Статья «Развитие творческого потенциала как средство повышения мотивации обучающихся на уроках русского языка»
Развитие творческого потенциала как средство повышения мотивации обучающихся на уроках русского языка (из опыта работы)
В современной школе вопрос повышения мотивации учения не перестаёт быть актуальным, причём это касается абсолютно всех школьных предметов. Существует множество технологий и методов, призванных стимулировать мотивацию к учебной деятельности. Одним из самых действенных средств является развитие творческого потенциала обучающихся, который наиболее полно раскрывается в ходе нестандартных, или нетрадиционных, уроков (урок-игра, урок-путешествие, урок-аукцион, урок-конкурс, театрализованный урок, урок-детектив, урок-конференция и т.д.). Для таких занятий характерны оригинальность, интерактивность, креативность, игровая форма, творческий подход.
Уроки русского языка и литературы, пожалуй, как никакие другие, открывают возможности для развития творческих способностей – причём как обучающихся, так и самого учителя. Ведь творчески развитые ученики появляются только у творчески работающего педагога.
В своей практике я часто использую различные нетрадиционные формы работы, позволяющие повысить мотивацию к учебной деятельности. Это могут быть как отдельные учебные занятия, так и инновационные элементы, включённые в традиционный урок. Они вносят оживление и разнообразие в учебный процесс, активизируют интерес обучающихся к предмету. И, самое главное, - дают мощный стимул учителю и обучающимся в изучении предмета, существенно расширяют творческий потенциал педагога и его учеников.
Приведу несколько примеров подобных уроков русского языка из личного опыта.
Урок защиты индивидуальных проектов по теме “Изобразительно-выразительные средства в современной песне” (10 класс). Ребята выбирают песню и анализируют те художественные средства, которые присутствуют в её тексте. В результате получаются литературно-музыкальные мини-проекты, которые помогают на интересном и понятном для обучающихся материале повторить сведения о выразительных возможностях русского языка.
В том же десятом классе при повторении правописания Н и НН в разных частях речи я провожу «Кулинарный урок». Весь материал занятия строится именно на кулинарной тематике. Это интересный приём, который очень нравится ученикам. Домашнее задание, которое выдаётся обучающимся, тоже творческое и нестандартное: составить «вкусный» словарный диктант по теме урока.
Интересным видом урока является «Ярмарка знаний». Это нетрадиционный вид учебного (или внеурочного) занятия, для которого характерны оригинальность, интерактивность, креативность, универсальность, игровая форма, творческий подход. Я провожу такую «Ярмарку», например, для обобщения и систематизация изученного в 8 классе по теме «Простое предложение». Класс при этом делится на три команды (1, 2, 3 ряды). Капитану каждой команды учитель выдаёт 20 учебных рублей (цветные карточки достоинством в 1,2,3 рубля). Команды поочерёдно выбирают вопросы, которые находятся в пяти «лавках»: лавка «Члены предложения», лавка «Секреты обособлений», лавка «Обращения», лавка «Вводные слова», лавка «Односоставные предложения». Каждый вопрос имеет свою цену. Если команда верно на него отвечает, то получает дополнительные учебные рубли. Если же команда ошибается в ответе, то отдаёт стоимость вопроса учителю, а на этот же вопрос может ответить другая команда. Побеждает та из команд, у которой к концу урока остаётся большее количество учебных рублей.
Эти и многие другие виды нестандартных уроков не только раскрывают творческий потенциал обучающихся, но и стимулируют познавательную активность, развивают стремление познавать новое, учиться с интересом и даже с удовольствием.
В заключение хочется вспомнить слова великого педагога Яна Амоса Коменского: «Ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, если учитель сможет развить в детях интерес и творческий подход к учению». Не будем же не забывать об этом!