Развитие волевого контроля дошкольника
Волевой контроль - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
В структуру волевого контроля традиционно включаются: побуждение, мотивы, усилие и решение. В целом, волевой контроль формируется в процессе жизни и не является врожденным качеством. За него отвествены мозговые структуры, а именно - лобные доли. Они завершают свое созревание лишь к 20-25 годам, однако на протяжении всего дошкольного детства происходит их активное формирование, поэтому в данном возрасте происходит переход от периода непроизвольного реагирования к умению ребенка удерживат внимание на протяжении занятия, подготовливая его к систематическому школьному обучению.
Если Вы замечаете, что ребенок не может уситеть на месте, постоянно поворачивась к соседям или вскакивая со своего места, совершает глупые ошибки (хотя абсолютно точно знает правила), эмоционально нестабилен, не умеет играть в игры по правилам (они ему не нпавятся, утомляют его), то можнот говорить о необходимости развития лобных долей (а именно функций контроля и программирования).
Как же развивать данные функции?
Здесь помогут игры по правилам. Да, те самые, которые ребенок не любит, ведь они для него довольно сложны. Хорошими упражнениями здесь выступают "запретное действие" - ребенок выполняет все ваши команды, кроме одной - запрещенной. Например, нельзя садиться. Вы прыгаете - ребенок прыгает, вы поднимаете руки - ребенок поднимает, вы присаживаетесь, а ребенок должен продолжать стоять. Да, кажется, будто это очень просто, однако при нарушении волевого контроля данная игра вызывает сложности у большинства детей.
Также рекомендую использовать игру "Бразилия". Это страна наоборот, в которой для того, чтобы согласиться с вопросом ведущего ребенок должен покачать головой, а чтобы ответить отрицательно - кивнуть. Вопросы могут быть любыми, например "У тебя 6 рук?", "Ты мальчик?" или же отработкой изучаемой темы "Зимой зайцы серые?", "Медведь живет в улье?" и т.д.
Поиграйте в игру "Робот и командщир". Ребята ее очень любят, ведь в начале командиром выступаете вы, а затем у них появится возможность покомандовать вами. Дайте сложную инструкцию: «Сделай два шага вперед, поверни направо, возьми книгу и положи её на стул». Если ребенок сбился — начинайте сначала. Как иструкция освоена - поменяйтесь ролями.
Тренировать мозг можно не только в играх, но и в повседневной жизни:
• Визуальные расписания: Помогают детям организовать свои задачи.
• Метод «Сначала — Потом»: Упрощает планирование действий и выполнение задач.
Развивая лобные доли, Вы помогаете вашему ребенку стать более уверенным в себе и лучше справляться с повседневными задачами!