Классный час на тему «Религия и мораль. Нравственные ценности в религиях мира» (5–11 классы)

4
0
Материал опубликован 15 February в группе

Религия и мораль. Нравственные ценности в религиях мира

Цель: Создать условия для обобщения и систематизации знаний по духовно-нравственному воспитанию и осмыслению моральных и этических норм, записанных в заповедях разных религий: православия, ислама и буддизма

Задачи:

1. Повторить заповеди, христианства, ислама и буддизма.

2. Показать, что все заповеди рассматриваемых религий сводятся к нравственным нормам поведения человечества.

3.Ориентировать обучающихся на необходимость самовоспитания и самообразования.

4. Сравнить значение общечеловеческих ценностей для людей разных религий.

Форма: Индивидуальная, групповая работа, работа в парах.

Методы и приемы: беседа, анализ визуальной и текстовой информации.

Средства: видеофрагмент (отрывок из фильма по произведению Паустовского «Теплый хлеб» https://yandex.ru/video/preview/4473472773361813071), мультимедийная презентация, текст рассказа Паустовского «Теплый хлеб».

Ход классного часа:

1.Вызов.

-Добрый день! Текущий учебный год у нас был цикл классных часов, посвященных особенностям мировых религий. Сегодня мы подводим итог, обобщаем полученные знания и делаем выводы: в чем сходство религий, актуальны ли правила разных религий в современном мире?

-Итак, тема занятия: Религия и мораль. Нравственные ценности в религиях мира.

-Я предлагаю вспомнить особенности ведущих религий мира христианства, ислама и буддизма. Для этого нужно установить соответствие, каждая из вас получила при входе карточку-слово.

2.Осмысление.

-На доске помещены названия трех религий, по очереди выходим к доске и прикрепляем слова в нужную колонку таблицы. Поделитесь на группы в соответствии с тем, слова из какой колонки у вас были.

Христианство

Ислам

Буддизм

Моисей

Мухаммед

Будда

Библия

Коран

Типитака

Храм

Мечеть

Пагода

Объедините понятия:

1.Моисей, Мухаммед и Будда. (пророки)

2. Библия, Крон, Типитака. (священные книги)

3.Храм, мечеть, пагода. (здание для верующих)

Давайте вспомним основные правила религий.

Христианство.

1.Верить в одного бога, не покланяться другим богам, благоговейно чтить его, не произносить его имя в обыденном разговоре, посвящать ему один из дней недели.

2.Чтить отца и мать.

3.Не убивать.

4.Не красть.

5.Сохранять верность в браке.

6.Не лгать даже в мыслях.

7.Не покушаться на то, что принадлежит другому человеку.

8. Не делай ближнему того, что неприятно тебе.

Основа нравственности: Основой всего сущего – является любовь к Богу, человек - это подобие Бога. Не делай ближнему того, что неприятно тебе.

Ислам

На все воля Аллаха.

Будь смиренным, добрым.

Не убивай.

Помогай немощным.

Не будь горделивым.

Не будь нечестным.

Основа нравственности: Человеческая жизнь является наивысшей ценностью, а убийство одного человека приравнивается к убийству целого человечества.

Буддизм

1.Отказ от преднамеренного убийства любого живого существа.

2.Отказ от воровства.

3.От лжи.

4.От супружеской неверности.

5.От алкоголя.

6. Добрые, милосердные отношения ко всему живому.

Основа нравственности: Не причинять вред любому живому существу.

-Итак, какова основная идея религий? Любовь и уважение к человеку, помощь немощным, единение народов.

-Я предлагаю познакомиться с произведением Константина Паустовского «Теплый хлеб» и рассмотреть его с точки зрения христианства, ислама и буддизма. Это произведение Паустовский назвал притчей. А притча — это рассказ, актуальный для любого возраста, заключающий в себе нравственное поучение в примере.

Просмотр отрывка из фильма по произведению Паустовского «Теплый хлеб» https://yandex.ru/video/preview/4473472773361813071

Работа в группах. Ответить на вопросы

1 группа:

Задания:

Прочтите и вспомните заповеди

Какую заповедь нарушил Филька?

Каково отношение главного героя к окружающим?

(По религии христианство было нарушено основное правило:

Не делай ближнему того, что неприятно тебе).

2 группа:

Задания:

Прочтите и вспомните заповеди

Какую заповедь нарушил Филька?

Каково отношение главного героя к лошади?

(По религии ислама были нарушены следующее правило:

Человеку необходимы добрососедские отношения).

3 группа:

Задания:

Прочтите и вспомните заповеди

Какую заповедь нарушил Филька?

Как реагирует природа на поведение Фильки?

(По религии буддизма Филька нарушил самое главное правило:

Не навреди всему живому на земле).

-Осудили бы поступок главного героя неверующие люди? (Ответы обучающихся)

-А вы бы так поступили? Почему? (Ответы обучающихся)

-Филька нарушил общечеловеческие правила, и в душе поселился страх, стыд, чувство вины. Любая религия предполагает исправление ошибок, искупление грехов, вины. Каким образом можно очиститься от грехов?

-Хотите узнать, что было дальше? Я предлагаю вам прочитать вторую часть рассказа. (Чтение вслух).

-Как исправил ситуацию герой произведения? (Ответы обучающихся)

-Что мальчик в себе изменил, чтобы спасти людей в своей деревне?

Он перестал грубить окружающим.

Он из последних сил боролся со стужей, пытаясь растопить лёд на мельнице, чтобы спасти народ.

Он пообещал коню больше никогда не обижать животных.

-В чем значимость следования нравственным предписаниям для каждой религии по отдельности и всех религий в целом? (Ответы обучающихся)

-Помогает ли религия правильно следовать общественным нормам? (Ответы обучающихся)

-Чем отличаются заповеди каждой религии? (Ответы обучающихся)

-Что общего между заповедями данных религий? (Ответы обучающихся)

-Можно ли сказать, что в основе каждой религии лежит общепринятая мораль, которой придерживаются основные мировые религии – это любовь ко всему живому? (Ответы обучающихся)

Вывод: Все религии единодушны в том, что видят в человеке главный объект – цель всего существования. Поэтому главным принципом всех религий является принцип ценности и сохранения человеческой жизни, хранение общечеловеческих ценностей: любовь к ближнему, уважение к старым, чистоту в помыслах. И неважно, верующий человек или нет, но если его разум наполнен светлыми мыслями, а душа веет добром, то человек будет находиться в гармонии с собой и окружающими его людьми.

3.Рефлексия

- Как связаны религия и мораль в обществе? Какие нравственные ценности исповедуются в религиях мира? (Ответы обучающихся)

- Какие заповеди религий ближе вам и почему? (Ответы обучающихся)

- Что кажется вам неприемлемым? (Ответы обучающихся)

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации