Реализация проектной деятельности, согласно требованиям ФГОС.

4
0
Материал опубликован 25 November 2019

Организация проектной деятельности, согласно требованиям ФГОС Бондарь А.С. методист МКОУ ДПО «ИМЦ» Школа молодого педагога

План работы: 1. Организация проектной деятельности, согласно требованиям ФГОС. (Бондарь А.С.); 2. Реализация проектной деятельности по ФГОС НОО (опыт работы Исеновой Г.М., учителя начальных классов МКОУ Чистоозерная СОШ №3); 3. Реализация проектной деятельности по ФГОС ООО, СОО (опыт работы Жариковой С.С., учителя физики МКОУ Табулгинской СОШ им. П.Д. Слюсарева).

Проект – это… с латинского projectus - (выступающий вперед) прототип, прообраз предлагаемого объекта. совокупность приемов, операций, которые помогают овладеть определенной областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности.

Проектная деятельность – это… является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности.  способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся, направленной на получение результата, обличенного в какую-либо форму (материальную, текстовую, и т.д.).

п.7, ФГОС НОО «…в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества… …переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся…»

ценностно – смысловая компетенция компетенция личностного самосовершенствования учебно- познавательная компетенция коммуникативная компетенция общекультурная компетенция социально-трудовая компетенция информационно-технологическая компетенция

Типы задач: конкретно-практическая учебная межпредметная предметная проектная

Проектная задача по мнению А.Б. Воронцова ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным.  итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми.

ФГОС ООО п.12 При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися ООП ООО должны учитываться: сформированность умений выполнения проектной деятельности; способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач

ФГОС ООО п.8 Требования к результатам освоения ООП ООО предметными, включающим освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных, социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления…

Различие проектной и учебно-исследовательской деятельности Проектная деятельность Учебно-исследовательская деятельность Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг друга, т.е. в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование (исследовательский проект), а, в случае проведения исследования – одним из средств может быть проектирование.

Алгоритм разграничения проекта и исследования Учителю нужно знать: Цель деятельности – создание модели, объекта ? ДА НЕТ проект исследование

Типология форм организации проектной деятельности (проектов) По виду деятельности Практико-ориентированный Информационный Исследовательский Ролевой Творческий По содержанию Монопредметный. Метапредметный. Надпредметный По длительности Минипроекты Краткосрочные Среднесрочные Долгосрочные По количеству участников Индивидуальный. Парный. Малогрупповой (до 5 человек). Групповой (до 15 человек). Коллективный (класс и более в рамках школы). Муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете

Формы и методы моделирование ситуаций анкетирование, опрос интервьюирование сбор и изучение информации экспери- мент анализ проблем- ная беседа «мозговой штурм ролевая игра дизайн-анализ имитационно-деятельност- ная игра экскурсия сравнение рефлексия тренинг

Результат проектной деятельности материальный – модели, макеты, поделки, иллюстрированные альбомы, плакаты, картины, скульптуры, другие творческие произведения, в том числе видеофильмы, компьютерные презентации и т.п.; действенный – мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, викторины, соревнования, тематические вечера, литературные гостиные, концерты и т.п.); письменный – статьи, брошюры, литературные произведения. К ним также можно отнести созданные в ходе проекта и размещенные в Интернете сайты и т.п.

Проект – это 5 П Шестое «П» проекта - это его портфолио т.е папка в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, записи, дневные планы, отчеты. Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация

Практическая работа Этапы работы над проектом Цели и задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Погружение в проект 2. Планирование деятельности 3. Осуществление деятельности по решению проблемы 4. Оформление результатов 5. Презентация результатов

I. Погружение в проект Шаги УУД Результат Выбор темы. Проблема проекта Личностные Познавательные Коммуникативные Мотивация (Почему? Интересно ли это для меня?) Определяет свои потребности. Внутренняя позиция (я могу…, я узнаю) Формулирование проблемы Ищет противоречия, формулирует (возможно, с помощью учителя) проблему. Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. Обсуждает тему. Цель проекта Регулятивные Целеполагание (Зачем делаем проект?) Задачи проекта Регулятивные Постановка задач (Что нужно сделать?) Методы и способы Регулятивные   Выбор способов и методов (планирование) Прогнозирование Планирование (Как мы это можем сделать?) Результат Регулятивные Прогнозирование (Что получится?)

Учителю нужно знать: Цель проекта( одна) Это конечный результат, которого вы хотели бы достичь при завершении проекта Начинайте со слов: Создание … Разработка… Расширение знаний о… Исследование … Задачи проекта ( не менее трёх) Что делать для того , чтобы достичь цели Начинайте со слов: Организовать … Создать …. Провести … Найти … Разработать….

II. Планирование деятельности Шаги УУД Результат Организация групп Распределение амплуа в группах Коммуникатив-ные Умение учитывать позицию партнера Умение выполнять выбранную (порученную) роль Умение вступать в коммуникативные отношения с целью получить информацию. Планирование работы в группе по решению задач проекта и возможных форм презентации результатов Регулятивные Определение своего места (роли) в проекте. Участие в процессе выбора и планирования. Оценка (самооценка) результатов данного этапа работы.

III. Осуществление деятельности Шаги УУД Результат Поиск информации: подумать; спросить у другого человека; получить информацию из книг; понаблюдать; посмотреть по телевизору; провести эксперимент. Познавательные Регулятивные Умение производить поиск, сбор информации в том числе и с помощью компьютерных средств. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Оценка ресурсов. Анализ информации Познавательные Умение систематизировать и анализировать информацию. Коммуникативные Познавательные Умение выполнять запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. Текущий контроль Регулятивные Осуществлять текущий самоконтроль и обсуждать его результаты. Представлять продукт своей (групповой) деятельности на данном этапе. При необходимости консультироваться с учителем (экспертом). Умение вносить коррективы.

IV. Презентация Шаги УУД Результат Обобщение Классификация Сравнение Познавательные Умение давать определения основным понятиям, используемым в исследовании; -классифицировать основные предметы, процессы, явления и события; - выявлять и обозначать все замеченные парадоксы; - ранжировать основные идеи исследования; -вырабатывать суждения и умозаключения; -делать выводы по результатам исследования; Подготовка презентации Коммуникативные Познавательные Умение подготовить текст выступления; подготовиться к ответам на вопросы. приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия; Оценка Регулятивные Оценка действий Самооценка Регулятивные Умение указывать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта Руково- дитель проекта Эксперт- ная комиссия Оценивают Сформированность компетенций Оценивается

Уровни достижения результатов 1 уровень Приобретение социальных знаний 2 уровень Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества, к социальной реальности в целом 3 уровень Получение опыта самостоятельного общественного действия Приобретение школьниками знаний: - об основных элементах проектной деятельности; - об основных информационных ресурсах, способах нахождения и обработки информации; - о формах представления продукта проектной и учебно - исследовательской деятельности; - о правилах ведения социальной коммуникации; - о принятых в обществе нормах отношения к другим людям; - о правилах конструктивной работы в парах и группах; Развитие позитивного отношения обучающихся к следующим базовым ценностям – Человек, Семья, Отечество, Природа, Мир, Культура, Знания, Труд, а также ценностного отношения к людям иной этнической, культурной и возрастной принадлежности, к своему собственному внутреннему миру Приобретение опыта: -проектной деятельности; -публичного выступления; - презентации продукта проект- ной деятельности; - интервьюирования и социоло- гического опроса общественного мнения, анализа полученных данных; - общения с другими социаль- ными группами; - самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; - управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей; - организации игровой деятельности; - работы с различными источниками; - моделирования.

Преимущества проектной деятельности В корне меняются отношения «учитель – ученик»; Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ-компетенции.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.