12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Весельева Людмила Леонидовна161
Работа с детьми - мечта моего детства, которая сбылась.Работаю в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования Станции юных техников.
Россия, Ростовская обл., Гуково
0

Развитие творческих способностей и творческо-конструкторской деятельности, как социально-педагогическая проблема в системе дополнительного образования

Развитие творческих способностей и творческо-конструкторской деятельности, как социально-педагогическая проблема в системе дополнительного образования


Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране и за рубежом, обуславливают необходимость совершенствования подготовки молодежи к предстоящей трудовой деятельности. Строительство основ рыночной экономики создает благоприятные условия для творческой самореализации каждого члена общества, требует возрастания ответственности молодежи за свою судьбу, готовности принимать решения с допустимой долей риска, умения ориентироваться в новых жизненных ситуациях и быстро приспосабливаться к ним. В настоящее время правительство большое внимание уделяет техническому творчеству, как первой ступени обучения на инженерные специальности.

В связи с этим, перед дополнительными образовательными учреждениями стоит задача осуществлять целенаправленно формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворять их индивидуальные потребности в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, а также правильно организовать их свободное время.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, имеющих выдающиеся способности. Поэтому, дополнительные общеобразовательные программы учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей. Их содержание направлено на формирование творческо-конструкторской деятельности обучающихся в дополнительных образовательных учреждениях и основными задачами являются: расширение политехнического кругозора детей, развитие конструкторских способностей, формирование умений и навыков работы

с различными инструментами, проектирование моделей и конструкций разного функционального назначения.

Программы начального технического моделирования, рассчитанные на учащихся младшего школьного возраста, предусматривают развитие навыков конструирования изделии из бумаги, картона, фанеры, пластмасс. Их содержание направлено на развитие пространственного мышления, расширение базы школьных знаний в области практического конструирования. В отличие от школьных программ трудового обучения начальной школы, программы дополнительного образования детей дают возможность учащимся младшего школьного возраста полнее проявить творческий потенциал, больше уделить время выбору модели, процессу ее конструирования. Они также призваны решать задачи диагностики способностей и мотивирования к самостоятельному творческому поиску.

Для учащихся среднего и старшего школьного возраста программы предусматривают расширение диапазона возможностей в области технического творчества. Они обеспечивают базу теоретических знаний и практических умений, необходимую для создания сложных конструкторских моделей, образцов техники с использованием электроники. Теоретические знания обучающихся в области физики, математики, черчения получают практическое применение в творческой деятельности по созданию моделей технических изделий. Таким образом, обучающиеся вовлекаются в процесс трудовой деятельности, близкий по характеру и содержанию труду взрослых, что позволяет получить удовлетворение результатами своей работы. В подростковом возрасте вырабатываются мотивы соперничества, стремление к командному и личному первенству, здорового и сбалансированного честолюбия в оценке результатов своего труда. Важно, что реализация программы дает выход на участие в массовых мероприятиях клубного, городского, регионального, всероссийского уровня (выставки, конкурсы, соревнования и т.д.), где наши обучающиеся становятся победителями и призерами многих муниципальных, региональных и федеральных мероприятий, что дает большой опыт в дальнейшей самореализации.

Все дело в том, что современное общество предъявляет к человеку высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции, молодому человеку в особенности, необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает, уметь преобразовать свою деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для этого, его деятельность должна носить творческий характер. Для формирования творчески активной личности в системе дополнительного образования созданы условия, обеспечивающие реализацию детям своих интересов и формирование у них творческо-конструкторских способностей. Занятия в системе дополнительного образования в отличие, от обыкновенного урока, предполагают намного большую свободу творческой мысли обучающегося, так как на кружковых занятиях в дополнительном образовательном учреждении по творческо-конструкторской деятельности педагог может уделить больше внимания подготовке и осуществлению процесса творческого восприятия и изготовления изделия.

Формирование творческо-конструкторской деятельности у обучающихся в дополнительных образовательных учреждениях будет обеспечено, если: - определены оптимальные педагогические технологии обучения, разработана учебная программа кружка, направленная на формирование творческо-конструкторской деятельности у обучающихся.

Наши педагоги дополнительного образования Станции юных техников города Гуково широко используют ряд эффективных методов по включению обучающихся в творческую деятельность. Занятия ведутся по различным направлениям технической направленности: конструирование, ракетомоделирование, судомоделирование, авиамоделирование , начальное техническое моделирование. Соответственно выбор методов, адекватных содержанию деятельности, поставленной цели и возрасту обучающихся, имеет при этом первостепенное значение. К наиболее действенным методам относятся: конструирование технических обьектов, манипулятивное конструирование, применение технической документации с сокращенными данными, решение творческих задач, выполнение творческих заданий, повторное выполнение работ с изменением ранее изготовленных конструкций, мысленный эксперимент, поиск и устранение неисправностей с использованием технических средств. Выстроенная в определенной системе деятельность обучающихся творческих объединений позволяет развивать творческие способности учащихся и пробуждать у них интерес к труду в области техники.

Остановлюсь подробнее на содержании используемых нашими педагогами методов и приемов.

При  организации технического творчества детей в творческих объединениях СЮТ города Гуково педагоги широко используют метод манипулятивного конструирования - конструирование объектов при помощи отдельных готовых узлов и деталей, изготовленных заранее. Этот метод наиболее популярен в работе с учащимися 1-4классов, обучающимися творческого объединения «Начально-техническое моделирование». На первоначальном этапе  использование этого метода  позволяет научить ребят устанавливать взаимосвязи , проводить анализ работы деталей, узлов и всего устройства. Если среди ранее заготовленных деталей есть детали для конструирования различных вариантов одного и того же изделия, то педагог ставит перед учеником задачу выбора наиболее эффективного варианта. Этот метод используется и в творческих объединениях «Авиамоделирование», «Ракетомоделирование», «Судомоделирование» на этапе моделирования технических объектов или отдельных их узлов.

Конструирование технических объектов - основной метод, используемый педагогами в процессе технического творчества воспитанниками всех возрастных групп творческих объединений «Ракетомоделирование», «Авиамоделирование», «Судомоделирование», «Радиотехническое конструирование». Конструкторскую деятельность следует рассматривать как процесс, неразрывно связанный с формированием и развитием технических знаний и умений, а также творческих компонентов этой деятельности. Здесь немаловажное значение имеют такие показатели, как пространственное воображение и восприятие, техническое мышление, конструкторская смекалка, мануальная ловкость, умение оперировать имеющимися знаниями. На передний план здесь выдвигается творческое применение знаний на практике.

Развитию технического мышления обучающихся способствует метод применения технической документации с сокращенными данными.

Педагог предлагает обучающимся документацию (чертеж, схему, технологическую карту), в которой отсутствует определенные элементы - их необходимо найти обучающемуся самостоятельно или при помощи педагога. После нахождения этих элементов обучающийся выбирает рациональный путь изготовления изделия, вносит необходимые изменения в техническую документацию.

Еще одно направление работы коллектива педагогов СЮТ, которое способствует развитию интеллектуальных способностей школьников - решение творческих задач, самостоятельное определение способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее неизвестных, но необходимых при проектировании, а в дальнейшем и при изготовлении того или иного объекта, решение задач, содержащих поисковые творческие элементы, все это формирует интерес к познанию нового в технике, побуждает искать и изучать необходимый материал.

Творческие задания индивидуального характера, например, по увеличению или уменьшению размера объекта, модификации изделия путем замены деталей, узла или части устройства более эффективными , что способствует улучшению внешнего вида готового объекта, активному включению обучающихся в творческий процесс. Такого вида задания могут быть предложены ребятам на этапе изготовления объекта.

Мысленный эксперимент - один из наиболее эффективных методов формирования способности к исследованию у обучающихся.  На разных этапах работы с обучающимися педагоги СЮТ применяют два вида мысленного эксперимента: первый является частью предварительной работы для проведения реального эксперимента, второй представляет собой организацию и проведение идеализированного эксперимента, который на практике осуществить невозможно. Особое значение имеет мысленный эксперимент первого вида, в значительной степени сводящийся к мысленным поискам различных возможностей решений задачи без их реального воспроизведения. Мысленный эксперимент важен и для развития творческого воображения и эвристического мышления. Обучающийся оперирует пространственными образами, мысленно ставит тот или иной объект в различные положения и подбирает такие ситуации, в которых, как и в обычном опыте, должны быть наиболее важные или почему-либо интересные особенности данного предмета или явления. Мысленный эксперимент с успехом используют обучающиеся творческих объединений:

«Радиотехническое конструирование», где под руководством педагога обучающиеся проводят анализ работы различных схем, устройств в соответствующих условиях при определении причин неисправностей и нахождении способов их устранения;

«Авиамоделирование», «Ракетомоделирование», «Судомоделирование», где обучающиеся под руководством педагогов анализируют работу отдельных узлов и всей модели в целом еще на этапе проектирования и выполнения работ.

Особая роль в формировании творческого-конструкторского мышления обучающихся в системе дополнительного образования, по моему мнению, принадлежит конструированию. В процессе конструирования обучающиеся мысленно разрабатывают устройство какого-либо объекта (изделия), а затем реализуют его в виде чертежа, описания технических условий и указаний к изготовлению. Стараюсь при обучении конструированию постоянно направлять мышление обучающихся на применение полученных теоретических знаний на практике, подсказывать обучающимся идеи использования физических, химических и биологических законов в различных устройствах (приборах, моделях, механизмах, машинах), ставить перед обучающимися проблемы поиска рациональных решений, учить находить и устранять неполадки в технических объектах.

Считаю, что элементам конструирования следует обучать уже младших школьников. При изготовлении любого, даже самого простого изделия перед ними ставятся вопросы для самостоятельного решения, которые будут способствовать развитию конструкторских умений: какой лучше выбрать материал для изделия; как оно должно выглядеть в готовом виде, чтобы им было удобно пользоваться, и оно было красивым и прочным, как сэкономить материал при изготовлении изделия, какими способами лучше собирать изделие и т. д. Коллективно обсуждая эти вопросы, обучающиеся приходят к оптимальному выбору конструкции самостоятельно.

На первом году бучения в объединении «Конструирование» предлагаются задания по сборке объектов из специально изготовленных шаблонов. Пользуясь готовой инструкцией, учащиеся в определенном порядке выполняют сборочные работы, собирают и испытывают объект. Я стараюсь только направлять деятельность обучающихся, с целью выработки умений разбираться в прилагаемых к этим шаблонам чертежах и корректировать действия учащихся на вариативное исполнение монтажных работ. В этой работе обучающиеся не выполняют эскиза, чертежа.

Более сложными являются работы обучающихся второго и последующего годов обучения. На этом этапе уже даю задание по изготовлению объекта, например скворечника, по эскизу или чертежу. Эта самостоятельная работа требует от обучающихся определения материала, размеров, инструментов, с помощью которых будет изготавливаться изделие, способов соединения деталей. Работу обычно начинают с выполнения в тетрадях эскиза или чертежа, а затем эскизного макета в натуральную величину, который станет ориентиром для изготовления изделия. Одним из видов конструирования предлагаю такие самостоятельные работы, при которых обучающемуся приходится осуществлять перенос принципа действия с одной конструкции на другую. Несмотря на то, что обучающиеся не выполняют существенно новых заданий, такой вид самостоятельных работ помогает ему лучше познать и применить общие принципы конструирования в различных жизненных ситуациях. Например, после того как обучающиеся изготовили скворечники им можно предложить изготовление более сложных усовершенствованных видов конструкций, которые они могут и сами предложить, проявив свои творческие способности.

На третей ступени обучения ещё более усложняю конструкторские задания обучающихся. Им часто предлагаю разработать конструкции - изделия по технической документации с неполными данными (отсутствие каких-то размеров, способа крепления, детали и т. д.). Обсуждая конструкцию изделия, обучающиеся самостоятельно решают, каким путем можно восполнить недостающие данные. Следовательно, обучающиеся ставятся в положение, с которым впоследствии они могут встретиться на производстве: когда конструктор вносит собственные разработки в конструкцию. Усложнение может идти и по пути увеличения количества элементов конструирования, создания новых или усовершенствования имеющихся инструментов, разработки технологического процесса изготовления каких-либо изделий, усовершенствования режимов обработки деталей и т. п.

Самый сложный вид конструирования - конструирование по собственному замыслу, так как он предусматривает самостоятельную творческую работу обучающихся с технической документацией и изготовление самого изделия. В этом случае обучение конструированию решает следующие задачи: проектирование деталей заданной конструкции; перенос принципа действия с одной конструкции на другую; восполнение в конструкции недостающего звена; разработку схематически заданной конструкции; конструирование изделия по заданным техническим требованиям; конструирование по собственному замыслу. Так происходит развитие конструкторских способностей обучающихся на моих занятиях по конструированию и моделированию, где обучающиеся не только расширяют свой технический кругозор, но в будущем, возможно, охотно выберут профессию инженера, конструктора, технолога. В лаборатории, где проводятся занятия кружка, вместе с обучающимися оформляю стенды: «Как работает конструктор», «Памятка юному конструктору».

Конструирование и моделирование расширяют технический кругозор обучающихся. Изготовление моделей и приспособлений помогает пониманию многих вопросов техники и технологии, а также существенно дополняет оснащение учебных лабораторий. Так, изготовление обучающимися под руководством педагога различных моделей, механизмов и передач движения поможет понять принцип работы станков, возможности их использования. Это тем более ценно, что на основе изучения конкретной техники и технологии формируются общие принципы построения и работы технических устройств, осуществления технологических процессов.

Обучающийся должен твёрдо усвоить, что в жизни при нём всегда будут его воображение, как способ построение аналитических абстракций и его руки, которые могут эти абстракции материализовать. А жизнь – это череда меняющихся условий, каждое из которых порой требует от нас целого комплекса технических решений. Именно формирование конструкторского мышления и предполагает их поливариантность. Могут иметь место весьма нестандартные подходы к различным вопросам и проблемам. На этом важно снова и снова заострять внимание обучающихся, чтобы выработать у каждого из них целеустремлённость и способность воспринимать любую сложность, как вызов своим творческим способностям.

Есть ещё одна составляющая, на которую следует обратить внимание педагогу на развивающих занятиях в направлении обозначенном в заглавии данной статьи. Поиски конструкторских решений и творческих находок является подчас весьма неоднозначным и сложным процессом. В итоге тем ценнее будут результаты, которых добьются обучающиеся. Здесь ключевым словом будет «ценность». Обучающихся необходимо привести к пониманию того, что работа является ценностью. Не повинностью, не обязанностью, не способом зарабатывания денег. А именно ценностью, которая требует соответствующего отношения. Это было одной из основных причин, «японского чуда». Идеология, рассматривающая работу, как высшую ценность, создала возможности для небывалого промышленного переворота в побеждённой, находящейся в состоянии стагнации, стране. В нашем случае необходимо рассматривать ценность работы, как творческого акта. В этом случае появится ещё один элемент, который будет способствовать прогрессивному развитию обучающихся. Не будет равнодушия к результатам своего труда, а, следовательно, в перспективе и к работе в целом. Ведь в данных условиях от вышеупомянутых составляющих будет напрямую зависеть материальное благосостояние нынешних обучающихся, когда они в своё время войдут во взрослую жизнь.

Именно конструкторское мышление и желание сделать что-то лучше и совершеннее будет постоянно стимулировать разносторонние интересы и открывать новые горизонты. Именно поэтому насущно необходимо прививать обучающимся осознание того факта, что работа – это прежде всего творчество и ежедневный поиск технических решений. Это действительно интересно. Немыслимые сочетания казалось бы несовместимых элементов из различных отраслей деятельности могут дать поразительные и неожиданные по своей эффективности результаты. При этом важно иметь нестандартное видение окружающего. А это возможно только при развитом конструкторском мышлении.

Конструкторские изыскания сформируют совокупность ценностных ориентаций. Целеустремлённость добавит результативности, что в конечном итоге повлияет на профессиональное становление. Творческое начало заложено в каждом человеке. Это та самая «искра Божья», которая уподобляет нас Нашему Создателю. И мы весьма согрешим, как педагоги, если не сможем распознать этот дарованный талант в наших учениках. Наше служение состоит в том, чтобы помочь, как в притче Христовой, удесятерить талант, оставленный Господином. И на нас же упадёт тень греха от каждого зарытого таланта. И при этом не важно, какое место займёт в будущем человек в социальной иерархии. Может он всю жизнь будет просто хорошим слесарем. Но это будет непрерывный творческий акт. Не нужно, чтобы это было известно всему миру. Творчество – категория более духовная, нежели материальная. И думается, что сверхзадача педагога будет выполнена, если жизнь ученика сложится.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.