Конспект мероприятия «Развитие мелкой моторики с целью предупреждения неправильных начальных навыков письма»
Тема мероприятия: развитие мелкой моторики с целью предупреждения неправильных начальных навыков письма.
Цель мероприятия: помочь педагогам правильно подготовить мелкую моторику рук ребенка с целью эффективного овладения первоначальными навыками письма.
Основные задачи мероприятия: познакомить педагогов с методами и приемами формирования мелкой моторики рук ребенка.
Оборудование мероприятия: графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания детей.
Содержания мероприятия:
Вводная часть: Ознакомить дефектологов с темой мероприятия, целью и задачами.
Изложение лекционного материала:
- Ребенку в школе труднее всего, приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины кроются в том, что слабые мышцы его пальцев и кистей рук быстро устают. Утомляет также и однообразная работа: палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение. Ребенку нужно быть очень внимательным, сосредоточенным и аккуратным, чтобы в тетрадке появилась заслуженная «пятерка».
- Вот некоторые методы и приемы формирования мелкой моторики рук: к 5 годам дети могут выполнять сложные задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Можно предложить им выполнять разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы.
Необходимо также научить ребенка уверенно пользоваться ножницами. Здесь подойдут следующие упражнения:
- симметричное вырезание;
- аппликация;
- вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок – полезное и увлекательное занятие для будущих школьников (проследите только, чтобы ножницы были достаточно острыми, не заминали края бумаги и с тупыми закругленными концами).
- Очень полезно для развития пальцев рисование и раскрашивание. Постарайтесь не рисовать фломастерами: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки. Отдайте предпочтение простым или цветным карандашам.
- Не забудьте про пальчиковые игры. Они увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. У детей, повторяющих действия взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Вспомните: «Сорока-сорока кашу варила…» или «Пальчик-мальчик, где ты был?». Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».
- Для тренировки пальцев можно выполнять следующие упражнения.
«Пальчики здороваются»
Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Потренировавшись, попробуйте «поздороваться» пальчиками и на левой руке, а затем одновременно на двух руках.
«Человечек»
Указательный и средний пальцы правой (левой) руки «бегает» по столу.
«Слоненок»
Средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный (ноги) «идут» по столу.
«Кулачок»
Выпрямите кисть, плотно сомкните пальцы и медленно сжимайте их в кулак. Поочередно выполняйте его каждой рукой вначале медленно, а потом все быстрее и быстрее.
Кроме пальчиковой гимнастики существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.
Игра «Я самый меткий»
Ребенок должен проводить линии карандашом, точно попадая в мишени (руку не отрывать):
- пройди по узкому лабиринту и выйди из него, не задевая стен;
- проведи свой корабль кратчайшим путем так, чтобы он не сел на мель;
- попади стрелой в центр мишени (линия должна быть прямой);
- найди выход из пещеры;
- проследи путь бабочки.
Задания вы можете придумать и сами, но старайтесь, чтобы ребенок проводил линии прямые и волнистые, чтобы лабиринты были широкие и узкие.
Игра «Узнай, кто я»
Ребенку предлагается определить по точкам, что нарисовано. «В этих точках кто-то или что-то спрятан (о), обведи контур каждого рисунка по точкам, и ты узнаешь это. Старайся не отрывать руку». Таким образом, по точкам можно рисовать разные фигуры животных, цветы, посуду, мебель, машинки (так, чтобы не было слишком сложно).
Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовать задание. Поэтому так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую им дает глаз. Многим детям подобного рода задания даются с трудом, им легче рисовать по памяти, чем с натуры. В последнем случае внимание у детей раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и руки.
На листе бумаги нарисуйте постепенно усложняющиеся фигуры и предложите ребенку как можно точнее их срисовать, или нарисуйте домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Эти задания позволяют вам выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, точно скопировать его, выявить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
По ходу выполнения задания обратите внимание:
- какой рукой ребенок рисует (правой или левой);
- как он работает с образцом, часто ли смотрит на него. Проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, сверяет ли сделанное с ним или, мельком взглянув на образец, рисует по памяти;
- быстро или медленно проводит линии;
- отвлекается ли во время работы;
- высказывается ли и задает ли вопросы во время рисования;
- сверяет ли по окончании работы свой рисунок с образцом.
Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, может их исправить.
Игра «Буратино учится»
Для этой игры нужно приготовить тетрадь в клеточку и карандаш. Взрослый предлагает ребенку:
• Буратино начал рисовать и не закончил узор, помоги ему выполнить задание.
• Буратино срисовал узор, но наделал много ошибок. Сравни два узора и найди в его работе ошибки. Теперь нарисуй узор, не допуская ошибок.
В тетрадях в клеточку можно выполнять и такие задания: вы по клеточкам рисуете, например, кораблик, домик, грибок, робота, а ребенок должен точно повторять ваш рисунок.
- Дефектологи старайтесь требовать от ребенка правильности выполнения поставленных задач и аккуратности в работе. Дети 5—6 лет уже вполне способны контролировать свои действия.
- Предлагаю вашему вниманию графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания детей, их можно использовать в индивидуальной работе с детьми.
Заключение (итоги) мероприятия:
- Надеюсь, предложенные мною методы и приемы формирования мелкой моторики помогут вам в работе с детьми и дадут положительный результат в подготовке к школе.
Использованная литература:
1. Ильина С.К. Лекотека в ДОУ. Организация, документация. – М. ТЦ Сфера, 2011. -С.128 (приложение к журналу «Управление образованием»)
Лосева Л.М., Путянина Л.П., Демакова И.П. Возможности кинезиологической коррекции в подготовке к школе детей с речевой патологией/Л. Лосева, Л. Путянина, И. Демакова//Дошкольная педагогика. – 2009. №3. -С. 38-43
Тихомирова Екатерина Витальевна
Иванова Анна Юрьевна
Рагулина Любовь Давыдовна
Кияйкина Наталья Федоровна
Иванова Анна Юрьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Иванова Анна Юрьевна
Кияйкина Наталья Федоровна