Конспект мероприятия «Развитие мелкой моторики с целью предупреждения неправильных начальных навыков письма»

16
8
Материал опубликован 18 January 2016

Тема мероприятия: развитие мелкой моторики с целью предупреждения неправильных начальных навыков письма.

Цель мероприятия: помочь педагогам правильно подготовить мелкую моторику рук ребенка с целью эффективного овладения первоначальными навыками письма.

Основные задачи мероприятия: познакомить педагогов с методами и приемами формирования мелкой моторики рук ребенка.

Оборудование мероприятия: графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания детей. 

Содержания мероприятия:

Вводная часть: Ознакомить дефектологов с темой мероприятия, целью и задачами. 

Изложение лекционного материала:

- Ребенку в школе труднее всего, приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины кроются в том, что слабые мышцы его пальцев и кистей рук быстро устают. Утомляет также и однообразная работа: палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение. Ребенку нужно быть очень внимательным, сосредоточенным и аккуратным, чтобы в тетрадке появилась заслуженная «пятерка».

- Вот некоторые методы и приемы формирования мелкой моторики рук: к 5 годам дети могут выполнять сложные задания, требующие достаточной точности  и согласованности движений кистей рук. Можно предложить им выполнять разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы.

Необходимо также научить ребенка уверенно пользоваться ножницами. Здесь подойдут следующие упражнения:

- симметричное вырезание;

- аппликация;

- вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок – полезное и увлекательное занятие для будущих школьников (проследите только, чтобы ножницы были достаточно острыми, не  заминали края бумаги и с тупыми закругленными концами).

- Очень полезно для развития пальцев рисование и раскрашивание. Постарайтесь не рисовать фломастерами: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки. Отдайте предпочтение простым или цветным карандашам.

- Не забудьте про пальчиковые игры. Они увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. У детей, повторяющих действия взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Вспомните: «Сорока-сорока кашу варила…» или «Пальчик-мальчик, где ты был?». Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

-  Для тренировки пальцев можно выполнять следующие упражнения.

«Пальчики здороваются»

Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Потренировавшись, попробуйте «поздороваться» пальчиками и на левой руке, а затем одновременно на двух руках.

«Человечек»

Указательный и средний пальцы правой (левой) руки «бегает» по столу.

«Слоненок»

Средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный (ноги) «идут» по столу.

«Кулачок»

Выпрямите кисть, плотно сомкните пальцы и медленно сжимайте их в кулак. Поочередно выполняйте его каждой рукой вначале медленно, а потом все быстрее и быстрее.

Кроме пальчиковой гимнастики существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.

Игра «Я самый меткий»

Ребенок должен проводить линии карандашом, точно попадая в мишени (руку не отрывать):

- пройди по узкому лабиринту и выйди из него, не задевая стен;

- проведи свой корабль кратчайшим путем так, чтобы он не сел на мель;

- попади стрелой в центр мишени (линия должна быть прямой);

- найди выход из пещеры;

- проследи путь бабочки.

Задания вы можете придумать и сами, но старайтесь, чтобы ребенок проводил линии прямые и волнистые, чтобы лабиринты были широкие и узкие.

Игра «Узнай, кто я»

Ребенку предлагается определить по точкам, что нарисовано. «В этих точках кто-то или что-то спрятан (о), обведи контур каждого рисунка по точкам, и ты узнаешь это. Старайся не отрывать руку». Таким образом, по точкам можно рисовать разные фигуры животных, цветы, посуду, мебель, машинки (так, чтобы не было слишком сложно).

Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовать задание. Поэтому так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую им дает глаз. Многим детям подобного рода задания даются с трудом, им легче рисовать по памяти, чем с натуры. В последнем случае внимание у детей раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и руки.

На листе бумаги нарисуйте постепенно усложняющиеся фигуры и предложите ребенку как можно точнее их срисовать, или нарисуйте домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Эти задания позволяют вам выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, точно скопировать его, выявить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

 По ходу выполнения задания обратите внимание:

- какой рукой ребенок рисует (правой или левой);

- как он работает с образцом, часто ли смотрит на него. Проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, сверяет ли сделанное с ним или, мельком взглянув на образец, рисует по памяти;

- быстро или медленно проводит линии;

- отвлекается ли во время работы;

- высказывается ли и задает ли вопросы во время рисования;

- сверяет ли по окончании работы свой рисунок с образцом.

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, может их исправить.

Игра «Буратино учится»

Для этой игры нужно приготовить тетрадь в клеточку и карандаш. Взрослый предлагает ребенку:

• Буратино начал рисовать и не закончил узор, помоги ему выполнить задание.

• Буратино срисовал узор, но наделал много ошибок. Сравни два узора и найди в его работе ошибки. Теперь нарисуй узор, не допуская ошибок.

В тетрадях в клеточку можно выполнять и такие задания: вы по клеточкам рисуете, например, кораблик, домик, грибок, робота, а ребенок должен точно повторять ваш рисунок.

- Дефектологи старайтесь требовать от ребенка правильности выполнения поставленных задач и аккуратности в работе. Дети 5—6 лет уже вполне способны контролировать свои действия.

 - Предлагаю   вашему вниманию   графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания детей, их можно использовать в индивидуальной работе с детьми.         

Заключение (итоги) мероприятия:

- Надеюсь, предложенные мною методы и приемы формирования мелкой моторики помогут вам в работе с детьми и дадут положительный результат в подготовке к школе. 

Использованная литература:

1.      Ильина С.К. Лекотека в ДОУ. Организация, документация. – М. ТЦ Сфера, 2011. -С.128 (приложение к журналу «Управление образованием»)

Лосева Л.М., Путянина Л.П., Демакова И.П. Возможности кинезиологической коррекции в подготовке к школе детей с речевой патологией/Л. Лосева, Л. Путянина, И. Демакова//Дошкольная педагогика. – 2009. №3. -С. 38-43  

Комментарии

Хороший материал. Спасибо.

1 July 2017

Вам спасибо за оценку

1 July 2017

Благодарю!

28 August 2017

Очень полезный материал для развития мелкой моторики! Благодарю!!!

12 May 2018

Спасибо Наталья Федоровна!

13 May 2018

Всего хорошего!

14 May 2018

Спасибо, и вам удачи!!!

5 July 2018

Удача всегда нужна! Хорошего лета!

6 July 2018