Родительское собрание на тему «Жестокое и агрессивное поведение детей в подростковом возрасте» (6–9 классы)

9
0
Материал опубликован 26 January в группе

Родительское собрание "Жестокое и агрессивное поведение детей в подростковом возрасте". Профилактика буллинга, колумбайна в школе

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства школьников. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Ее проявляют не только подростки и взрослые, но даже малыши. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Обсуждение проблемы подростковой агрессии на родительском собрании не случайно. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, в сети Интернет.

Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственные качества ему предстоит приобрести. В возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка интенсивно начинают формироваться первые понятия и представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». У него возникают первые нравственные чувства – симпатия и сочувствие к окружающим людям, любовь к матери и отцу. На протяжении дошкольного возраста в него закладываются основы самых глубоких, сложных и важных человеческих чувств: честности, справедливости, чувства долга, любви и уважения. И чем старше ребенок становится, тем труднее воспитать в нем эти важные качества. До 5-летнего возраста для ребенка не имеет значения возраст человека при общении, он может играть и общаться со всеми на равных. Но дети старше этого возраста уже понимают, что люди могут быть молодыми, старшими и пожилыми. А вот как строить с ними отношения они еще не знают, этому их должны научить родители.

Переходный возраст – настоящее испытание для детей и родителей. Часто к перепадам настроения, замкнутости присоединяется агрессивное поведение. Родителям нужно знать причины появления подростковой агрессии, методы борьбы и профилактики. Это поможет избежать серьезных проблем, уберечь неустойчивую психику ребенка от саморазрушения.

Подростковый возраст – критический период в развитии ребенка. Этот период характеризуется бурными процессами физиологического созревания, которые способствуют эмоциональной нестабильности, что увеличивает риск аномалий личностного реагирования. Особенно значимыми становятся общение со сверстниками, принадлежность к группе и усвоение моделей лидерства. Психологическими особенностями подросткового кризиса можно назвать: негативизм, отрицание авторитетов, пренебрежение к мнению взрослых и т.д. В этот же период происходят обретение самосознания, принятие себя как личности. Как подростки будут справляться с новыми требованиями взрослой жизни, новыми социальными ролями определяется развитием их личности в предыдущие годы, их багажом, накопленным в период детства, т.е. успешностью или неуспешностью социализации.

Подростковая агрессия – своеобразная просьба о помощи. В силу возрастных особенностей ребенок еще не умеет выражать ее иначе. Спокойствие, терпение, личный пример помогут пережить родителям непростой период взросления детей. Начинать борьбу с агрессией нужно еще до наступления пубертатного периода. Если ребенок всегда чувствует себя любимым, полноценным членом семьи, для него агрессивное поведение будет просто неприемлемым.

Если проанализировать причины проявления агрессии, то они в первую очередь связаны с семьей. Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это - ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки мастерства агрессии. Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку.

Особенности агрессивного поведения:

действия носят деструктивный характер, противоречат законам, нормам поведения;

есть четкий мотив проявления агрессии;

дополнительные признаки – гнев, вспыльчивость, враждебность, склонность к физическому, психологическому насилию.

Слово «агрессивность» образовано от латинского aggressio – нападение. Агрессия - активная форма выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету.

Существует здоровая форма агрессии – здоровое упрямство, целеустремленность. Она помогает достичь целей, необходима для адаптации, защиты своих прав и личных границ.

Агрессия – действия, неправленые на объект, цель которых нанести физический, моральный вред. Дословно это слово переводится, как нападение. Это своеобразная реакция на стресс, фрустрацию, психологический или физический дискомфорт.

Агрессивность, к сожалению, заложена в каждом организме. Способность к агрессивному поведению унаследовано нами от наших предков. Когда-то, много веков и тысячелетий назад, агрессивность была проявлением защиты от разрушающих внешних факторов, позволяла человеку приспосабливаться и выживать. 

В процессе эволюции, с развитием цивилизованного общества потребность в агрессии для выживания резко уменьшилась. Поэтому в норме агрессивные инстинкты подавлены и не проявляются. Но это в норме. В случаях, когда нервная система начинает испытывать нагрузки, психика подвергается деформации, запускаются болезненные изменения и агрессивность может выливаться наружу.

Жестокость - разновидность агрессивного поведения, проявляющаяся в виде грубого и безжалостного отношения к окружающим. Жестокость, по мнению психологов, является следствием дефицита в эмоциональной сфере, сфере общения и планирования своего поведения и предвидения последствий своих действий.

И если агрессивность как более широкий по проявлениям феномен может быть болезненным симптомом, а может и временной обратимой реакцией здоровой психики; то жестокость часто оказывается признаком какого-либо заболевания нервной системы и психики.

Что происходит с психикой в подростковом возрасте?

В период в среднем с 10 до 18 лет развитие внутренних органов и систем приобретают качественные изменения, запускается гормональная перестройка, начинают проявляться новые социальные инстинкты, формируется сексуальное поведение. Все это отражается на психической сфере. Меняются практически все психические функции. 

Повышается внимание к вещам, которые ранее были не интересны. Возрастает нагрузка на эмоциональную и волевую сферу, из-за чего все труднее становится сдерживаться и приспосабливаться. Изменяется мышление и личностные особенности. Это способствует таким подростковым особенностям поведения как:

реакции протеста,

привлечение к себе внимания,

реализация неизрасходованной нормальным образом энергии,

нетерпимость.

Существует три способа проявления агрессии.

Открытая агрессия. Ее проявление очевидно и явно для окружающих. Самым естественным способом выявления гнева для многих считается возможность взорваться словесно или физически против ситуации или личности, которая вызвала раздражение.

Пассивная агрессия может выражаться в юморе, за которым слышен агрессивный намек для того, кому он был предназначен, хотя окружающие, возможно, ни о чем и не догадываются. Пассивные агрессоры могут распространять плохую молву, «забывать» выполнять обещания, отказываться от сотрудничества, отпускать унизительные или смущающие комментарии тогда, когда человек не может ответить. Пьянство, неуспеваемость - примеры сублимированных (сублима́ция — защитный механизм психики, представляющий собой способ снятия внутреннего напряжения) путей атаки или мести родителям, учителям, или кому-то, вызвавшему злобу.

Переадресованная агрессия направлена на невинного человека. Особенно опасна ситуация, когда подросток не в состоянии определить, кого нужно винить в ситуации, или когда этот объект находится вне пределов досягаемости. В результате жертвами агрессии становятся невинные, но доступные для этого люди.

Любое агрессивное или «плохое» поведение подростка – это сигнал внутреннего дискомфорта, и задача родителей – разобраться в причинах и помочь ребенку справиться с ситуацией.

Будем вместе выяснять причины и пути разрешения проблемы.

Вопрос: Что может послужить причиной гнева подростка? (Ответы родителей)

Причины подростковой агресcивности:

1

Одна из основных причин подростковой агрессивности - повышенное внимание к себе. Некоторые подростки не проявляют интереса к окружающим, даже не пытаются понять, что у каждого человека есть своё мнение и желания, которые могут отличаться от их собственных. Тогда окружающий мир становится враждебным и непонятным.

2

Окружающие интересуют подростка, только если он может получить от них какую-то выгоду. Они не умеют сопереживать или сочувствовать. В итоге их поведение бывает очень агрессивным, и в ответ они также становятся объектом агрессии.

3

Способ самоутверждения. В 13-15 лет ребенку важно признание сверстников. Подростки часто начинают совершать необдуманные поступки, чтобы его заметили друзья и одноклассники. Или стремятся подражать тому, кого считают своим кумиром.

4

Семейные проблемы часто приводят к всплеску агрессивности. Например, развод родителей или рождение младшего брата или сестры (ревность) может сделать подростка раздражительным. Ещё хуже, если один из членов семьи постоянно становится объектом агрессии. Так бывает в семьях, где отец пьёт и третирует близких. Как правило, сын копирует отношение отца к домашним и переносит его на сверстников. Для ребенка одинаково опасны гиперопека и недостаток внимания. Т.е. крайности в воспитании, жестокое воспитание.

5

Наследственность. В семьях, где предпочитают авторитарный стиль воспитания, где подростку отдают приказания и требуют безоговорочного их исполнения, подростки также проявляют повышенную агрессию во взаимоотношениях со сверстниками. Агрессия порождает агрессию.

6

На сознание подростка в большой степени и пагубно влияет информация, которую он получает из телевизионных передач, кинофильмов, слышит по радио.

7

Когда он выглядит неудачником в глазах класса, спортивной команды, группы сверстников или семьи. Механизм защиты. Подросток постоянно испытывает стресс, тревожность. Учеба, отношения с учителями, сверстниками, противоположным полом, родителями, неуверенность в себе. Все эти факторы расшатывают и без того неустойчивую психику. Ребенок становится агрессивным, потому что не знает других методов защиты. Желание привлечь внимание родителей, взрослых.

8

Если кто-то или что-то бросает вызов его власти над окружающими или ставит ее под сомнение, то есть когда он не может добиться своего, вынужден следовать школьным правилам или выполнять задание, которое “наводит на него тоску”.

9

Комплекс неполноценности, завышенная самооценка или неуверенность в себе, примитивность мышления, отсутствие интересов, ценностей. Агрессивные дети бедны духовно, у них низкий уровень интеллекта, они склоны к подражательству, внушаемы, грубы и озлоблены. Агрессия нередко развивается на фоне чувства вины, повышенной обидчивости, пессимизма и недоверия к людям.

10

Биологические аспекты. Юношеский максимализм, поиск себя, гормональная перестройка.

 

При классификации агрессивного поведения учитывают мотивы, вид воздействия, активность, направленность на объект.

Виды агрессии у подростков:

Физическая. Проявляется в виде хулиганства, вандализма в разных масштабах. Часто направлена на людей, животных.

Вербальная. Словесное нападение, угрозы, оскорбления.

Косвенная. Сплетни, сарказм, обсуждение за спиной человека.

Прямая. Различные приемы применяются непосредственно в адрес конкретного человека.

Агрессия-защита. Реакция на деструктивное поведение другого человека, группы людей.

Агрессия-провокация. Нанесение удара первым с целью получить определенную реакцию.

Экспрессивная форма. Нервные жесты, удары по предметам, гримасы и недовольное выражение лица, крик, ненормативная лексика.

Скрытая. Ребенок выглядит спокойным, но при этом игнорирует замечания и просьбы.

Опасна и аутоагрессия – агрессия направленная внутрь себя. У таких подростков часто наблюдается склонность к суициду, депрессии, они рано начинают курить, употреблять алкоголь и наркотические вещества.

Девочки чаще проявляют агрессию косвенно, вербально. Для мальчиков характерна физическая, открытая, прямая агрессия.

А сейчас я предлагаю посмотреть притчу «О гневе и заборе с гвоздями». Возможно, она поможет вам и вашему ребенку преодолевать свой гнев. https://www.youtube.com/watch?v=4515TK3nlS8

Что делать родителям

Даже взрослому человеку, любящему родителю сложно не сорваться в конфликтной ситуации. Если уровень раздражения высок, хочется закричать, для начала нужно посчитать про себя до 10, несколько раз сжать и раздать кулак. Это поможет немного успокоиться, не отвечать агрессией на агрессивное поведение подростка. Но и постоянно терпеть хамство не следует. Родителям нужно говорить ребенку о том, что его поведение и тон огорчают, сердят, растаивают. Необходимо отказаться продолжить разговор, если подросток не снижает тон.

Рекомендации для родителей подростков:

Постараться выяснить причину агрессивного поведения. Подростки способны одинаково бурно реагировать на серьезные проблемы, и различные мелочи. Нельзя говорить, что его проблема незначительная, ерундовая. Ребенок решит, что мама или папа его не понимают, безразлично относятся к его жизни. И еще больше замкнется.

Стараться решать проблемы вместе. Чтобы не случилось, ребенок всегда должен знать, что родители на его стороне. Что он всегда может поделиться неприятностями, получить совет и помощь. Родитель-друг – лучшая манера поведения матери, отца.

Проявлять больше внимания и любви. Но без фанатизма. Излишняя опека никому еще не пошла на пользу.

Объяснить последствия агрессивного поведения. Штрафы для родителей, учет в детской комнате.

Разговаривать на равных, как со взрослым человеком. Не обманывать, сдерживать обещания, или объяснять спокойно, почему сейчас, или вообще, сделать что-то невозможно.

Найти занятие для души. Спортивные секции, творческие студии, конкурсы, олимпиады. Все, что действительно может заинтересовать подростка, помоет ему самовыражаться, или выплескивать негативные эмоции без ущерба для окружающих.

Если подросток внезапно стал молчаливым, замкнутым, нелюдимым – велика вероятность того, что он стал объектом чужой агрессии, буллинга.

Если уровень агрессии достиг критического уровня, самостоятельные попытки привести ребенка в чувства не приносят результата, нужно обратиться к психологу. Ошибочно полагать, что подростковая агрессия пройдет по мере взросления. Этого не будет. Если игнорировать ситуацию, она только усугубится. Следствие – алкоголизм, наркомания, уголовная ответственность, самоубийство.

Чего делать не нужно

При появлении подростковой агрессии у многих родителей наступает ступор, они начинают совершать ошибки одну за другой. Что только усиливает агрессивное поведение.

Запрещенные приемы:

вторгаться в личное пространство;

усугублять конфликты криком, ссорами;

критиковать, негативно отзываться о действиях, чертах характера ребенка;

обсуждать с посторонними людьми плохое поведение подростка;

высмеивать физические недостатки;

постоянно акцентировать внимание на достоинствах других детей, занижать, недооценивать таланты собственного трудного подростка.

Да, родителям бывает сложно вовремя остановиться в споре. Но осознанное родительство – это постоянная работа над собой, своими ошибками.

Методы профилактики

Как предупредить агрессию у подростков:

Научить правильно решать конфликтные ситуации. Часто родители учат ребенка, обидели – нужно дать сдачу. Такой подход в подростковом возрасте выливается в агрессивное, неадекватное поведение.

Усиливать собственное «я» ребенка. Чаще интересоваться его мнением, не принимать за него решения. Это поможет в будущем избежать подражания кумиру.

Родители должны следить за своим поведением. Дети всегда перенимают манеру поведения людей, которые их окружают.

Никогда не прибегать к физическому наказанию.

Развивать положительные стороны агрессивности, препятствовать развитию негативных черт. Позитивные аспекты – упорство, активность, инициативность. Отрицательные – замкнутость, враждебность.

Ограничить просмотр фильмов, видео, компьютерных игр, в которых присутствуют сцены насилия.

Сдерживать стремление ребенка провоцировать ссоры с другими детьми. Ранние проявления агрессии – бормотание под нос, недоброжелательные взгляды, осуждение.

Учить ребенка проявлять и контролировать эмоции. Гнев, обида, ярость – это нормально. Но нужно выплескивать эмоции без вреда для окружающих.

Притча о двух волках: https://youtu.be/kzGmnEMzuwA

Чтобы уберечь ребенка от агрессивного поведения, родителям нужно начать с себя. Быть терпимее, спокойнее, не опекать излишне. Направить энергию ребенка в правильное русло. Спорт, танцы, языковые школы. Чем больше занят ребенок, тем меньше времени у него остается на всякие глупости.

Природа не терпит пустоты. Если мы не заполним душу ребенка чем-то добрым, найдется кто-то другой, который заполнит ее дурным.

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации