Презентация «Развитие познавательного интереса у детей от 3 до 7 лет. Роль педагога»
«Развитие познавательного интереса у детей от 3 до 7 лет. Роль педагога» Выполнила воспитатель первой квалификационной категории Чистякова Н.Г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 194 г. Челябинска»
Познавательный интерес – избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности. Путь формирования интереса в дошкольном возрасте проходит несколько качественных этапов: от интереса к внешним качествам, свойствам предметов и явлений окружающего мира к проникновению в их сущность, к обнаружению связей и отношений, существующих между ними Познавательный интерес выступает и как главный способ обучения и, как способ развития. Он напрямую связан с познавательными действиями ребёнка, в которых в зависимости от его возраста, способностей и развития познавательных процессов и волевых усилий по-разному проявляется познавательная активность, которая также имеет определённые уровни. 2
ЭТАПЫ В РАЗВИТИИ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ возникновение эпизодических и кратковременных интересов расширение познавательных интересов за счет увеличения внимания к большему количеству внешних признаков углубление познавательных интересов в результате стремления к обучению и систематизации фактов, явлений устойчивое проявление интереса в познавательной деятельности детей 3
2-3 года. Объектом познания являются окружающие предметы, их действия. Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями. Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (предметно - манипулятивная игра), резерв свободного времени и места для разворачивания игр. 3-4 года. К этому возрасту дети накапливают довольно много представлений. Однако эти представления и знания об окружающей действительности практически не связаны между собой. Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями. В этот период закладываются основы эстетического восприятия мира. Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия. Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества). 4
4-5лет. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями. Направления познавательного развития в этом возрасте: - знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей - установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями - удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей - формирование положительного отношения к окружающему миру 5
5-6лет. Дети могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. 6-7лет. Накопленные к 6 годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир - это система, в которой все взаимосвязано). 6
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СЛЕДУЕТ: Развивать творческие способности детей, создавать для этого условия Укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками Развивать у детей чувство собственного достоинства 7
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ Вовлечение ребенка в различные виды деятельности Использование дидактических игр Применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи 8
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДОШКОЛЬНИКОВ максимальная опора на мыслительную деятельность ребенка создание обогащенной предметно-пространственной среды для начала развития интереса процесс обучения и воспитания, должен быть выстроен на благоприятном уровне для развития ребенка создание благоприятной, положительно эмоциональной атмосферы образовательного процесса благоприятное и располагающее общение. Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка 9
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА Наглядные методы (наблюдение, рассматривание картин и дидактических пособий, просмотр диафильмов) Практические методы (дидактические игры, предметные, настольно-печатные, словесные), игровые упражнения и игры-занятия, подвижные игры, творческие игры, экспериментирование (элементарные опыты) Словесные методы (рассказ, беседа, чтение) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ технология проектной деятельности технология исследовательской деятельности технология социального партнерства 10