Родительское собрание на тему «Учебная мотивация»
Родительское собрание
«Учебная мотивация младших школьников»
Тема: Учебная мотивация младших школьников. Как её повысить?
Тема сегодняшнего собрания: учебная мотивация младших школьников. Как её повысить? (Слайд 1)В теме можно выделить два вопроса: что такое учебная мотивация младших школьников? и как её повысить? Для начала остановимся на первом вопросе. Что же такое учебная мотивация? (ответы родителей) Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Мотивы могут быть:
внешние — наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода, давление группы, ожидание будущих благ и т. д. Все они внешние к непосредственной цели учения. Знания и умения служат лишь средством для достижения других целей;
внутренние — интерес к своим знаниям, любознательность, стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность в активной и новой информации, т. е. все, что побуждает человека к учению как к своей цели.
Выделяются следующие категории мотивации учения, с которыми вы можете познакомиться на слайде. (Слайд 2)
Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету.
Обучение без личных интересов и выгод.
Обучение для социальной идентификации.
Обучение ради успеха или из-за боязни неудач.
Обучение по принуждению или под давлением.
Обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах.
Обучение для достижения цели в обыденной жизни.
Обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях.
Целью моей работы является выявление учебной мотивации младших школьников. Для реализации поставленной цели мною была организована исследовательская работа.
В качестве диагностического инструментария был выбран метод письменного опроса «Анкета по выявлению уровня учебной мотивации младших школьников» М.Р. Гинзбурга. (Приложение А) (Слайд 3)
Учащимся предлагаются неоконченные предложения и варианты ответов к ним. Время на заполнение анкеты – 5-7 минут.
Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты. Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов.
Таблица обработки результатов (Слайд 4)
Баллы суммируются, и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации учения.
Выделяются итоговые уровни мотивации школьников.
I - очень высокий уровень мотивации учения;
II - высокий уровень мотивации учения;
III - нормальный (средний) уровень мотивации учения;
IV - низкий уровень мотивации учения;
V - сниженный уровень мотивации учения.
Наглядно результаты исследования можно увидеть на гистограмме. (Слайд 5)
Результаты исследования и анализ гистограммы показал, что у 5 % детей, очень высокий уровень учебной мотивации, у 55% детей высокий уровень учебной мотивации, эти дети очень часто задают большое количество вопросов, направленных на знание не только фактического материала, но и теоретического. Самостоятельно выполняют учебные задачи.
У 25% детей активность и отвлекаемость находятся примерно в равных количествах, что говорит о среднем уровне познавательной мотивации. Эти дети интересуются лишь фактическим материалом и пытаются давать высказывания, имеющие целенаправленный характер. В выполнении самостоятельных заданий этим детям необходима помощь.
Низкий уровень составляет 15%. Отвлекаемость у детей превышает активность, что говорит о низком уровне познавательной мотивации обучения. Эти дети задают очень мало вопросов и часто эти вопросы не имеют целенаправленного познавательного характера, они. Чаще всего не могут выполнить самостоятельно задания.
Сниженного уровня познавательной мотивации не оказалось, это говорит о том, что в данном классе нет таких учащихся, у которых не сформировалось учебная деятельность и приёмы самостоятельного приобретения знаний.
В этом классе большую часть детей составляют дети с высоким уровнем познавательной мотивации.
Таким образом, проведенный анализ показывает, что уровень познавательной мотивации младших школьников 3 «Б» класса является достаточным для полноценного процесса обучения и для полноценного развития школьника.