Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 18 «Рябинушка»
Проект:
«Народные промыслы
Родного края»
средняя группа № 3 «Пчёлки»
Воспитатель:
Е. А. Хохлова.
Г. о. г. Кулебаки 2018 год.
Проблема:
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее важных. Ведь искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей.
Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотических чувств наших детей. Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус.
Вид проекта: информационно - творческий;
Продолжительность проекта: краткосрочный 3. 09. – 28. 12. 2018 г.
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта:
Наблюдая за детьми, за их играми, беседуя с ними, мы заметили, что наши дети мало знают традиции русского народа и их промыслы. Это неудивительно, ведь в своем окружении современные дети очень редко сталкиваются с народными промыслами. Народные художественные промыслы (народное ремесло) - широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен креативными видами деятельности, где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Доказано, что народное искусство пробуждает первые яркие, образные представления у детей о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей.
Учитывая это, мы решили провести дополнительную работу по ознакомлению детей с народными промыслами Нижегородского края, обогащая при этом развивающую среду группы.
Цель проекта:
Знакомство детей с народными промыслами родного края.
Задачи проекта:
- Дать детям первоначальные представления о народных промыслах родного края, приобщать их к родной культуре. Познакомить с историей возникновения Городецкой, Семеновской, Хохломской росписями, с их особенностями.
- Воспитание у детей чувства гордости за родной край.
- Вовлечение родителей в педагогическое пространство, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
-Повышение педагогического уровня по данной теме. Создать условия для применения детьми знаний, умений, творческих способностей.
№ |
Тема мероприятия |
сроки |
ответственные |
Первый этап: подготовительный. |
|||
1. |
Подбор литературы по теме |
Сентябрь |
Воспитатели, муз. руководитель |
2. |
Подбор материалов о народных промыслах Нижегородского края: фольклор, стихи, песенки. |
||
3. |
консультация «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание дошкольников»; |
||
Второй этап: основной. |
|||
1. |
Чтение произведений: В. Набоков «Хохлома», Е.Н. Никонова «Золотая хохлома», стихи и частушки о Городецкой росписи. П. Воронько, М. Котомцева «Городецкая доска». |
Сентябрь |
воспитатели, |
2. |
Знакомство с шумовыми русскими народными инструментами (ложки) |
Муз. руководитель |
|
3. |
Просмотр презентаций по данной теме. |
Воспитатели, |
|
4. |
Тематические беседы: «Что такое Хохлома?» |
воспитатели
|
|
5. |
Рисование «Хохломские узоры» |
воспитатели |
|
6. |
Создание ансамбля «Ложкари» |
Воспитатели муз. руководитель. |
|
7. |
Беседа «Что такое ярмарка» |
воспитатели, |
|
8. |
Анкетирование на тему « Приобщение к основам русской народной культуры » |
Воспитатели |
|
9. |
Конкурс осенних поделок «В каждом лукошке всего понемножку» |
Воспитатель |
|
10. |
Ярмарка «Осень златокудрая» |
Октябрь |
Воспитатель, муз. Руководитель, хореограф |
11. |
Изучение танцевальной композиции «Самовар» |
хореограф. |
|
1. |
Лепбук «Моя Россия» |
Воспитатель |
|
2. |
Консультация для родителей «Знакомство детей с народными промыслами» |
Воспитатель |
|
3. |
Лепка из соленого теста «Посуда» (Коллективная работа) |
Воспитатель |
|
4. |
Открытое занятие: Рисование «Хохломская ложка» (Совместная работа с родителями) |
Воспитатель, |
|
5. |
Разучивание танцев, песен, стихов и потешек по теме. |
Воспитатель, муз. руководитель. |
|
6. |
Лепбук «Русская матрешка» |
муз. руководитель. |
|
7. |
Картотека «Русские народные игры» |
Воспитатель |
|
8. |
Утренник «Антошка в гостях у ребят» |
Воспитатель, муз. руководитель. |
|
9. |
Изучение танцевальной композиции «Матрешечки» |
Хореограф |
|
11. |
|||
12. |
Роспись посуды (коллективная работа). |
Воспитатель |
|
Чаепитие «У самовара я и моя семья» |
Воспитатель |
||
1. |
Беседа «Русские народные игры» |
Ноябрь |
Воспитатель |
2. |
Чтение русских - народных сказок |
Воспитатель |
|
3. |
Чтение поговорок и пословиц о смелости, отваге, Родине |
Воспитатель |
|
4. |
Буклет для родителей «Семейные традиции» |
Воспитатель |
|
5. |
Беседа « Славься Россия чудо мастерами» |
Воспитатель |
|
6. |
Мастер – класс «Подставка под горячее своими руками» |
Родители |
|
7. |
Презентация «Семейные традиции» |
Воспитатель |
|
8. |
Утренник «Домовенок Кузя ищет семью» |
Воспитатель, муз. Руководитель, |
|
9. |
Танцевальный флешмоб «Русь танцевальная» (Дети и родители) |
хореограф. |
|
1. |
Третий этап: заключительный. Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада «Народные промыслы родного края». |
декабрь |
Воспитатель, муз. Руководитель, Хореограф. |
2. |
Стенгазеты «Старинные вещи моего дома» |
воспитатель |
1.Подготовительный:
* выявление знаний детей о народных промыслах родного края;
* подборка материалов о народных промыслах родного края;
* подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи) ;
* подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов родного края;
* подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
2.Основной этап: реализация проекта.
чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;
просмотр презентаций: «Золотая хохлома», «Семеновские матрешки»;
тематические беседы: «История возникновения Городецкой росписи», «Богородская игрушка». «Что такое ярмарка», « Славься Россия чудо мастерами»
Знакомство с шумовыми русскими народными инструментами (ложки)
Рисование «Хохломские узоры»
Создание ансамбля «Ложкари»
Лепбук «Моя Россия»
Лепка из соленого теста «Посуда» (Коллективная работа)
Открытое занятие: Рисование «Хохломская ложка» (Совместная работа с родителями)
Разучивание танцев, песен, стихов и потешек по теме.
Лепбук «Русская матрешка»
Роспись посуды (коллективная работа).
Стенгазеты «Старинные вещи моего дома»
Взаимодействие с родителями.
консультация «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание дошкольников»;
Утренник «Антошка в гостях у ребят»
Консультация для родителей «Знакомство детей с народными промыслами»
Ярмарка «Осень златокудрая»
Конкурс осенних поделок «В каждом лукошке всего понемножку»
Анкетирование на тему «Приобщение к основам русской народной культуры»
Чаепитие «У самовара я и моя семья»
Мастер – класс «Подставка под горячее своими руками»
Презентация «Семейные традиции»
Утренник «Домовенок Кузя ищет семью»
Работа с педагогами.
*буклеты «Знакомство с Народными промыслами Родного Края».
Заключительный этап.
*презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада «Народные промыслы Родного Края»;