Ф.И. ребенка__________________________________________________________
I. Общее развитие ребёнка:
1.1. Запас знаний и представлений об окружающей действительности, природе, семье и о себе (относительно возрастной нормы): ___________________________________________
1.2. Особенности поведения, общительности и взаимоотношений во время беседы:
1.3.Пространственные представления:
показать предметы вверху, внизу, впереди, сзади; _________________
Вывод:____________________________________________________________________
ориентация хорошая, недостаточная, слабая
1.4.Временные представления:
части суток, времена года (зима, лето) ________________________________
Вывод:________________________________________________________________________
сформированы, сформированы недостаточно, не сформированы
1.5.Представления о признаках предмета:
Цвет:(показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к шапочкам соответствующие по цвету шарфики):
Красный оранжевый желтый зеленый голубой синий белый розовый черный Вывод:_________________________________________________________________________
представление о цвете (есть / отсутствует), знает и называет цвета
1.6.Форма: круг квадрат овал треугольник прямоугольник шар куб
Вывод: ________________________________________________________________________
представление о форме, различает геометрические формы, называет геометрические формы:
1.7 Мышление
Складывание картинок из частей: 4—6 вертикальный, горизонталь. и диагональный разрезы Вывод:__________________________________________________________________________
II. Общее звучание речи:
отчетливая, смазанная, невнятная, разборчивая, разборчивость снижена, выразительная
Голос:
По силе – нормальный, громкий, тихий, затухающий к концу фразы, иссякающий
По высоте - нормальный (грудной), высокий, низкий, фальцет, немодулированный, монотонный
По темпу – нормальный, ускоренный, замедленный, запинки, проявления заикания
По ритму - нормальный, растянутый, скандированный
По тембру – с носовым оттенком, хриплый, грубый, глухой, «металлический», писклявый
III. Состояние артикуляционного аппарата:
3.1. Строение (наличие и характер аномалий):
Губы: толстые, мясистые, короткие, малоподвижные, достаточно подвижные
Зубы: нормальные, редкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные. с большими промежутками, отсутствуют резцы (верхние, нижние)
Прикус: нормальный, открытый передний - боковой: двусторонний - односторонний, глубокий, мелкий, нормальный, прогенея, прогнатия
Подъязычная связка: норма, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области
Твердое небо: N, узкое, высокое («готическое»), плоское, низкое, куполообразное, глубокое, субмукозная расщелина
Мягкое небо: подвижное, малоподвижное, нарез
Язык: обычный, массивный, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, гипертрофия корня языка
Кончик языка: N,истонченный, широкий, раздвоенный
Позиция в полости рта: правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта, при фонации в межзубном положении
3.2.. Состояние речевой моторики:
Проверяемые органы, движения. | Наличие или отсутствие движения | Тонус | Активность | Объём | Точность | Темп | Синкинезии |
Д л я м ы ш ц л и ц а | |||||||
1. Нахмурить брови (рассердиться) | |||||||
2. Поднять брови (удивиться) | |||||||
3. Надуть щёки (толстячок) | |||||||
4. Втянуть щеки (худышка) | |||||||
Для губ | |||||||
1. Растягивание губ в улыбку | |||||||
2. Вытягивание губ трубочкой. | |||||||
Д л я я з ы к а | |||||||
1. Язык широкий на нижней губе «лопаточка» | |||||||
2. Высунуть узкий язык «жалом» | |||||||
3. Широкий язык на верхнюю, нижнюю губу «качели» | |||||||
4. Круговое облизывание губ кончиком языка. | |||||||
5. Язык в форме «чашечки» | |||||||
6. Пощёлкать языком «лошадка» |
IV . Звукопроизношение:
Звуки (дефектный звук выделить цветом) | Дефект (м/з;п ризубн., шипящ,, увуярн,, замена каким зву-ком,, пропуск …) | Образец речи | Характер произношения звуков (норма – N; дефект – Д) | ||
изо-лиров. | в слове | во фразе | |||
[г] – [к] – [х] | |||||
[й] | |||||
[с] | |||||
[сь] | |||||
[з] | |||||
[зь] | |||||
[ц] | |||||
[ш] | |||||
[ж] | |||||
[щ] | |||||
[ч] | |||||
[л] | |||||
[ль] | |||||
[р] | |||||
[рь] |
Другие звуки:_____________________________________________________________
V. Состояние фонематического слуха и фонематического анализа и синтеза
5.1. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении
мышка — мишка___ почка — бочка___ катушка — кадушка____корка — горка____
5.2. Повторение слогов с оппозиционными звуками.
ба-па-ба_________ па-ба-па_________да-та-да_______ та-да-та__________
га-ка-га________ ка-га-ка_________ за-са-за________ са-за-са_________та-тя-та__________
5.3.. Выделение начального ударного из слов.
Астра____ осень______ улей______ иглы_____ арка_____ уши_____искры _____озеро______
Вывод_________________________________________________________________________
N, развит недостаточно, нарушен / N – сформированы, сформированы недостаточно, не сформированы
VI. Обследование слоговой структуры слова:
Самолет ___________ Скворец ____________ Фотограф _________
Микстура____________Парашютист ____________Погремушка ___________
Сестренка развешивает простыни. ___________________________
В универсаме продают продукты. ___________________________
Парашютисты готовятся к прыжку__________________________
Вывод________________________________________________________________________
: (N – не нарушена, негрубые дефекты слоговой структуры слова, структура нарушена. Виды нарушений: элизии (пропуски звуков, слогов), персервации (отсроченное повторение), итерации(добавление), контаминация «склеивание»), парафазии (замены),усечение, перестановка звуков, слогов):
VII. Обследование импрессивной стороны речи:
7.1.Понимание обращенной речи на уровне диалога (в полном объеме, на бытовом уровне, ограниченное, в пределах ситуации) ____________________________________________
_____________________________________________________________________________
7.2. Понимание существительных:_______________________________________________
7.3. Понимание обобщающих слов по лексическим темам:
«Игрушки» _____ «Посуда» ______ «Мебель»______ «Овощи»______ «Одежда»______«Обувь» ______ «Фрукты» ______ «Птицы»________
7.4. Понимание действий
птица летит_____ рыба плывет_____ слон идет______ лягушка прыгает____ змея ползет__
7.5. Понимание признаков
круглое печенье___квадратное печенье___ треугольное печенье____овальное печенье____ холодное мороженое___ горячий чай____ горькое лекарство____ сладкое варенье____
7.6. Различение значений существительных единственного и множественного числа:
глаз — глаза___ стул — стулья____ лист — листья___ окно —окна____
7.7. Понимание значений существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом:
носок — носочек____ чашка — чашечка____ окно — окошечко_____
7.8. Различение предложно-падежных конструкций (в, на, у, под, за, по)____________
7.9. Дифференциация глаголов с различными приставками
птица вылетает из клетки____ птица влетает в клетку_____ Вывод_________________________________________________________________________
VIII. Обследование экспрессивной стороны речи:
Исследование активного словаря
8.1. Назвать одним словом (обобщить):
Посуда __________ Одежда __________ Игрушки ____________ Обувь_________
Фрукты __________ Овощи _________ Мебель ___________
8.2. Глагольный словарь:
а) Назови, как передвигается
лошадь ________________; ворона ________________; рыба ________________________;
человек ____________________; змея______________; лягушка ____________
б) Назови, как подает голос
кошка_____________; собака____________;корова___________;ворона _______________;
лягушка__________; утка__________; петух____________; свинья___________________.
8.3 Части целого:
Нос_______рот__________шея_________живот_________грудь__________
Рукав ________воротник_________пуговица________кабина машины_______руль_______
8.4. Словарь признаков: назвать форму
Солнце какое? ______ Печенье какое?_______ Косынка какая? ________Огурец какой?______
Вывод:_________________________________________________________________________
N – словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме; в пределах обихода; резко ограничен
IX. Исследование грамматического строя речи.
Исследование навыков словоизменения и словообразования
9.1.Употребление существительных в единственном и множественном числе:
дом – дома ______________окно – окна _________________ рот — рты____________
Лев – львы_________ река – реки ________ ухо – уши _________кольцо – кольца _________
9.2. Образование существительных множественного числа в родительном падеже
шаров ________ ключей ________ берез_________ложек________окон__________
9.3.Употребление предложно – падежных конструкций:
Где сидит снегирь? (на дереве)______ Где стоит машина? (в гараже)________
У кого кукла? (у девочки)________ Где стоит коза? (за забором) ________
Где едет машина? (по дороге)_________
9.4.Согласование прилагательных с существительными:
оранжевый апельсин__________голубая бабочка___________белое блюдце__________
9.5. Согласование существительных с числительными:
Два мяча ________ Пять мячей _____________ Две розы ____________
Пять роз ___________ Два окна _____________ Пять окон _____________
9.6.Слова с уменьшительно – ласкательным значением:
Сумка _________ стол _________ чашечка _____________ведро ___________
Забор ___________ носок___________ лента __________ окно____________
9.7.Образование названий детенышей животных:
У кошки ___________ у утки __________ у лисы _________ у слонихи___________
У зайчихи _________ у волчицы__________ у белки _______ у козы ____________
Вывод:_________________________________________________________________________
N – сформированы, соответствуют возрастной норме; в стадии формирования; не сформированы
X. Обследование состояния связной речи: (описывается по методике В.П. Глухова)
10.1. Способность составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы,
какими предложениями пользуется:
________________________________________________________________________________
10.2. Рассказ по серии картин: ________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Вывод: (описать уровень сформированности связной речи) _____________________________
________________________________________________________________________________
XI. Логопедическое заключение:__________________________________________
_________________________________________________________________________________
Дата______________________ Логопед _____________________________________