
«Развитие познавательного интереса у детей от 3 до 7 лет.
Роль педагога»
Выполнила воспитатель первой квалификационной категории Чистякова Н.Г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 194 г. Челябинска»

Познавательный интерес – избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.
Путь формирования интереса в дошкольном возрасте проходит несколько качественных этапов: от интереса к внешним качествам, свойствам предметов и явлений окружающего мира к проникновению в их сущность, к обнаружению связей и отношений, существующих между ними
Познавательный интерес выступает и как главный способ обучения и, как способ развития. Он напрямую связан с познавательными действиями ребёнка, в которых в зависимости от его возраста, способностей и развития познавательных процессов и волевых усилий по-разному проявляется познавательная активность, которая также имеет определённые уровни.
2

ЭТАПЫ В РАЗВИТИИ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ
возникновение эпизодических и кратковременных интересов
расширение познавательных интересов за счет увеличения внимания к большему количеству внешних признаков
углубление познавательных интересов в результате стремления к обучению и систематизации фактов, явлений
устойчивое проявление интереса в познавательной деятельности детей
3

2-3 года.
Объектом познания являются окружающие предметы, их действия.
Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями.
Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (предметно - манипулятивная игра),
резерв свободного времени и места для разворачивания игр.
3-4 года.
К этому возрасту дети накапливают довольно много представлений.
Однако эти представления и знания об окружающей действительности практически не связаны между собой.
Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями. В этот период закладываются основы эстетического восприятия мира. Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия.
Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества).
4

4-5лет.
Средством познания становится речь.
Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею.
Словарь детей обогащается словами-понятиями.
Направления познавательного развития в этом возрасте:
- знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей
- установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями
- удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей
- формирование положительного отношения к окружающему миру
5

5-6лет.
Дети могут систематизировать накопленную и полученную информацию,
посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени.
Ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия.
6-7лет.
Накопленные к 6 годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка.
Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир - это система, в которой все взаимосвязано).
6

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СЛЕДУЕТ:
Развивать творческие способности детей, создавать для этого условия
Укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками
Развивать у детей чувство собственного достоинства
7

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
Вовлечение ребенка в различные виды деятельности
Использование дидактических игр
Применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи
8

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДОШКОЛЬНИКОВ
максимальная опора на мыслительную деятельность ребенка
создание обогащенной предметно-пространственной среды для начала развития интереса
процесс обучения и воспитания, должен быть выстроен на благоприятном уровне для развития ребенка
создание благоприятной, положительно эмоциональной атмосферы образовательного процесса
благоприятное и располагающее общение. Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка
9

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
Наглядные методы (наблюдение, рассматривание картин и дидактических пособий, просмотр диафильмов)
Практические методы (дидактические игры, предметные, настольно-печатные, словесные), игровые упражнения и игры-занятия, подвижные игры, творческие игры, экспериментирование (элементарные опыты)
Словесные методы (рассказ, беседа, чтение)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
технология проектной деятельности
технология исследовательской деятельности
технология социального партнерства
10