Развитие связной речи детей посредством русской народной сказки «Лиса и заяц»
Развитие связной речи детей
посредством русской народной сказки «Лиса и заяц»
Урок чтения в 1 классе
Цели:
Продолжение знакомства с русскими народными сказками; формировать навыки правильного, слогового, выразительного и сознательного чтения при чтении сказки «Лиса и заяц»;
Способствовать развитию литературно-грамотной и связной речи, внимания, памяти, мышления, фонематического слуха;
Формирования нравственных качеств: честности, взаимопомощи, храбрости; воспитывать интерес и любовь к чтению.
Оборудование: отрывки из прочитанных сказок, картинки с артикуляционной гимнастикой, индивидуальные зеркала, карточки со слогами, картины с изображением разных видов лисы, карточки со словами (для словарных работ); магнитофон, аудиокассета, рисунки по сказке ,контуры лисы и зайца, и для них детали, кроссворд.
Ход урока
I. Организационный момент (приветствие гостей).
-садится тот ученик, кто угадывает отрывок сказки (учитель читает отрывки из прочитанных русских народных сказок с главным героям- лисой, а учащиеся отгадывают).
II . Cсообщение темы урока:
-Что общего в этих сказках? (главным героем является лиса, все они народные).
- Какая сказка называется народной? ( сказка называется народной, когда ее сочинил
народ).
- Сегодня на уроке чтения мы продолжим чтение русских народных сказок.
III. Артикуляционная гимнастика.
1. Мимические упражнения
- изобразите хитрую лису;
- голодного и злого волка;
- зайчика, попавшего лисе в лапы.
2. Упражнение для голоса:
- волк воет у-у-у-у-у-у-у(тихо, громко).
3. Минутка произношения:
ли ро ва лик
ко СА кро ( слоги прикреплены к доске).
( Чтение слогов хором, по цепочке, индивидуально).
-А теперь из этих слогов составьте названия животных( составления учащимися слов, их чтение).
Ли са, ко ро ва, кро лик.
-Из этих слов найдите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее? ( Лиса – дикое животное).
IV. Физминутка.
-Игра «Дикие и домашние животные».
Домашнее животное –хлопайте в ладоши, дикое животное – топайте ногами.
V. Работа по теме:
-Сегодня Вы узнаете интересные сведения о лисе, обогатите свои знания, а также закрепим знания, полученные о ней на предыдущих уроках.
1.Какие бывают лисы?(рыжие, черно-бурые, белые(песцы))-показ рисунков.
2.Самые распространенные из них какие? (рыжие).
3. Как вы думаете, лиса по величине большой зверь? (нет большую величину создаёт ее пушистый хвост. Длина тела 60-90 см).
4.Чем питаются лисы? (мышами, зайцами, кузнечиками, земляникой, черникой ,вишней, виноградом).
А теперь Ваша одноклассница расскажет о том, где живут лисы. ( Сообщение ученика).
Лисицы обычно поселяются в пустых свободных норках сурков и барсуков. Эти норки они расширяют и делают много выходов. Но если нет свободной норы, то лисицы стремятся завладеть чужой, уже готовой. (Сообщение учителя)
Ученые, которые исследовали нору лисы насчитали 27 выходов. Как лисы завладевают чужими норами в природе мы не знаем, а вот как происходит в сказке- сейчас прочитаем.
VI. Работа со сказкой.
Во время чтения сказки вам встретятся сложные слова, давайте их разберем (слова прикреплены на доску):
-лубяная- сделанная из луба;
-луб- это кусок коры липы, вязи и других лиственных деревьев;
-клочки- это оторвавшиеся часть чего-нибудь;
- закоулочки- небольшая узкая улица;
(чтение слов учащимся и объяснения их значений).
-чтение сказки учителем и сильными учащимися, ответы на вопросы:
1. Кто являются главными героями? (Лиса и заяц).
-Давайте их запишем ( на доску учитель прикрепляет контуры животных, в соответствие с ответами детей выстраивается наглядный образ лисы и зайца).
2. Какая в сказке лиса? (хитрая, умная, красивая….) Почему?
-Какой заяц? (Добрый, спокойный, доверчивый…); Почему?
3. Какие еще герои есть в сказке? ( Медведь, собака, петух).
4.Кто из этих героев смог помочь зайцу? (Петух).
5. Почему этого не смогли сделать собака и медведь, которые гораздо сильнее и крупнее петуха? (Потому что петух оказался самым решительным и настойчивым. Лиса трижды его прогоняла, а он возвращался и в конце концов добился этого).
6. Можно ли поступать так, как поступила лиса? Почему? (Нет, потому, что это не красиво).
VII. Физминутка: (топай мишка).
VII. Составление и краткий пересказ, чтение отрывков по опорным рисункам.
А теперь превратимся мы в маленьких художников. Какой бы рисунок нарисовали:
Первым: прочитайте этот отрывок(…)
Вторым: прочитайте этот отрывок(…)
Третьим: перескажите этот отрывок (…)
Четвертым: удалось медведю выгнать лису? Почему? (…).
Пятым: сколько раз кричал петух? Расскажите, что говорила лиса каждый раз? (…)
Шестым: прочитайте этот отрывок:
- Итак, что хотел нам сказать автор в этой сказке? (…).
IX. Разгадывания кроссворда.
- Молодцы, а теперь за вашу хорошую работу я Вам хочу подарить одно волшебное слово. А вот какое слово, вы узнаете, разгадав кроссворд.
Для этого вам необходимо ответить на некоторые вопросы и узнать голоса животных: (голоса записаны на аудиокассету).
Угадываем первый голос (голос собаки);
Слушаем второй голос( голос петуха);
Кому принадлежит этот голос? (голос зайца)
В какое время года растаяла избушка?(весной)
Чей голос вы слышите?(голос лисы)
Что решили построить лиса и заяц?(избушку)
Что нёс петух на плечах?(косу)
Какое слово получилось?(спасибо)
Спасибо дети за урок,за то,что вы были активными,внимательными.
X. Итог.
-Что вам больше понравилось на уроке?
Чему научил вас урок?