Классный час на тему «Религия и мораль. Нравственные ценности в религиях мира» (5–11 классы)
Религия и мораль. Нравственные ценности в религиях мира
Цель: Создать условия для обобщения и систематизации знаний по духовно-нравственному воспитанию и осмыслению моральных и этических норм, записанных в заповедях разных религий: православия, ислама и буддизма
Задачи:
1. Повторить заповеди, христианства, ислама и буддизма.
2. Показать, что все заповеди рассматриваемых религий сводятся к нравственным нормам поведения человечества.
3.Ориентировать обучающихся на необходимость самовоспитания и самообразования.
4. Сравнить значение общечеловеческих ценностей для людей разных религий.
Форма: Индивидуальная, групповая работа, работа в парах.
Методы и приемы: беседа, анализ визуальной и текстовой информации.
Средства: видеофрагмент (отрывок из фильма по произведению Паустовского «Теплый хлеб» https://yandex.ru/video/preview/4473472773361813071), мультимедийная презентация, текст рассказа Паустовского «Теплый хлеб».
Ход классного часа:
1.Вызов.
-Добрый день! Текущий учебный год у нас был цикл классных часов, посвященных особенностям мировых религий. Сегодня мы подводим итог, обобщаем полученные знания и делаем выводы: в чем сходство религий, актуальны ли правила разных религий в современном мире?
-Итак, тема занятия: Религия и мораль. Нравственные ценности в религиях мира.
-Я предлагаю вспомнить особенности ведущих религий мира христианства, ислама и буддизма. Для этого нужно установить соответствие, каждая из вас получила при входе карточку-слово.
2.Осмысление.
-На доске помещены названия трех религий, по очереди выходим к доске и прикрепляем слова в нужную колонку таблицы. Поделитесь на группы в соответствии с тем, слова из какой колонки у вас были.
Христианство |
Ислам |
Буддизм |
Моисей |
Мухаммед |
Будда |
Библия |
Коран |
Типитака |
Храм |
Мечеть |
Пагода |
Объедините понятия:
1.Моисей, Мухаммед и Будда. (пророки)
2. Библия, Крон, Типитака. (священные книги)
3.Храм, мечеть, пагода. (здание для верующих)
Давайте вспомним основные правила религий.
Христианство.
1.Верить в одного бога, не покланяться другим богам, благоговейно чтить его, не произносить его имя в обыденном разговоре, посвящать ему один из дней недели.
2.Чтить отца и мать.
3.Не убивать.
4.Не красть.
5.Сохранять верность в браке.
6.Не лгать даже в мыслях.
7.Не покушаться на то, что принадлежит другому человеку.
8. Не делай ближнему того, что неприятно тебе.
Основа нравственности: Основой всего сущего – является любовь к Богу, человек - это подобие Бога. Не делай ближнему того, что неприятно тебе.
Ислам
На все воля Аллаха.
Будь смиренным, добрым.
Не убивай.
Помогай немощным.
Не будь горделивым.
Не будь нечестным.
Основа нравственности: Человеческая жизнь является наивысшей ценностью, а убийство одного человека приравнивается к убийству целого человечества.
Буддизм
1.Отказ от преднамеренного убийства любого живого существа.
2.Отказ от воровства.
3.От лжи.
4.От супружеской неверности.
5.От алкоголя.
6. Добрые, милосердные отношения ко всему живому.
Основа нравственности: Не причинять вред любому живому существу.
-Итак, какова основная идея религий? Любовь и уважение к человеку, помощь немощным, единение народов.
-Я предлагаю познакомиться с произведением Константина Паустовского «Теплый хлеб» и рассмотреть его с точки зрения христианства, ислама и буддизма. Это произведение Паустовский назвал притчей. А притча — это рассказ, актуальный для любого возраста, заключающий в себе нравственное поучение в примере.
Просмотр отрывка из фильма по произведению Паустовского «Теплый хлеб» https://yandex.ru/video/preview/4473472773361813071
Работа в группах. Ответить на вопросы
1 группа:
Задания:
Прочтите и вспомните заповеди
Какую заповедь нарушил Филька?
Каково отношение главного героя к окружающим?
(По религии христианство было нарушено основное правило:
Не делай ближнему того, что неприятно тебе).
2 группа:
Задания:
Прочтите и вспомните заповеди
Какую заповедь нарушил Филька?
Каково отношение главного героя к лошади?
(По религии ислама были нарушены следующее правило:
Человеку необходимы добрососедские отношения).
3 группа:
Задания:
Прочтите и вспомните заповеди
Какую заповедь нарушил Филька?
Как реагирует природа на поведение Фильки?
(По религии буддизма Филька нарушил самое главное правило:
Не навреди всему живому на земле).
-Осудили бы поступок главного героя неверующие люди? (Ответы обучающихся)
-А вы бы так поступили? Почему? (Ответы обучающихся)
-Филька нарушил общечеловеческие правила, и в душе поселился страх, стыд, чувство вины. Любая религия предполагает исправление ошибок, искупление грехов, вины. Каким образом можно очиститься от грехов?
-Хотите узнать, что было дальше? Я предлагаю вам прочитать вторую часть рассказа. (Чтение вслух).
-Как исправил ситуацию герой произведения? (Ответы обучающихся)
-Что мальчик в себе изменил, чтобы спасти людей в своей деревне?
Он перестал грубить окружающим.
Он из последних сил боролся со стужей, пытаясь растопить лёд на мельнице, чтобы спасти народ.
Он пообещал коню больше никогда не обижать животных.
-В чем значимость следования нравственным предписаниям для каждой религии по отдельности и всех религий в целом? (Ответы обучающихся)
-Помогает ли религия правильно следовать общественным нормам? (Ответы обучающихся)
-Чем отличаются заповеди каждой религии? (Ответы обучающихся)
-Что общего между заповедями данных религий? (Ответы обучающихся)
-Можно ли сказать, что в основе каждой религии лежит общепринятая мораль, которой придерживаются основные мировые религии – это любовь ко всему живому? (Ответы обучающихся)
Вывод: Все религии единодушны в том, что видят в человеке главный объект – цель всего существования. Поэтому главным принципом всех религий является принцип ценности и сохранения человеческой жизни, хранение общечеловеческих ценностей: любовь к ближнему, уважение к старым, чистоту в помыслах. И неважно, верующий человек или нет, но если его разум наполнен светлыми мыслями, а душа веет добром, то человек будет находиться в гармонии с собой и окружающими его людьми.
3.Рефлексия
- Как связаны религия и мораль в обществе? Какие нравственные ценности исповедуются в религиях мира? (Ответы обучающихся)
- Какие заповеди религий ближе вам и почему? (Ответы обучающихся)
- Что кажется вам неприемлемым? (Ответы обучающихся)