Учебно-методический материал «Развитие математической грамотности у школьников» (8–9 класс)
Автор: Тельцова Евгения Витальевна
Тема: Развитие математической грамотности у школьников.
В настоящее время большое внимание уделяется развитию математической грамотности у школьников.
Под математической грамотностью в исследованиях PISA понимается способность обучающихся проводить математические рассуждения, формулировать, применять, интерпретировать математику, работать с большими текстами, схемами, чертежами, рисунками, для извлечения необходимой информации, т.е. решать проблемные задания в разнообразных ситуациях реальной жизни.
Практико-ориентированные задания – это один из важных и серьезных элементов для формирования и развития математической грамотности.
Для развития математической грамотности можно рассматривать разные типы задач:
- повседневные дела: покупки продуктов, лекарств и т. п.; приготовление блюд; оплата счетов; установка оборудования и др.
- трудовая деятельность: заказ материалов, проведение измерений и расчетов.
- общественная деятельность: социальные процессы, выборы, демография, прогнозы.
- наука: расчеты в разных областях знаний.
Есть и другие тематики заданий.
Для успешного решения любого задания, обучающиеся прежде всего должны уметь работать с текстом, извлекать из него нужную и полезную информацию.
Предлагаю пять заданий, направленных на развитие математической грамотности для обучающихся 8 класса
1. Площадь земель фермерского хозяйства, отведенных под посадку сельскохозяйственных культур, составляет 72 га и разделена между картофелем и зернобобовыми культурами в отношении 5:4 соответственно. Какими культурами занято больше и на сколько гектаров?
Решение: 5+4=9
Картофелем занято 5/9, т.е. 72:9*5=40га
Зернобобовыми культурами занято 4/9, т. е. 72:9*4=32га
40-32=8(га) – на столько больше занято картофелем.
2. Витя прошел от дома по направлению на запад 600 м, а затем повернул на север и прошел 800 м. На каком расстоянии от дома оказался Витя? Ответ выразите в километрах.
3. Необходимо выкрасить пол коридора, изображенного на рисунке. Известно, что норма расхода эмали 100г на 1м2. Хватит ли краски, емкостью 2кг? Если нет, то какой емкостью банку необходимо купить? Ответ дать в килограммах.
4. В рецепте молочной рисовой каши на две порции нужно взять следующее количество продуктов:
справка 1 г=1мл
Вопрос 1: Сколько всего жидких продуктов нужно взять, чтобы приготовить молочную рисовую кашу на 5 человек три раза в неделю (1 порция рассчитана на 1 человека).
Вопрос 2: Составьте формулу для вычисления суммарного еженедельного количества (в граммах), которые необходимы для приготовления молочной рисовой каши, состоящей из х г риса, у мл воды, z мл молока, к г сливочного масла, t г тыквы на завтрак в среду и субботу на а порций, а в четверг на в порций.
5. Задача про дачный участок.
Вопросы к задаче:
1.Какими цифрами обозначены дом, баня, бак с водой, цветник?
2.Найти их площади.
3.Какая площадь больше и на сколько: занятая под ягодами или овощами?
4.Найти периметр цветника (без теплицы). Ответ дать в метрах.
5.Найти площадь цветника (без теплицы).
6.Какие еще вопросы можно придумать к данному заданию?
В настоящее время в подборе заданий на развитие математической грамотности помогают сборники по ОГЭ, сайт fg.resh.edu.ru, задачи PISA, работы ВПР, много разработок и публикаций в сети Интернет. Главное рационально применять их на уроках математики и во внеурочной деятельности, чтобы поднять мотивацию к изучению сложного, но интересного предмета «Математика».