Родительское собрание в подготовительной группе «Функциональная грамотность дошкольников»
Родительское собрание в подготовительной группе.
Тема: Функциональная грамотность дошкольников.
Цель: обеспечить педагогическую поддержку семьи и повышение компетенции родителей по формированию функциональной грамотности детей.
Задачи:
познакомить с понятием «функциональная грамотность», особенностями функционально грамотного человека;
вызвать интерес к развитию функциональных компетенций у детей, как фактору успешной социализации;
познакомить с образовательной деятельностью ДО по направлениям «Техно Град» и «Инфо Град» в рамках инновационного проекта «Югра»;
предложить способы взаимодействия родителей с детьми для развития умственных способностей дошкольников и подготовки к школьному обучению;
создать эмоционально-положительный настрой на совместную работу.
Участники: педагог, родители, воспитанники.
Форма проведения: мастер - класс
Повестка:
Что такое функциональная грамотность?
STEAM – технологии как способ развития креативного мышления. Практические задания.
Информационная грамотность – важнейший компонент функциональной грамотности. Практическое задание.
Рефлексия.
Разное.
Ход собрания:
Что такое функциональная грамотность?
1слайд
Воспитатель: Современный ребенок — это житель XXI века, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени, и, прежде всего, проникновение в повседневную жизнь информационных технологий, глубина распространения которых непрерывно увеличивается, а динамика внедрения ускоряется с течением времени. С самого рождения дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями.
Функционально грамотный человек – это человек, обладающий способностью использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функциональная грамотность связана с готовностью:
добывать знания
применять знания и умения
оценивать знания и умения
осуществлять саморазвитие
Одной из составляющих функциональной грамотности является креативное мышление. Остановимся на ней подробнее.
В ДОУ разработан инновационный проект «Югра». С двумя из них – «Техно Град» и «Инфо Град» вы сегодня познакомитесь.
STEAM – технология как способ развития креативного мышления. Практические задания.
Воспитатель: Направление «Техно Град» включает в своё содержание развитие математических понятий, робототехнику, конструктивную деятельность, которые способствуют развитию креативного мышления.
2 слайд
- В настоящее время приоритет отдаётся технической направленности, и чтобы наши дети выросли уникальными архитекторами, дизайнерами, мыслителями, творческими людьми, мы в своей работе стали применять STEАM – технологию.
STEАM обучение - это инновационная методика, это наука, технология, инженерия, искусство, математика. Эти дисциплины связаны друг с другом и развиваются синхронно. Мы рассмотрим два направления этой технологии.
3 слайд
- Предлагаю разгадать ребус по технологии Кроссенс и узнать одно из направлений. Обратите внимание на слайд.
(По кругу изображены предметы: обручи, геометрические фигуры, цифры, карточки с разными предметами), внутри пустой квадрат).
- Как вы думаете, что объединяет все эти предметы?
(Высказывания участников мастер – класса)
Воспитатель: Это царица наук – математика, одно из важнейших направлений STEAM – технологии.
4 слайд
- Палочки Кюизенера относятся к уникальной методике обучения детей математике, которая была разработана известным бельгийским ученым Джорджем Кюизенером.
5 слайд
- Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Что же собой они собой представляют? Это комплект цветных чисел, который состоит из пластмассовых призм десяти цветов и размеров. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной. С помощью палочек мы можем легко научить ребенка состав числа из двух меньших в пределах 10.
6 слайд
- Например: две палочки необходимо соединить, чтобы по длине они стали такие же, как желтая палочка.
Практическая часть – «Состав числа»
(родители совместно с детьми составляют число из двух меньших)
Воспитатель: Дети в буквальном смысле учатся «чувствовать» числа, то есть обучение проходит не через абстрактные понятия, которые для ребенка пока очень расплывчаты, а через практику.
7 слайд
- Также палочки Кюизенера используются при решении задач на сложение и вычитание. Использование Палочек Кюизенера в совместной и в самостоятельной игровой деятельности, повышает интерес детей к занятиям математикой, а также способствует развитию умственных способностей дошкольников.
Другое направление STEAM технологии так же узнаем с помощью ребуса.
8 слайд
(Применение технологии Кроссенс: по кругу изображены предметы, это карточки с изображением разных видов конструкторов, внутри пустой квадрат, в пустом квадрате появляется картинка: «LegoWeDo»).
Воспитатель: Как вы думаете, что объединяет все эти предметы? (Высказывания участников мастер – класса)
Воспитатель: Это конструирование – еще одно из направлений STEAM – технологии. В работе в этом направлении используются различные виды конструкторов: обычные, лего – конструкторы и современная игрушка - Робомышь. Робомышь является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников и позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры, формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности. На спинке Робомышии изображены стрелочки, они показывают направление в разные стороны. Обратите внимание на экран.
9 слайд
- Стрелочка голубого цвета - направление вперед, желтая – назад, оранжевая – влево, фиолетовая – вправо. Чтобы Робомышь начала двигаться, нажимаем на кнопку пуск – светло зеленого цвета. Каждое движение Робомыши - это один шаг, одна стрелочка. А теперь предлагаю попробовать поиграть с Робомышью, чтобы лично соприкоснуться с азами программирования.
Практическая часть – «Дойди до цели»
(освоение робомыши родителями)
Информационная грамотность – важнейший компонент функциональной грамотности. Практическое задание.
Воспитатель: А сейчас мы расскажем о втором направлении инновационного проекта, об Инфограде.
Информация играет важную роль в жизни человека. Используя разные источники, мы находим интересные факты, планируем свой отдых, маршрут до работы, определяем место для встречи с друзьями и т. д. При этом не меньшее значение имеет умение пользоваться доступными средствами получения информации. Особенно актуально формирование данного навыка на этапе подготовки ребенка к школе, когда дети учатся слушать, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию как необходимое условие обучения.
Информационная грамотность - это один из важнейших компонентов функциональной грамотности и основа обучения на протяжении всей жизни.
Овладение информационной грамотностью начинается уже в дошкольном возрасте. В детском саду используется тематический поиск информации о предмете исследования, т.е. поиск информации на определённую тему.
Давайте узнаем у детей, где и как они могут найти информацию по интересующей их теме? (ответы детей)
Воспитатель: Конечно, сначала они обращаются за нужной информацией к родителям. До появления интернета поиск нужной информации сводился к печатной продукции, когда дети совместно с родителями могли найти нужные сведения в энциклопедиях, словарях, познавательных книгах, журналах, газетах, или к прослушиванию познавательных радиопередач и просмотру познавательных телепередач, а так же посещению библиотек или музеев.
С появлением интернета и внедрением в повседневную жизнь цифровых технологий поиск нужной информации многократно облегчился. Теперь дети, без помощи взрослых, могут осуществлять поиск в сети Интернет, находить и просматривать развивающие видео, познавательные мультфильмы, использовать голосовой поиск или помощь
Сейчас с помощью словесной игры мы проведём простейшую информационно-поисковую деятельность
(Детям задаются вопросы)
- Как можно узнать, холодно ли на улице или нет? (посмотреть на градусник за окном)
- Как можно узнать, сварилась картошка или нет? (потыкать вилкой или попробовать)
- Как можно узнать, высохла ли рубашка? (потрогать)
- Как можно узнать, сладкий ли чай? (попробовать)
- Как можно узнать, пишет фломастер или нет? (попробовать писать)
- Как можно узнать, крепко ли завязана веревка? (потянуть)
- Как можно узнать, есть ли вода в стакане? (посмотреть)
- Как можно узнать, есть ли мячик в закрытой коробке? (потрясти)
- Как можно узнать, есть ли кто дома? (позвонить в дверь или по телефону)
- Как можно узнать, как работает ли пылесос? (включить)
- Как можно узнать, одинаковой длины полоски нарисованы? (измерить линейкой)
Воспитатель: Такая игра не только поможет найти варианты ответов на предложенные вопросы, но и послужит своеобразным мотиватором к самостоятельному поиску нужной информации уже в дошкольном возрасте.
А сейчас давайте проведём эксперимент. Трём участникам (детям) завязываем глаза. Одному предстоит определить на вкус предмет. Второму нужно узнать предмет, понюхав его. Третьему - на ощупь угадать предмет.
(В ходе эксперимента дошкольники определяют объект исследования. Во всех случаях узнаваемым предметом был апельсин)
Воспитатель: С помощью данного эксперимента мы получили информацию о предмете. «Информация» – это те знания или совокупность каких-либо сведений, которые мы уже знаем или можем узнать о чём-то. Обычно, информация воспринимается нашими органами чувств.
10 слайд
- Это: глаза, уши, нос, рот, разные ощущения тела и с помощью органов чувств. В ходе проведённого эксперимента помогли вспомнить информацию о знакомом предмете нос, рот и тактильные ощущения рук, т.е. прикосновение.
11 слайд
- В нашей группе ещё не все дети умеют читать. Но это не помешало нам осуществить простейшую информационно-поисковую деятельность, когда по обложке, дети смогли примерно определить содержание книги. В этом случае нам помогли глаза. Используя это умение ребёнок, придя в библиотеку, самостоятельно сможет найти книгу с нужной информацией. А прочитать её в дальнейшем ему поможет взрослый.
Воспитатель: Приведём ещё один пример поиска информации. Ребятам был задан вопрос: «В какой воде человеку легче научиться плавать, в пресной или солёной?» Ребята предположили, что в солёной воде, но уверенности в своей правоте у них не было.
12 слайд
- Чтобы проверить их предположение, мы провели опыт, посмотрели познавательное видео и убедились в правоте их мнения. Так с помощью опытнеческой деятельности мы добыли информацию на интересующий вопрос.
Итак, необходимую информацию можно получать разными способами: спросить у взрослого, посмотреть видео, провести опыт и т.д.
- Сегодня мы предлагаем вам поработать в паре Ребёнок – Родитель и получить новую информацию с помощью схемы.
На первом этапе вы, родители, поможете ребёнку разобрать, понять схему, на втором этапе ребёнок постарается донести полученную информацию до окружающих. Все схемы посвящены жизненному циклу.
Чтобы понять, как построить свой ответ, в качестве примера я познакомлю вас с жизненным циклом муравьёв.
(Педагог по схеме рассказывает всем присутствующим жизненный цикл муравьёв):
Воспитатель: Все мы знаем кто такие муравьи, но, наверное, не все знают, как они появляются на свет и проживают свою жизнь. У муравьёв есть своя королева. Её ещё называют самка или матка. Всю свою жизнь, а это около 20 лет, она откладывает яйца. Примерно через месяц из этих яиц вылупляются личинки. Они беспомощны и практически неподвижны. Их опекают и кормят рабочие муравьи. Личинки увеличивается в размерах и после нескольких линек окукливаются. Через некоторое время из куколок появляются новые муравьи, которые через несколько часов окрашиваются в нормальный для своего вида цвет, но в размерах уже не увеличиваются.
Практическая часть – Работа по схемам «Жизненный цикл»
Работа в паре Родитель – ребёнок.
Сообщение детьми полученной информации
Воспитатель: совершённая деятельность является примером формирования функциональной грамотности через извлечение и осмысление информации с применением схем:
- создана учебная ситуация
- организовано мини исследование
- приобретен опыт успешной совместной деятельности
- учение детей происходило в общении, в совместном сотрудничестве, в паре «Родитель – Ребёнок».
- Благодарим вас за проделанную работу. Сегодняшнюю нашу встречу хочется закончить такими словами: «Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».
Рефлексия:
Воспитатель: Выберите и продолжите предложение:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило.
Общие вопросы.
Кияйкина Наталья Федоровна