Методическая разработка «Организация вокальной деятельности детей 1 года обучения»

1
0
Материал опубликован 23 October 2016

Департамент образования и социально-правовой защиты детства

Администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детский (подростковый) центр «Агнес»

детский клуб «Импульс»

Методическая разработка

«Организация вокальной деятельности детей

1 года обучения»

Разработал: Рзаева Елизавета Зохрабовна

педагог дополнительного образования

клуба «Импульс»

высшая квалификационная категория

р.т.(831)229-72-09

г. Нижний Новгород

2014 г.

Пояснительная записка

Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал учащегося, сформировать певческие навыки, приобщить к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.

Пение благотворно влияет на детский организм, углубляет дыхание, укрепляет голосовой аппарат. Процесс обучения пению требует от учащегося большой активности и умственного напряжения (он сравнивает свое пение с пением других, прислушивается к исполняемой мелодии на фортепиано, оценивает качество исполнения), помогает развитию речи.

Раздел «Организация вокальной деятельности», проходит через три года обучения. На первом году обучения учащиеся только знакомятся с вокальными навыками, узнают о певческой установки, певческом дыхании, звукообразовании, артикуляции. С первых дней занятий важно правильно заложить основу организации вокальной деятельности. В дальнейшем, на этой правильной основе у учащихся будут совершенствоваться вокальные навыки, тем самым позволят самореализоваться в творчестве, они научатся передавать внутреннее эмоциональное состояние песни.

Учитывая возрастные психофизические особенности учащихся весь материал проходит через игру, это самый короткий путь эмоционального раскрепощения , снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению.

На уроках вокала царит атмосфера взаимопомощи, внимания друг к другу, раскрывает способности ребенка, помогает ему поверить в собственные силы.

Актуальность сольного пения:

    духовно- нравственное развитие;

    физическое развитие;

    интеллектуальное развитие;

    эмоциональное развитие;

Цели и задачи:

    Цель: развить вокальные навыки

Задачи:

    научить вокально - певческой установки;

    сформировать и развить музыкальные способности (музыкального слуха, памяти, чувства ритма, эмоциональной отзывчивости);

    развить дыхание;

    воспитать исполнительскую культуру;

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимся в соответствии с возрастными особенностями

Как известно, детский организм это организм вечно развивающийся.

У учащихся этого возраста(6-8 лет) начинает формироваться голосовая мышца в связи, с чем несколько увеличивается диапазон голоса до октавы. В этом возрасте еще не возможно определить какой голос будет развиваться; низкий (альт), или высокий (сопрано). У учащихся усиливается контроль сознания над поведением, развиваются волевые процессы, интенсивно происходит развитие нервно - психической деятельности, высокая возбудимость. Перед ними стоит задача - разобрать, разучить, спеть с движениями.

Основным ядром познавательного развития в этом возрасте становится мышление в понятиях: происходит формирование абстрактных понятий, особый интерес учащихся вызывает работа над сюжетными песнями. Это возбуждает их творческую активность , будит их фантазию и инициативу.

Знакомство с различными стилями исполнения, расширяет кругозор, открывает мир прекрасного. Вокальное исполнительство сочетает в себе единства музыки и текста. Это позволяет ознакомить учащихся с лучшими образами художественного текста. Тщательный отбор его позволяет привить детям чувство прекрасного. Занятия строятся на показе, который развивает эмоциональную отзывчивость.

Гуманизм как принцип взаимоотношения между людьми означает любовь к человечеству в сочетании с такой же требовательностью к нему именно потому, что он - Человек.

На протяжении всего образовательного процесса ребята учатся не только профессиональным навыкам, но и умению дружить, помогать друг другу, уважать и ценить, как себя, так и окружающих, и самое главное - любить прекрасное, любить свою Родину. Учащиеся учатся жить в новом коллективе, взаимодействуют со своими сверстниками и педагогом.

Ожидаемые результаты

I год обучения

ИМЕТЬ

УМЕТЬ

    интерес к музыке;

    вокальные навыки

    пропеть и прохлопать музыкальную фразу в ритме;

    петь музыкальные фразы без сопровождения;

    петь короткие фразы на одном дыхании;

    спеть выразительно перед любой аудиторией

Учебно-тематический план

I год обучения

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вокальные навыки

5

16

21

1.1

Певческая установка

1

1

2

1.2

Певческое дыхание

1

2

3

1.3

Певческое звукообразование

1

5

6

1.4

Певческая дикция и звуковедение

1

5

6

1.5

Хоровое пение и строй

1

3

4

2

Вокальные упражнения

1

16

17

3

Работа над песенным материалом

3

29

32

4

Музыкальная игра и движение под музыку

2

6

8

5

Пение, работа с микрофоном

3

28

31

Итого:

14

95

109

Концептуальные основы

Работа с учащимися в вокальном объединении «Мажоринки» строится на общегуманистических и художественно - педагогических принципах:

    Принцип гуманизации. Личность воспитывается личностью. Гуманистическое педагогическое взаимодействие предусматривает личностный рост учителя и учащихся, их совместное личностное развитие, создание благоприятных условий для выявлений и культивирования в каждом ребенке индивидуально специфичных элементов общей и специальной одаренности.

    Принцип гармонизации личности и среды. Развитие интересов, способностей, формирование такой личности, которая будет в единстве с миром, людьми и с самим собой.

    Принцип активности и сознательности. Выражается в том, что необходимо приучать ребенка к постановке вопросов, как перед учителем, так и для самостоятельного ответа и решения.

    Принцип наглядности. Основан на особенностях развития мышления ребенка, которое развивается от конкретного к абстрактному. Наглядность повышает интерес ребенка к знаниям и делает процесс обучения более легким.

    Принцип доступности. Выражается в необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения и недоступности его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным.

    Принцип систематичности и последовательности обучения предусматривает глубокое осмысление учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по повторению, систематизации и обобщению изученного материала.

    Принцип прочности обучения и его цикличности предполагает, чтобы ребенок совершал в процессе обучения полный цикл учебно - познавательных действий: воспринимал и осмысливал учебный материал, запоминая его и повторяя.

    Принцип мотивации, развитие внутренней мотивации предусматривает осознание необходимости обучения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможности общения, похвала от значимых лиц, стремление оказаться в центре внимания.

    Принцип образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения:

    тщательная подготовка педагога к занятиям, подбор песен;

    выбор таких методов обучения, которые активизировали бы мышление детей;

    связь теории с практикой, обучения с производительным трудом учащихся, формированием их взглядов и убеждений.

10. Принцип взаимодействия:

    на уровне взаимоотношения между педагогом и подростком в процессе занятий;

    взаимодействие обучающихся как партнеров по творческой деятельности.

Содержание занятия

предмет «Вокальные навыки»

Предмет

Вокальные навыки

Количество часов по месяцам

месяц

Год

обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1 год обучения

4

3

2

1

3

3

3

2

Распевание и его функции

    разогревание и физическая настройка учащихся к работе (через игру);

    разогревание и настройка голосового аппарата певцов к работе;

    формирование вокальных навыков, развитие музыкальных способностей, достижение качественного и красивого звучания в произведениях;

Необходимые условия распевания

Рекомендуется распевание начинать со звуков фа1- ля1, и все упражнения проводить в небольших диапазонах.

Важно выявить головной регистр, эти учащиеся поют фальцетом.

Поем на умеренной динамике, не допуская форсирования звука.

В основе звукообразования- мягкая атака.

В каждом упражнении, сохраняя индивидуальность звучания детского голоса, добиваемся целенаправленного формирования технических навыков при непрерывном контроле за качеством его выполнения.

При выработке вокальных навыков, по возможности внимание уделяем унисонному пению, т.к. в дальнейшем они присоединяются к остальной группе для пения в хоре. С первых дней занятий следить за возможной слитностью голосов очень трудно, т к. дети только начинают слышать себя, определять высоту звуков и слышать своего партнера. Безусловно, на это требуется время.

Очень важно следить за правильным певческим дыханием, сохранение вдыхательной установки, активную работу мягкого неба, правильное положение корпуса.

предмет «Вокальные упражнения»

Предмет

Вокальные упражнения

Количество часов по месяцам

месяц

Год

обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1 год обучения

4

2

2

1

2

2

2

2

Вокальные упражнения

Упражнение №1. Распевание слов «вот иду я вверх, вот иду я вниз» начиная с ноты до вверх заполняя чистую квинту.

Задачи: добиваемся чистого интонирования, выработки ровного звучания, равномерного экономного расходования дыхания.

Упражнение №2. Пение на гласные «ми- мэ- ма- мо- му» на одной высоте, с чередованием разных согласных

Задачи: четкая дикция, выравнивание гласных и унисона, выработка ровного звучания, экономного расходования дыхания.

Упражнение №3. Пение звукоряда снизу вверх и наоборот с чередованием закрытого рта и на слог «ма»

Задачи: расширение диапазона голоса и развитие его верхнего участка, сглаживание регистров, выработка звонкости и полетности звука, нахождение высокой позиции.

Упражнение №4. Пение на стаккато по звукоряду вверх и вниз на гласную «му»

Задачи: развитие подвижности голоса, устойчивого интонирования, формирование полетности звука и ощущение опоры.

предмет «Работа над песенным материалом»

Предмет

Работа над песенным материалом

Количество часов по месяцам

месяц

Год

обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1 год обучения

4

4

4

4

4

4

4

4

Вокальная работа над музыкальным произведением «Кенгуру точка ру»

Требования к репертуару:

- носит воспитательный характер;

- соответствует возрасту и пониманию учащихся;

- соответствует возможностям данных учащихся;

- вызывает яркую, эмоциональную отзывчивость, любовь к данной песне;

I этап

1. Восприятие - показ песни учащимся;

а) исполнение произведения педагогом;

б) прослушивание песни на диске в формате CD в исполнении детей

2. Беседа о содержании и характере песни;

а) современная, эстрадная песня;

б) имеет множество характерных героев с их вокальными красками

II этап

    Разбор текста;

а) Прочтение текста с выражением, с разной интонацией

2. По фразам.

а) разбор мелодии: проверяется точность интонирования и правильность ритмического рисунка; способствует лучшему запоминанию мелодии, развитию внимания;

б) в этом произведении мелкие длительности, на каждую шестнадцатую выпадает слог;

в) прошу детей, без запинки проговаривать слова в ритме песни, направляя собранный звук к верхним зубам;

г) прохлопывание ритма

3. Распевная мелодия и длинная фраза предполагает экономное расходование дыхания, стремление к «последнему» слову во фразе.

4. Музыкальная линия через каждые два такта поднимается и опускается на терцию. В припеве терции тональности, чередование восьмых и шестнадцатых длительностей.

5. Достижение чистоты интонирования: в начале произведения широкий интервал - ч. 5 первые два такта вниз и следующие два такта вверх, чистое удерживание и пропевание половинных долей, м.2.

III этап

Работа над единством слова и музыки - интонационная выразительность, передача художественного образа песни:

- определяю смысловые акценты в каждой фразе, в каждом куплете, кульминацию во фразе, общую кульминацию;

- использование вокальных навыков с целью раскрытия художественного образа произведения (раскрытие текстового содержания песни, искренность, теплота, выразительность исполнения);

- Представление произведения зрителям;

- Концерты внутри клуба (День учителя, 8 Марта, День именинника, Новогодний праздник, Отчетное мероприятие);

- Концерты в детских садах (5 микрорайон МДОУ № 460, 450, 229);

- Ко дню знаний 1 сентября в школе № 79;

- Библиотека им. Зайцева;

- Сормовский разгуляй (день района)

- В городском открытом конкурсе « Утренняя Звезда»;

предмет «Музыкальная игра и движение под музыку»

Предмет

Музыкальная игра и движение под музыку

Количество часов по месяцам

месяц

Год

обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1 год обучения

1

1

1

1

1

1

1

1

Музыкальная игра и движение под музыку

Применение детских музыкальных инструментов при исполнении произведений должно быть подчинено задачам певческого воплощения музыкального образа (поддерживать и украшать вокальное звучание), например в подвижных песнях можно использовать шумовые инструменты (ложки, бубны). Применение детских музыкальных инструментов воспитывает тембровой слух. Музыкальная игра и движения под музыку в конце занятий снимают усталость и напряжение. Помогают наладить двигательную координацию. В музыкальной игре может участвовать группа учащихся, остальные наблюдают, затем группы меняются. В построениях под музыку участвуют все учащиеся.

предмет «Пение, работа с микрофоном»

Предмет

Пение, работа с микрофоном

Количество часов по месяцам

месяц

Год

обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1 год обучения

4

4

4

3

4

4

4

4

Работа с микрофоном

Умение пользоваться микрофоном, выявление оптимального расстояния. Пение в микрофон требует чрезмерной улыбки. Объяснить, как устанавливать держатель для микрофона, пюпитр. Умение хорошо и ровно петь в микрофон при движениях в песне, умение быстро восстанавливать дыхание.

Методическое обеспечение

Название темы

Форма занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Техническое оснащение, дидактический материал

Форма подведения итогов

1

Певческая установка

Комбинированное

Объяснение, показ, контроль педагога

Пюпитр

Наблюдение, анализ

2

Певческое дыхание

Комбинированное

Объяснение, показ педагога, метод образных сравнений

Фортепиано. Упражнения на дыхание, в т.ч. по системе А. Стрельниковой

Наблюдение, анализ

3

Певческая дикция и звуковедение

Комбинированное

Объяснение, показ педагога, прослушивание муз. Произведений

Фортепиано, музыкальный центр MP3 и CD диски. Упражнения, в т.ч. артикуляционная гимнастика по методике Стрельниковой

Наблюдение, анализ, прослушивание

4

Хоровое пение, строй

Комбинированное

Объяснение, показ педагога, прослушивание муз. произведений, вокальная линия

Фортепиано, музыкальный центр, МР3 и CD диски, упражнения

Наблюдение, анализ, прослушивание

5

Вокальные упражнения

Комбинированное

Объяснение, показ педагога, работа с вокальной партией

Фортепиано, музыкальный центр, МР3 и CD диски, упражнения

Прослушивание, опрос, беседа

6

Работа над песенным материалом

-разбор текста, -чтение с различными интонациями,

Метод передачи знаний (тренинг) словесный метод, метод творческого самовыражения , прослушивание муз. произведений

Магнитофон, записи текстов, фортепиано, МР3 и CD диски. Упражнения для работы над качеством звука, расширение звукового диапазона

Контрольное занятие практической работы, занятие-творчество, наблюдение, анализ, прослушивание

7

Музыкальная игра и движения под музыку

Комбинированное

Объяснение, показ педагога

Фортепиано, детские и шумовые музыкальные фонограммы, CD, MP3 диски.

Наблюдение, анализ

8

Работа с микрофоном.

Ровно удерживать у рта, умение пользоваться стойкой для микрофона, пюпитром

Метод наблюдения.

Магнитофон, микрофон, записи.

Тренировочное занятие, занятие, закрепление знаний, умений, навыков.

Список литературы

1. Кабалевский Д. В. Воспитание ума и сердца.- М., 1981

2. Королева Е.А. Музыка в сказках и стихах.- М., 2004.

3. Колосова Н. Здравствуй, музыка.- «Молодая гвардия»,1969.

4. Левина М. Музыкальная шкатулка.- М., 2005.

5. Левашова Г. Поговорим о музыке.-Л.,1964

6. Павлищева О. Методика постановки голоса.- Л., 1964.

7. Попов Т.В. Пути к музыке.- М ., 1973.

8. Соболева Г.Г.Россия в песне: музыкальные страницы истории.- М., 1995.

9. Чибрикова- Луговская А.Е. Ритмика.- М., 1998.

10. Чудаков Н.В. Я познаю мир: детская энциклопедия.- М., 1996.

11. Шацкой В.Н. Детский голос.- М., 1970.

12. Шатковский Т. Музыкальные пособия.

Приложение №1

Для учащихся, разумно и целесообразно проводить распевки через игру - это развивает образность мышления.

Вокальные навыки:

    «Игрушка трансформер» ( двигаются все части тела). На ней я показываю как учащийся должен стоять. Если учащийся занимает не правильное положение, то ему это демонстрируется на игрушке.

    «Сороконожка» - хор, голова – дирижер. Все ноги сороконожки – это певцы, все одинаковые.

    «Птица» – полетность звука.

    «Цветок». Дыхание, как будто вдыхаем аромат цветка, выпускаем воздух через соломинку, но не через подзорную трубу. Попробовать дуть на бумажные домики из сказки.

    « Три поросенка», чтоб сдуть их и на другом варианте, чтоб они не упали.

    «Колокольчик» – для поднятого неба. Один поднимается, а другой за ним подтягивается. Учащийся берет себя за макушку и тянет звук наверх.

    «Цветные колечки» образовывают цепь – учащиеся поют наверх и вниз а колечки надо поднимать наверх по очереди, звук становится позиционно правильным.

    «Мяч» – staccato. Он должен помещаться в руках, держать на уровне диафрагмы, в мяче воздух он отталкивается от пола, ощущение дыхания вниз.

    «Собачки» две одинаковые, одна – Dur с открытыми глазами, смеется солнышку, другая – moll зажмурилась и от света солнышка бегут слезы.

    «Веер» - раскрыть и закрыть. На одном дыхании спеть фразу наверх, после вниз. Этот же прием можно провести на зонтике, шапке гнома.

    «Белые бусины». Полное legato – длинная нить белых бусин.

    «Черные бусины». Отрывистые фразы – показать на черных коротких бусах.

    «Змея» – гибкая – это мелодия изгибается, но есть острый конец, дирижер дотрагивается до него и учащиеся замолкают одновременно.

    «Колокол», яйцо пасхальное – это прикрытый звук, на него надо одеть « шляпу».

    «Цветные клубки» - на звуке « у» учащиеся разматывают его – это дыхание.

    «Веревка» – на фразе или на закрытом звуке тянем веревку пропевая – это некоторое напряжение не дает расслабиться мелодии.

    «Мыльные пузыри» – невесомость звука.

    «Ракушка» – внутренний слух, приложить ладонь к уху, послушать себя.

    «Хобот слона» – звук в « маску», впереди себя ладонями сделать хобот, якобы зажать нос с двух сторон, потом отпустить руки и звук улетит вперед.

    «Шарик» – объемное звучание и плоское, раздувать и сдувать шарик.

    «Улитка». Для каждой ноты - свое положение кисти руки. Они накладываются на выдуманную сказку про улитку.

«Шарик»

«Цветок»

«Белые бусины»

«Ракушка»

«Улитка»

«Колокол»

«Яйцо»

«Сороконожка»

«Дыхание»

«Веер»

«Веер»

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации