12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Новикова198
Россия, Ярославская обл., Рыбинск
5

Реформация в Германии



Реформация в Германии


Цель: Создать условия для формирования исследовательских, частично-поисковых навыков учащихся при изучении темы; представлений у учащихся об эпохе Реформации через самостоятельную деятельность школьников.

Планируемые образовательные результаты:

раскрывать значение понятий Реформация, протестантизм;

рассказывать о  деятелях  Реформации, объяснять, что она меняла в сознании и жизни людей;  

излагать основные итоги религиозной войны в Германии;                                                                                                                  

осознанно и произвольно строят речевые высказывания, структурируют знания, находят необходимую информацию в тексте, выделяют смысловые части.

планируют учебное сотрудничество с учителем, участвовать в коллективно

обсуждении проблемы, выражать свои мысли и идеи.

высказывают свою оценку событий и поступков людей с моральной точки зрения.    

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Ход урока:

Здравствуйте ребята. Рада приветствовать вас на уроке истории. Сегодня нам предстоит разобрать интереснейшую тему, но начать хочу с одного рассказа. Будьте внимательны, ваша задача, ребята, – задать вопросы по тем моментам рассказа, которые Вы не поняли.

Апрель 1521 года. По дороге из Виттенберга в Вормс ехал Мартин Лютер. Его путешествие было настоящим триумфальным шествием. Все хотели его видеть. Многие кричали ему: "Вернитесь назад! Вас сожгут!" Лютер отвечал: "Пусть враги зажгут огонь на протяжении всего пути от Виттенберга до Вормса, я все равно пойду, чтобы засвидетельствовать там о нашем Господе Иисусе Христе!"

Шестнадцатого апреля 1521 года Лютер прибыл в Вормс, а 18 апреля состоялся суд. Указывая на стол, где лежали сочинения, написанные Лютером, ему был задан первый вопрос: признает ли он их за свои сочинения? Лютер ответил одним словом: "да". И тут же последовал второй вопрос: согласен ли он отречься от всего, что написал? И мужчина задумался….потом ответил, что отречься от них он не может, так как в них содержится только правда. Свою краткую речь в Вормсе Лютер закончил историческими словами: "Здесь я стою, и не могу иначе. Помоги мне Господь! Аминь!" . Этот суд лишь одно из событий Реформации, начавшейся в в Германии и распространившейся по всей Европе.


Какие вопросы возникли у вас, когда вы слушали рассказ?

Что такое Реформация? Почему она началась? Кто такой Мартин Лютер? Почему его судили?К чему привела Реформация?

ЗАПИСЫВАЮ ВОПРОСЫ НА ДОСКЕ


Исходя из того, что вы услышали и хотите узнать, сформулируйте тему урока


Формулируют, записывают

Реформация в Германии


Ребята, на доске записаны вопросы, которые возникают у нас сейчас, вначале урока. Будьте внимательны: как только вы нашли ответ на вопрос, записанный на доске, поднимайте руку, высказывайте предположения. Наша задача, очистить доску к концу урока.

Итак, с чего мы начнем? – определение, что такое реформация

Ребята, от какого слова образовался термин реформация?

А что такое реформа?

В современном словаре русского языка, есть такое определение (читаем)

Мы можем догадаться, что реформа – это изменения, преобразования… Но где и в чем?

Работа с иллюстрацией (в парах)

t1709643369aa.png

  • Рассмотрите карикатуру XVI века, которая представлена в вашем рабочем листе.
  • Что такое карикатура?
  • Кого высмеивает данная карикатура?
  • Могла ли появиться подобная карикатура в эпоху средних веков?

Что же произошло с авторитетом католической церкви в XVI веке, если появились изображения высмеивающие ее? Авторитет католической церкви упал, и это стало следствием Реформации.

Работа с термином (в парах)

Посовещайтесь друг с другом и из набора слов, представленном в вашем рабочем листе, составьте определение термина Реформация (слова даны в именительном падеже)

Католическая, обновление, широкое, церковь, движение, за, это, и, реформа.

Реформация – это широкое движение за обновление и реформу католической церкви.

Работа учащихся. Обсуждение вариантов. Запись в тетрадь


Взгляните на доску: что мы узнали, что можем стереть с доски?

Итак, мы узнали событие, а что необходимо узнать далее? – его причины, чем оно вызвано


Движение реформации, продолжавшееся в Европе на протяжении 100 лет, не было спонтанным, а имело свои веские причины. Давайте определим причины Реформации.

Сейчас вы будете работать в группах с разными источниками информации: иллюстрациями, текстом учебника, отрывками из художественной литературы. Ваша задача – сформулировать причины Реформации


Работа в группах

Группа 1. - П.9, пункт 1, стр. 84-85

Группа 2. «Из письма М.Лютера» - карточка

Группа 3 - Иллюстрации:

t1709643369ab.pngt1709643369ac.gif

t1709643369ad.png

Группа 3. Отрывки из литературы

Внимательно прочитайте текст и подчеркните те черты в деятельности католической церкви и в повседневной жизни священнослужителей и монахов, которые вызывали чувство протеста у большинства европейцев.

Городской поэт Фрейданк писал о папской власти:

Ручьи сокровищ в Рим бегут, 
Здесь вечный находя приют. 
Но на дыру без дна похож, 
Безбожный Рим не полон всё ж.

Ручьи грехов сюда стекают,
И здесь их людям отпускают…
Кто нравы Рима узнаёт.
Охладевает к вере тот.

Немецкий городской поэт Ганс Сакс (XVI в.) писал:

Есть у попов про всех товар. 
Лишь покупай - и млад и стар! 
Известно, каждый поп и инок 
Дом Божий превращают в рынок: 
Дают реликвии доход, 
А главное – в церквах идёт 
Продажа индульгенций бойко, 
Вот что и есть овечья дойка! 
Толпа церковников жадна. 
Привыкнув грабить издавна, 
Живя бессовестным обманом, 
Церковник ловко лжет мирянам: 
За мощи выдав зуб быка, 
Он им притронется слегка.
К болящему - и дань сберёт…
Страдает от попов народ,
Не перечесть его невзгод:
Зимой и летом гнёт он спину,
Чтоб отдавать им десятину.
Коль не заплатишь – проклянут.
Изгонят, свечи вслед швырнут,
Другим чтоб было не повадно,
Трудиться разве не досадно
Крестьянину по целым дням,
Чтобы поповским холуям
Сидеть в трактирах было можно,
Курить и пьянствовать безбожно?


Обсуждение результатов групп, формулировка общего вывода, запись его в тетрадь:


Причины

  1. Недовольство богатством, алчностью католической церкви, безнравственным образом жизни священников
  2. Распространение идей гуманизма, гонения церкви на науку и разум
  3. Стремление к простой, дешевой и понятной церкви


Сильнее всего эти проблемы нашли отражение в Германии, которая к тому же была раздроблена на множество княжеств, а католическая церковь поддерживала эту раздробленность, так как большее количество княжеств давало и большее количество прибыли. Все это недовольство копилось много лет, пока не произошло событие, ставшее началом реформации.

Итак, взгляните на доску, что мы можем стереть? – причины Реформации

Родиной Реформации считается Германии, а отцом Реформации называют Мартина Лютера.


Сообщение учащегося о Мартине Лютере

31.10 1517 года Мартин Лютер прибил к дверям Виттенбергского университета «95 тезисов». Это событие считается началом Реформации (запись в тетрадь)



ЛютерMP4 / 6.7 Мб

/data/files/o1709643700.mp4 (Лютер)

Анализ видеосюжета (фронтальная работа)

  • В чем суть 95 тезисов?
  • Что прежде всего осуждает М.Лютер?
  • Какими чертами личности должен был обладать человек, который в период безраздельного господства католической церкви бросил ей вызов?


Итак, взгляните на доску: мы ответили на вопрос о том, кто такой М.Л.?

Стираем вопрос


  • Какая судьба могла ожидать Лютера в эпоху разгула инквизиции?


Но на его сторону встал саксонский курфюст (правитель) Фридрих Мудрый. Он укрыл его в своем замке и дал возможность работать над воззваниями и переводом Библии на немецкий язык. С 1517 по 1521 год вышло 700изданий трудов Мартина Лютера.


Чем же привлекало учение Лютера немцев?

Индивидуальная работа с текстом учебника стр. 89-91

Прочитать текст, заполнить пропуски в предложениях.

Главная идея Лютера заключалась в том, что каждый человек спасается ____________, и не нуждается в посреднике в виде ____________________. Единственным источником веры может быть только ___________________. В церкви не должно быть пышных ____________________________, их можно заменить _____________________, которая произносится на ___________________________. Необходимо оставить только 2 таинства: __________________и ____________________________. Богатства церкви должны быть переданы __________________________

  • Итак, какой должна была стать церковь по мнению Лютера?

Простой, доступной, дешевой.


В 1530 году основные положения Лютера были обобщены в документе, который получил наименование Аугсбургское вероисповедание. Учение стали называть лютеранством, а тех, кто его исповедовал – лютеранами.

Тезисы Лютера вызвали ожесточенную полемику по всей Германии, которая переросла в кровавые события: крестьянскую войну (1524 – 1526 гг) и религиозные войны германских князей. Эти войны шли почти 20 лет. Кто-то из немецких правителей возвращался в лоно католической церкви, а кто-то принимал идеи Лютера. Император Св Римской империи, в состав которой входили немецкие земли, попытался запретить лютеранство, но сторонники Лютера заявили ему свой решительный протест. С тех пор их стали называть протестантами. Со временем это название распространилось на всех сторонников реформации

Протестанты – сторонники Реформации

В итоге в 1555 году подписан Аугсбургский мир «Чья власть, того и вера».


Фронтальная работа с учебником и картой

  • Прочтите вслух последний абзац параграфа 9 на стр. 95.
  • Найдите на карте на стр.94 территории, на которых распространилось лютеранство. Каким цветом они обозначены?
  • Где территориально расположились эти государства в Европе? (вокруг какого крупного географического объекта)?


Закрепление:

Ребята, чтобы я могла узнать, стирать мне с доски оставшиеся вопросы, предлагаю вам выполнить следующие задания.

Перед вами карточки с иллюстрациями, которые характеризуют процесс реформации в Германии. Поработайте в парах и расположите их в хронологическом порядке.

t1709643369ae.jpgt1709643369aa.png

t1709643369af.jpgt1709643369ag.jpg

t1709643369ah.jpg

Задание 2: Из списка выберите итоги и последствия Реформации в Германии


Самооценка и оценка деятельности учащихся учителем и одноклассниками на уроке. Рефлексия

Приём «Неоконченное предложение»

  • Мне удалось…
  • У меня вызвало затруднение…
  • Я справился, потому что…
  • Мне необходимо ещё…



Д/з – параграф 9, вв.1,3 – всем – устно

5 или 6 на выбор (письменно)


Презентация 


Реформация в ГерманииPPTX / 11.74 Мб







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.