Статья «Реализация технологии ТИКО-моделирования в ДОУ»
«Скажи мне и я забуду;
Покажи мне и я смогу запомнить
Позволь мне сделать самому –
И это останется со мной навсегда»
Китайская пословица
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, транспортных, строительных и других машин. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря конструкторам есть возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.
В 2018 году на базе ГБДОУ детского сада №11 открылась студия ТИКО моделирования «Школа папы Карло», где обучающиеся познакомились с развивающим конструктором «ТИКО» и начали углубленную работу по освоению технологии «ТИКО - моделирования».
Данная технология привлекла своей новизной и доступностью.
Идея, организационная инициатива и научно-методическое сопровождение проекта в начальной стадии создания конструктора ТИКО принадлежат доктору физико-математических наук профессору МГУ Иджаду Хаковичу Сабитову, выдающемуся геометру. Производит ТИКО научно-производственное объединение «РАНТИС», автор технологии ТИКО-моделирования -Логинова Ирина Викторовна.
Основная цель использования данной технологии – формирование у детей способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.
Студия моделирования «Школа папы Карло» - это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Играя с конструктором ТИКО, обучающиеся студии легко запоминают не только плоскостные фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, трапеция), но и объемные (куб, призма, пирамида).
В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли окна, двери. Сконструировать можно бесконечное множество фигур: от коврика, стула, до космического корабля.
Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные ТИКО - изобретения дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют ТИКО - элементы в дидактических играх и упражнениях, при ознакомлении с окружающим миром. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, развертками, инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки.
Дети конструируют из ТИКО-деталей чудесные поделки! Работа с ТИКО -конструктором открывает для ребенка новый мир технического знания, а педагогу дает возможность разнообразить занятия, стимулировать интенсивное развитие детей. Для родителей – это возможность без скуки и с пользой проводить время с малышом за совместной игрой в конструктор.