РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ КАК ОСНОВА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА В ГРУППАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)
РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ КАК ОСНОВА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА В ГРУППАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)
ДОКЛАД-ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Коррекционно-развивающий процесс в коррекционной группе дошкольного образовательного учреждения направлен на обеспечение условий для полноценного развития и социализации детей с особыми образовательными потребностями. Важнейшую роль в данном процессе играют режимные моменты, которые организуют жизнь ребёнка таким образом, чтобы способствовать улучшению физического состояния, эмоционального благополучия и когнитивного развития.
Режимные моменты включают ежедневные мероприятия, осуществляемые в определённое время суток, направленные на формирование полезных привычек, организацию активного отдыха, обучение правилам гигиены и заботе о здоровье. Они создают стабильную структуру повседневной жизни ребёнка, способствуют оптимизации работоспособности, снижению тревожности и повышению эффективности занятий.
Вот основные режимные моменты, необходимые для эффективного коррекционного процесса:
Ежедневные прогулки на свежем воздухе,
Достаточный сон и отдых,
Чёткий график приёма пищи,
Организационный подход к играм и учебным занятиям,
Выполнение физических упражнений и гимнастики.
Каждый элемент играет важную роль в развитии ребёнка и подготовке организма к усвоению новых знаний. Это особенно актуально для детей с нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития.
При разработке расписания важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. Например, детям с двигательной недостаточностью необходимы дополнительные перерывы на отдых и специальные условия для передвижения. Для слабослышащих и глухих детей особое значение приобретает визуализация всех этапов распорядка дня.
Рассмотрим подробнее что представляют собой нарушения, с которыми мы работаем.
Термином «тяжелые нарушения речи» обозначают значительное снижение способности к вербальному общению вследствие поражения центральных отделов нервной системы либо периферической части речевого аппарата при сохранном слухе и интеллекте. У детей с такими нарушениями возникают трудности в формировании лексико-грамматической стороны речи, произносительной моторики, связной речи и фонематического восприятия (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, заикание).
Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой замедленное созревание центральной нервной системы, проявляющееся в отставании темпов интеллектуального, эмоционального и социального развития.
В группах для детей с нарушениями зрения обучаются дети слепые, слабовидящие и (или) с пониженным зрением (амблиопией и косоглазием, функциональными расстройствами и нарушениями зрения).
Следовательно, важным аспектом является создание комфортных условий пребывания ребёнка в дошкольном учреждении, учитывая его потребности и возможности, а значит необходимо предусмотреть специальное оборудование, мебель и игровое пространство, адаптированное под нужды конкретного ребёнка. Образовательное пространство должно быть структурировано таким образом, чтобы ребёнок мог свободно перемещаться и ориентироваться в нём. Пространство делится на зоны активности (занятий, творчества, игры) и отдыха (сон, питание). Важно обеспечить доступность материалов и оборудования, необходимых для занятий.
Для эффективной организации образовательной деятельности используются методы индивидуального подхода, дифференцированного обучения, использование игровых технологий и мультимедийных ресурсов.
Организуя режим дня детей с ТНР, следует учесть такие принципы:
регулярность: четкость и регулярность соблюдения всех пунктов распорядка дня обеспечивают предсказуемость, снижают уровень стресса и способствуют лучшему восприятию речи;
индивидуальность: учет особенностей каждого ребенка, подбор подходящего графика с учетом возможностей и потребностей;
активизация коммуникативного потенциала: максимальное вовлечение ребенка в коммуникацию через повседневные ситуации;
привлечение семей: тесное сотрудничество с родителями, разъяснение важности соблюдения рекомендаций специалистов вне стен детского сада.
Четкость и регулярность соблюдения всех пунктов распорядка дня имеют решающее значение для детей с ТНР. Последовательность действий формирует устойчивый внутренний образ дня, снижает стресс и тревогу, поскольку позволяет ребенку заранее подготовиться к предстоящему событию.
Примеры проявления принципа регулярности:
Одинаковое время подъема и отбоя.
Фиксированное время приемов пищи.
Определённый порядок занятий и досуга.
Благодаря этому ребенок чувствует уверенность и защищённость, лучше воспринимает речь окружающих и быстрее усваивает новые знания.
Каждый ребенок уникален, имеет собственные особенности развития, предпочтения и потребности. Соответственно, распорядок дня должен быть гибким и настраиваться под каждую личность отдельно:
продолжительность индивидуальной работы с ребёнком зависит от возможностей ребенка;
выбор компенсирующих упражнений, соответствующих уровню развития ребенка;
создание возможности отдыха и переключения на менее интенсивные виды деятельности.
Коммуникация играет огромную роль в развитии ребенка с ТНР. Через повседневные ситуации и непосредственный диалог с окружающими формируется активная речь и развивается умение общаться. А именно побуждение ребенка к высказыванию собственных мыслей и желаний, формирование ситуаций успеха, поощрение инициативы, поддержка попыток говорения, даже если речь пока недостаточно ясна. В результате чего ребенок получает шанс почувствовать свою компетентность и желание говорить чаще, постепенно улучшая свое произношение и речевые навыки.
Родители и близкие родственники играют ключевую роль в поддержании прогресса ребенка вне рамок детского сада. Без участия семьи эффект коррекционной работы снижается.
Пути привлечения семей:
консультирование родителей по вопросам правильного распределения времени;
совместные домашние занятия и развлечения, нацеленные на развитие речи;
домашние задания, рекомендуемые специалистами, с целью укрепления достигнутых успехов.
Совместные усилия специалистов и семьи позволяют достичь максимальных результатов в работе с детьми с ТНР.
Для достижения наилучших результатов в работе с детьми, имеющими задержку психического развития следует придерживаться следующих рекомендаций:
постепенно вводить новые элементы режима, позволяя ребенку привыкнуть к изменениям;
применять доступные средства наглядности и игрового характера для объяснения правил поведения;
создавать предпосылки для обучения (развитие произвольного внимания, самоконтроля и саморегуляции, преодоление повышенной отвлекаемости и рассеянности);
поддерживать постоянное наблюдение за реакциями ребенка на предложенную нагрузку;
регулярно проводить профилактические осмотры специалистами здравоохранения.
Для достижения наилучших результатов в работе с детьми, страдающими задержкой психического развития, следует руководствоваться рядом проверенных временем и научно обоснованных подходов. Рассмотрим каждую рекомендацию подробно.
Процесс введения изменений в привычный уклад жизни ребенка должен происходить плавно и осторожно. Резкие перемены вызывают стресс и дискомфорт, усложняют адаптацию. Рекомендуется:
начинать с небольших нововведений и давать ребенку время привыкнуть к ним;
объяснять смысл перемен простыми словами, подкрепляя объяснения действиями и примерами;
переходить к следующему этапу только тогда, когда предыдущий прочно усвоился.
Наглядные пособия и игровые методы способствуют лучшему пониманию и запоминанию информации. Так, детские рисунки, фотографии, схемы и мнемонические знаки служат вспомогательным материалом, облегчающим знакомство с правилами поведения и организацией распорядка дня.
Рекомендуемые приемы:
карточки с картинками, иллюстрирующие последовательность действий (например, процедура утреннего туалета, подготовки ко сну и т.д.);
настольно-дидактические игры, моделирующие правила поведения (например, игра «Что надо сделать утром?»);
сказочные истории, содержащие сюжет, объясняющий нормы поведения и подчеркивающие их важность.
Такие приемы улучшают восприятие информации и поддерживают интерес ребенка к процессу обучения.
У детей с ЗПР, как правило, наблюдаются проблемы с концентрацией внимания, запоминанием и дисциплиной. Чтобы компенсировать эти недостатки, важно создать благоприятные условия для обучения, формирующие полезные навыки:
развитие произвольного внимания: регулярные занятия на удержание внимания, сосредоточенность на одном действии (например, сортировка игрушек по цвету или размеру).
самоконтроль и саморегуляция: обучение контролю эмоций и поступков (например, через игру «Стоп-игра!»).
преодоление отвлекаемости: предоставление спокойной рабочей обстановки, устранение раздражителей, влияющих на внимание (ярких красок, громких звуков).
Результатом станет лучшее восприятие нового материала и эффективное освоение учебной программы.
Постоянное наблюдение за поведением ребенка поможет выявить возможные негативные реакции на предлагаемую нагрузку и вовремя скорректировать ситуацию. Важно следить за уровнем утомляемости, выраженностью симптомов расстройства и изменением общего состояния. С этой целью будет полезным вести журнал наблюдений, фиксируя частоту возникновения нежелательных проявлений и отмечая положительные сдвиги в поведении и состоянии ребенка.
Медицинская диагностика и контроль важны для выявления возможных сопутствующих заболеваний и отклонений, оказывающих негативное влияние на состояние ребенка. Врачи проводят оценку общего здоровья, выявляют факторы риска и рекомендуют профилактические меры.
Специалисты (психоневрологи, педиатры, офтальмологи) определяют наличие осложнений и советуют адекватные физические нагрузки и медицинские препараты.
Родители получают рекомендации относительно ухода за ребенком, соблюдения гигиены и образа жизни.
Такое сочетание медицинских мер и педагогической работы позволит достигнуть значительных успехов в коррекции задержки психического развития.
В условиях группы для детей с нарушениями зрения особую роль приобретают следующие аспекты:
максимальное привлечение остаточной зрительной функции;
обучение специальным техникам осознания собственного тела и окружения;
оказание необходимой психологической поддержки и создание условий для комфортного проживания.
Методы, используемые в режимных моментах для развития остаточного зрения у детей с нарушениями зрения, разнообразны и зависят от индивидуальных особенностей ребенка.
1. Сенсорное развитие. Работа направлена на тренировку оставшихся зрительных реакций и стимуляцию рецепторов глаза.
Упражнения на фиксацию взгляда (предлагаются яркие игрушки и контрастные объекты, привлекающие взгляд ребенка).
Тренировка движения глазами (проводятся игры, направленные на отслеживание движущихся объектов рукой взрослого или игрушкой).
Идентификация цвета и формы (используется специальная разноцветная бумага и крупные рисунки, предназначенные для распознавания оттенков и фигур).
2. Ориентировочная деятельность – помощь ребенку в понимании пространства вокруг себя и развитии умения находить пути и узнавать объекты.
Пространственно-предметные игры (малыши учатся ощущать расстояние до предмета, используя прикосновения и понимание границ своей комнаты).
Использование оптических устройств (применение луп, увеличительных стекол и электронных экранов для увеличения изображений и текста).
3. Игротерапия. Интерактивные игры стимулируют активное участие ребенка в занятиях и делают их увлекательными.
Понимание цветов и света (выставляются фонарики разных цветов, показываются тени, создаются контрасты светлых и темных зон).
Контурная пластика (изготовление объемных моделей, рисунков и аппликаций с яркими линиями и формами).
4. Элементы охраны зрения. Необходимы меры профилактики переутомления и поддержания зрительной функции:
специальные очки и линзы (если рекомендованы врачом, используются постоянно для защиты глаз и сохранения оставшегося зрения);
проветривание помещения и регулирование освещения (доступ естественного освещения и искусственное освещение специальными лампами).
5. Психологическое сопровождение. Эта составляющая важна для снятия тревоги и беспокойства, возникающих у детей с серьезными зрительными трудностями:
Арт-терапевтические сеансы (рисование пальцами красками, пластилином, песком и водой развивает чувственность рук и зрительное восприятие).
Музыкальные занятия (восприятие ритма и мелодий оказывает благотворное влияние на нервно-психическое состояние).
Оценка эффективности проводимых мероприятий осуществляется посредством наблюдения педагогов, анализа поведения детей, результатов диагностики уровня развития, консультации психолога и учителя-дефектолога и учителя-логопеда. Полученная информация позволяет своевременно вносить изменения в программу воспитания и обучения.
Чтобы добиться максимальной пользы от режимных моментов, необходимо:
применять индивидуальный подход к каждому ребенку;
привлекать семью к участию в режиме дня;
следить за своевременностью смены видов деятельности.;
работать над формированием позитивного отношения к выполнению обязанностей.
Таким образом, организация правильного режима дня является основой коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Грамотно спланированный и систематически выполняемый распорядок дня создаёт оптимальные условия для всестороннего развития ребёнка, улучшения его общего самочувствия и повышения социальной адаптации.
Литература
Баранова Г. А., Борисова А. Н., Самошкина О. В. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации компенсирующего вида: учебно-методическое пособие. Тула: Изд-во ТулГУ, 2019.
Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2017.
Варенова Т. В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями: учебно-методическое пособие. М.: Форум, 2015.
Лизунова Л. Р. Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ: программно-методическое пособие. Пермь: ОТ и ДО, 2010.
Новикова Е.А. Основы дефектологии. Методическое руководство для учителей и воспитателей специальных учреждений. Минск, 2005 г.