Рецепты здоровья.
Исследовательская работа
по физической культуре
Тема: «Рецепты здоровья»
Выполнила: ученица 3 «В» класса
Курбанова Гюнель
ГБОУ школа № 843 г. Москва
Руководитель: Киселева М.А.
Дата: 1 декабря 2020 года
План исследовательской работы
1. Введение. Актуальность темы исследования
2. Теоретическая часть.
3. Практическая часть
4. Выводы.
5. Заключение
6. Литература
7. Приложения
1. Введение. Актуальность темы исследования
В последние годы со здоровьем школьника в нашей стране назрела тревожная ситуация. Ученики имеют хронические заболевания: нарушение психического здоровья, заболевания органов ЖКТ, сколиоз, проблемы со зрением. Актуальность моей работы – помочь ученикам нашего класса сберечь свое здоровье.
Задачи:
- убедить одноклассников в понимании необходимости заботы о своём здоровье.
- заинтересовать ребят в выборе поведения, поступков, приносящих пользу здоровью.
Я предположила: если каждый школьник будет правильно питаться, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, не превышать время нахождения у компьютера и телевизора, заботиться о «ближайшей среде обитания», то здоровье будет крепким.
2. Теоретическая часть.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.
Здоровый образ жизни - это стиль жизни, который способствует хорошему здоровью и долголетию, поддержанию хорошего самочувствия. Здоровый образ жизни – комплексное понятие (занятие спортом, правильное питание, отказ от вредных привычек). Соблюдая их, мы сохраним свое здоровье на долгие годы! Именно поэтому необходимо рано приучать себя к здоровому образу жизни, прямо со школьной скамьи. Почему в это время? Как раз в школьные годы начинает формироваться наш образ жизни, который потом в дальнейшем изменить будет крайне трудно.
Здоровый образ жизни предполагает:
- оптимальный режим труда и отдыха,
- правильное питание, достаточную двигательную активность,
- личную гигиену,
- закаливание,
- искоренение вредных привычек,
- любовь к близким,
- позитивное восприятие жизни.
Мне захотелось узнать, как в других странах относятся к здоровому образу жизни:
- для шведов забота о здоровье – это, прежде всего, физическая активность. Они предпочитают ходить, гулять, быть активными, двигаться до самой старости. Ну а про двухколесного друга жители этой страны никогда не забывают.
- китайцам не дают вымирать древние традиции: они много двигаются, едят мало вредных продуктов, умеют быстро расслабляться и практически повседневно практикуют массаж и иглоукалывание.
- японские социологи, собрав информацию об образе жизни и привычках долгожителей этой страны, вывели свои принципы здорового образа жизни: больше спать, меньше есть, уметь расслабляться, постоянно заставлять мозг работать, уметь смеяться, не одеваться слишком тепло, не пить и не курить. Все японцы хотят быть здоровыми.
Здоровый образ жизни складывается из нескольких факторов. Первый фактор – это отказ от вредных привычек. Второй - это правильно питание. Третье – занятие спортом. Если человек выполняет все три условия, плюс наблюдение у врачей, а также профилактические мероприятия, снижающие риск возникновения заболеваний, можно говорить о том, что ведется здоровый образ жизни.
3. Практическая часть. Исследование по теме «Здоровье и образ жизни» я провела в своём классе. Предложила детям ответить на вопросы анкеты (23 ученика.)
Результаты анкетирования:
№ | Содержание | Да | Нет |
1 | Делаете ли вы утреннюю зарядку? | 14 | 9 |
2 | Посещаете ли вы спортивную секцию? | 12 | 11 |
3 | Вы часто едите свежие овощи и фрукты? | 20 | 3 |
4 | Соблюдаешь ли ты режим дня? | 13 | 10 |
5 | Любите ли вы уроки физкультуры? | 19 | 4 |
6 | Много ли вы времени проводите за компьютером? (телефон, планшет) | 6 | 17 |
7 | Вы часто болеете? | 6 | 17 |
8 | Вы много едите сладкого? | 2 | 21 |
9 | Вы часто в течение одного дня питаетесь? | 15 | 8 |
10 | Вы завтракаете? | 21 | 2 |
Затем попросила ребят написать ответ на вопрос: Что такое «здоровый образ жизни?»
Ответы: делать зарядку(12ч.), правильно питаться (10ч.), соблюдать режим дня(3ч.), заниматься спортом(6ч.), соблюдать гигиену(2ч.), укреплять свой организм(4ч.) Я проанализировала ответы одноклассников и сделала вывод: в основном все ребята знают и ведут здоровый образ жизни. Моё предположение подтвердилось: если каждый школьник будет правильно питаться, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, не превышать время нахождения у компьютера и телевизора, заботиться о «ближайшей среде обитания», то здоровье будет крепким.
Я подсчитала индивидуальное количество баллов каждого ученика:
Количество баллов | Количество учащихся |
10 баллов | 2 человека |
9 баллов | 6 человек |
8 баллов | 6 человек |
7 баллов | 2 человека |
6 баллов | 3 человека |
5 баллов | 3 человека |
4 балла | 1 человек |
Результаты довела до сведения каждого ученика. Если вы набрали:
0-3 баллов:
вы почти не ведете здоровый образ жизни. Вы плохо и неправильно питаетесь, не занимаетесь спортом. У вас плохое здоровье. Немедленно начните вести здоровый образ жизни.
3-6 баллов: вы стараетесь вести здоровый образ жизни. Ваше питание почти правильное, но иногда вы его нарушаете. Вы иногда занимаетесь спортом, редко делаете утреннюю зарядку. У вас неплохое здоровье, но чтобы быть здоровым, необходимо приложить старания, иначе ваше здоровье может заметно ухудшиться
7-10 баллов: вы ведете здоровый образ жизни. У вас хороший аппетит, вы правильно питаетесь, занимаетесь спортом. У вас нет проблем со здоровьем, а если и бывают, то незначительные. Продолжайте в том же духе, будьте такими же здоровыми.
Вывод:
16 человек (69%) моих одноклассников ведут здоровый образ жизни: они правильно питаются, занимаются спортом. У них нет проблем со здоровьем. 7 человек (30%) стараются вести здоровый образ жизни: они почти правильно питаются, но иногда употребляют вредные продукты, едят много сладостей. Эти ребята недостаточно занимаются спортом.
Перед собой я тоже поставила вопрос: можно ли считать мой образ жизни здоровым?
Мне хочется поделиться своими рецептами хорошего самочувствия и долголетия:
1.Здоровое питание. Наша семья питается правильно: употребляем много овощей и фруктов, в меню входят супы, каши, орехи; соблюдаем режим питания. Мы не употребляем фастфуды, колбасы, чипсы, газированные напитки, сладости едим в меру. Главное в питании: - разнообразие (питание должно обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах) и норма (если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития, мы полнеем, избыточное питание, что в итоге приводит к болезням)
Я убеждена, что правильное питание и здоровый образ жизни неразделимы!
От того, что мы едим, зависит наша трудоспособность, физическое развитие и рост, нервно-психологическое состояние, продолжительность жизни.
2.Физкультура и спорт. Движение – жизнь, а активное движение – здоровая жизнь. Поэтому, с детства надо воспитывать любовь к физкультуре, заботясь о своём здоровье, только «в здоровом теле - здоровый дух». Я активно занимаюсь спортом: всегда посещаю уроки физкультуры, участвовала в спортивных соревнованиях «Веселые старты» (1 класс). Во 2 классе посещала бассейн, занималась гимнастикой. Каждое утро я старюсь выполнять зарядку. Она помогает мне проснуться, настроиться на учёбу, улучшает самочувствие.
Сейчас с удовольствием занимаюсь спортивной аэробикой под руководством тренера Сизых К. Е. Она мастер спорта, абсолютная чемпионка России и трёхкратная чемпионка мира по спортивной аэробике. Для меня мой тренер – пример для подражания! Занятия очень помогают мне: я стала более организованной, подвижной, меньше болею.
Готовимся к выступлению!
3.Распорядок дня и гигиена. На уроках окружающего мира мы познакомились с понятием «режим дня». Я составила свой режим и стараюсь его выполнять. Ложусь спать в одно и то же время (21.30), подъём в 6.30. Обязательно выполняю физические упражнения во время подготовки домашних заданий. Соблюдаю чистоту тела. Каждый день принимаю душ, чищу утром и вечером зубы. В течение дня несколько раз мою с мылом руки, слежу за чистотой волос, стригу ногти. Особое внимание уделяю гигиене зрения. Компьютер, телефон и телевизор излучают вредную радиацию, а кроме того, компьютер очень сильно влияет на зрение. Я полчаса работаю на компьютере, а потом обязательно перерыв не менее получаса. Не смотрю телевизор более 1 часа в день. Если устали глаза, обязательно выполняю физминутку для глаз:
- крепко зажмурить глаза на 3-5 сек; затем открыть (5-6 раз). - быстро поморгать в течение 1-2 минут. - закрыть веки и массировать их круговыми движениями пальцев 1 мин. - тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко (3-4 раза).
Я регулярно посещаю врача окулиста, выполняю все его рекомендации, употребляю витамины.
4.Активный образ жизни. Я стараюсь закаливаться и бывать на свежем воздухе, гуляю в любую погоду. Занимаюсь активным отдыхом: катаюсь на самокате, участвую в подвижных играх с друзьями; качели, тренажеры на площадке, санки, игры со снегом – все это очень мне нравится!
Заключение
В процессе проведения своего маленького исследования я поняла, что здоровье человека зависит от самих людей. С раннего возраста необходимо вести активный, здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать режим дня, выполнять правила личной гигиены, правильно питаться, отрицательно относиться к вредным привычкам. Сначала о нашем здоровье заботятся родители, но мы растем и уже каждый из нас сейчас должен задуматься, как не навредить своему здоровью. Я предложила одноклассникам памятку «Рецепты долголетия»
Данная исследовательская работа поможет многим сделать для себя выводы, работать над собой, любить жизнь, а для этого необходимо крепкое здоровье!
В настоящее время становится модным не только быть хорошо образованным, умным, но и модным становится быть здоровым. Я за здоровый образ жизни!
Литература:
Р. М. Арсланова « Будьте здоровы» Начальная школа №7, 2005
Н. В. Долгова « Волшебные правила здоровья» Начальная школа №3 ,2007.
Т. Н. Максимова « Путешествие в страну здоровья» Классные часы М. ВАКО 2008.
С.А. Миронеский «Надо ли делать зарядку» – Москва, 1999
http://ingameworld.ru/vred-dolgogo-sideniya-html
http://elsmog.ru/index.php/mobtel/mobtel.html
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета по теме: «Здоровый образ жизни»
Напиши ответ на вопрос: Что такое «здоровый образ жизни?»
________________________________________________________________
________________________________________________________________
_______________________________________________________________
1) Делаете ли вы утреннюю зарядку?
Да – 1. Нет-0
2) Посещаете ли вы спортивную секцию?
Да – 1. Нет - 0
3) Вы часто едите свежие овощи и фрукты?
Да – 1. Нет - 0
4) Соблюдаешь ли ты режим дня?
Да – 1. Нет - 0
5) Любите ли вы уроки физкультуры?
Да – 1. Нет - 0
6) Много ли вы времени проводите за компьютером? (телефон, планшет)
Да – 0. Нет – 1.
7) Вы часто болеете?
Да – 0. Нет – 1
8) Вы много едите сладкого?
Да – 0. Нет – 1.
9) Вы часто в течение одного дня питаетесь?
Да – 1. Нет – 0
10) Вы завтракаете?
Да - 1. Нет – 0