12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лапоть Ольга Николаевна66
Живу и работаю в городе Мурманске воспитателем в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Педагогический стаж работы 29 лет.
Россия, Мурманская обл., Мурманск
Материал размещён в группе «Дошкольники»
7

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Лапоть Ольга Николаевна,

МБДОУ № 125, г. Мурманск

Все формы движения, свойственные человеку, объединяются в понятие «моторика». Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определенных органов. Различные виды моторики задействуют разные группы мышц нашего тела.

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной, костной, зрительной систем, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относятся разнообразные движения: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Развитие мелкой моторики у детей до трех лет включает:

Хватательные движения:

Захватывание предмета разной формы всей ладонью одной рукой или двумя руками.

Захватывание предмета или вещества щепотью (тремя пальчиками).

Захватывание предмета двумя пальчиками – указательным и большим (пинцетный захват).

Развитие соотносящих действий. Умение совмещать два предмета или две части одного предмета.

Подражание движениям рук.

Развитие движений кистей и пальцев рук – выполнение разнообразных движений кистями и пальцами рук.

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль.

Движения рук - это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.

Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.

Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.

Развитие мелкой моторики оказывает благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогает ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. Такая тенденция объясняется тем, что у большинства современных детей отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук.

Развитие мелкой моторики - это не стихийный, самостоятельно протекающий процесс, а специально созданные условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующие развитию движений рук. Все игры и упражнения по развитию мелкой моторики всегда должны проходить в присутствии взрослого с целью безопасности таких игр.

Правильная тренировка мелкой моторики ребенка – основополагающий аспект детского развития в целом. Развитие моторики – процесс поступательный и индивидуальный у каждого ребенка. Сначала новые движения у ребенка выходят довольно неуклюже, но с практикой они приобретают плавность, точность, ловкость.

Средства развития мелкой моторики:

Массаж кистей рук и пальцев.

Пальчиковая гимнастика.

Игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, карандаши, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.

Дидактические игры.

Различные виды продуктивной деятельности.

Игры с конструкторами.

Графические упражнения.


Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. Педагоги нашего дошкольного учреждения широко используют в своей работе нетрадиционные материалы, игры, изготовленные своими руками.

Для массажа ладоней применяется природный материал: шишки, орехи, каштаны. Большую эффективность для развития силы рук, чувствительности ладоней оказывают упражнения с использованием бигудей-липучек. Словесное сопровождение действий ребенка с необычными предметами способствует формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу, стимулирует речевую активность детей.

Для проведения пальчиковых игр и упражнений изготовлено пособие «Веселая полянка». В ходе игр при повторении движений за взрослым, у детей активизируются моторика рук, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Существует много вариантов использования пуговиц для развития мелкой моторики детей. Игры: «Цветочные бусы», «Веселый шнурок» помогут развивать скоординированные движения обеих рук. Материал: цветной шнурок, пуговицы разного размера.

t1711394945aa.png

Игра «Разноцветные цепочки». Материал: полоски из фетра разного цвета, фигурные пуговицы. Собирая колечки в цепочку, дети учатся застегивать и расстегивать пуговицы, в дальнейшем применяя полученные навыки при самообслуживании.

t1711394945ab.png

Развивающая игрушка «Стручок горошка» - это отличный тренажер для пальчиков и ручек, способствует развитию навыков застегивания кнопок и молний, а так же помогает ребенку изучить счет, цвета. Материал: стручки гороха, сшитые из плотной гладкой ткани, горошины связанные из хлопковой пряжи, швейная фурнитура.

t1711394945ac.png

Педагогами активно применяются в работе с детьми игровые пособия со шнуровками, изготовленные с использованием колечек из-под сока, развивающие тонкие движения пальцев рук, концентрацию внимания, глазомер, координацию и последовательность действий.

Используя эти тренажёры, дети учатся не только последовательно продевать шнурки через кольца, но и выполнять более сложные виды шнуровок: «Крест-накрест, косичкой».

t1711394945ad.png t1711394945ae.png

Игр с бельевыми прищепками придумано очень много, они не только развивают мелкую моторику рук у детей, а также способствуют развитию ощущений собственных движений. Самая популярная игра – «Конструирование с помощью прищепок» - лучики у солнышка, ушки у зайчика и т.п. Материал: заламинированные фигурки разных предметов, животных, прищепки разных цветов.

Прицепляя иголки на спинки необычным разноцветным ежам, ребенок тренирует ловкость пальчиков, учится выбирать прищепку по цвету.

t1711394945af.pngt1711394945ag.png

Забавные фигурки животных из игры «Где, чей хвост?», привлекают внимание ребят, дети увлеченно подбирают прищепки с нужным хвостом, тренируя свои пальчики и мышление.

Также с помощью фигурок с прищепками можно обыгрывать потешки, стихи, диалоги.

t1711394945ah.pngt1711394945ai.png

Благотворно влияют на развитие мелкой моторики игры с пробками. Для пробуждения интереса используются разные пробочные тренажёры: «Волшебные листочки», «Цветные автомобили». Раскручивание, закручивание, накладывание - всё это развивает кисть руки и запястья. Также эти пособия помогают решать задачи по формированию сенсорных навыков.

t1711394945aj.pngt1711394945ak.png

Пособие с использованием синельной проволоки «Помоги зверям» способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука», формированию ручной умелости.

t1711394945al.png

Детям очень нравится играть пальчиками, надевая на них «Игрушки-Топотушки». Материал: заламинированные фигурки животных с отверстиями для пальцев.

t1711394945am.pngt1711394945an.png

Тренажеры «Дорожки» учат детей проводить первые линии. Сначала малыш обводит дорожки пальчиком, а затем проводит линии маркером. Чтобы детям было интересно, придумывается сюжет: помочь зайчику добраться до морковки, бабочке — долететь до цветка, детенышам найти свою маму.

t1711394945ao.pngt1711394945ap.png

Использование педагогами разнообразных игровых пособий приносит детям положительные эмоции, что вызывает у них интерес к играм и приводит к положительному результату в развитии мелкой моторики. Что способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического здоровья ребенка.


Литература:

Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 144 с.

Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 56 с.

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.