«Развитие функциональной грамотности младших школьников через проектную деятельность»
Слайд 1
- Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы на тему «Развитие функциональной грамотности младших школьников через проектную деятельность».
Сначала несколько слов об актуальности данной темы.
О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения, а также применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается, причем с младшего школьного возраста. Передо мной встал вопрос: как научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни. Чтобы человеку стать успешным, ему просто необходимо развиваться, ставить перед собой цели и уметь достигать их. Но для этого нужно спланировать пути достижения этой цели; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и идти к намеченной цели, корректируя свои действия. И, по моему мнению, именно метод проектов помогает достичь всего этого.
Слайд 2
Цель моей работы представлена на слайде
Цель: создать условия для развития функциональной грамотности школьников с помощью метода проектов.
Слайд 3
Перед собой я поставила следующие задачи:
Учить детей приобретать знания самостоятельно и пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач.
Развивать креативное и творческое мышление.
Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.
-Работая с учениками начальных классов, я отдаю предпочтение как коллективным так и индивидуальным проектам, которые я успешно применяю во внеурочной деятельности.
- За основу коллективного проекта беру актуальную на текущий момент тему. Она прорабатывается, обсуждается с детьми на занятиях кружка. Затем, работая в парах или в группе, мы создаем основу для формирования будущего проекта. И только изучив всю тему с различных сторон, каждый выполняет свою личную, индивидуальную часть работы. В результате, выполненное учащимися индивидуально, складывается как мозаика в общее дело.
Примеры проектов
- На слайде вы можете видеть примеры наших коллективных проектов:
(Слайд 4)
«Сеньор-помидор» - проект по выращиванию томатов на подоконнике в зимнее время.
-За окном зима. Январь. А на подоконнике спелые помидоры. Это было настоящее чудо. Много побывало гостей в это время в нашем классе. Кто – то просто приходил посмотреть, кто – то узнать что за сорт, а кто – то попробовать.
(Слайд 5)
«Праздник в гости к нам пришёл!» - проект по украшению класса и изготовлению новогодних сувениров.
- Это был краткосрочный и самый суматошный проект. И действительно, времени было так мало, а дел так много. В этом проекте приняли участие дети, родители, учителя из Центра детского творчества, старшеклассники.
(Слайд 6)
«Секреты герани» - проект по выращиванию герани из семян и черенков.
- Работая над данным проектом, дети раскрывали секреты выращивания герани из семян и черенков. Вот такую великолепную королевскую герань мы вырастили из черенков.
(Слайд 7)
«Тайны вселенной» - краевой проект, посвященный Дню космонавтики.
- Мы изготовили лэпбук, творчески его представили. (Видео)
(Слайд 8)
«Цветы для родной Кулунды» - это заключительный проект прошлого учебного года по выращиванию цветов петунии.
- Мы очень любим наше село! Хотим видеть его еще красивее и уютнее. И поэтому мы решили помочь благоустроить клумбы в центре села.
- С сентября 2021 года я работаю в Кулундинской средней школе №1. Когда меня пригласили вести экологический кружок в центре «Точка Роста», я согласилась и продолжила свою работу. В рамках данного кружка дети выполнили несколько индивидуальных проектов. Результаты своей работы дети оформили с помощью лэпбуков. Лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, мои дети выполняли различные задания, проводили наблюдения, изучали представленный материал. Это отличный способ представления итогов проекта.
Вот несколько из них. (Слайд 9,10,11)
(Слайд 12)
На своём кружке я использую современное оборудование центра «Точка роста». Больше всего детям нравится работать с цифровым микроскопом. Каждое задание с использованием микроскопа дети встречают с восторгом и любопытством. Им очень интересно увидеть в увеличенном виде и человеческий волос, и жилки листа, и перо птицы, и плесневый гриб, и каплю воды. Так родилась идея для создания нового коллективного проекта «Вода удивительная и удивляющая». (Слайд 13)
При выполнении каждого нового проекта мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
А теперь о результатах и том, как метод проектов позволяет развивать функциональную грамотность детей.
Что же даёт метод проектов учащимся? (Слайд 14)
Вы можете видеть на слайде
позволяет удовлетворить собственные интересы,
формирует опыт общения и взаимодействия с другими людьми,
способствует решению учебных затруднений,
стимулирует личностный рост,
способствует развитию самостоятельности и индивидуальности ребенка.
Все перечисленные навыки и умения, в первую очередь развивают функциональную грамотность ребенка. (Слайд 15)
А именно, работая над проектом, развивается:
информационная грамотность (Дети научились находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди множества источников информации, перерабатывать её, сжимать и представлять в удобном для запоминания виде. Например: плакат, лэпбук)
коммуникативная грамотность (В работе над проектом используются разные формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая). Работая индивидуально, один учащийся занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и на свои силы. Индивидуальная работа помогает учащимся раскрыть себя и свой потенциал перед учителем и сверстниками. Работая в паре, учащимся приходится делить ответственность между собой. Они учатся делить задания на микротемы и заниматься проработкой своей темы индивидуально или делать всю работу сообща. С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3-5 учеников работают над одним проектом, где каждый понимает свою значимость. В группе младшие школьники учатся выстраивать свои рабочие взаимоотношения не на личных симпатиях и антипатиях к друг к другу, а на стремлении выполнить работу максимально хорошо.
читательская грамотность (дети научились понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься вдумчивым чтением)
компьютерная грамотность (дети научились искать информацию в сети, создавать и распечатывать тексты, использовать простейшие графические редакторы)
математическая грамотность (например: дети научились обрабатывать различные анкеты, вычислять средний балл)
Для того чтобы оценить сформированность данных видов функциональной грамотности я воспользовалась сайтом «Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности». Задания оцениваются в баллах, а баллы переводятся в уровни. Вашему вниманию я представляю диаграмму уровней сформированности видов функциональной грамотности (Слайд 16)
(Слайд 17)Грамоты детей
Какова роль учителя в проектной деятельности? (Слайд 18, 19, 20)
Считаю, что авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Работа по методу проектов требует от меня не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно или в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, а в итоге получить реальный и ощутимый результат.
Учитель должен быть сам примером для подражания, постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. (грамоты, газета)
Таким образом, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а моя каждодневная работа с детьми, метод проектов, который я выбираю, формируют функциональную грамотность моих учеников.
Рефлексия. Надеюсь, что моё выступление было не слишком утомительным для вас, и моя информация вас заинтересовала. Спасибо за внимание!
Трефилова Раиса Поликарповна