12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ирина новикова1150
Россия, Тульская обл., Тула

Родительский всевобуч. Мастер-класс на тему «Увлекательный мир шахмат».

(слайд 1: заставка)

Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада встрече с Вами! Как Вы, наверное, знаете, в группе, которую посещают Ваши дети реализуется региональный проект «Современные дети», где я веду работу по модулю «Шахматы и дети». В начале учебного года проводилось анкетирование о шахматном образовании дошкольников, по итогам которого выяснили, что данная тема Вас интересует, и практически все желают, чтобы в детском саду детей научили играть в шахматы.

А что сейчас Вы думаете, нужно ли обучать шахматам дошкольников? Есть ли от этого польза и какая? (ответы родителей).

Да, польза игры в шахматы для дошкольников неоспорима. Эта игра не только доставляет детям много радости, удовольствия, но и развивает их умственные способности, укрепляет память, развивает воображение, находчивость, сообразительность, воспитывает дисциплинированность, усидчивость. Кроме того, дети учатся ориентироваться на плоскости, рассуждать, сравнивать, обобщать. Шахматы - хорошая подготовка к школе. Не секрет, что, придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность, умение рассчитывать время. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам. Непоседы становятся спокойнее, уравновешеннее, могут дольше сосредоточиться на одном виде деятельности.

«Шахматы – море фантастики. Это не просто игра.

Шахматы – это гимнастика Памяти, воли, ума!»

И педагогические и физиологические исследования ученых всего мира подтверждают, что обучение игре в шахматы необходимо начинать именно в дошкольном детстве. А многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой как раз в дошкольном возрасте: Анатолий Карпов – в 4 года, Майя Чибурданидзе – в 5 лет, Гари Каспаров и Борис Спасский – в 6-летнем возрасте, Александр Алехин и Михаил Таль – к 7 годам.

Признаюсь, что, начиная работу по обучению детей игре в шахматы, моей целью было не воспитать великих гроссмейстеров-чемпионов, а познакомить детей с историей возникновения шахмат, помочь освоить основные шахматные понятия, сформировать устойчивый интерес детей к этой мудрой, увлекательной игре. И к концу учебного года ребята многого достигли: они знают историю игры в шахматы (от чатуранги к шатранджу), возможности фигур, интересные факты о них, строение шахматной доски, хорошо ориентируются на плоскости, выучили фигуры и научились правильно расставлять их в начальное положение, определять местоположение фигуры на шахматном поле, правильно ходить каждой фигурой; некоторые ребята в свободное время самостоятельно разыгрывают шахматную партию от начала до конца, соблюдая правила игры.

Шахматная игра - увлекательное занятие для детей. Ведь на шахматной доске сражаются два войска - белые и чёрные. В каждом войске есть главный - король. Его помощник - ферзь (учёный, мудрец в переводе с арабского). Ладьи - башни, слоны, кони и маленькие пешки, которые в награду за их храбрость и терпеливость могут превращаться в другие фигуры. Играя в шахматы, дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям.

Весь процесс обучения шахматам строится у нас на увлекательной игре. Только таким образом дошкольник осваивает материал, не теряет к нему живого интереса.

Уважаемые родители, я хочу на практике показать некоторые игровые приемы, которые использую в работе по обучению детей игре в шахматы и предлагаю Вам отправиться в страну шахматных чудес, в Шахматное королевство!

(слайд 2: картинка Шахматное королевство)

Здесь Король с Королевой живут без корон Ладья без весел, без хобота слон, Конь без копыт, седла и уздечки А рядовые - не человечки.

Чтобы наше путешествие было удачным, нам нужен путеводитель. А путеводителем для нас станет шахматная доска. На этой доске происходят все шахматные события. На доске идет игра. Два противника - партнера играют в шахматы.

Описание и рассматривание настольной шахматной доски на столе и на интерактивной доске.

- Посмотрите внимательно на шахматную доску (большая настольная шахматная доска, рядом шахматные фигуры) и скажите, из чего она состоит (ответы). Да, на шахматной доске чередуются поля черного и белого цвета, их 64. Есть буквы и цифры. Важно правильно положить доску так, чтобы угловое поле справа было белым:

Доску правильно клади,

На углы всегда гляди,

Чтоб у правого угла

Клетка белая была! 

Мы с ребятами обычно фантазируем и представляем шахматную доску как город, в котором есть проспекты, улицы и переулки, по которым передвигаются шахматные фигуры.

(Слайд 3: вертикали, горизонталиЕсли внимательно посмотреть, то на доске можно увидеть дорожки – линии, по которым передвигаются шахматные фигуры. Эти линии - дорожки проходят по доске в разных направлениях. Слева - направо – горизонтали. Снизу - вверх – вертикали. На горизонталях и вертикалях клеточки чередуются - белая, черная и т. д.

(слайд 4: диагонали, центр)  Наискосок идут диагонали. На них поля одного цвета: или белые или черные. Диагонали из 8 клеточек (полей) называют большими.

  На доске есть центр - четыре клетки (поля) в середине доски называют - турнир. Центр доски очень важен для шахматного сражения. Кто владеет центром, тот хозяин положения. Любая фигура, стоящая в центре сильней, чем фигура, которая ютится на краю доски, тем более, в углу.

(слайд 5)  Каждое поле имеет свое название и обозначается:

по горизонтали латинскими буквами от А до Н;

по вертикали цифрами от 1 до 8.

Чтобы запомнить латинские буквы по порядку мы с ребятами выучили считалку: «Артисту Биму Циркуль Дашь Его Фамилия Же а-Ш»

А теперь познакомимся с обитателями Шахматного Королевства. Его населяют фигуры и пешки, у каждой из которых свой характер и способ передвижения по шахматной доске. Фигуры и пешки – белые и черные. Они могут быть белыми и коричневыми, белыми и зелеными, но всегда называются: белые и черные.

Итак, начнем знакомство. Прошу любить и жаловать – пешка. Пешек восемь, они занимают вторую горизонталь и закрывают собой все шахматное войско (ставим пешек на шахматную доску)

(слайд 6: как пешка может передвигаться по шахматной доске) Пешка может за один ход продвинуться на одно поле прямо вперед, а при первом ходе на два поля. Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже – ферзя. Секрет в том, что любая пешка может превратиться ферзя, хоть фигурой и не является! Не фигура, а насмешка эта маленькая пешка.

Переходим к фигурам.

Мы могли на ней бы плыть

С русским князем по воде,

Но позволено ходить

И по клеточкам… (ладье)

Это ладья (ставим на шахматную доску). Ладья может за ход продвинуться на любое количество полей вперед или назад, влево или вправо, по вертикали или по горизонтали (слайд 7: как ладья может передвигаться по шахматной доске).

Чтобы легче было запомнить ход следующей фигуры ребята выучили такие слова: «Прыг, скок - и в бок!». Вы догадались, что это за фигура? Правильно, конь (слайд 8: как конь может передвигаться по шахматной доске). Конь продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо. Он может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры и пешки.

Прыгает Конь, подковы звяк!

Необычен каждый шаг:

Буква «Г» и так и сяк.

Получается зигзаг.

О следующей фигуре отгадайте загадку: «Обитает не в саванне, И не так огромен он, Но такое же названье У фигуры этой - … (слон)

(слайд 9: как слон может передвигаться по шахматной доске). Слон может передвигаться на любое количество полей по диагонали. Существуют белопольные и чернопольные слоны, которые передвигаются только по белым или только по черным полям.

(слайд 10: как Ферзь может передвигаться по шахматной доске). Позвольте представить – советник короля – ферзь. Ферзь – самая сильная фигура шахматного войска. Ферзь любит свой цвет. Передвигается на любое количество полей в любом направлении. 

Он помощник короля.
У него своя игра:
В бой вступать он не спешит-
За позицией следит.
После конницы, слонов
Он начать войну готов.


(слайд 11: как Король может передвигаться по шахматной доске). И, наконец, король – самая главная фигура в королевстве. Его величество Король! Передвигается в любом направлении на одно поле. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим.

У него большая роль, А зовут его … Он войском правит,
Соблюдает много правил:
Он не ходит далеко
Шаг лишь делает всего.

Итак, наше знакомство с обитателями Шахматного королевства состоялось! Все фигуры и пешки заняли свои места и готовы к бою. Кстати, такое положение фигур перед началом партии называется начальным положением.

А правильно ли стоят фигуры, мы с ребятами обычно проверяем с помощью стихотворения:

«Я смотрю на первый ряд, по краям ладьи стоят.

Рядом вижу я коней, нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены наши храбрые слоны.

И еще два поля есть, а на них король и ферзь.

А теперь без спешки идут на место пешки».

Я думаю, теперь, когда Вы познакомились с шахматным королевством, сможете отгадать загадки из моей «Шахматной шкатулки». Принимаются любые ответы, правильные и неправильные (родители передают друг другу шкатулку, каждый достает и зачитывает загадку, остальные отгадывают).

- Как называются клетки на шахматной доске?

- Как называется положение шахматных фигур перед началом шахматной партии?

- Как ходит пешка?

- Какая фигура не может стоять рядом с такой же другого цвета и почему?

- Сколько линий на доске и как они называются?

- Где стоят ладьи на доске до начала игры?

- Какие слоны никогда не столкнуться?

- Между какими фигурами на доске стоит конь?

- Надеюсь, загадки не были для вас сложными. Спасибо за активность.

«Найди лишнее слово». (Диагональ, вертикаль, пересекаль, горизонталь).

С чем сравнивается ход коня? (С буквой – Г)

Король главная фигура в игре или сильная? (Главная).

А эта фигура самая маленькая как маленький солдат, но храбрый и отважный, ход в две клеточки она делает однажды. (пешка)

Эта фигура самая сильная, может  ходить и прямо, и наискосок.

Достаньте из мешочка на ощупь единственную фигуру, которая может перепрыгивать через свои и чужие фигуры.

 Жители шахматного королевства очень любят различные игры. Самая любимая игра у них «прятки». Я предлагаю Вам поиграть с ними. Найдите фигуру в мешочке на ощупь, угадайте и назовите ее.

Игра «Шахматный мешочек». Эта игра закрепляет у детей знания о шахматных фигурах, и одновременно способствует развитию мелкой моторики и сенсорного восприятия.

А вот и следующее задание: «Выбери шахматное слово»

Жираф, слон, бегемот, зебра.

Лодка, кораблик, парусник, ладья.

Луг, огород, поле, сад.

 Король, принц, принцесса, барон.

Корова, лошадь, конь, баран.

Шашка, пешка, кошка.

А какие фигуры спрятались в словах: оладьи, спешка, заслонка, коньки? (Ладьи, пешка, слон, конь). Молодцы!

Продолжаем наше путешествие по Шахматному королевству. Каждая фигура в Шахматном королевстве имеет свой адрес (стоит на определенном месте в начальном положении и меняет координаты на шахматной доске во время боя) (слайд 12: координаты на шахматной доске)

«Найди адрес фигуры». У каждого из вас на столе лежит домик, в котором живет шахматная фигура и написан ее адрес. Нужно найти свою фигуру и поставить на нужное поле (н-р, в моем домике живет белый конь, его адрес F3, где цифра, обозначает номер горизонтали, а буква - номер вертикали адресата: «Буква-нос, а цифра-хвост»).

В шахматах существует понятие - ценность шахматных фигур. И в нашем Шахматном королевстве каждая фигура имеет свою цену: она у всех фигур разная. Для того, чтобы ребятам было легче запомнить, какая фигура сколько стоит, у нас есть таблица-подсказка.

(слайд 13: таблица ценности фигур) Посмотрите, кто самый лёгкий? (пешка). Да, пешки самые маленькие, легкие, они шахматными фигурами не являются. Именно пешками измеряют ценность фигур. Пешка – это 1 шахматная монетка на шахматной доске.  Какая фигура стоит дороже всех? Правильно, это ферзь – он самый сильный. Сколько он стоит? (9 пешек). Ладья слабее ферзя, сколько он стоит? (5 пешек). Конь и слон примерно одинаковы по силе, сколько они стоят? (3 пешки).

Для более быстрого запоминания фигур и их ценности, мы разыгрываем шахматные сказки. Например, «Шахматная репка», сказка о репке знакома каждому малышу с раннего возраста. Давайте разыграем эту сказку.

Ставим на доску репку (игрушку или просто клубок) и начинаем рассказывать сказку, где самым старшим был дедка, а в нашем случае – король. Кто желает поучаствовать?

Итак, посадил король репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел король репку тянуть, тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал король ферзя… (И далее обыгрываем шахматные фигуры: желающие, выставляют их на доску по ходу сказки в порядке убывания (ладья – слон – конь – пешка, комментируя свои действия). Вот такая замечательная сказка у нас получилась!

Уважаемые друзья! Наше путешествие в Шахматное королевство подошло к концу. Сегодня Вы познакомились с некоторыми приемами, которые позволяют заинтересовать ребенка и привлечь его к этой замечательной игре и сможете играть с детьми дома.

Фото-презентация «Дети и шахматы»

Благодарю вас за внимание! Надеюсь, что представленная мною информация была вам интересна и полезна! Спасибо всем за участие!


презентация "Шахматы для родителейPPTX / 772.09 Кб





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.