Рефлексивный анализ учебного занятия «А.С. Пушкин. "Евгений Онегин" в зеркале русской критики»
УТВЕРЖДЕНО
протоколом заседания аттестационной комиссии комитета
образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
№6/20 от 18.06.2020года
МОДЕЛЬ 2
Рефлексивный анализ учебного занятия
ФИО учителя/преподавателя: Акентьева Елена Ивановна
Класс: 9Г
Дата: 01.12.2022
Предмет: литература
Тема урока согласно учебно-тематическому плану рабочей программы:
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале русской критики
Тип урока: открытия новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся знают и комментируют отзывы современников А. С. Пушкина и критиков ХIХ в. о романе «Евгений Онегин» и его героях, основные положения работы В. Г. Белинского «Сочинения Александра Пушкина» и Д. И. Писарева «Пушкин и Белинский». сопоставляют различные точки зрения и вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой, понимают ключевые проблемы изученного материала, понимают связь литературного произведения с эпохой, умеют анализировать, сопоставлять, извлекать информацию, обобщать.
Метапредметные: учащиеся смогут осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей; смогут слушать собеседника и вести диалог, работать в парах, группах, находить информацию в тексте, демонстрировать навыки владения устной и письменной речью; овладеют основами самоконтроля и самооценки; приобретут умения систематизировать, овладеют основами осуществления осознанного выбора в учебной ситуации
Личностные: учащиеся приобретут мотивацию на формирование положительных морально – нравственных качеств личности; смогут продемонстрировать навыки сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях, научатся чувствовать красоту и выразительность речи; проявят стремление к совершенствованию собственной речи.
Средства обучения: учебник, карточки, компьютер, проектор
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
_______________________________________________
Этапы |
Название, содержание и цель этапа урока1 |
Вопрос для рефлексивного анализа |
Ответы аттестуемого педагога |
1 этап |
Включение учащихся в деятельность на Личностно-значимом уровне. Цель: подготовить к мыслительной деятельности и продуктивной работе на уроке |
Опишите особенности данного этапа на примере проведенного учебного занятия. |
1. Данный этап урока включает в себя предварительную организацию класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных организация внимания); готовность учителя к уроку; мобилизующее начало урока («исходная мотивация»). Цель на данном этапе урока достигнута. |
2 этап |
Проверка домашнего задания Цель: проверить уровень усвоенного материала |
Какие новые формы проверки выполнения домашнего задания Вами использовались? |
Была предложена небольшая письменная работа с короткими ответами: буквенными, что помогает лучшему усвоению учащимися теоретических знаний. В дальнейшем было предложено обменяться работами и проверить их с помощью предложенного ключа, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы. Цель на данном этапе урока достигнута. |
3 этап |
Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников Цель: способствовать созданию проблемной ситуации для постановки учебной задачи и обсуждению проекта ее решения
|
Как Вами проводится актуализация знаний и способов деятельности обучающихся? Приведите примеры постановки проблемных вопросов, создание проблемной ситуации. В чем научная новизна освещения материала и его соответствие возрастным особенностям обучающихся? |
2.На данном этапе был использован прием «Ассоциативный куст». Учащиеся один за другим называли глаголы, которые ассоциируются со словосочетанием «критическая статья». Использование этого приема позволило актуализировать знания, мотивировать последующую деятельность, активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу. Данное задание явилось своеобразной завязкой в процессе проектирования новых знаний. 3. Важным является подведение учащихся к самостоятельной формулировке темы и цели урока через создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками. Проблемные вопросы «Все ли произведения выдерживают критику, и если нет, то почему?» «Как вы понимаете слова Д.И.Писарева «…доказывают действенность своего существования»?» «Роман Пушкина «доказывает действенность своего существования»?» активизировали мыслительную деятельность обучающихся и инициировали их на формулирование темы и цели урока, то есть вопросы такого рода стали началом проблемного построения урока.
На данном учебном занятии имеет место научная правильность освещения материала. Подача нового материала организована с использованием методов и приемов, которые предоставляют возможность для самовыражения и самопознания; помогают обучающемуся приобрести коммуникативные навыки и опыт творческой работы в коллективе, развивают творческое мышление. Учебный материал урока соответствует принципу научности, доступности и был посилен для обучающихся девятого класса.
Цель этапа достигнута
|
4 этап |
Изучение новых знаний Решение проблемы Приводит к «открытию» новых знаний, которое является результатом активной деятельности детей. Цель: организовать деятельность обучающихся пo изучению новой темы, обеспечить восприятие и осмысление нового материала обучающимися |
6. Какие приемы, методы и технологии использовались Вами для формирования УУД в процессе учебного занятия? 7. Приведите примеры и проанализируйте использование современных технологий: проектной, исследовательской, ИКТ. 8. Приведите примеры и проанализируйте использование Вами связи теории с практикой, использование жизненного опыта обучающихся с целью развития познавательной активности и самостоятельности. 9. Приведите примеры и проанализируйте использование Вами связи изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи.
10. Приведите примеры применения диалоговых форм общения в рамках данного учебного занятия. |
6. В процессе формирования УУД мной применялись приемы и методы которые опираются на личный жизненный опыт учащихся, создавая проблемные ситуации. Наиболее эффективными стали такие приемы, как фронтальный опрос, работа в парах. В группе и индивидуальная работа, когда учащиеся должны были показать свое умения вести диалог, уметь слушать и слышать чужое мнение, высказывать аргументированно свою точку зрения. С этим сталкиваются учащиеся на каждом уроке и в повседневной жизни: каким образом можно и нужно наиболее точно и выразительно сформулировать свою точку зрения, как правильно интонационно произнести ту или иную фразу. Таким образом, учащиеся были ориентированы на толерантное общение со своими сверстниками в повседневной жизни
7. На уроке использовались современные технологии: исследовательская ( работа с разными критическими статьями). В результате применения данной технологии учащиеся приобретают определённые качества личности, такие как: учатся самостоятельно, критически мыслить, грамотно работают с информацией; учатся сопоставлять, анализировать факты. Использование проектной технологии и ИКТ «Совместный проект» оказался эффективным и действенным .Обучающиеся разделились на группы. Группы работали над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентовала свои исследования, в результате чего все учащиеся знакомятся с темой в целом.
8. Содержание урока самым тесным образом связано с жизнью и личным опытом обучающихся. 9. Знания и умения, полученные на уроках русского языка, несомненно, использовались в процессе анализа критических статей. Данный урок способствовал развитию связной монологической речи. В ходе работы учащиеся познакомились с особенностями речевого стиля, характерного для критических статей, работали с терминологией и использовали её в определённом контексте, предварительно уточняя по словарям её значение, формулировали основные положения. Обращение к истории помогает глубже проникнуть в сущность исторического процесса: она акцентирует своё внимание на характерах людей, народном духе, моделирует адекватные той или иной эпохе этико-психологические категории. Отвечая на проблемные вопросы, сопоставляя разные взгляды критиков на героев произведения учащиеся под руководством учителя опирались не столько на «исторический декор», сколько на переживаниях человеком ( критиком) исторического процесса. 10. Данная технология позволяет увидеть личностное отношение обучающегося к тому, что он изучает ;узнать ценностное отношение к изучаемому материалу; давать оценку тем или иным поступкам; выражать свою точку зрения на различные проблемные ситуации, аргументировать её. Эта технология на уроке была преобладающей. Отвечая на вопрос «С какими взглядами критика вы согласны?», используя прием «Да - нет», обучающиеся вступают в «завуалированный» диалог с автором статьи. Это, безусловно, наиболее эффективная и интересная форма взаимодействия.
|
5 этап |
Первичная проверка понимания изученного
Цель: выяснить степень усвоения обучающимися материала, выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления обучающихся.
|
Приведите примеры формирования навыков самоконтроля и самооценки. Приведите примеры сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Как Вами организуются психологические паузы и разрядки эмоциональной сферы урока/занятия? Приведите примеры реализации дифференцированного обучения, а также примеры наличия заданий для детей разного уровня обученности. |
11 Приемы «Да - нет», «Микрофон» формируют навыки самоконтроля и самооценки. 12.Ярким примером сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы стало применение метода «Совместный проект» 13. Структура урока тщательно продумана. На уроке использовались методы и приемы, способствующие сохранению здоровья обучающихся. В течение всего урока мои действия, как педагога, включали способы поддержания физического, физиологического, психологического комфорта обучающихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности. 14. Любой ответ, выполненное задание - продукт индивидуального опыта, так как обладает самоценностью независимо от содержания. Поэтому в определенной степени каждое выполненное задание является диагностичным и помогает лучше понять индивидуальные особенности личности ученика. В этом и заключается, на мой взгляд, успешная реализация дифференцированного обучения на данном уроке, где в ситуацию успеха попадает любой ребёнок, независимо от уровня его обученности |
6 этап |
Применение новых знаний, обобщение и систематизация
Цель: обеспечить закрепление в памяти обучающихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы пo новому материалу, Помочь обучающимся в систематизации новых знаний.
|
Проанализируйте соответствие содержания урока требованиям рабочей программы в контексте ООП ОУ. Приведите примеры реализации в течение урока/занятия системно-деятельностного подхода. Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся |
15. Данный урок ориентирован на новые образовательные результаты, имеет место нацеленность на формирование УУД, использованы современные технологии ( исследовательская, ИКТ, проектная, технология развития критического мышления, здоровьесберегающая) Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям. Имеет место связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности, связь изучаемого материала с ранее пройденным, соблюдены межпредметные связи. Содержание урока соответствует требованиям программы. 16.При конструировании урока в рамках системно-деятельностного подхода выполнены дидактические требования к современному уроку. Учитель подвел учащихся к самостоятельной формулировке темы и цели урока через создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования девятиклассников, соответствовал их жизненному опыту. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и инициализации познавательного интереса к учению. 17. Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся таких как: прием «Да -нет», «Ассоциативный куст», «Микрофон», «Совместный проект», имитированный спор критиков позволили сделать урок более интересным, а значит, и усвоение материала - более глубоким и прочным.
|
7 этап |
Контроль и самоконтроль, коррекция
Цель: выяснить степень усвоения обучающимися материала, помочь обучающимся в освоении приемов проверки правильности выполнения работы и оценки выполненного, организация самоконтроля.
|
Проанализируйте соответствие содержания урока как Вами реализована развивающая функции обучения: (Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи). Использовался ли наглядный материал в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач? |
18.Содержание урока самым тесным образом реализовывало развивающую функцию обучения. На этапе изучения нового материала перед обучающимися были выдвинуты проблемы, решить которые должны были в течение урока. На всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, что способствовало развитию таких качеств, как: восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.(приемы указаны выше) 19.В качестве иллюстрирования на уроке использовалась презентация, на слайдах которой были отражены все этапы урока , проблемные вопросы, цитаты, портреты , что способствовало решению обучающих задач и эмоциональной поддержке обучающихся.
|
8 этап |
Подведение итогов урока, рефлексия Подведение итогов учебного занятия; мобилизация обучающихся на рефлексию. Цель: Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся принципов саморерегуляции и сотрудничества; задать и прокомментировать домашнее задание.
|
Проанализируйте соответствие содержания учебного занятия с точки зрения достижения и рефлексии планируемых результатов (предметных, метапредметных, личностных)? |
20. На данном занятии учитель выделяет следующие этапы: 1) проблемизация (снятие напряженности и включения в работу, создание эмоционального фона, введение в тему урока, актуализация знаний, мотивация к дальнейшей деятельности, создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность); 2) поисковая деятельность (конструирование учебных заданий с целью систематизирования знаний, поиск фактов и примеров, позволяющих ответить на поставленный вопрос, формулирование аргументов для ответа); 4) рефлексия (осознание своей учебной деятельности и всего класса в целом, анализ своего пути, успеха и неуспеха , самосознание: что происходило на занятии); 5) подведение итогов. Соблюдение всех этапов учебного занятия позволяет корректно оценить работу обучающихся, а также помогает ученикам оценить себя самостоятельно. Объектом оценки предметных результатов явилось понимание ключевых проблем изученного материала, понимание связи литературного произведения с эпохой, учащиеся показали умение анализировать, сопоставлять, извлекать информацию, обобщать. Учащиеся, читая отзывы современников А. С. Пушкина и критиков ХIХ в. о романе «Евгений Онегин» и его героях, совершенствовали навыки анализа литературно-критической статьи, продемонстрировали умения сопоставлять различные точки зрения и вырабатывать свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой.
метапредметные: учащиеся смогли осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей; смогли слушать собеседника и вести диалог, работать в группе, находить информацию в тексте, продемонстрировали навыки владения устной и письменной речью; овладели основами самоконтроля и самооценки;
личностные: учащиеся приобрели мотивацию на формирование положительных морально – нравственных качеств личности; смогли продемонстрировать навыки сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях, научились чувствовать красоту и выразительность речи; обрели стремление к совершенствованию собственной речи |
1Зависит от типа и целей урока