Учебно-методический материал «Развитие функциональной грамотности на уроках физкультуры, ОБЖ»
"Развитие функциональной грамотности
на уроках физкультуры, ОБЖ".
Способность выпускников функционировать в качестве полноценных членов современного индустриального общества зависит не столько от приобретаемых ими знаний, умений и навыков, сколько от круга проблем, которые они могут эффективно решать при минимальном снижении собственной жизнеспособности и здоровья. Какие выпускники нужны обществу сегодня?
Начну нашу беседу с истории:
Начну с истории: В торговом зале спортивного магазина молодые люди, женщина и двое мужчин с детьми, выстроились в очередь. Проходящий мимо мужчина заинтересовался очередью. - Почему мы здесь стоим? Женщина подняла голову и указала на название торгового зала. - "Сервис по ремонту спортивного инвентаря". -Кошмар. Мужчина сердито сказал, - "Я раньше с детьми велосипеды в саду ремонтировал". Итак, каким грамотам должны обучать детей учителя в нашем блоке уроков? Какие задачи они ставят перед собой? Какие методы они могут использовать для их решения? Что думают учителя ОБЖ и физкультуры о "ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ"?
Грамотность - это достижение выпускниками такого уровня, когда, столкнувшись с проблемной ситуацией, они могут найти различные способы ее решения, выбрать рациональный метод и обосновать свое решение. Функциональная грамотность - это применение полученных знаний в жизни. Функциональная грамотность, полученная на уроках ОБЖ и физической культуры, является показателем социального благополучия.
Чем выше уровень функциональной грамотности, тем выше социокультурный выигрыш общества;
Чем ниже порог функциональной грамотности, тем выше вероятность социального кризиса. Это приводит к низкой способности к социальной сплоченности, неумению выстраивать парадигму отношений в семье и трудовом коллективе, пренебрежению правами и обязанностями.
Сегодня мы предлагаем подумать, как можно решать нестандартные задачи на уроке, знакомиться, выражать свои мысли, анализировать и применять полученные знания к жизни. А жизнь - это главная проверка наших уроков.
Предлагается детям на уроках решить задание:
ЗАДАНИЕ №1
В жаркий летний день группа молодых людей отдыхала у воды. Один из подростков попытался искупаться в водоеме, но когда они подошли к водоему, подросток потерял сознание. -Опишите алгоритм оказания первой помощи в данной ситуации. При решении этой задачи студенты, у которых не сформирована грамотность чтения и письма, часто допускают следующие ошибки: - Садятся или подкладывают под голову опору. - Шлепают себя по щекам. - Понюхать нашатырный спирт. - Выплеснуть воду на голову. Позже, проанализировав ошибку, учащиеся понимают, что если они не окажут правильную и своевременную помощь пострадавшему, то ситуация может привести к необратимым последствиям. Учащиеся начинают более внимательно читать текст и стараются извлечь из него максимум полезной информации. Правильное решение проблемы - В случае обморока необходимо вызвать скорую помощь, проверить дыхание, пульс и реакцию зрачков на свет. * Пострадавшего следует перенести в затененное или прохладное место. * Положите пострадавшего на спину на ровную поверхность. Слегка приподнимите ноги (подложите под ноги подушку, свернутое одеяло или сумку). Это позволит крови оттекать от нижней части тела и легче поступать в мозг. * Поверните голову набок, чтобы предотвратить закупорку верхних дыхательных путей рвотными массами. * Расстегните тесную одежду. Оберните лицо импровизированным вентилятором (например, журналом). В случае обморока в помещении откройте окна и двери. Не подпускайте к пострадавшему большое количество людей, так как свежий воздух с меньшей вероятностью попадет к ним. *Потрите мочку уха. Это стимулирует приток крови к голове. Также потрите руки и ноги, чтобы улучшить кровообращение. * Потрите виски ватным шариком, смоченным в нашатырном спирте. * Приложите к голове холодный компресс. Начиная с области сердца, обтирайте тело холодной водой или заворачивайте его во влажную простыню. - Если дыхание и пульс прекратились, начните делать искусственное дыхание. Уложите пострадавшего на ровную твердую поверхность. Проведите непрямой массаж сердца и искусственное дыхание. Продолжайте реанимационные мероприятия до восстановления дыхания и сердечной деятельности или прибытия скорой помощи.
* Доставить пострадавших к медицинским работникам. Решая эти задачи в игре, дети попадают в реалистичную ситуацию. При этом игровая тема развивается параллельно с основным содержанием обучения, активизирует учебный процесс и помогает освоить многие учебные элементы.
ЗАДАНИЕ №2
Например, при решении тестов на портале "Детская безопасность" дети сталкиваются с однообразными ответами или "странными" ответами, где все соответствует правильному ответу. Дети становятся скептиками и начинают искать настоящий правильный ответ в книгах и на интернет-порталах. Вопрос Какое положение следует принять, если вы попали в шторм на равнине вдали от укрытия? -Лежать на спине в позе "звезды", раскинув руки и ноги. -Спать на боку в позе эмбриона. -Сесть на корточки, сложив руки на коленях. -Лежа на животе. Ответ: сесть на корточки, положив обе руки на колени. Вы один в своем доме. Вдруг в многоквартирном доме раздается звонок в дверь. Что Вы должны сделать? -Сидеть. - Позвонить другу. -Не открывать дверь. -Закрыть ее. Не открывать дверь. В ходе такой работы у детей формируется - совокупность знаний о жизненных навыках - Правильное поведение в чрезвычайных ситуациях - Нравственные и волевые качества - Опыт межличностного общения. - Умение распознавать и решать проблемы. -Умение анализировать ситуации и применять знания.
ЗАДАНИЕ №3 Она основана на ответах на тестовые задания и практических навыках.
С помощью тестирования по различным показателям (гибкость, выносливость, мышечная сила) определяется уровень физического развития на начало и конец учебного года. При решении этих задач у детей формируются: - Умения определять уровень своего развития и подготовленности - Умение строить комплексные тренировки с учетом личностных особенностей и медицинских показателей для совершенствования своей физической формы и здоровья. - Системный подход обеспечивает их трансформацию в повседневные привычки и потребности.
ЗАДАНИЕ №4,на основе физических упражнений и спортивных игр.
Зачем нужны игры и физические упражнения? По мнению Н.Т. Фролова, игры помогают развивать быстроту, ловкость и выносливость, способствуют сплочению коллектива и взаимовыручке. Попробуем провести игру "Забивание мяча" (включающую элементы стрельбы и баскетбола). Игра: зрители делятся на команды, каждая команда выбирает капитана. Капитану выдается бейсболка и теннисный мяч. По команде каждая команда бросает мяч и старается попасть в кепку капитана, а капитан пытается поймать мяч (выполняет несколько бросков). Выигрывает та команда, которая поймает больше мячей. Выполнение подобных заданий в форме детских игр формирует: - Умение работать в команде. - Удовольствие, удовольствие и участие в принятии самостоятельных решений. - Моторные навыки, необходимые для работы и повседневной жизни; двигательная установка на оптимальный выход из неожиданных, трудных, а иногда и опасных ситуаций. - Честность, вежливость, уважение к другим, трудолюбие, взаимопомощь, целеустремленность, настойчивость, смелость, независимость и самоконтроль. - Выносливость, быстрота и сила воли.
ЗАДАНИЕ №5, основана на умении рефлексировать
ЗАРЯДКА:
Я начинаю показывать (активно) упражнение с музыкальным сопровождением, все берут и выполняют его. Когда я показываю рукой, группа, сидящая вместе, показывает всем следующее упражнение, и все берут его и выполняют. (Музыка негромкая). Требования к упражнению те же, но упражнение выполняется медленно и может выполняться с закрытыми глазами. Решая эти задачи на уроке, можно создать - Снимает усталость, укрепляет нервную систему, улучшает эмоциональное состояние и повышает работоспособность школьников. - Создать благоприятные условия для физического развития ребенка, повысить работоспособность, укрепить иммунитет и закалить организм; - Все внутренние психологические качества школьника (мышление, воображение, память, сила воли и т.д.), эмоционально-чувственные психические сферы (чувствительность, способность к познанию глубины духовного опыта. Сегодня учить детей трудно, Раньше это было нелегко. Нас учили читать, считать, писать: "Корова дает молоко". XXI век - это век открытий, Это век инноваций и нововведений, Однако. Какими должны быть дети? Дети в вашем классе Пусть сияют своими улыбками и любовью, Желаю вам здоровья и творческих успехов. В эпоху инноваций и нововведений! В заключение хотелось бы сказать, как должны выглядеть выпускники функционально на уроках физкультуры и ОБЖ?
Выпускник должен:
Выпускники должны.
заботиться о своем и чужом здоровье и избегать вредных привычек
знать особенности физической работоспособности человека, положительное влияние физических упражнений на здоровье и факторы, способствующие формированию здорового образа жизни.
уметь оказывать первую медицинскую помощь при различных травмах
приобрести навыки действий в чрезвычайных ситуациях. Анализ.
овладеть методиками современной системы физического воспитания, способствующими укреплению здоровья, и освоить простейшие методы тренировки и релаксации.
уметь выполнять тесты для определения уровня физической подготовленности человека
уметь работать спонтанно и ответственно без постоянного контроля
уметь проявлять инициативу, не обращаясь к другим .
хорошо ладить с окружающими; уметь распознавать проблемы и находить пути их решения;
уметь анализировать новые ситуации и применять имеющиеся знания; хорошо ладить с другими людьми 8. иметь способность хорошо ладить с другими людьми; и
готов спонтанно приобретать новые знания (с учетом собственного опыта и отзывов других);
способен использовать собственные знания и навыки для решения проблем;
способен использовать собственные знания и навыки для решения проблем
уметь читать технические чертежи, эскизы, планы и схемы
уметь выполнять операции по сборке, наладке и ремонту спортивного оборудования и спортивных сооружений, включая электронные и автоматические элементы и электрические цепи
самостоятельно готовить простые блюда для семьи, используя сырые овощи, фрукты, молоко, молочные продукты, яйца, рыбу, мясо, птицу, различные виды теста, крупы, бобовые и макаронные изделия
выбирать продукты питания, удовлетворяющие потребности организма в белках, углеводах, жирах, витаминах и минеральных веществах;
В заключение, по словам академика Российской академии образования Алексея Алексеевича Леонтьева, "функциональная грамотность - мы должны создать "людей, способных использовать все знания, умения и навыки, которые они постоянно приобретают в течение жизни" для решения максимально широкого круга жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений".