Проект «Рисуем музыку»
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
1. НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА «РИСУЕМ МУЗЫКУ»
2. АКТУАЛЬНОСТЬ
Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребёнка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Приобщение к искусству вводит ребёнка в мир волнующих и радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни. Безусловно, искусство должно являться стержневым компонентом современного дошкольного образовательного процесса, так как именно оно наиболее эффективно влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации.
Искусство – важнейший компонент духовной культуры, который включает в себя литературу, живопись, музыку, театр. Все эти виды связаны и переплетаются между собой особыми узами, глубоко внутренними, имея под собой одну и ту же основу – многообразные проявления природы. Для того чтобы формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» и «оживить» картину, музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций. Каждая встреча ребёнка с прекрасным имеет большое значение в формировании его чувств и сопричастности к миру. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно формирование творчески активной личности. Одним из важных условий, от которых зависит успешность приобщения дошкольников к эстетическим ценностям, является руководство педагога. Оценив значимость данной проблемы, мы разработали проект «Рисуем музыку».
3. ЦЕЛЬ: Приобщение детей среднего и старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей.
ЗАДАЧИ:
1. Учить слушать и понимать музыку.
2. Учить определять характер музыки, ее настроение.
3. Развивать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения.
4. Знакомить с творчеством композиторов (П.И.Чайковский, С. Прокофьев, А Вивальди, Г.Свиридов).
5. Учить воплощать музыку в рисунках, передавая настроение музыки, подбирая соответствующую цветовую гамму.
6. Развивать мышление и воображение, познавательную активность.
7. Развивать детское художественное творчество, эстетическое восприятие
8. Поощрять инициативу, самостоятельность
4.ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- изучить и проанализировать научно – методическую литературу
- подготовить рассказы, беседы, пояснения и вопросы по данной теме
-обновить и пополнить дидактические игры
- подготовить репродукции картин, пособие.
- подобрать музыкальные произведения.
5. ТИП ПРОЕКТА: долгосрочный, творческий.
6. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ: с сентября 2016г. по май 2017 г.
7. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
- дети среднего и старшего дошкольного возраста (группы «Смородинка», «Вишенка», «Малинка»
- воспитатели – Говердовская О.Н., Алешина Н.В., Яковлева Н.Н., Ляпина И.А., Ребрей Н.В.
8. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
«Та страна, которая будет учить своих детей искусству, превзойдет все остальные» (Д. Дидро).
1. Накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями.
2. Умение детей через рисунок понять и представить музыкальный образ и содержание музыкального произведения.
3. Умение словами рассказывать про услышанную музыку.
4. Умение воспринимать музыкально-художественный образ, узнавать мелодию по отдельным фрагментам произведения.
5. Умение детей отражать свои впечатления в рисунке.
6. Образная речь, активный словарь должен пополняться новыми словами.
7. Привлечение родителей к слушанию классической музыки дома и рисование рисунков вместе с детьми по мотивам музыкальных произведений.
Мы уверены, что проводимая работа в дошкольном учреждении позволит развить и воспитать:
- интерес детей к классической музыке, изобразительному искусству;
- эмоционально-ценностное отношение к искусству,
- умение всматриваться в произведение искусства и анализировать его содержание;
- умение отражать впечатления о персонажах художественных произведений в рисунке;
- создаст наиболее благоприятный климат в детском коллективе;
-обеспечит условия для общения, диалога и достижения взаимопонимания между участниками проекта.
Предполагаем, что проект «Рисуем музыку» продолжит свою деятельность через:
расширение связей с учреждениями социально-культурного назначения (музеи, библиотеки и т.п.) – совместные творческие проекты.
9.АВТОР ПРОЕКТА: Музыкальный руководитель Федькова Вероника Александровна
В соответствии с поставленной целью и задачами проекта, мы определили следующие основные этапы:
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды) |
Взаимодействие с родителями |
Подготовительный (мотивационный) |
|||
Игровая деятельность: сюжетно – ролевые игры (« В музее»), дидактические игры («Найди отличие», «Найди пару», «Что лишнее?»). Музыкальная деятельность (приобщение детей к искусству, развитие поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, формирование песенного, музыкального вкуса) Исследовательская деятельность (развитие воображения и творческой активности). Изобразительная деятельность (совершенствование умений в рисовании, аппликации). Ознакомление с миром природы (воспитание любви к природе, желание беречь ее).
|
Подвижные игры, упражнения, рассказы по репродукции картины , иллюстраций, мультфильмов и видеофильмов, обсуждение о прослушанной музыки, |
Данная среда была обогащена красками, фломастерами, бумагой разного формата и цвета, природным материалом для аппликаций. Проходило разучивание танцевальных движений, соответствующие характеру музыки, знакомство с сезонными песнями. Рассматривание репродукций картин (И.Шишкина, И.Левитана, А Саврасова, С. Писахова, С. Борисова),, иллюстраций. просмотр видеозаписей с зарисовками пейзажей и слушание музыкальных произведений (П.И. Чайковского, А. Вивальди, С. Прокофьева). |
Знакомство с проектом, планом проведения мероприятий. Участие в сборе художественной литературы по данной теме ( выдающиеся композиторы, художники) Участие в создании «мини- галереи» ( картин о природе, портретов композиторов, художников).
|
Основной (проблемно-деятельностный) |
|||
Исследовательская деятельность ( смешивание красок, получение нового оттенка). Продуктивная деятельность: аппликация из геометрических фигур ( «Веселая и грустная музыка») Рисование красками, карандашами по заданной теме, рисование детей по желанию. Музыкальная деятельность ( реализация самостоятельной творческой деятельности детей, удовлетворение в потребности в самовыражении). Театрализованная деятельность ( имитация движений животных, птиц, инсценировка «Танца осенних листьев», «Серебристые снежинки», «Вальс»). Слушание музыкальных произведений на тему времена года, разучивание песен, знакомство с творчеством поэтов, заучивание стихов, чтение загадок, пословиц, поговорок. Музыкально-дидактические, подвижные и развивающие игры. |
Проведение бесед, наблюдения на прогулке за сезонными изменениями и явлениями природы.. Рассказы по картине. Моделирующие игры и игры-драматизации. |
Самостоятельное исполнение танцевальных композиций и импровизаций, в соответствии с характером музыки, исполнение разученных песен, чтение заученных стихов, рисование по желанию. Игры-импровизации, дидактические игры, самостоятельная работа в уголке театра. |
Повторение стихов и текстов песен, подготовка атрибутов к развлечению, костюмов. |
Заключительный (творческий) |
|||
Развлечение « Сказки музыкального королевства » |
Выставка рисунков детского творчества на тему «Как я вижу музыку» |
Помощь в организации и проведении выставки рисунков детей, активное участие в развлечении. |
ПРОДУКТ ПРОЕКТА