Развитие познавательных способностей
Развитие познавательных способностей
С древних времен педагоги ищут способы наиболее эффективного обучения детей, ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников. Испробовано уже многое, не осталось ни одного более или менее очевидного пути, по которому бы не пытались идти учителя. Все самое ценное сосредоточено в арсенале научной дидактики, практическая задача которой - указать учителям наиболее рациональные пути скорейшего приобретения знаний, умений, навыков, выработанные предшествующими поколениями учителей.
методы, приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.
Методы, способствующие развитию познавательной активности учащихся на уроках биологии Словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), Наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) Практические (лабораторные и практические работы, творческие задания) .
Характеристика методов развития познавательной деятельности Словесные методы Занимают ведущее место в системе методов обучения. учениками проблемы и указать пути их решения. Слово активизирует воображение, память, чувства учеников. Словесные методы можно подразделить на следующие виды: рассказ объяснение беседа дискуссия лекция работа с книгой работа с дидактическим материалом
Приемы развития познавательного интереса исторические сведения задачи биологического содержания современные научные данные жизненные ситуации, связанные с живой природой информация «с удивлением», «с затруднением», «с просьбой о помощи»;
Приемы развития мышления Лестница понятий Поиск общего Соотношение понятий Словесную формула «кто?-что?-где?-чем?-зачем?-как?-когда?»
Вода Арбуз Одноклеточный Сказки Кровь
Задание на знание процессов клетки «Путешествие по клетке» 1. Перед вами животная клетка, чтобы попасть внутрь ее, нужно преодолеть _________________. Какой из способов проникновения в клетку вам известен?_________________ Какие белки при этом вам встретятся?__________________________________________________________________ 2. Вы попали с помощью мембранных белков в цитоплазму клетки. Какие органоиды животной клетки встретятся вам здесь?_______________________________________________________________________ 3. С током цитоплазмы вы попали в огромную систему канальцев. Что это?__________________ 4. Ура! Вы попали в ________ и плывете по ее каналам. Вы проплываете через ее участок, покрытый рибосомами. Как он называется?_____________________ Какой процесс вы можете наблюдать, проплывая через рибосомы?__________________________________ 5. ЭПС постепенно превратилась в систему мешочков и канальцев. Где вы оказались?___________________________ 6. Этот органоид упаковал каждого из вас в маленький пузырек с ферментами _________________. Теперь подплываете к двумембранному органоиду, внутренняя мембрана которого собрана в большие складки - _____________. Он помог вам пополнить запасы энергии. Что это за органоид?_________________ 7. По микротрубочкам клеточного центра вы попали в главную часть клетки____________.
«Островки знаний»
Интеллектуальный конструктор
«Точное попадание»
«Биологическое казино»
Тренировка внимания
Результаты: 9 и более слов – у вас великолепная память, осталось только перевести необходимую информацию в долговременную память без потерь; 6 – 9 слов – у вас хорошая память; менее 6 слов – вы невнимательны, отсюда и плохая работа памяти
Запомни увиденные изображения и нарисуй их.
Учись рассуждать В семье было четверо детей: сестёр столько же, сколько братьев. Сколько сестёр? 4 2 3 6
Логически – поисковые задания Само Бук Фут Бал Кап Кон Ва Ка Гон Чай бол верт варь ник кон нал ка гон кан вар
Не барашек и не кот, Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Голубая, серая – для лета, Для зимы – другого цвета. графический диктант
Заяц
графический диктант