12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Orsoko19
2

Развитие ИКТ-компетентности учителя в условиях дистанционного обучения

Развитие ИКТ-компетентности учителя в условиях дистанционного обучения.

Слепцова Наталия Петровна, учитель биологии и химии МОБУ СОШ №19 г. Якутска


Неграмотными людьми 21 века будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться и переучиваться. Алвин Тоффлер

Актуальность

События весны 2020 года стали испытанием как для российской системы общего образования, как и для систем образования по всему миру. Тысячи образовательных учреждений практически одномоментно были закрыты из-за пандемии COVID-19 и спешно перешли на дистанционное и смешанное обучение. Столь стремительный переход образовательных организаций на дистанционную форму обучения обнажил возникшие проблемы и показал неготовность цифровых технологий предложить адекватные инструменты, ресурсы и сервисы для организации удобной и продуктивной работы в цифровой среде, обеспечить в ней реализацию полноценного образовательного процесса. Родители, учителя и ученики оказались не готовы к дистанционному обучению как к единственному формату образовательного процесса.

Важным условием в организации дистанционного обучения считается наличие у взаимодействующих сторон персонального компьютера и глобальной сети Internet, но этого недостаточно. Диалоговое общение в процессе дистанционного обучения невозможно построить без интерактивных программ и дополнительного программного обеспечения. Именно из-за отсутствия у учителей навыков работы с составляющими процесса дистанционного обучения во многих школах возникли проблемы.

В свете этих событий выявилась необходимость ИКТ компетентности педагога, как условие успешного внедрения в образование дистанционных технологий обучения, повышения ИКТ грамотности всех участников образовательного процесса. В этой статье будет рассмотрено понятие ИКТ-компетентности, отличие от ИКТ-грамотности, пути их формирования, состояние уровня ИКТ-компетентности учителей на начало пандемии и на сегодняшний день, спустя ровно год.



ИКТ-компетенция и ИКТ-грамотность учителя

Профессия учителя одна из немногих, где требуется постоянное саморазвитие, самосовершенствование. Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и предусматривает необходимость непрерывного образования, процесса постоянного повышения своей профессиональной компетентности. ИКТ-компетентность учителя является составляющей профессиональной компетентности учителя.

В ФГОС четко обозначены требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы. «Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу основного общего образования, должно быть укомплектовано квалифицированными кадрами.

Уровень квалификации работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения – также квалификационной категории.

Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, должна обеспечиваться освоением ими дополнительных в объеме не менее 108 часов и не реже одного раза в пять лет …» (ФГОС ООО с. 41-42).

Сегодня в школе работают квалифицированные кадры, которые непрерывно осваивают дополнительные профессиональные образовательные программы. Но все ли учителя обладают ИКТ-компетентностью?

Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя. ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет). ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.



Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя:

- Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.

- Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.

- Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.

- Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные.

- Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса.

- Уметь применять НИТИ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.

- Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.).

- Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося.

- Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы.

- Уметь организовать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).



Формирование ИКТ-компетентности учителей

Проблеме формирования ИКТ-компетентности педагогов уделяется внимание в работах А.А. Едизарова, М.Б. Лебедевой, О.Н. Шиловой. А.А. Елизаров, В.П. Жулановой, А.А. Картуковой, Л.В. Жидиной, А.В. Антонова и др.

При определении ИКТ-компетентности учителя я опиралась на работу Л.Н. Горбуновой и А.М. Семибратова, которые рассматривают ИКТ- компетентность как готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности с учетом конкретных образовательных задач, особенностей цифровой образовательной среды образовательного учреждения, специфики учебного предмета. Эти способности учителя связаны непосредственно с его профессионально-личностными особенностями [8].

Формирование ИКТ-компетенции учителя может осуществляться через:

- непрерывное самообразование и повышение квалификации с помощью интернет-технологий, участия в вебинарах и мастер-классах;

- обеспечение школой системы методической поддержки;

- участие в конкурсах профессионального мастерства, конкурсах методических разработок, тестировании на предметную и ИКТ-компетентность;

- создание сайта или блога для информационного взаимодействия с обучающимися и их родителями, коллегами и т. д.;

- освоение облачных технологий, создание и использование предметных и элективных курсов или предоставление доступа к рабочим материалам через интернет-сервисы [3].

Проблему использования ИКТ в образовательном процессе в своих работах рассматривали А.А. Андреева, В.В. Гузеева, Е.Н. Ястребцева, Е.С. Полат и др. В нашем исследовании процесс дистанционного обучения мы рассматриваем как форму применения современных и популярны инфокоммуникационных технологий для организации диалогового общения в обучении [1].

Выделяют множество форм организации дистанционного обучения. Самыми популярными формами проведения занятий в начальной школе выступают: чат-занятия (с помощью мессенджеров WhatsApp и др.);

- веб-занятия (видеоконференции, проводимые с помощью программ Zoom, Discord, BigBlueButton т.д.);

- платформы для онлайн-обучения (Яндекс.Учебник, Учи.ру, Якласс, Google Classroom и др.).



Развитие ИКТ-компетентности учителя в условиях пандемии COVID-19

В ноябре 2016 года в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» был утверждён проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Данный проект был направлен на повышение качества и развитие российского цифрового образовательного пространства для повышения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан к 2018 году.

Благодаря проекту «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» было создано множество онлайн-платформ для организации учебной деятельности школьников. В период режима дистанционного обучения более популярными среди учителей были следующие платформы:

- Яндекс.Учебник ( https://education.yandex.ru /);

- Учи.ру ( https://uchi.ru /);

- ЯКласс (https://www.yaklass.ru/);

- Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/).

Данные платформы помогли не только организовать процесс дистанционного обучения школьников, сделав его эффективным, но и дали возможность повысить уровень ИКТ-компетентности учителям. С помощью данных ресурсов проводились бесплатные вебинары, видеолекции и мастер-классы для учителей, которые помогли повысить уровень ИКТ-компетентности.

Чтобы изучить развитие ИКТ-компетентность учителей во время пандемии, был проведен анонимный опрос учителей в апреле 2020 года, в самом начале дистанционного обучения, и в апреле 2021 года, когда использование дистанционных технологий стало неотъемлемой частью ежедневной работы учителя. Опрос был создан в Google Forms, ссылка на форму распространена посредством мессенджера WhatsApp в чат группах учителей со всей республики, в том числе из арктических улусов. В таблице 1 в Приложении 1 приводится сравнение результатов обоих опросов.



Вывод:

Таким образом, развитие ИКТ-компетентности современного учителя является одной из ключевых задач, решение которой связано с непрерывным самообразованием учителя, повышением его профессиональных знаний и умений. Без ИКТ-компетентного учителя школе невозможно построить электронное обучение в Цифровой образовательной среде. В связи с пандемией COVID-19, образовательные учреждения были вынуждены перейти на электронное обучение с применением дистанционных технологий. Как результат, ИКТ-компетентность учителей получила большее развитие за один год, чем за период с 2016-2020 год.


Список литературы

1. Ахметова Д.З. Дистанционное обучение: от идеи до реализации / Д.З. Ахметова; Институт экономики, управления и права (г. Казань). – Казань: Познание (Институт ЭУП), 2009. – 176 с. [Электронный ресурс]. – Режим до- ступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258034 (дата обращения: 05.11.2020).

2. Базовая ИКТ компетенция как основа интернет-образования учителя: Тезисы доклада А.А. Елизарова на конференции RELARN-2004 июнь 2004 г. – Ассоциация RELARN [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.relarn.ru/conf/conf2004/section3/3_11.html

3. Вершинина Г.М. Использование возможностей цифровой школы в формировании ИКТ компетентностей всех участников образовательного процес-са // Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога: сб. материалов участников конф. – СПб.: Международные образовательные проекты, 2019. С. 28–33 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xtern.ru/sites/ default/files/wysiwyg/user19009/sbornik_cos_2018.pdf (дата обращения: 04.03.2020).

4. Горбунова Л.М. Построение системы повышения квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий на основе принципа распределенности / Л.М. Горбунова, А.М. Семибратов// Конференция ИТО-2004 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ito.edu.ru/2004

/Moscow/Late/Late-0–4937.html (дата обращения: 04.03.2020).

5. Диков А.В. Социальные медиасервисы в образовании: монография / А.В. Диков. – СПб.: Лань, 2020. – 204 с. – ISBN 978–5-8114–4741–1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/140771 (дата обращения: 20.10.2020).


Приложение 1




Образование

Вы учитель

Педстаж

Категория

Занимаетесь ли самообразованием в дистанционной форме посредством участия в различных образовательных вебинарах?

Ведете ли Вы уроки, консультации, мероприятия, собрания посредством видеоконференцсвязи?

Какие приложения используете для видеоконференцсвязи?

Какие платформы используется для дистанционного обучения учащихся?

Каким образом чаще всего осуществляется обратная связь с учеником, находящимся на дистанционном обучении?

Оцените свою ИКТ-компетентность по пятибалльной шкале%

Апрель 2020

Высшее 100%

Предметник 100%

26 и выше 36%

11-15 18%

Высшая 46%

Первая 35,3%

Да 5,5%

Нет 94,5%

Да 3%

Нет 97%

Discord, видеосвязь WhatsApp

Учи.ру, РЭШ, МЭШ

СГО, чат в WhatsApp

Оценка 5 0%

Оценка 4 31%

Оценка 3 66%

Оценка 2 3%

Апрель 2021

Высшее

100%

Предметник 100%

26 и выше 38%

11-15 19,2%

Высшая 46,2%

Первая 34,6%

Да 88,5%

Нет 11,5%

Да 92,3%

Нет 7,7%

Zoom 100%

Прочие 13%

ЯКласс 46%

Учи.ру 42%

Google Classroom 26%

Moodle 0%

SkySmart 19%

РЭШ 34%

МЭШ 3,8%

Zoom, WhatsApp, СГО.

Оценка 5 19,2%

Оценка 4 42,3%

Оценка 3 38,5%

Оценка 2 0%


Таблица 1. Результаты опроса учителей о готовности использовать дистанционные технологии на уроках


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.