Статья на тему «Развитие личностных УУД на уроках химии» (8–11 классы)
Развитие личностных УУД на уроках химии
Дашко Ирина Михайловна,
учитель химии,
муниципальное бюджетное
общеобразовательное
учреждение «Средняя
общеобразовательная школа
№ 40», город Киров
На уроках химии, как и на уроках по другим предметам, мы развиваем различные группы УУД, используя задания разного типа
Открытые (творческие) задания по химии позволяют изучить уровень развития личностных УУД и на основе критериев оценки оценить их сформированность.
Такие задания могут быть тематическими (по конкретной теме программы) или универсальными, которые можно использовать в любом классе и любой теме.
Например, в 9 классе в конце изучения темы «Металлы» учащимся были предложены задания:
1. Составьте задачу на выход продукта по теме «Металлы». Подтвердите расчетами.
Критерии оценки:
Составленная задача соответствует заданной теме – 1 балл.
Текст задачи отражает знание свойств металлов и особенностей реакций – 2 балла.
Приведенный расчет доказывает правильность составленного текста задачи – 3 балла.
2. Предложите новые способы применения металлов, основанные на их свойствах. Ответ поясните.
Критерии оценки:
Предложены способы применения, не связанные со свойствами – 1 балл.
Предложены нереалистичные способы применения, основанные на свойствах – 2 балла.
Предложены способы применения, основанные на свойствах, есть логичное объяснение – 3 балла.
Примером универсального задания может быть следующее:
Ваш знакомый 8-классник задал вам вопрос: «Зачем мне учить химию?» Дайте ему ответ, используя свои знания по химии и химическую терминологию, чтоб вызвать интерес к науке.
Критерии оценки:
Ответил на вопрос – 1 балл.
Использовал химическую терминологию -2 балла.
Построил логическое обоснование, используя знания предмета – 3 балла.
Вот один из вариантов выполнения задания: «Мы встречаемся с химией почти каждый день, час, минуту, а, может и секунду…Она всюду: на кухне, в ванной, в комнате, в собственной косметичке, в любой продукции (парфюм, косметика, бытовая химия, лаки, краски и прочее; продовольственные продукты). Действительно, открывая домашнюю аптечку, мы можем увидеть флакон с пероксидом водорода. Сразу вспоминается формула Н2О2 (никто нас не заставляет её заучивать, это происходит случайно), да еще, кто более глубоко и внимательно изучает химию, тот знает, что в данном веществе кислород имеет степень окисления – 1, хотя обычно она постоянная – 2. Да, не каждому интересна химия и не всякий из нас станет в будущем химиком. Но хотя бы о том, что нас окружает, что мы едим, чем пользуется человечество, особенно молодое поколение, должны иметь представление! Это важно для нашей жизни на Земле!» (Носырева Анна, 9б класс)
Задания такого типа способствуют развитию творческого мышления, умения понимать задания в различных формулировках и контекстах, проводить причинно-следственные связи, а так же поиск, обработку и систематизацию информации. Все это приводит к повышению мотивации к изучению предмета и осмысленности своей познавательной деятельности, благодаря чему процесс изучения предмета становится личностно значимым, что повышает эффективность обучения.
Кроме того, как показала практика, необходимо учитывать особенности каждого конкретного класса, например задание на составление текста задачи больше выбирали ученики класса с углубленным изучением математики, а универсальное задание – ученики гуманитарного класса с углубленным изучением английского языка.
Таким образом, задания открытого типа могут использоваться на уроках химии для развития и изучения личностных результатов обучения.