Развитие связной речи детей посредством русской народной сказки «Лиса и заяц»

1
0
Материал опубликован 2 November 2023

Развитие связной речи детей

посредством русской народной сказки «Лиса и заяц»

Урок чтения в 1 классе

Цели:

Продолжение знакомства с русскими народными сказками; формировать навыки правильного, слогового, выразительного и сознательного чтения при чтении сказки «Лиса и заяц»;

Способствовать развитию литературно-грамотной и связной речи, внимания, памяти, мышления, фонематического слуха;

Формирования нравственных качеств: честности, взаимопомощи, храбрости; воспитывать интерес и любовь к чтению.

Оборудование: отрывки из прочитанных сказок, картинки с артикуляционной гимнастикой, индивидуальные зеркала, карточки со слогами, картины с изображением разных видов лисы, карточки со словами (для словарных работ); магнитофон, аудиокассета, рисунки по сказке ,контуры лисы и зайца, и для них детали, кроссворд.

Ход урока

I. Организационный момент (приветствие гостей).

-садится тот ученик, кто угадывает отрывок сказки (учитель читает отрывки из прочитанных русских народных сказок с главным героям- лисой, а учащиеся отгадывают).

II . Cсообщение темы урока:

-Что общего в этих сказках? (главным героем является лиса, все они народные).

- Какая сказка называется народной? ( сказка называется народной, когда ее сочинил

народ).

- Сегодня на уроке чтения мы продолжим чтение русских народных сказок.

III. Артикуляционная гимнастика.

1. Мимические упражнения

- изобразите хитрую лису;

- голодного и злого волка;

- зайчика, попавшего лисе в лапы.

2. Упражнение для голоса:

- волк воет у-у-у-у-у-у-у(тихо, громко).

3. Минутка произношения:

ли ро ва лик

ко СА кро ( слоги прикреплены к доске).

( Чтение слогов хором, по цепочке, индивидуально).

-А теперь из этих слогов составьте названия животных( составления учащимися слов, их чтение).

Ли са, ко ро ва, кро лик.

-Из этих слов найдите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее? ( Лиса – дикое животное).

IV. Физминутка.

-Игра «Дикие и домашние животные».

Домашнее животное –хлопайте в ладоши, дикое животное – топайте ногами.

V. Работа по теме:

-Сегодня Вы узнаете интересные сведения о лисе, обогатите свои знания, а также закрепим знания, полученные о ней на предыдущих уроках.

1.Какие бывают лисы?(рыжие, черно-бурые, белые(песцы))-показ рисунков.

2.Самые распространенные из них какие? (рыжие).

3. Как вы думаете, лиса по величине большой зверь? (нет большую величину создаёт ее пушистый хвост. Длина тела 60-90 см).

4.Чем питаются лисы? (мышами, зайцами, кузнечиками, земляникой, черникой ,вишней, виноградом).

А теперь Ваша одноклассница расскажет о том, где живут лисы. ( Сообщение ученика).

Лисицы обычно поселяются в пустых свободных норках сурков и барсуков. Эти норки они расширяют и делают много выходов. Но если нет свободной норы, то лисицы стремятся завладеть чужой, уже готовой. (Сообщение учителя)

Ученые, которые исследовали нору лисы насчитали 27 выходов. Как лисы завладевают чужими норами в природе мы не знаем, а вот как происходит в сказке- сейчас прочитаем.

VI. Работа со сказкой.

Во время чтения сказки вам встретятся сложные слова, давайте их разберем (слова прикреплены на доску):

-лубяная- сделанная из луба;

-луб- это кусок коры липы, вязи и других лиственных деревьев;

-клочки- это оторвавшиеся часть чего-нибудь;

- закоулочки- небольшая узкая улица;

(чтение слов учащимся и объяснения их значений).

-чтение сказки учителем и сильными учащимися, ответы на вопросы:

1. Кто являются главными героями? (Лиса и заяц).

-Давайте их запишем ( на доску учитель прикрепляет контуры животных, в соответствие с ответами детей выстраивается наглядный образ лисы и зайца).

2. Какая в сказке лиса? (хитрая, умная, красивая….) Почему?

-Какой заяц? (Добрый, спокойный, доверчивый…); Почему?

3. Какие еще герои есть в сказке? ( Медведь, собака, петух).

4.Кто из этих героев смог помочь зайцу? (Петух).

5. Почему этого не смогли сделать собака и медведь, которые гораздо сильнее и крупнее петуха? (Потому что петух оказался самым решительным и настойчивым. Лиса трижды его прогоняла, а он возвращался и в конце концов добился этого).

6. Можно ли поступать так, как поступила лиса? Почему? (Нет, потому, что это не красиво).

VII. Физминутка: (топай мишка).

VII. Составление и краткий пересказ, чтение отрывков по опорным рисункам.

А теперь превратимся мы в маленьких художников. Какой бы рисунок нарисовали:

Первым: прочитайте этот отрывок(…)

Вторым: прочитайте этот отрывок(…)

Третьим: перескажите этот отрывок (…)

Четвертым: удалось медведю выгнать лису? Почему? (…).

Пятым: сколько раз кричал петух? Расскажите, что говорила лиса каждый раз? (…)

Шестым: прочитайте этот отрывок:

- Итак, что хотел нам сказать автор в этой сказке? (…).

IX. Разгадывания кроссворда.

- Молодцы, а теперь за вашу хорошую работу я Вам хочу подарить одно волшебное слово. А вот какое слово, вы узнаете, разгадав кроссворд.

Для этого вам необходимо ответить на некоторые вопросы и узнать голоса животных: (голоса записаны на аудиокассету).

Угадываем первый голос (голос собаки);

Слушаем второй голос( голос петуха);

Кому принадлежит этот голос? (голос зайца)

В какое время года растаяла избушка?(весной)

Чей голос вы слышите?(голос лисы)

Что решили построить лиса и заяц?(избушку)

Что нёс петух на плечах?(косу)

Какое слово получилось?(спасибо)

Спасибо дети за урок,за то,что вы были активными,внимательными.

X. Итог.

-Что вам больше понравилось на уроке?

Чему научил вас урок?





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации