Проект «Развитие детского образовательного туризма "Робинзоны родного края"»

1
0
Материал опубликован 6 December 2017

Пояснительная записка к проекту

Развитие детского образовательного туризма «Робинзоны родного края"

Автор: Намдакова Людмила Викторовна- восп-ль, высш.кат

2017г.

Экологическое воспитание дошкольников –  одно из приоритетных направлений  воспитания. Это непрерывный процесс направлен не только на расширение знаний в данной области, но и формирование  культуры поведения в природе, которая проявляется:

в положительном отношении к своему здоровью,  

к окружающему миру, в ответственном отношении к природе,

к соблюдению норм и правил поведения по отношению к ней.

В связи с этим был разработан инновационный образовательный проект Развитие детского образовательного туризма «Робинзоны родного края».

Информационная карта проекта

1. Полное название проекта:Развитие детского образовательного туризма «Робинзоны родного края».

2. Автор проекта: Намдакова Людмила Викторовна, воспитатель МБДОУ детский сад «Лесная поляна»

3.Руководитель проекта:Намдакова Людмила Викторовна, воспитатель МБДОУ детский сад «Лесная поляна»

4. Кадры: Воспитатель –Намдакова Людмила Викторовна, воспитатель МБДОУ детский сад «Лесная поляна»,инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель

5. Адрес организации: 671732 п.Новый Уоян,Северо-Байкальский р-н, р.Бурятия, ул.70 лет Октября

6. Телефон:тел.МБДОУ: 44-033

факс: (83013044-033)

лич.тел.89243968208

7.Эл.почта МБДОУ:dslespol.2011@mail.ru

Эл.почта: mila.namdakova@mail.ru

8. Вид, тип проекта:долгосрочный, исследовательско-творческий.

9 .Место проведения:МБДОУ детский сад «Лесная поляна»

10. Сроки проведения: 2016-2017 учебный год.

11.Участники проекта:воспитанники, воспитатель, родители воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

12. Возраст детей:5-7 лет.

13. Форма проведения: коллективный проект.

Цель проекта:

Расширять и закреплять знания детей о природе как целостной взаимосвязанной системе, формировать эколого-туристские знания и умения природопользования, развивать поисково-исследовательскую деятельность, совершенствовать навыки безопасного поведения в природе.

Подходы к реализации проекта:

– системно-деятельностный – разработка системы деятельности по формированию у дошкольников и их родителей эколого - туристических знаний и умений природопользования;

– культурологический – организация поведения детей и их родителей в природе на основе формирования у них культурных отношений к природе, к окружающей среде.

Деятельность дошкольников, в контексте инновации,   это  путешествия  в природу, главным содержанием которых является знакомство с живой природой родного края, с местными  обычаями, содействие по просвещению и экологическому воспитанию, по охране природы родного края, поселка, сада. Воспитанники дошкольного учреждения и их родители  совершают туристические прогулки по определённым маршрутам. Существует несколько разработанных маршрутов с учётом целей и задач данного путешествия.

Методическое сопровождение проекта:

информационная подборка о детском туризме, подборка иллюстраций о детском туризме, подбор художественной литературы о безопасности в природе, подборка загадок о туристическом снаряжении и о том, кого можно встретить на туристической тропе, набор дидактических игр природоведческого содержания, видеофильмы:(демонстрация фрагментов мультфильмов «Маугли», «Бемби», «Двенадцать месяцев», «Тарзан», «Снежная королева».и мн.др.,музыкальное сопровождение «Жизнь леса» (шум леса, голоса птиц, стрекотание кузнечика и т. д.), консультационный материал для родителей.

Результаты проекта

-Сформированы знания о детском туризме.

-Знакомы с правилами соблюдения безопасности в туристическом походе,

во время разведения костра.

-Сформированы такие качества, как самостоятельность, организованность, отзывчивость, доброжелательность, выносливость и ловкость.

-Сформированы знания о том, как появлась жизнь на земле. Дети знают о том, что земля это планета, она имеет атмосферу, гидросферу, материки и океаны.

-Знакомы с глобусом - макетом земли,могут определять полушария, северный и южный полюс, знают, что такое экватор.

-Знают, что туристические походы и экскурсии закаливают организм человека,он реже болеет, становится сильнее, выносливее и более организованным.

-Знают представителей растений лесной зоны своей местности, о том какие растения могут предсказывать погоду.

-Знают ядовитые растения, которые могут принести вред здоровью.

-Знают лекарственные растения, которые могут помочь туристам в пути,если случится травма.

-Знают представителей животного мира родного края и правила безопасносного поведения при встрече с животными, умение по следам определять животных

-Увеличение доли родителей активности,участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в природе на туристической тропе и участие в мероприятиях экологической направленности.

Через этот проект идет   просветительская и воспитательная работа педагогов с родителями, семьями воспитанников. Они их не только совместно участвуют в воспитательном процессе, но и  происходит позитивное сотрудничество, неформальное сближение. Родители видят заинтересованность дошкольного учреждения во взаимодействии, открытость педагогов и готовность принятия инициативы от родителей. 

Положительный эффект данной работы затрагивает всех участников образовательного процесса – педагогов, детей и родителей.

Экологическое воспитание - несомненно важная часть развития детей дошкольного возраста. Эту сложную задачу невозможно решить без совместных усилий и продуктивного сотрудничества взрослых – воспитателей и родителей. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, непосредственно участвуя в этом процессе, родители сами стараются  быть образцом  духовно-нравственных и социокультурных ценностей для своих детей.  Таким образом,  семьей принимаются  и выполняются социальные   правила и нормы поведения. Гражданская позиция семьи регулирует  поведение  личности в интересах человека, семьи и  общества в целом. Экологическое воспитание является той благодатной почвой и помощником в проявлении социальной культуры человека.

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад «Лесная поляна»

 

ПРОЕКТ

Развитие детского образовательного туризма «Робинзоны родного края».

 

 

Намдакова Л.В. – воспитатель высшей квалификационной категории.

 

п Новый Уоян

2017

Информационная карта проекта

1. Полное название проекта:Развитие детского образовательного туризма «Робинзоны родного края».

2. Автор проекта: Намдакова Людмила Викторовна, воспитатель МБДОУ детский сад «Лесная поляна»

3.Руководитель проекта:Намдакова Людмила Викторовна, воспитатель МБДОУ детский сад «Лесная поляна»

4. Кадры: Воспитатель –Намдакова Людмила Викторовна, воспитатель МБДОУ детский сад «Лесная поляна», инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель

5. Адрес организации: 671732 п.Новый Уоян,Северо-Байкальский р-н, р.Бурятия, ул.70 лет Октября

6. Телефон:тел.МБДОУ: 44-033

факс: (83013044-033)

лич.тел.89243968208

7.Эл.почта МБДОУ:dslespol.2011@mail.ru

Эл.почта:mila.namdakova@mail.ru

8. Вид, тип проекта:долгосрочный, исследовательско-творческий.

9 .Место проведения:МБДОУ детский сад «Лесная поляна»

10. Сроки проведения: 2016-2017 учебный год.

11.Участники проекта:воспитанники, воспитатель, родители воспитанников.

12. Возраст детей:5-7 лет.

13. Форма проведения: коллективный проект.

Введение.

Экологическое воспитание дошкольников –  одно из приоритетных направлений  воспитания. Это непрерывный процесс направлен не только на расширение знаний в данной области, но и формирование  культуры поведения в природе, которая проявляется:

в положительном отношении к своему здоровью,  

к окружающему миру, в ответственном отношении к природе,

к соблюдению норм и правил поведения по отношению к ней.

В связи с этим был разработан инновационный образовательный проект Развитие детского образовательного туризма «Робинзоны родного края».

Ведь в настоящее время развитие образовательного(детского и молодежного)туризма в России как одного из направлений культурно-познавательного вида туризма приобретает особую актуальность,становясь одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере туризма.Это подтверждается поручениями Президента Российской Федерации от 11.10.2012 № ПР-2705, данными по итогам заседания Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, состоявшегося 25.09.2012 года.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Актуальность.

Актуальность данной технологии    в формировании  правильного образа жизни у дошкольников,  профилактика и внедрение  новых  форм оздоровления детей, а также   развитие экологического мировоззрения, формирование экологической культуры подрастающего поколения, через получение  представлений о природных и культурных особенностях родного края. Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку – дошкольнику при отсутствии у него серьезных патологий. Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в  виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, терпимость, сила воли, ответственность. Именно эти качества в сочетании с занятиями туристской деятельности обеспечивают формирование механизмов эффективной защиты ребенка от заболеваний.

Для многих семей, дети которых посещают ДОУ, туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у них умения интересно и содержательно организовывать свой досуг; повышает мотивацию ребенка и его родителей на здоровье и здоровый образ жизни. В туризме дети получают знания о безопасном поведении в окружающей среде.

Подходы к реализации проекта:

– системно-деятельностный – разработка системы деятельности по формированию у дошкольников и их родителей эколого - туристических знаний и умений природопользования;

– культурологический – организация поведения детей и их родителей в природе на основе формирования у них культурных отношений к природе, к окружающей среде.

Принципы:

– принцип управляемости и целенаправленности – предполагает создание условий для формирования у детей туристических умений, способствующих получению навыков безопасного поведения в окружающей среде ;

– принцип результативности – направлен на достижение интеллектуальных и практических результатов в безопасном поведении в природе на туристической тропе.

Цель.

Расширять и закреплять знания детей о природе как целостной взаимосвязанной системе, формировать эколого-туристские знания и умения природопользования, развивать поисково-исследовательскую деятельность, совершенствовать навыки безопасного поведения в природе.

Задачи:

Формировать знания о человеке как особом объекте природы

Заинтересовать детей в поиске противоречия между имеющимися опытом и вновь полученными знаниями, побуждать их к постоянному желанию “ «открытий».

Закрепить знания о видах туризма и туристском природопользовании, познакомить с «необычным» туризмом.

Закрепить навыки и умения работы с планом детского сада, города; научить работать с компасом; закрепить навыки и умения туртехники, правил поведения в окружающей среде.

Связать подготовку по туртехнике и турнавыкам с программными требованиями о физической подготовке детей подготовительной к школе группы.

Форма воспитательно-образовательной деятельности

Основные формы, методы и средства работы с детьми

Таблица 1


 

Модель «Совместная деятельность взрослого и ребёнка»

Интегрированные виды детской деятельности

Формы и методы

Средства

Продуктивно-познавательная

Познавательно-исследовательская

Познавательно-игровая Познавательно-трудовая Продуктивно-игровая

Трудовая-игровая Продуктивно-трудовая Литературно-трудовая

Литературно-познавательная

Беседа с использованием иллюстративного и раздаточного материала, демонстрацией опытов

и использованием технических средств, наблюдения, экскурсии, игры(с готовыми правилами: игры-

соревнования, игры состязания "Кто больше назовёт...!", и "Кто быстрее" и др.,дидактические: разнообразные головоломки; сюжетно-ролевые игры).

Практические занятия в помещении и на местности.

Мультимедийное видео

Аудиотека

Художественно-иллюстративный материал

Библиотека

Стимульный материал

Раздаточный материал

Таблица 2

Модель «Самостоятельная деятельность детей»

Интегрированные виды детской деятельности

или Интегрированные формы детской деятельности (из табл.1)

Предметно-развивающая среда

Продуктивно-познавательная

Познавательно-исследовательская

Познавательно-игровая Познавательно-трудовая Продуктивно-игровая

Трудовая-игровая Продуктивно-трудовая Литературно-трудовая

Литературно-познавательная

Мини-центр творческая мастерская "Туристическая тропа"

Игровая зона (атрибуты и материалы для сюжетно-ролевой игры "Мы юные туристы")

Мини-центр «Исследователь» (оборудование и материалы для познавательно-исследовательской деятельности, стимульный материал:карты - схемы, алгоритмы, модели)

Мини-центр «Безопасность в природе"» (познавательная и художественная литература о безопасности в природе, иллюстрации по теме "Безопасность в туризме")

Мини - музей "Макет "Наш детский сад"

Мини-музей "Макет туристической тропы"

Методическое сопровождение: информационная подборка о детском туризме, подборка иллюстраций о детском туризме, подбор художественной литературы о безопасности в природе, подборка загадок о туристическом снаряжении и о том, кого можно встретить на туристической тропе, набор дидактических игр природоведческого содержания, видеофильмы:(демонстрация фрагментов мультфильмов «Маугли», «Бемби», «Двенадцать месяцев», «Тарзан», «Снежная королева».и мн.др.

музыкальное сопровождение «Жизнь леса» (шум леса, голоса птиц, стрекотание кузнечика и т. д.), консультационный материал для родителей.

Сотрудничество с родителями:

проведение совместного похода в лес, выезд на озеро «Бакани», на реку Верхнея Ангара;

совместная продуктивная деятельность;

совместная трудовая деятельность по очистке участка от мусора;

сбор интересной информации о безопасном поведении в лесу

совместная работа родителей и детей ( умение завязывать узлы, изготовление биноклей, знаков по охране природы)

Сбор необходимых медикаментов для аптечки, которая необходима в туристических походах.

Ресурсное обеспечение проекта: наглядный материал, музыкальное сопровождение, материал для изобразительной деятельности, монитор (для просмотра мультимедийного видео).

Организация деятельности участников проекта:

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта: Таблица 3

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

Установочный

Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

Формулирует задачу.

Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию.

Принятие задачи.

Обсуждение и дополнение задач проекта.

II этап

Проектировочный

Помогает в решении задачи.

Помогает спланировать деятельность.

Организует деятельность

Объединение детей в рабочие группы.

Распределение амплуа.

III этап

Деятельностный

Практическая помощь (по необходимости).

Направляет и контролирует осуществление проекта.

Выполнение всех необходимых действий, завершающихся созданием творческого продукта.

IV этап

Презентационный

Подготовка к презентации. Презентация.

Подготовка продукта деятельности к презентации.

Представление зрителям или экспертам продукта деятельности.


 

В рамках данного проекта предлагаются следующие туристические маршруты:

Малой протяженности:

«Территория ДОУ»

Средней протяженности:

«Путешествие в Сосновый бор»

Дальней протяженности:

«Берег р. Верхняя Ангара», «Озеро Бакани»

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей постановка цели проекта.

2. Разработка плана движения к цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3. Составление плана – схемы проекта.

4. Сбор, накопление материала.

5. Включение в план – схему проекта интегрированных видов детской деятельности.

6. Разработка домашних заданий и заданий для самостоятельного выполнения.

7. Разработка этапа общественной презентации проекта.

Содержание эколого - туристской подготовленности

дошкольника

1. Человек с рюкзаком - исследователь и путешественник.

Дети должны знать, как появилась жизнь на Земле. Земля как планета, имеющая атмосферу, гидросферу, материки и океаны, природные зоны и т.д. Знакомство с глобусом. Освоение космоса. Какую пользу, приносят походы и экскурсии. Необычные виды туризма: конный, путешествие на воздушном шаре и т.д.

2. Удивительный мир растений и животных.

Растения состоят из клеток, почему они зелёные. Рразновидности стеблей «Живые барометры» - помошники туристят в определении изменения в состоянии погоды. Разнообразие растений в связи с почвенно - климатическими условиями. Растения родного края.

Виды млекопитающих, пресмыкающихся, земноводных, рыб, птиц,

насекомых. Развитие животных до и после рождения. Турист следопыт:

изучающий следы, животных синоптиков.

3.Как я устроен? Помогу себе сам.

Как я устроен? - система пищеварения, дыхания, кровообращения

Органы восприятия и общения - общее строение глаза, носа, языка, уха,

мозговых центров.

Чтобы не случилось беды - профилактика заболеваний и травматизма, отравлений. Помогу себе сам - гигиена, первая медицинс-

кая помощь (накладывание шины, перевязки и т.д.). Как правильно питаться. Юный турист учится правильно дышать, следить за осанкой.

Физическая подготовка юного туриста, контроль и самоконтроль.

Растения - враги и друзья: о лекарственных, плодово-ягодных седобных грибах. Осторожно - ядовиты!

4. Собирайся, дружок, в поход.

Распределение туристских обязанностей. Что взять с собой в поход. Всё о рюкзаке, обуви и одежде туриста. Укладывание рюкзака детьми. Завязывание простейших туристских (морских) узлов.

Малый, большой привал, бивак. Организация привала. Чистота на привале. Правила поведения при передвижении в городе (посёлке, деревне), в лесу, у реки; спуске и подъёме по склону.

5. О карте.

Какие карты бывают. Работа с планом города. Что такое компас.

Определение севера, юга по компасу. В мире ориентиров. Игры и соревнования на ориентирование по плану детского сада и прилегающей территории. Нарисуй свой путь - маршрут пути в виде ломанной линии с нанесением топографических знаков.

6. С голубого ручейка начинается река...

Охраняемые территории, зачем они нужны. «Красная книга» просит о помощи: редкие и исчезающие виды растений и животных.

Правильно ли мы делаем - осушение болот, вырубка леса, возведение плотин, городские свалки... - причины вымирания растительного и животного мира. Охрана природы - это охрана здоровья!

Тише, - птицы на гнезде: правила отдыха на природе. Зоны туризма и отдыха края.

7.Из похода возвратясь...

Юный турист исследователь природы. «Путевые заметки» - оформление своих наблюдений, впечатлений о прочитанной книге, просмотренном фильме. Участие туристят в природоохранных делах:

очистке территории от мусора.


 

Таблица 4

Ожидаемые результаты и их оценка

п/п

Ожидаемые результаты

Оценка

(диагностический инструментарий)

1

Сформированы знания о детском

туризме.

-Знакомы с правилами соблюдения

безопасности в туристическом походе,

во время разведения костра.

-Сформированы такие качества, как

самостоятельность, организованность,

отзывчивость, доброжелательность,

выносливость и ловкость.

-Сформированы знания о том, как появи-

лась жизнь на земле. Дети знают о том,

что земля это планета, она имеет атмос-

феру, гидросферу, материки и океаны.

-Знакомы с глобусом - макетом земли,

могут определять полушария, северный

и южный полюс, знают, что такое

экватор.

-Сформированы знания о космосе, о том,

кто его осваивал.

-Знают, что туристические походы и

экскурсии закаливают организм человека,

он реже болеет, становится сильнее,

выносливее и более организованным.

-Знают конный вид туризма и воздушный.

Диагностическое задание

«На туристической прогулке»

Цель.Выявить уровень знаний о понятии туристы, туризм, что такое походное снаряжение, должности, знания о простейших знаках, знания правил безопасного обращения с огнём.


 


 


 

Диагностическое задание

«Человек с рюкзаком - исследователь и

путешественник»

Цель. Выявить уровень знаний о земле,

как о планете, о том, что такое глобус, о том, как происходило освоение космоса.

Выявить уровень знаний детей о том,

какую пользу приносят людям туристические походы и экскурсии.

Выявить знания о разных видах туризма.

 

-Знают представителей растений лесной

зоны своей местности, о том какие

растения могут предсказывать погоду.

-Знают ядовитые растения, которые могут

принести вред здоровью.

-Знают лекарственные растения, которые

могут помочь туристам в пути,если

случится травма.

-Знают представителей животного

мира родного края и правила

безопасносного поведения при

встрече с животными, умение по

следам определять животных.

Диагностическое задание

«Растения«Живые барометры»-помощники туристят»

Цель. Выявить уровень знаний детей о

растительности родного края, о растениях-барометрах помогающих определять изменения в погоде.

Диагностическое задание

«Животный мир родного края»

Цель. Выявить уровень знаний детей о животных родного края и животных, занесенных в Красную книгу, знают ли дети, как нужно себя вести при встрече с животными.

- Знают, как устроена система пищеваре-

ния, кровообращения, дыхания.

-Знают об органах восприятия и общения.

-Знают о профилактике заболеваний при

травматизме и отравлениях.

-Знают как можно оказать первую

медицинскую помощь.

Диагностическое задание

«Помогу себе сам»

Цель. Выявить уровень знаний детей

о человеческом организме, о том как правильно питаться, правильно дышать,

следить за осанкой, быть физически подготовленным человеком.

2

Сформированы умения необходимые в

туристическом походе.

-Умение распределять туристические

обязанности.

-Умение собирать рюкзак, класть в него,

только то, что понадобится в походе.

-Умение правильно подбирать лекар-

ственные препараты для аптечки.

-Умение подбирать правильно обувь,

одеваться в соответствии с погодными

условиями.

-Умение завязывать простейшие морские

узлы.

-Умение организовывать привал и соблю-

дать чистоту на привале.

-Умение правильно вести себя при

передвижении по городу, деревне, в лесу,

у реки, при подъёмах и спусках на

склонах.

Диагностическое задание

«Собирайся, дружок, в поход»

Цель. Выявить уровень знаний детей о том,

что нужно брать с собой в поход, всё об обуви и одежде туриста, об рюкзаке. Выявить знания детей о привале, что такое бивак.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Сформированы умения необходимые

туристам в туристическом походе.

-Умение читать карту своей местности.

-Умение ориентироваться по плану города,

на макете детского сада.

-Умение пользоваться компасом, сего

помощью определять географические

направления.

-Умение рисовать маршрут своего пути,

в виде ломанной линии, нанося на него

топографические знаки.

Диагностическое задание

«О карте»

Цель.Выявить уровень знаний о карте,

умение ориентироваться по карте

-Умение оценивать состояние окружающей

среды и здоровья человека.

-Умение распознавать редкие и

исчезающие виды животных и растений.

-Умение определять для чего осушают

болота, возводят плотины, почему

растительный мир и животный вымирает.

-Умение называть правила поведения в

природе во время отдыха.

-Умение называть зоны отдыха и туризма

в родном крае.

-Умение прогнозировать результаты

природоохранной деятельности человека.

Диагностическое задание

«С голубого ручейка начинается река»

Цель. Выявить уровень умения детей устанавливать связь между охраной природы

и охраной здоровья человека.

Выявить уровень умений детей прогнозировать результаты природоохранной деятельности человека.

3

Увеличение доли родителей активности

участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в

природе на туристической тропе и участие в

мероприятиях экологической

направленности.

Наблюдения, анализ продуктов совместного творчества родителей и воспитанников.

Итоговый продукт .

1. Конспект НОД «На туристической прогулке».

2. Конспект беседы «О глобусе и земле».

3. Фотоальбом «Туризм - средство оздоровления и приобретения

навыков безопасности».

4. Подборка пословиц и поговорок о туризме.

5. Методический материал (песни, речёвки, игры, кроссворд)

6. Консультация для родителей «Детский туризм - дело серьёзное».

7. Консультация для родителей «Как научить детей любить и

беречь природу.»

8. Фотоальбом «Туризм - средство оздоровления и приобретения

навыков безопасности».

9. Анкетирование .

10. Макет «На туристической тропе».

11. Выставка рисунков детей «Если с другом вышел в путь…»

12. Детские игры (Как почувствовать себя Робинзонами и Пятни-

цами.)

13. Подборка загадок о грибах и ягодах, о животных, о природных

явлениях.

14. Подборка примет о погоде.

15. Правила поведения на воде, при встрече с животными.

16. Как не умереть в лесу от голода.

17. Стихи, рассказы о безопасном поведении в природе.

18. План работы по ознакомлению детей с правилами безопаснос -

ти на туристической тропе посредством художественной литера -

туры.


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.