Родительское собрание на тему «Профориентация дома»

3
0
Материал опубликован 19 November 2015

Родительское собрание подготовлено Соловьевой Ириной Анатольевной г. Великие Луки МБОУ СОШ №2 в 4В классе.

Родительское собрание «Профориентация дома».

Цель:

  • Содействие учащимся в выборе предпочтений будущей профессии.

Задачи:

  • Выявить профессиональные предпочтения и учащихся и их родителей;
  • Ознакомить родителей класса с общей картиной выявленных интересов и предпочтений учащихся в ситуации предполагаемого выбора будущей профессии.

Предварительная подготовка:

1. Методика «Мои ценности» (изучение ценностей уч-ся класса).

Инструкция для уч-ся.

У каждого есть чистый лист бумаги, на котором нужно указать свой возраст и пол. Подписывать листы не обязательно.

Вам нужно из перечисленных ценностей, выбрать наиболее важные для себя. Для разных людей они имеют разное значение. Кому-то кажется очень важным, к примеру, иметь хорошую работу и карьеру, кому-то – уверенность в себе, для других – счастье близких людей и т.д. Это абсолютно нормально. К тому же многие ценности взаимосвязаны и взаимозаменяемы. С возрастом ценности могут меняться.

Прочитайте внимательно список и подумайте, что же для вас имеет самое большое значение.

Поставьте цифру 1, выберите из списка и напишите, что для вас наиболее ценно в жизни.

Затем поставьте цифру 2, также выберите то, что тоже важно, но немного меньше, чем первая ценность. И так далее.

В результате у вас получится свой список ценностей.

Список ценностей:

Хорошее образование

Хорошая работа и карьера

Счастья семье и близким

Слава

Деньги и богатство

Дружба

Достижения в искусстве, музыке, спорте

Хорошее здоровье

Красивая одежда, ювелирные украшения

Хороший дом, квартира

Сохранение жизни и природы на Земле

Благополучие государства.

Обработать данные можно с помощью таблицы.

Ценности

Номер ценности в ответах уч-ся

Сумма номеров (ранг)

Хорошее образование

1,4,8…

 

Хорошая работа и карьера

4,6,1…

 

Счастливая семья

4,9,3…

 

Графу «Ценности» составляет список, с которым работали уч-ся.

В графу «Номер ценности в ответах уч-ся» вносятся те номера (места), которые поставили эти ценности уч-ся в своих ответах.

Чтобы заполнить третью графу, подсчитайте сумму номеров, стоящих напротив каждой ценности. Чем меньше сумма, тем большую значимость имеет данная ценность для учащихся вашего класса.

Чтобы результаты были более наглядными, напишите еще раз список ценностей, поставив на первое место ту, которая получила наименьшую сумму номеров (она занимает первое место) и т.д.

2. Методика «Престижные профессии»

Учащимся предлагается продолжить следующие высказывания:

Я считаю, что сегодня в нашей стране самые престижные профессии, это…

В будущем я, наверное, получу профессию…, потому что…

3. Памятка для учащихся и их родителей по выбору профессии

(Памятка выведена на интерактивную доску и распечатана каждому).

1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.

2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.

3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.

4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.

5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.

6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.

7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.

8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.

9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.

10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

Ход собрания:

Вступительное слово классного руководителя.

Родительское собрание посвящено теме профориентации. Наши дети уже имеют какую-то сложившуюся систему ценностей, представления о своей будущей жизни. Также они должны понимать, что для достижения своих целей необходимо иметь хорошую профессию и образование. Важно беседовать с детьми о разных профессиях, рассказывать о своей профессии, чтобы дети имели представления о разных видах деятельности.

Анализ результатов методики «Мои ценности».

Жизненные ценности – основа воспитания, без их тщательного изучения и знания невозможно воспитывать детей. Но они только опора и основа для того, чтобы подрастающему человеку помочь подняться над обыденностью, найти позитивный смысл в этой жизни, дать толчок к духовному саморазвитию.

Давайте проанализируем, какие ценности преобладают среди детей нашего класса. (Классный руководитель анализирует результаты проведенной им методики. Далее приводятся полученные результаты. В каждом конкретном случае они немного отличаются:

Ответы уч-ся показали, что наиболее значимой ценностью для учащихся является…

При обсуждении этих результатов с учащимися выяснилось, что абсолютное большинство мечтает…

В большинстве исследований подтверждается ценность…)

Информация для родителей «Качества профессионала и современная социальная ситуация».

Полезное наблюдение делают социологи: почти все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в коллективе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность. Отсюда следует вывод, что в процессе работы по профессиональному самоопределению необходимо формировать у детей такие качества личности как: коммуникативность, дисциплинированность, эмоциональная устойчивость. Также желательно, чтобы дети приобретали опыт профессиональной деятельности.

Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Неизбежны и такие социально-экономические последствия рынка, как безработица, формирование новых хозяйственных структур (государственных и частных); необходимость переподготовки и переучивания кадров. Поэтому не все работники на протяжении трудовой жизни будут иметь постоянно оплачиваемую работу, связанную с одной и той де специальностью. Предстоит постоянно совершенствоваться в профессии, психологически готовиться к иному виду деятельности, проявляя предпринимательскую активность, уметь самореализоваться в разных видах общественных работ, выполняя функции «свободного носителя» социальных услуг.

Выделяют следующие характеристики современной социальной ситуации, которые необходимо учитывать при выборе профессии:

Динамичность мира профессий. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии «живут» сегодня лишь 5-15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости;

Смена монопрофессионализма полипрофессионализмом. Это значит, что человеку нужно стремиться к овладению не одной какой-либо профессий, а несколькими смежными профессиями.

Учащемуся, вступающему в жизнь, необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием, самовоспитанием. Поэтому одной из главных целей современного профессионального обучения является развитие у учащихся заинтересованности и потребности в самоизменении.

Анализ результатов методики «Престижные профессии».

Классный руководитель приводит обобщенные результаты, рассказывает родителям, какие профессии уч-ся считают наиболее престижными на сегодняшний день, какие профессии выбирают (пусть пока и предварительно) их дети и по каким причинам.

Информация для родителей «Как помочь ребенку правильно выбрать будущую профессию».

В процессе изучения различных школьных предметов выявляются склонности, способности, интересы ребенка: вполне естественно, что он успевает лучше по предметам, к изучению которых у него есть способности. Часто, опираясь на результаты успеваемости, уч-ся совершает соответствующий профессиональный выбор. Иногда на этот выбор существенное влияние оказывает и личность преподавателя. В любом случае требуется дополнительное изучение уч-ся своих способностей, интересов, желаний, потребностей с целью уточнения профессионального выбора.

Именно родители, ближайшие родственники оказывают наиболее существенное влияние на профессиональный выбор: школа и то содержание образования, которое предлагается в ней уч-ся, не являются, как это может показаться на первый взгляд, наиболее значимым фактором профессионального самоопределения своих детей.

Поэтому родители должны понимать всю ответственность за советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные своему ребенку.

Как правило, родители высоко оценивают значимость образования в современной жизни и активно формируют у своего ребенка стремление к высшему образованию. Многие родители понимают, что получение молодым человеком ресурсов в сфере образования в значительной степени обуславливает в дальнейшем его социальную мобильность, доступ к общественным благам. В развитом обществе освоение многих ролей, обретение определенных статусов практически детерминируется учебой, прохождением через формальные организации института образования.

Престижность высшего образования, независимо от форм его получения, в глазах россиян достаточно высока.

Пожелание родителям: изучите интересы, возможности, способности своего ребенка. Ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получения начального профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке детей после окончания основной школы.

При выборе профессии необходимо также иметь информацию о перспективах развития рынка труда, о наиболее востребованных в настоящее время профессиях и специальностях.

Нельзя оставить без внимания и такой фактор профессионального самоопределения как влияние сверстников. В силу возрастных особенностей для многих учащихся мнение сверстников становится более значимым, чем мнение родителей и учителей. Поэтому немало уч-ся выбирают профиль обучения, образовательное учреждение «заодно со своими друзьями». Дети выбирают углубленное изучение тех или иных предметов для того, чтобы у них с друзьями было одинаковое расписание уроков; чтобы потом вместе с другом поступать в один и тот же вуз и т.п.

Поэтому родителям при общении со своим ребенком необходимо учитывать в каждом конкретном случае степень влияния сверстников на решение сына (или дочери) о выборе профессии, а также насколько такое влияние является положительным. В любом случае обсуждение решения о профессиональном выборе должно обсуждаться очень тактично, нельзя отзываться негативно о его друзьях.

Подведение итогов собрания.

Проблема профессионального самоопределения волнует не только тех, кто «обдумывает житье», но и их родителей, педагогов, всех неравнодушных к судьбе учащихся.

Когда-то Н.К.Крупская правильно писала: «Только когда профессия по душе, когда у человека есть интерес к тому делу, которое он делает, когда он влюблен в свою работу, - тогда только он может черпать радость в своем труде, только тогда он может максимально повысить напряженность своего труда без переутомления, только тогда может дать он ценное в своей области труда».

Мы еще ни раз вернемся к этой теме и надеюсь, что памятки, которые вы унесете с сегодняшней встречи, помогут вам в осуществлении планов наших детей.

Решение собрания:

1.Провести классный час «Мир интересных и нужных профессий» с приглашением специалистов.
2. Беседы дома о профессиях и их особенностях.


Литература.

  1. http://www.prodlenka.org/
  2. Н.И.Дереклеева. Организация родительских собраний в 1-11 классах, М., 2000
  3. Н.И.Дереклеева. Справочник классного руководителя. «Вако», М., 2002
  4. В.И.Петрушин. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. Центр «Педагогический поиск», М., 2001
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Неоправдано выведение памятки на интерактивную доску: памятки розданы, обсуждения нет, каждый родитель изучает сам. Текст памятки направлен только на родителей, а в содержании разработки указано, что раздаются памятки родителям и УЧАЩИМСЯ. Зачем? Дети ещё достаточно малы, чтобы вникать в содержание этой памятки.

5 February 2016

Уместна ли ссылка на Н.К.Крупскую?

5 February 2016

Приятно, что учителя начальных классов интересует профориентация учащихся дома

6 February 2016