Методическая разработка «Регламентация нормативно-локальными правовыми актами деятельности организаций ДО детей»
Составила: методист ГБУ ДО РДООЦТКиЭ, структурное подразделение Региональный модельный центр Республики Башкортостан Галимова Н.Е.
Каждая образовательная организация обладает автономией, под которой подразумевается ее самостоятельность в ведении образовательного процесса. Право на разработку и принятие локальных нормативных актов учреждений ДОД по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности закреплено в Федеральном законе об образовании РФ. «Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом» (ФЗ-273: п.2, ст.30; п.5, ст.12; п.4, ст.75; п.1, ст.28; п.2, ст.28 и тд.). Таким образом право на разработку и утверждение внутриучрежденческих Локальных актов отражается и в Уставе образовательных организаций. «Деятельность Учреждения дополнительного образования регламентируется следующими локальными актами: распоряжение, приказ, решения, инструкция, расписание, график, правила, план, распорядок, договор. положение; иные локальные акты, принятые в установленном порядке и в рамках имеющихся у Учреждения полномочий. Локальные акты не могут противоречить законодательству Российской Федерации и настоящему Уставу» (из Типового Устава УДОД).Все локальные акты, регламентирующие управление и деятельность организаций различной межведомственной и межуровневой принадлежности, в которых реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, можно классифицировать на:
Локальные нормативные акты, регламентирующие организационные аспекты деятельности образовательной организации:
Правила приема на обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам;
Положение о порядке учета и движения детей;
Правила внутреннего распорядка обучающихся;
Положение о режиме занятий обучающихся;
Правила внутреннего трудового распорядка;
Положение о порядке организации и проведения самообследования образовательной организации;
Положение о методическом совете;
Правила использования сети Интернет;
Положение об учебно-опытном участке;
Положение об организации пропускного режима;
Порядок доступа педагогов к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности;
Порядок оценки освоения учащимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, реализуемых в организации;
Положение о дистанционном образовании;
Положение об инклюзивном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья;
Положение об индивидуальном обучении детей школьного возраста по медицинским показаниям;
Положение о порядке оформления, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и родителями (законными представителями) обучающихся.
Локальные нормативные акты, регламентирующие открытость и доступность информации о деятельности образовательной организации:
Положение об официальном сайте и информационной открытости образовательной организации;
Положение об архиве;
Положение о персональных данных в образовательной организации
Локальные нормативные акты, регулирующие оценку и учет образовательных достижений обучающихся:
Положение о внутренней системе оценки качества дополнительного образования;
Положение об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися ДООП;
Положение о формах, периодичности, порядке начальной и
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Локальные нормативные акты, регламентирующие права, обязанности и ответственность работников образовательной организации:
Положение о профессиональной этике педагогических работников;
Положение о профессиональной переподготовке и повышении квалификации педагогических и руководящих работников;
Положение об оплате труда работников образовательной организации;
Положение о порядке предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов в образовательной организации.
Локальные нормативные акты, регламентирующие управление образовательной организацией:
Положение об Общем собрании трудового коллектива;
Положение о педагогическом совете;
Порядок учета мнения советов обучающихся, советов родителей (законных представителей), несовершеннолетних обучающихся, представительных органов обучающихся при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих интересы обучающихся и выборе меры дисциплинарного взыскания в отношении обучающихся;
Положение о Родительском комитете организации;
Положение о совете обучающихся организации
Особое внимание обращается на то, что в свете преобразовательских тенденций в области программно-содержательного контента сферы дополнительного образования детей, в условиях появления новых форматов дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ каждое учреждение вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать следующие положения/правила:
«Положение (правила/порядок/регламент) о разработке, оформлении и реализации модульной (модульно-блочной, комплексной модульной) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»;
«Положение (порядок/регламент/правила) о разработке, оформлении и реализации дистанционной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»;
«Положение (регламент/порядок/правила) о разработке, оформлении и реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»;
«Положение (правила/попядок/регламен) о разработке, оформлении и реализации сетевой (сетевого взаимодействия) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»;
«Положение (правила/порядок/регламент) о разработке, оформлении и реализации комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»;
«Положение (правила/порядок/регламент) о разработке, оформлении и реализации разноуровневой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»;
«Положение (правила/порядок/регламент) о разработке, оформлении и реализации интегрированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»;
«Положение (правила/порядок/регламент) о разработке, оформлении и реализации краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»;
«Положение (порядок/регламент/правила) о разработке, оформлении и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ летних лагерных или каникулярно - профильных смен»;
«Правила/порядок отбора и перевода групп дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на механизм ПФДОД»;
«Положение (порядок/регламент/правила) о разработке и
реализации рабочей программы воспитания» и тд.
При составлении разработки были использованы:
Федеральный закон об образовании (ФЗ-273);
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Примерный Типовой Устав УДОД;
Методический сборник «Создание новых мест дополнительного образования детей» ООО «Счастливый билет», Санк-Петербург, 2021г.