Методическая разработка «Организация вокальной деятельности детей 1 года обучения»
Департамент образования и социально-правовой защиты детства
Администрации города Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детский (подростковый) центр «Агнес»
детский клуб «Импульс»
Методическая разработка
«Организация вокальной деятельности детей
1 года обучения»
Разработал: Рзаева Елизавета Зохрабовна
педагог дополнительного образования
клуба «Импульс»
высшая квалификационная категория
р.т.(831)229-72-09
г. Нижний Новгород
2014 г.
Пояснительная записка
Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал учащегося, сформировать певческие навыки, приобщить к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.
Пение благотворно влияет на детский организм, углубляет дыхание, укрепляет голосовой аппарат. Процесс обучения пению требует от учащегося большой активности и умственного напряжения (он сравнивает свое пение с пением других, прислушивается к исполняемой мелодии на фортепиано, оценивает качество исполнения), помогает развитию речи.
Раздел «Организация вокальной деятельности», проходит через три года обучения. На первом году обучения учащиеся только знакомятся с вокальными навыками, узнают о певческой установки, певческом дыхании, звукообразовании, артикуляции. С первых дней занятий важно правильно заложить основу организации вокальной деятельности. В дальнейшем, на этой правильной основе у учащихся будут совершенствоваться вокальные навыки, тем самым позволят самореализоваться в творчестве, они научатся передавать внутреннее эмоциональное состояние песни.
Учитывая возрастные психофизические особенности учащихся весь материал проходит через игру, это самый короткий путь эмоционального раскрепощения , снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению.
На уроках вокала царит атмосфера взаимопомощи, внимания друг к другу, раскрывает способности ребенка, помогает ему поверить в собственные силы.
Актуальность сольного пения:
духовно- нравственное развитие;
физическое развитие;
интеллектуальное развитие;
эмоциональное развитие;
Цели и задачи:
Цель: развить вокальные навыки
Задачи:
научить вокально - певческой установки;
сформировать и развить музыкальные способности (музыкального слуха, памяти, чувства ритма, эмоциональной отзывчивости);
развить дыхание;
воспитать исполнительскую культуру;
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимся в соответствии с возрастными особенностями
Как известно, детский организм это организм вечно развивающийся.
У учащихся этого возраста(6-8 лет) начинает формироваться голосовая мышца в связи, с чем несколько увеличивается диапазон голоса до октавы. В этом возрасте еще не возможно определить какой голос будет развиваться; низкий (альт), или высокий (сопрано). У учащихся усиливается контроль сознания над поведением, развиваются волевые процессы, интенсивно происходит развитие нервно - психической деятельности, высокая возбудимость. Перед ними стоит задача - разобрать, разучить, спеть с движениями.
Основным ядром познавательного развития в этом возрасте становится мышление в понятиях: происходит формирование абстрактных понятий, особый интерес учащихся вызывает работа над сюжетными песнями. Это возбуждает их творческую активность , будит их фантазию и инициативу.
Знакомство с различными стилями исполнения, расширяет кругозор, открывает мир прекрасного. Вокальное исполнительство сочетает в себе единства музыки и текста. Это позволяет ознакомить учащихся с лучшими образами художественного текста. Тщательный отбор его позволяет привить детям чувство прекрасного. Занятия строятся на показе, который развивает эмоциональную отзывчивость.
Гуманизм как принцип взаимоотношения между людьми означает любовь к человечеству в сочетании с такой же требовательностью к нему именно потому, что он - Человек.
На протяжении всего образовательного процесса ребята учатся не только профессиональным навыкам, но и умению дружить, помогать друг другу, уважать и ценить, как себя, так и окружающих, и самое главное - любить прекрасное, любить свою Родину. Учащиеся учатся жить в новом коллективе, взаимодействуют со своими сверстниками и педагогом.
Ожидаемые результаты
I год обучения
ИМЕТЬ | УМЕТЬ |
интерес к музыке; вокальные навыки | пропеть и прохлопать музыкальную фразу в ритме; петь музыкальные фразы без сопровождения; петь короткие фразы на одном дыхании; спеть выразительно перед любой аудиторией |
Учебно-тематический план
I год обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вокальные навыки | 5 | 16 | 21 |
1.1 | Певческая установка | 1 | 1 | 2 |
1.2 | Певческое дыхание | 1 | 2 | 3 |
1.3 | Певческое звукообразование | 1 | 5 | 6 |
1.4 | Певческая дикция и звуковедение | 1 | 5 | 6 |
1.5 | Хоровое пение и строй | 1 | 3 | 4 |
2 | Вокальные упражнения | 1 | 16 | 17 |
3 | Работа над песенным материалом | 3 | 29 | 32 |
4 | Музыкальная игра и движение под музыку | 2 | 6 | 8 |
5 | Пение, работа с микрофоном | 3 | 28 | 31 |
Итого: | 14 | 95 | 109 |
Концептуальные основы
Работа с учащимися в вокальном объединении «Мажоринки» строится на общегуманистических и художественно - педагогических принципах:
Принцип гуманизации. Личность воспитывается личностью. Гуманистическое педагогическое взаимодействие предусматривает личностный рост учителя и учащихся, их совместное личностное развитие, создание благоприятных условий для выявлений и культивирования в каждом ребенке индивидуально специфичных элементов общей и специальной одаренности.
Принцип гармонизации личности и среды. Развитие интересов, способностей, формирование такой личности, которая будет в единстве с миром, людьми и с самим собой.
Принцип активности и сознательности. Выражается в том, что необходимо приучать ребенка к постановке вопросов, как перед учителем, так и для самостоятельного ответа и решения.
Принцип наглядности. Основан на особенностях развития мышления ребенка, которое развивается от конкретного к абстрактному. Наглядность повышает интерес ребенка к знаниям и делает процесс обучения более легким.
Принцип доступности. Выражается в необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения и недоступности его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным.
Принцип систематичности и последовательности обучения предусматривает глубокое осмысление учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по повторению, систематизации и обобщению изученного материала.
Принцип прочности обучения и его цикличности предполагает, чтобы ребенок совершал в процессе обучения полный цикл учебно - познавательных действий: воспринимал и осмысливал учебный материал, запоминая его и повторяя.
Принцип мотивации, развитие внутренней мотивации предусматривает осознание необходимости обучения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможности общения, похвала от значимых лиц, стремление оказаться в центре внимания.
Принцип образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения:
тщательная подготовка педагога к занятиям, подбор песен;
выбор таких методов обучения, которые активизировали бы мышление детей;
связь теории с практикой, обучения с производительным трудом учащихся, формированием их взглядов и убеждений.
10. Принцип взаимодействия:
на уровне взаимоотношения между педагогом и подростком в процессе занятий;
взаимодействие обучающихся как партнеров по творческой деятельности.
Содержание занятия
предмет «Вокальные навыки»
Предмет | Вокальные навыки | ||||||||
Количество часов по месяцам | |||||||||
месяц Год обучения | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
1 год обучения | 4 | 3 | 2 | 1 | 3 | 3 | 3 | 2 |
Распевание и его функции
разогревание и физическая настройка учащихся к работе (через игру);
разогревание и настройка голосового аппарата певцов к работе;
формирование вокальных навыков, развитие музыкальных способностей, достижение качественного и красивого звучания в произведениях;
Необходимые условия распевания
Рекомендуется распевание начинать со звуков фа1- ля1, и все упражнения проводить в небольших диапазонах.
Важно выявить головной регистр, эти учащиеся поют фальцетом.
Поем на умеренной динамике, не допуская форсирования звука.
В основе звукообразования- мягкая атака.
В каждом упражнении, сохраняя индивидуальность звучания детского голоса, добиваемся целенаправленного формирования технических навыков при непрерывном контроле за качеством его выполнения.
При выработке вокальных навыков, по возможности внимание уделяем унисонному пению, т.к. в дальнейшем они присоединяются к остальной группе для пения в хоре. С первых дней занятий следить за возможной слитностью голосов очень трудно, т к. дети только начинают слышать себя, определять высоту звуков и слышать своего партнера. Безусловно, на это требуется время.
Очень важно следить за правильным певческим дыханием, сохранение вдыхательной установки, активную работу мягкого неба, правильное положение корпуса.
предмет «Вокальные упражнения»
Предмет | Вокальные упражнения | ||||||||
Количество часов по месяцам | |||||||||
месяц Год обучения | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
1 год обучения | 4 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Вокальные упражнения
Упражнение №1. Распевание слов «вот иду я вверх, вот иду я вниз» начиная с ноты до вверх заполняя чистую квинту.
Задачи: добиваемся чистого интонирования, выработки ровного звучания, равномерного экономного расходования дыхания.
Упражнение №2. Пение на гласные «ми- мэ- ма- мо- му» на одной высоте, с чередованием разных согласных
Задачи: четкая дикция, выравнивание гласных и унисона, выработка ровного звучания, экономного расходования дыхания.
Упражнение №3. Пение звукоряда снизу вверх и наоборот с чередованием закрытого рта и на слог «ма»
Задачи: расширение диапазона голоса и развитие его верхнего участка, сглаживание регистров, выработка звонкости и полетности звука, нахождение высокой позиции.
Упражнение №4. Пение на стаккато по звукоряду вверх и вниз на гласную «му»
Задачи: развитие подвижности голоса, устойчивого интонирования, формирование полетности звука и ощущение опоры.
предмет «Работа над песенным материалом»
Предмет | Работа над песенным материалом | ||||||||
Количество часов по месяцам | |||||||||
месяц Год обучения | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
1 год обучения | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Вокальная работа над музыкальным произведением «Кенгуру точка ру»
Требования к репертуару:
- носит воспитательный характер;
- соответствует возрасту и пониманию учащихся;
- соответствует возможностям данных учащихся;
- вызывает яркую, эмоциональную отзывчивость, любовь к данной песне;
I этап
1. Восприятие - показ песни учащимся;
а) исполнение произведения педагогом;
б) прослушивание песни на диске в формате CD в исполнении детей
2. Беседа о содержании и характере песни;
а) современная, эстрадная песня;
б) имеет множество характерных героев с их вокальными красками
II этап
Разбор текста;
а) Прочтение текста с выражением, с разной интонацией
2. По фразам.
а) разбор мелодии: проверяется точность интонирования и правильность ритмического рисунка; способствует лучшему запоминанию мелодии, развитию внимания;
б) в этом произведении мелкие длительности, на каждую шестнадцатую выпадает слог;
в) прошу детей, без запинки проговаривать слова в ритме песни, направляя собранный звук к верхним зубам;
г) прохлопывание ритма
3. Распевная мелодия и длинная фраза предполагает экономное расходование дыхания, стремление к «последнему» слову во фразе.
4. Музыкальная линия через каждые два такта поднимается и опускается на терцию. В припеве терции тональности, чередование восьмых и шестнадцатых длительностей.
5. Достижение чистоты интонирования: в начале произведения широкий интервал - ч. 5 первые два такта вниз и следующие два такта вверх, чистое удерживание и пропевание половинных долей, м.2.
III этап
Работа над единством слова и музыки - интонационная выразительность, передача художественного образа песни:
- определяю смысловые акценты в каждой фразе, в каждом куплете, кульминацию во фразе, общую кульминацию;
- использование вокальных навыков с целью раскрытия художественного образа произведения (раскрытие текстового содержания песни, искренность, теплота, выразительность исполнения);
- Представление произведения зрителям;
- Концерты внутри клуба (День учителя, 8 Марта, День именинника, Новогодний праздник, Отчетное мероприятие);
- Концерты в детских садах (5 микрорайон МДОУ № 460, 450, 229);
- Ко дню знаний 1 сентября в школе № 79;
- Библиотека им. Зайцева;
- Сормовский разгуляй (день района)
- В городском открытом конкурсе « Утренняя Звезда»;
предмет «Музыкальная игра и движение под музыку»
Предмет | Музыкальная игра и движение под музыку | ||||||||
Количество часов по месяцам | |||||||||
месяц Год обучения | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
1 год обучения | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Музыкальная игра и движение под музыку
Применение детских музыкальных инструментов при исполнении произведений должно быть подчинено задачам певческого воплощения музыкального образа (поддерживать и украшать вокальное звучание), например в подвижных песнях можно использовать шумовые инструменты (ложки, бубны). Применение детских музыкальных инструментов воспитывает тембровой слух. Музыкальная игра и движения под музыку в конце занятий снимают усталость и напряжение. Помогают наладить двигательную координацию. В музыкальной игре может участвовать группа учащихся, остальные наблюдают, затем группы меняются. В построениях под музыку участвуют все учащиеся.
предмет «Пение, работа с микрофоном»
Предмет | Пение, работа с микрофоном | ||||||||
Количество часов по месяцам | |||||||||
месяц Год обучения | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
1 год обучения | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Работа с микрофоном
Умение пользоваться микрофоном, выявление оптимального расстояния. Пение в микрофон требует чрезмерной улыбки. Объяснить, как устанавливать держатель для микрофона, пюпитр. Умение хорошо и ровно петь в микрофон при движениях в песне, умение быстро восстанавливать дыхание.
Методическое обеспечение
№ | Название темы | Форма занятий | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Техническое оснащение, дидактический материал | Форма подведения итогов |
1 | Певческая установка | Комбинированное | Объяснение, показ, контроль педагога | Пюпитр | Наблюдение, анализ |
2 | Певческое дыхание | Комбинированное | Объяснение, показ педагога, метод образных сравнений | Фортепиано. Упражнения на дыхание, в т.ч. по системе А. Стрельниковой | Наблюдение, анализ |
3 | Певческая дикция и звуковедение | Комбинированное | Объяснение, показ педагога, прослушивание муз. Произведений | Фортепиано, музыкальный центр MP3 и CD диски. Упражнения, в т.ч. артикуляционная гимнастика по методике Стрельниковой | Наблюдение, анализ, прослушивание |
4 | Хоровое пение, строй | Комбинированное | Объяснение, показ педагога, прослушивание муз. произведений, вокальная линия | Фортепиано, музыкальный центр, МР3 и CD диски, упражнения | Наблюдение, анализ, прослушивание |
5 | Вокальные упражнения | Комбинированное | Объяснение, показ педагога, работа с вокальной партией | Фортепиано, музыкальный центр, МР3 и CD диски, упражнения | Прослушивание, опрос, беседа |
6 | Работа над песенным материалом | -разбор текста, -чтение с различными интонациями, | Метод передачи знаний (тренинг) словесный метод, метод творческого самовыражения , прослушивание муз. произведений | Магнитофон, записи текстов, фортепиано, МР3 и CD диски. Упражнения для работы над качеством звука, расширение звукового диапазона | Контрольное занятие практической работы, занятие-творчество, наблюдение, анализ, прослушивание |
7 | Музыкальная игра и движения под музыку | Комбинированное | Объяснение, показ педагога | Фортепиано, детские и шумовые музыкальные фонограммы, CD, MP3 диски. | Наблюдение, анализ |
8 | Работа с микрофоном. | Ровно удерживать у рта, умение пользоваться стойкой для микрофона, пюпитром | Метод наблюдения. | Магнитофон, микрофон, записи. | Тренировочное занятие, занятие, закрепление знаний, умений, навыков. |
Список литературы
1. Кабалевский Д. В. Воспитание ума и сердца.- М., 1981
2. Королева Е.А. Музыка в сказках и стихах.- М., 2004.
3. Колосова Н. Здравствуй, музыка.- «Молодая гвардия»,1969.
4. Левина М. Музыкальная шкатулка.- М., 2005.
5. Левашова Г. Поговорим о музыке.-Л.,1964
6. Павлищева О. Методика постановки голоса.- Л., 1964.
7. Попов Т.В. Пути к музыке.- М ., 1973.
8. Соболева Г.Г.Россия в песне: музыкальные страницы истории.- М., 1995.
9. Чибрикова- Луговская А.Е. Ритмика.- М., 1998.
10. Чудаков Н.В. Я познаю мир: детская энциклопедия.- М., 1996.
11. Шацкой В.Н. Детский голос.- М., 1970.
12. Шатковский Т. Музыкальные пособия.
Приложение №1
Для учащихся, разумно и целесообразно проводить распевки через игру - это развивает образность мышления.
Вокальные навыки:
«Игрушка трансформер» ( двигаются все части тела). На ней я показываю как учащийся должен стоять. Если учащийся занимает не правильное положение, то ему это демонстрируется на игрушке.
«Сороконожка» - хор, голова – дирижер. Все ноги сороконожки – это певцы, все одинаковые.
«Птица» – полетность звука.
«Цветок». Дыхание, как будто вдыхаем аромат цветка, выпускаем воздух через соломинку, но не через подзорную трубу. Попробовать дуть на бумажные домики из сказки.
« Три поросенка», чтоб сдуть их и на другом варианте, чтоб они не упали.
«Колокольчик» – для поднятого неба. Один поднимается, а другой за ним подтягивается. Учащийся берет себя за макушку и тянет звук наверх.
«Цветные колечки» образовывают цепь – учащиеся поют наверх и вниз а колечки надо поднимать наверх по очереди, звук становится позиционно правильным.
«Мяч» – staccato. Он должен помещаться в руках, держать на уровне диафрагмы, в мяче воздух он отталкивается от пола, ощущение дыхания вниз.
«Собачки» две одинаковые, одна – Dur с открытыми глазами, смеется солнышку, другая – moll зажмурилась и от света солнышка бегут слезы.
«Веер» - раскрыть и закрыть. На одном дыхании спеть фразу наверх, после вниз. Этот же прием можно провести на зонтике, шапке гнома.
«Белые бусины». Полное legato – длинная нить белых бусин.
«Черные бусины». Отрывистые фразы – показать на черных коротких бусах.
«Змея» – гибкая – это мелодия изгибается, но есть острый конец, дирижер дотрагивается до него и учащиеся замолкают одновременно.
«Колокол», яйцо пасхальное – это прикрытый звук, на него надо одеть « шляпу».
«Цветные клубки» - на звуке « у» учащиеся разматывают его – это дыхание.
«Веревка» – на фразе или на закрытом звуке тянем веревку пропевая – это некоторое напряжение не дает расслабиться мелодии.
«Мыльные пузыри» – невесомость звука.
«Ракушка» – внутренний слух, приложить ладонь к уху, послушать себя.
«Хобот слона» – звук в « маску», впереди себя ладонями сделать хобот, якобы зажать нос с двух сторон, потом отпустить руки и звук улетит вперед.
«Шарик» – объемное звучание и плоское, раздувать и сдувать шарик.
«Улитка». Для каждой ноты - свое положение кисти руки. Они накладываются на выдуманную сказку про улитку.
«Шарик»
«Цветок»
«Белые бусины»
«Ракушка»
«Улитка»
«Колокол»
«Яйцо»
«Сороконожка»
«Дыхание»
«Веер»
«Веер»