Мастер-класс на тему «Развитие графомоторных навыков детей с ТМНР с использованием дидактических пособий в условиях индивидуального обучения»

3
0
Материал опубликован 3 April

Солодкая Ольга Владимировна

Учитель – дефектолог

ГБОУ «Зеленодольская школа №2 для детей с ОВЗ»

 

«Развитие графомоторных навыков детей с ТМНР с использованием дидактических пособий в условиях индивидуального обучения»

 

Направление: коррекционно-развивающее.

Цель: Представление опыта работы по использованию индивидуально-ориентированных дидактических пособий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР.

Задачи:

-обзор актуальности проблемы роста обучающихся с ТМНР имеющих трудности в формировании графомоторных навыков;

- обзор практического применения дидактического пособия в коррекционно-развивающей работе с ребенком с ТМНР.

Ход мастер – класса:

Актуальность.

Представляю вашему вниманию мастер – класс по теме: «Развитие графомоторныхмоторных навыков детей с ТМНР с использованием дидактических пособий в условиях индивидуального обучения»

Наличие сложной структуры дефекта у обучающихся с ТМНР обуславливает проблему формирования графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью. Им свойственны недостаточная целенаправленность действий, неумение анализировать полученную информацию и соблюдать последовательность выполнения действий, недостаточно развита мелкая и общая моторика, слабый мышечный тонус.

Без дополнительной помощи учителя обучающиеся не могут контролировать свои действия, не видят свои ошибки. Графомоторные навыки отличаются незрелостью некоторых компонентов зрительно-моторной координации. У обучающихся нарушена ориентировка на листе бумаги, наблюдается неправильное положение руки во время графомоторной деятельности, а также слабая развитость мелкой моторики. Формирование графомоторных навыков является одним из сложных этапов для обучающихся с ТМНР, в связи с этим проблема выявления наиболее эффективных приемов их коррекции продолжает оставаться актуальной.

Для формирования графомоторных навыков необходимо развивать оптико-пространственные представления, двигательные навыки. У основной части обучающихся с умственной отсталостью двигательная недостаточность проявляется в плохой координации, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения, либо в излишней расторможенности. У обучающихся наблюдается недостаточность мелкой моторики, недостаточность координации кистей рук. Необходимо мотивировать ребенка и искать все новые формы работы.

Практическая часть

Представленные дидактические пособия я изготовила своими руками и адаптировала под конкретного ребенка. Яркое, функциональное, заламинированное пособие привлекает внимание, позволяет проводить занятия с применение различных педагогических технологий (игровой, проблемной, личностно-ориентированной) и решать коррекционно-развивающие задачи.

Данные пособия можно применять на занятиях по формированию математических представлений, предметно-практической деятельности, сенсорному развитию. Для работы необходимы фломастера или маркеры.

Пособия очень вариативны и дают возможность выполнять графические упражнения. Изменять задания в зависимости от необходимости и целесообразности.

Например:

- для выполнения задания выбери фломастер...заданного…цвета;

- проведи линию (обводка);

-выложи узор по линии (пуговицы, геометрический материал, пластилин);

 

t1712163191aa.jpgt1712163191ab.jpg

 

-соедини линии, (соедини линии по образцу или цвету и конфигурацию линии можно выбрать с использованием кубика);

t1712163191ac.jpgt1712163191ad.gif

 

t1712163191ae.jpg

 

- соедини кружки одного (заданного) цвета;

 

t1712163191af.jpg

 

 

 

 

-обведи кружки одного (заданного) цвета;

 

t1712163191ag.jpgt1712163191ah.jpg

 

 

-сосчитай сколько кружков (заданного) цвета;

-наложение геометрического материала;

- соедини линиями фигуры (направление движения руки – по образцу) и т.д.

 

t1712163191ai.jpg t1712163191aj.jpg

 

Используя данные пособия, я работаю над формированием моторных навыков. Развиваю зрительно-пространственную координацию, пространственно-графической координацию, навыки зрительного восприятия, мышление, концентрацию внимания.

 

Использованная литература

- Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] : учебно-методическое пособие / А. Н. Корнев. – СПб. : МиМ, 1997. – 286 с.

- Давыдова О.А. Тренажер по развитию межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков – М.: Школьная книга, 2018. – 32с..

- Основы формирования графомоторного навыка у детей с нарушением интеллекта : учебно-методическое пособие / Лапшина Л. М., Левченко В. А., Коробинцева М. С. - Челябинск : Б-ка А. Миллера, 2021 (Челябинск). - 53 с. : ил., табл.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации