Знакомы с глобусом - макетом земли, могут определять полушария, северный и южный полюс, знают, что такое экватор. -Сформированы знания о космосе, о том, кто его осваивал. -Знают, что туристические походы и экскурсии закаливают организм человека, он реже болеет, становится сильнее, выносливее и более организованным. -Знают конный вид туризма и воздушный. |
Диагностическое задание «На туристической прогулке» Цель.Выявить уровень знаний о понятии туристы, туризм, что такое походное снаряжение, должности, знания о простейших знаках, знания правил безопасного обращения с огнём.
Диагностическое задание «Человек с рюкзаком - исследователь и путешественник» Цель. Выявить уровень знаний о земле, как о планете, о том, что такое глобус, о том, как происходило освоение космоса. Выявить уровень знаний детей о том, какую пользу приносят людям туристические походы и экскурсии. Выявить знания о разных видах туризма. |
-Знают представителей растений лесной зоны своей местности, о том какие растения могут предсказывать погоду. -Знают ядовитые растения, которые могут принести вред здоровью. -Знают лекарственные растения, которые могут помочь туристам в пути,если случится травма. -Знают представителей животного мира родного края и правила безопасносного поведения при встрече с животными, умение по следам определять животных. |
Диагностическое задание «Растения«Живые барометры»-помощники туристят» Цель. Выявить уровень знаний детей о растительности родного края, о растениях-барометрах помогающих определять изменения в погоде. Диагностическое задание «Животный мир родного края» Цель. Выявить уровень знаний детей о животных родного края и животных, занесенных в Красную книгу, знают ли дети, как нужно себя вести при встрече с животными. |
|
- Знают, как устроена система пищеваре- ния, кровообращения, дыхания. -Знают об органах восприятия и общения. -Знают о профилактике заболеваний при травматизме и отравлениях. -Знают как можно оказать первую медицинскую помощь. |
Диагностическое задание «Помогу себе сам» Цель. Выявить уровень знаний детей о человеческом организме, о том как правильно питаться, правильно дышать, следить за осанкой, быть физически подготовленным человеком. |
|
2 |
Сформированы умения необходимые в туристическом походе. -Умение распределять туристические обязанности. -Умение собирать рюкзак, класть в него, только то, что понадобится в походе. -Умение правильно подбирать лекар- ственные препараты для аптечки. -Умение подбирать правильно обувь, одеваться в соответствии с погодными условиями. -Умение завязывать простейшие морские узлы. -Умение организовывать привал и соблю- дать чистоту на привале. -Умение правильно вести себя при передвижении по городу, деревне, в лесу, у реки, при подъёмах и спусках на склонах. |
Диагностическое задание «Собирайся, дружок, в поход» Цель. Выявить уровень знаний детей о том, что нужно брать с собой в поход, всё об обуви и одежде туриста, об рюкзаке. Выявить знания детей о привале, что такое бивак.
|
Сформированы умения необходимые туристам в туристическом походе. -Умение читать карту своей местности. -Умение ориентироваться по плану города, на макете детского сада. -Умение пользоваться компасом, сего помощью определять географические направления. -Умение рисовать маршрут своего пути, в виде ломанной линии, нанося на него топографические знаки. |
Диагностическое задание «О карте» Цель.Выявить уровень знаний о карте, умение ориентироваться по карте |
|
-Умение оценивать состояние окружающей среды и здоровья человека. -Умение распознавать редкие и исчезающие виды животных и растений. -Умение определять для чего осушают болота, возводят плотины, почему растительный мир и животный вымирает. -Умение называть правила поведения в природе во время отдыха. -Умение называть зоны отдыха и туризма в родном крае. -Умение прогнозировать результаты природоохранной деятельности человека. |
Диагностическое задание «С голубого ручейка начинается река» Цель. Выявить уровень умения детей устанавливать связь между охраной природы и охраной здоровья человека. Выявить уровень умений детей прогнозировать результаты природоохранной деятельности человека. |
|
3 |
Увеличение доли родителей активности участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в природе на туристической тропе и участие в мероприятиях экологической направленности. |
Наблюдения, анализ продуктов совместного творчества родителей и воспитанников. |
Итоговый продукт .
1. Конспект НОД «На туристической прогулке».
2. Конспект беседы «О глобусе и земле».
3. Фотоальбом «Туризм - средство оздоровления и приобретения
навыков безопасности».
4. Подборка пословиц и поговорок о туризме.
5. Методический материал (песни, речёвки, игры, кроссворд)
6. Консультация для родителей «Детский туризм - дело серьёзное».
7. Консультация для родителей «Как научить детей любить и
беречь природу.»
8. Фотоальбом «Туризм - средство оздоровления и приобретения
навыков безопасности».
9. Анкетирование .
10. Макет «На туристической тропе».
11. Выставка рисунков детей «Если с другом вышел в путь…»
12. Детские игры (Как почувствовать себя Робинзонами и Пятни-
цами.)
13. Подборка загадок о грибах и ягодах, о животных, о природных
явлениях.
14. Подборка примет о погоде.
15. Правила поведения на воде, при встрече с животными.
16. Как не умереть в лесу от голода.
17. Стихи, рассказы о безопасном поведении в природе.
18. План работы по ознакомлению детей с правилами безопаснос -
ти на туристической тропе посредством художественной литера -
туры.