Материал на проверке

«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ»

0
0
Материал опубликован Вчера в 02:40

«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ»


Куренкова М. А.

педагог-психолог



В отечественной психологии ключевые  идеи, способствующие становлению понятия «эмоциональный интеллект», представлены в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. Еще Л.С. Выготский указывал на существование  динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов. Современные исследования эмоционального интеллекта представлены в  работах И.Н. Андреевой, Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина, С.П. Деревянко, О.А. Гулевич, В.В. Овсянниковой, Е.А. Сергиенко, Т.А. Сысоевой, О.В. Белоконь и других.

Наиболее разработанной в российской психологии является модель эмоционального интеллекта Д.В. Люсина. Автор  определяет «эмоциональный интеллект» как  совокупность способностей для понимания своих и чужих эмоций и управления ими.

Проблема развития эмоционального интеллекта детей с ОВЗ является очень актуальной. Дети с нарушениями развития испытывают трудности в вербальной  интерпретации эмоциональных состояний, имеют бедный запас понятий, обозначающих эмоции, неправильно интерпретируют состояния других людей. Так, дети с нарушением слуха плохо различают страх и удивление, не знают такие эмоции как восхищение и отвращение. Дети с тяжёлыми нарушениями речи испытывают трудности в вербализации эмоций и определении чувств в ситуациях межличностного общения.

В работе по развитию эмоционального интеллекта детей с ОВЗ применяются не только визуальные опоры (рисунки, фотографии, пиктограммы эмоций), но и отрывки мультфильмов, фильмов, интерактивные игры и презентации, элементы драматизации. Мульт-терапия является синтезом деятельностного подхода, психологических методик групповой работы, арт-терапии и анимационных технологий, дающих в совокупности синергетический эффект.

Занятие с первоклассниками проводится в виде интерактивной игры, где ребёнок выбирает и нажимает правильный вариант ответа.

На 1 этапе мы развиваем умение идентифицировать и называть эмоции. Упражнение «Определи эмоцию по видео-фрагменту» - просмотр видео, ответы на вопросы. Какая эмоция у персонажа мультфильма? Нажимаем на правильное название с пиктограммой.

Упражнение «Определи эмоцию на слух» - слушаем фрагмент, подключаем слуховое восприятие. Слушаем внимательно, выбираем, какая эмоция подходит: Радость, Грусть, Злость или Страх?

Упражнение. «Ситуация из мультфильма». Переходим к следующему этапу: понимание своих эмоций и эмоций других людей. Давайте посмотрим, какие эмоции испытывают персонажи мультфильма. Почему герои испытывают эти эмоции? Какие эмоции в похожей ситуации испытали бы вы? В конце делается вывод, что в похожих ситуациях разные люди могут испытывать, различные эмоции.

Игра «Эмоция замри!». Детям демонстрируется ролик, включающий музыкальные фрагменты с героями мультфильмов, проявляющих определённые эмоции. Нужно постараться изобразить эти эмоции мимикой, жестами, движениями, постараться прочувствовать эмоцию, которую вызывает песня. Затем, замереть в данном эмоциональном состоянии и назвать эмоцию.

Заключительная часть занятия включает в себя рефлексию.

 Вопросы для рефлексии:

Трудно ли было определять эмоции?

Какие задания вызвали затруднения?

Как вы себя чувствовали во время движения, передачи эмоций?




Литература

  1. Андреева И.Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. . 2008. № 5.  С. 83-95.
  2. Геращенко, Т. А. Развитие эмоционального интеллекта у младших школьников [Электронный ресурс] / Т. А. Геращенко // Педагогика и психология как основа развития современного общества : сб. науч. тр. – 2019. – С. 39–42.
  3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект М.: АСТ, 2008.
  4. Егоренко Т.А. Проблема психолого-педагогической адаптации детей к образовательному пространству / Т.А. Егоренко, О.С. Безрукавный // Современная зарубежная психология. . 2016. Т. 5. № 3. С. 59-65.
  5. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. . М.: Академия, 2004. 288 с.
  6. Люсин Д.В. Современное представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследование. . М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29-36.
  7. Сергиенко Е.А. Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы / Е.А. Сергиенко, Т.Д. Марцинковская, Е.И. Изотова и др. . М.: Дрофа, 2019. . 248 с.: ил.
Комментарии
Комментариев пока нет.