Рабочая программа учебного предмета литературное чтение на родном (русском) языке для 3 класса
Департамент образования Администрации города Тюмени
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 52 города Тюмени
(МАОУ СОШ №52 города Тюмени)
РАССМОТРЕНО ШМО учителей начальных классов Руководитель ШМО _________ Кадырова О. И. Протокол №4 от От 31.05.2023 г | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ______Мустакимова С. Ч. «31» августа 2023 г | УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ №52 _________Манкаева А. З. Приказ №195-од от «31» августа 2023 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
литературное чтение на родном (русском) языке
для 3 класса
на 2023–2024 учебный год
Составитель: учитель начальных классов
Ромбаева Амина Хайруловна
Тюмень 2023
1.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА
Я и книги
Пишут не пером, а умом
Произведения, отражающие первый опыт «писательства».
Например:
В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»).
В. П. Крапивин. «Сказки Севки Глущенко» (глава «День рождения»).
Я взрослею
Жизнь дана на добрые дела
Пословицы о доброте.
Произведения, отражающие представление о доброте как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. Например:
Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй».
Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка».
Живи по совести
Пословицы о совести.
Произведения, отражающие представление о совести как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. Например:
П. В. Засодимский. «Гришина милостыня».
Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон».
Я и моя семья
В дружной семье и в холод тепло
Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях (лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, уважение к старшим). Например:
О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку».
А. Л. Решетов. «Зёрнышки спелых яблок» (фрагмент).
В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю
Детские фантазии
Произведения, отражающие значение мечты и фантазии для взросления, взаимодействие мира реального и мира фантастического. Например:
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»).
Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Родная страна во все времена сынами сильна
Люди земли Русской
Произведения о выдающихся представителях русского народа. Например:
О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент).
В. А. Бахревский. «Семён Дежнёв» (фрагмент). Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент). А. Н. Майков. «Ломоносов» (фрагмент).
От праздника к празднику .
Всякая душа празднику рада
Произведения о праздниках, значимых для русской культуры: Рождестве, Пасхе. Например:
Е. В. Григорьева. «Радость».
А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент).
С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).
О родной природе
Неразгаданная тайна — в чащах леса…
Поэтические представления русского народа о лесе, реке, тумане; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о лесе, реке, тумане. В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент). В. Д. Берестов. «У реки».
И. С. Никитин. «Лес».
К. Г. Паустовский. «Клад».
М. М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья».
И. П. Токмакова. «Туман».
Основные содержательные линии рабочей программы учебного предмета Литературное чтение на родном (русском) языке.
В программе учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть национально-культурную специфику русской литературы; взаимосвязь русского языка и русской литературы с историей России, с материальной и духовной культурой русского народа. Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иной родной язык и иную родную литературу, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Курс предназначен для расширения литературного и культурного кругозора младших школьников; произведения фольклора и русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения младших школьников, позволяют обеспечить знакомство младших школьников с ключевыми для национального сознания и русской культуры понятиями. Предложенные младшим школьникам для чтения и изучения произведения русской литературы отражают разные стороны духовной культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и др.).
В данной программе специфика курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» реализована благодаря:
а) отбору произведений, в которых отражается русский национальный характер, обычаи, традиции русского народа, духовные основы русской культуры;
б) вниманию к тем произведениям русских писателей, в которых отражается мир русского детства: особенности воспитания ребёнка в семье, его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, особенности восприятия ребёнком окружающего мира;
в) расширенному историко-культурному комментарию к произведениям, созданным во времена, отстоящие от современности; такой комментарий позволяет современному младшему школьнику лучше понять особенности истории и культуры народа, а также содержание произведений русской литературы.
Как часть предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке», учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)».
Изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры и коммуникативных умений. Оба курса объединяет культурно-исторический подход к представлению дидактического материала, на основе которого выстраиваются проблемно-тематические блоки программы. Каждый из проблемно-тематических блоков включает сопряжённые с ним ключевые понятия, отражающие духовную и материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи. Ещё одной общей чертой обоих курсов является концентрирование их содержания вокруг интересов и запросов ребёнка младшего школьного возраста, что находит отражение в специфике выбранных произведений.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
по литературному чтению на родном (русском языке).
Результаты изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты, представленные по основным направлениям воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение художественных произведений, отражающих историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений и фольклора;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в фольклорных и художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств, для выражения своего состояния и чувств; проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе с опорой на примеры художественных произведений;
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к чтению художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе круга чтения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Базовые логические действия:
сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;
объединять объекты (тексты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок, фразеологизмов;
находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при анализе текста, самостоятельно выделять учебные операции при анализе текстов;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного высказывания в соответствии с речевой ситуацией;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого смыслового анализа текста; формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного текстового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;
анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления результатов работы с текстами.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и ошибок, связанных с анализом текстов;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализу текстов;
находить ошибку, допущенную при работе с текстами;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском языке» в течение четырёх лет обучения должно обеспечить:
понимание родной русской литературы как национально-культурной ценности народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения русской литературы;
ориентировку в нравственном содержании прочитанного, соотнесение поступков героев с нравственными нормами, обоснование нравственной оценки поступков героев;
овладение элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов;
совершенствование читательских умений (чтение вслух и про себя, владение элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов);
применение опыта чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования (умения участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст, передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа, полного или краткого, составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения);
самостоятельный выбор интересующей литературы, обогащение собственного круга чтения;
использование справочных источников для получения дополнительной информации.
К концу обучения в 3 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы по литературному чтению на родном (русском языке):
осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
осознавать родную литературу как национально-культурную ценность народа, как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого), пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц;
пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения дополнительной информации.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем программы | К-о ч | ЭОР |
1 | Раздел 1. Мир детства -23ч . Я и книги. (6ч) Пишут не пером, а умом | 1 | |
2 | В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник) Произведения, отражающие первый детский опыт «писательства». | 1 | |
3 | И.Краева «Письмописательное искусство» | 1 | https://infourok.ru/pismopisatelnoe-iskusstvo-irina-kraeva-3-klass-5743093.html |
4 | В. П. Крапивин. «Сказки Севки Глущенко» (глава «День рождения») | 1 | |
5 | Т.В Толстая «Детство Лермонтова» | 1 | https://multiurok.ru/index.php/files/literaturnoe-chtenie-na-rodnom-russkom-iazyke-t-v.html |
6 | Проверочная работа по теме «Я и книги.» | 1 | |
7 | Я взрослею (7ч) Жизнь дана на добрые дела Пословицы о доброте. | 1 | prezentaciya-po-istokam-zhizn-dana-na-dobrye-dela-v-3-klasse-4204401.html |
8 | Л.Л.Яхнин «Последняя рубашка» Произведения, отражающие представление о доброте как нравственно этической ценности, значимой для национального русского сознания. | 1 | |
9 | Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй». | 1 | https://multiurok.ru/files/urok-literaturnogo-chteniia-na-rodnom-russkom-ia-3.html |
10 | Живи по совести Пословицы о совести. | 1 | https://videouroki.net/razrabotki/prezentatsiya-dlya-nachalnykh-klassov-sovest-i-raskayanie.html |
11 | П. В. Засодимский. «Гришина милостыня». | 1 | |
12 | П. В. Засодимский. «Гришина милостыня». | 1 | |
13 | Н. Г. Волкова. «ДребиДон» | 1 | |
14 | В дружной семье и в холод тепло. (5ч) В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент) | 1 | |
15 | Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях (лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, уважение к старшим). | 1 | https://yandex.ru/video/preview/17849499727105930754 |
16 | А. Л. Решетов. «Зёрнышки спелых яблок» (фрагмент). | 1 | https://multiurok.ru/index.php/files/urok-literaturnogo-chteniia-na-rodnom-iazyke-3-kla.html |
17 | О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку». | 1 | |
18 | В.Н. Куприн «Сушёная малина» | 1 | |
19 | Я фантазирую и мечтаю (5ч). Детские фантазии Произведения, отражающие значение мечты и фантазии для взросления, взаимодействие мира реального и мира фантастического. В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»). | 1 | |
20 | . Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент) | 1 | |
21 | В.П.Крапивин «Что такое стихия», | 1 | |
22 | Г.А.Скребицкий «Чему научила сказка» | 1 | |
23 | Проверочная работа по теме раздела «Мир детства» | 1 | https://infourok.ru/prezentaciya-po-vneklassnomu-chteniyu-po-rasskazam-gskrebickogo-1957938.html |
24 | Раздел 2. Россия – родина моя - 11ч. Родная страна во все времена сынами сильна. (3ч). Люди земли Русской Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей», О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент (фрагмент Произведения о выдающихся представителях русского народа. | 1 | |
25 | О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент). В. А. Бахревский. «Семён Дежнёв» (фрагмент | 1 | https://infourok.ru/prezentaciya-po-teme-uroka-okruzhayushego-mira-semyon-dezhnyov-5585786.html |
26 | А. Н. Майков. «Ломоносов» (фрагмент) | 1 | |
27 | . От праздника к празднику (4ч). Е. В. Григорьева. «Радость», Никитин-Волгин «Серебряная метель» Всякая душа празднику рада Произведения о праздниках, значимых для русской культуры: Рождестве, Пасхе. | 1 | https://урок.рф/presentation/16612.html |
28 | Е. В. Григорьева. «Радость», Никитин-Волгин «Серебряная метель» Всякая душа празднику рада Произведения о праздниках, значимых для русской культуры: Рождестве, Пасхе. | 1 | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2021/01/04/prezentatsiya-prazdniki-svyatoy-rusi |
29 | И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент). | 1 | https://infourok.ru/prezentaciya-pashalnye-kolokola-a-i-kuprin-6601727.html |
30 | С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент) | 1 | https://infourok.ru/test-po-rasskazu-s-chyornyj-pashalnyj-vizit-3-klass-6063896.html |
31 | О родной природе (4ч). В. Д. Берестов. «У реки». И. С. Никитин. «Лес». К. Г. Паустовский «Клад». Неразгаданная тайна — в чащах леса… Поэтические представления русского народа о лесе, реке, тумане; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. | 1 | https://dzen.ru/video/watch/61f4c1dac5027626448d0c76?f=d2d https://yandex.ru/video/preview/3916008580429513803 |
32 | И.П.Токмакова «Туман» М. М. Пришвин. «Как распускаются разные де- ревья | 1 | https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-valentin-grigorevich-rasputin-1937-2.html |
33 | В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент)..»Ночь тёмная тёмная» | 1 | |
34 | Проверочная работа по темам раздела «Россия -родина моя» | 1 | https://multiurok.ru/files/urok-prezentatsiia-po-literaturnomu-chteniiu-obosh.html |
Поурочное планирование по предмету литературное чтение на родном русском языке в 3 классе, 2023–2024 уч. год.
№ п/п | Тема урока | Кол-во ч. | Основное содержание | Формирование функциональной грамотности | Э(Ц)ОР | Дата по план. |
1 | 1раздел.Мир детства 23ч . Я и книги. 6ч. Пишут не пером, а умом | 1 | Чтение вслух и про себя отрывков из повестей о первом детском опыте написания дневников, стихотворений, рассказов. Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с опорой на контекст, морфемную структуру слова и дополнительные источники информации. Характеристика текста художественного произведения: ответы на вопросы по содержанию, определение мотивов поступков героев, объяснение их эмоционального состояния; сопоставление автобиографической повести и повести с вымышленными героями. Наблюдение: рассматривание иллюстраций, поиск в тексте отрывков, соответствующих предложенным иллюстрациям. Учебный диалог на основе проблемных вопросов к тексту, обсуждение историко-культурной информации, имеющей отношение к прочитанным произведениям. Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя | Находить специфическую информацию | | 7.09.2023 |
2 | В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник) Произведения, отражающие первый детский опыт «писательства». | 1 | Извлекать информацию, необходимую для выполнения задания по тексту Находить значение слов или фраз | | 14.09.2023 | |
3 | И.Краева «Письмописательное искусство» | 1 | Определять контекст, в котором разворачивается повествование | https://infourok.ru/pismopisatelnoe-iskusstvo-irina-kraeva-3-klass-5743093.html | 21.09.2023 | |
4 | В. П. Крапивин. «Сказки Севки Глущенко» (глава «День рождения») | 1 | Извлекать информацию, необходимую для выполнения задания по тексту | 28.09.2023 | ||
5 | Т.В Толстая «Детство Лермонтова» | 1 | Извлекать информацию, необходимую для выполнения задания по тексту | https://multiurok.ru/index.php/files/literaturnoe-chtenie-na-rodnom-russkom-iazyke-t-v.html | 5.10.2023 | |
6 | Проверочная работа по теме «Я и книги.» | 1 | Извлекать информацию, необходимую для выполнения задания по тексту фактический | | 12.10.2023 | |
7 | Я взрослею 7ч. Жизнь дана на добрые дела Пословицы о доброте. | 1 | Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с опорой на контекст, морфемную структуру слова и дополнительные источники информации; оценка точности авторских слов через сопоставление авторского выбора с синонимичными словами и выражениями. Характеристика текста художественного произведения: ответы на вопросы по содержанию; оценка поступков героев; определение ключевых идей произведения. Учебный диалог на основе проблемных вопросов к тексту. Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список книг в учебнике и рассказ учителя | Извлекать информацию, необходимую для выполнения задания по тексту фактический | prezentaciya-po-istokam-zhizn-dana-na-dobrye-dela-v-3-klasse-4204401.html | 19.10.2023 |
8 | Л.Л.Яхнин «Последняя рубашка» Произведения, отражающие представление о доброте как нравственно этической ценности, значимой для национального русского сознания. | 1 | Определять контекст, в котором разворачивается повествование | https://урок.рф/presentation/27662.html https://yandex.ru/video/preview/3342659204871477857 | 26.10.2023 | |
9 | Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй». | 1 | Извлекать информацию, необходимую для выполнения задания по тексту | https://multiurok.ru/files/urok-literaturnogo-chteniia-na-rodnom-russkom-ia-3.html | 9.11.2023 | |
10 | Живи по совести Пословицы о совести. П. В. Засодимский. «Гришина милостыня». | 1 | Чтение про себя: чтение произведений разных жанров; перечитывание текста с целью поиска информации для ответа на вопросы. Слушание текста: восприятие на слух фрагментов текста. Чтение вслух: чтение диалогов по ролям. Характеристика текста художественного произведения и характеристика героев произведения: ответы на вопросы по содержанию; определение мотивов поступков героев, объяснение их эмоционального состояния; оценка поступков героев; Объяснение смысла пословиц, соотнесение пословиц и заголовка раздела (работа в паре). | фактический | https://videouroki.net/razrabotki/prezentatsiya-dlya-nachalnykh-klassov-sovest-i-raskayanie.html | 16.11.2023 |
11 | П. В. Засодимский. «Гришина милостыня». | 1 | фактический | 25.11.2023 | ||
12 | Н. Г. Волкова. «ДребиДон» | 1 | Извлекать информацию, необходимую для выполнения задания по тексту | 30.11.2023 | ||
13 | В.Н. Крупин «Сушёная малина» | 1 | фактический | 7.12.2023 | ||
14 | В дружной семье и в холод тепло. 5ч. В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент) Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях | 1 | Слушание текста: восприятие текста, который читает учитель, ответы на вопросы к тексту, формулирование вопросов по содержанию воспринятого на слух текста. Чтение про себя: чтение текстов рассказов, фрагментов автобиографической повести, справочной информации. Чтение вслух: чтение по ролям небольшого рассказа; самостоятельное определение необходимого количества чтецов (работа в группе). Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с опорой на контекст, морфемную структуру слова и дополнительные источники информации; оценка точности авторских слов через сопоставление авторского выбора с синонимичными словами и выражениями. Характеристика произведения и его героев: ответы на вопросы по содержанию; определение мотивов поступков героев, объяснение их эмоционального состояния; оценка поступков героев; определение ключевых идей произведения; сравнение автобиографической повести и произведения с вымышленными героями, поиск общего и различного, определение отношений между героем и рассказчиком. Учебный диалог на основе проблемных вопросов к тексту; доказательство собственной точки зрения с опорой на текст. Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список книг в учебнике и рассказ учителя | Определять, каким образом можно применить информацию, представленную в тексте, в реальном мире | http://www.myshared.ru/slide/582194/ | 14.12.2023 |
15 | В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент) | 1 | Определять, каким образом можно применить информацию, представленную в тексте, в реальном мире | https://yandex.ru/video/preview/17849499727105930754 | 21.12.2023 | |
16 | А. Л. Решетов. «Зёрнышки спелых яблок» (фрагмент). | 1 | Оценивать завершенность текста Определять общее настроение текста | https://multiurok.ru/index.php/files/urok-literaturnogo-chteniia-na-rodnom-iazyke-3-kla.html | 28.12.2023 | |
17 | О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку». | 1 | Оценивать завершенность текста Определять общее настроение текста | | 11.01.2024 | |
18 | Обобщающий урок по теме «В дружной семье и в холод тепло» | 1 | Оценивать завершенность текста Определять общее настроение текста | | 18.01.2024 | |
19 | Я фантазирую и мечтаю 5ч. Детские фантазии Произведения, отражающие значение мечты и фантазии для взросления, взаимодействие мира реального и мира фантастического. В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»). . | 2 | Слушание текста: восприятие текста, который читает учитель, ответы на вопросы к тексту, формулирование вопросов по содержанию воспринятого на слух текста. Чтение про себя: чтение фрагментов повести, автобиографических воспоминаний, справочной информации историко-культурного характера, имеющей отношение к прочитанному произведению. Чтение вслух: чтение отдельных фрагментов по ролям. Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с опорой на контекст, морфемную структуру слова и дополнительные источники информации; оценка точности авторских слов через сопоставление авторского выбора с синонимичными словами и выражениями. Характеристика текста художественного произведения и его героев: ответы на вопросы по содержанию; характеристика героев; определение мотивов их поступков, объяснение их эмоционального состояния; оценка поступков героев; определение ключевых идей произведения; работа с иллюстративным материалом; поиск в тексте доказательства предложенных утверждений (работа в паре). Учебный диалог на основе текста. Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя | Определять, каким образом можно применить информацию, представленную в тексте, в реальном мире | | 25.01.2024 |
20 | Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент) | | Понимать идею (главную мысль) текста и его тему | 1.02.2024 | ||
21 | В.П.Крапивин «Что такое стихия», | 1 | Описать, какую роль играют языковые приемы, использованные в тексте | 8.02.2024 | ||
22 | Г.А.Скребицкий «Чему научила сказка» | 1 | Описать, какую роль играют языковые приемы, использованные в тексте (такие как метафоры и стиль текста) | 15.02.2024 | ||
23 | Г.А.Скребицкий «Чему научила сказка» | 1 | Извлекать информацию, необходимую для выполнения задания по тексту | https://infourok.ru/prezentaciya-po-vneklassnomu-chteniyu-po-rasskazam-gskrebickogo-1957938.html | 22.02.2024 | |
24 | Раздел 2. Россия – родина моя - 11ч Родная страна во все времена сынами сильна. (3ч) Люди земли Русской Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей». | 1 | Слушание текста: восприятие текста, который читает учитель, ответы на вопросы к тексту, формулирование вопросов по содержанию воспринятого на слух текста; сопоставление информации из прослушанного текста и содержания историко-культурного комментария. Чтение про себя: чтение фрагментов биографических повестей, справочной информации историко-культурного характера, имеющей отношение к прочитанным произведениям. Чтение вслух: выразительное чтение стихотворений Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с опорой на контекст, морфемную структуру слова и дополнительные источники информации; оценка точности авторских слов через сопоставление авторского выбора с синонимичными словами и выражениями. Характеристика текста художественного произведения и его героев: ответы на вопросы по содержанию; характеристика героев; определение мотивов их поступков, объяснение их эмоционального состояния; оценка поступков героев; определение ключевых идей произведения; работа с иллюстративным материалом; поиск в тексте доказательства предложенным утверждениям; сопоставление рассказа и стихотворения, объединённых одной темой. Пересказ отрывка из текста от лица одного из персонажей. Учебный диалог на основе текста. 6 Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя | Понимать идею (главную мысль) текста и его тему | | 29.02.2024 |
25 | . В. А. Бахревский. «Семён Дежнёв» (фрагмент) | 1 | Понимать идею (главную мысль) текста и его тему | https://infourok.ru/prezentaciya-po-teme-uroka-okruzhayushego-mira-semyon-dezhnyov-5585786.html | 7.03.2024 | |
26 | О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент) А. Н. Майков. «Ломоносов» (фрагмент) Произведения о выдающихся представителях русского народа. | 1 | Понимать идею (главную мысль) текста и его тему | https://yandex.ru/video/preview/10519881476321432626 | 14.03.2024 | |
27 | От праздника к празднику 4ч Никитин-Волгин «Серебряная метель» Всякая душа празднику рада Произведения о праздниках, значимых для русской культуры: Рождестве, Пасхе. | 1 | Слушание текста: восприятие текста, который читает учитель, ответы на вопросы к нему, формулирование вопросов по содержанию воспринятого на слух текста; сопоставление информации из прослушанного текста и историко-культурной справки. Чтение про себя: чтение фрагментов рассказов, справочной информации историко-культурного характера, имеющей отношение к прочитанным произведениям. Чтение вслух: выразительное чтение стихотворений. Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся, в том числе из числа размещённых в учебнике. Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с опорой на контекст, морфемную структуру слова и дополнительные источники информации. Характеристика текста художественного произведения и его героев: ответы на вопросы по содержанию; характеристика героев; определение мотивов их поступков, объяснение их эмоционального состояния; оценка поступков героев; определение ключевых идей произведения; работа с иллюстративным материалом; поиск в тексте доказательства предложенных утверждений; сопоставление рассказа и стихотворения, объединённых одной темой. Пересказ отрывка текста по плану. Учебный диалог на основе текста. Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя | Извлекать информацию, необходимую для выполнения задания по тексту | https://урок.рф/presentation/16612.html | 21.03.2024 |
28 | Е. В. Григорьева. «Радость», А.А.Коринфский «Христославы» | | Понимать идею (главную мысль) текста и его тему | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2021/01/04/prezentatsiya-prazdniki-svyatoy-rusi | 4.04.2024 | |
29 | И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент). | 2 | Извлекать информацию, необходимую для выполнения задания по тексту | https://infourok.ru/prezentaciya-pashalnye-kolokola-a-i-kuprin-6601727.html | 11.04.2024 | |
30 | С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент) | | Извлекать информацию, необходимую для выполнения задания по тексту | https://infourok.ru/test-po-rasskazu-s-chyornyj-pashalnyj-vizit-3-klass-6063896.html https://yandex.ru/video/preview/9828392184541772858 | 18.04.2024 | |
31 | О родной природе 4ч. И. С. Никитин. «Лес». К. Г. Паустовский «Клад». Неразгаданная тайна — в чащах леса… Поэтические представления русского народа о лесе, реке, тумане; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. | 1 | Слушание текста: восприятие текста, который читает учитель, ответы на вопросы, формулирование вопросов по содержанию воспринятого на слух текста Чтение про себя: чтение фрагментов рассказов, справочной информации историко-культурного характера, имеющей отношение к прочитанным произведениям. Чтение вслух: выразительное чтение стихотворений. Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся, в том числе из числа размещённых в учебнике. Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с опорой на контекст, морфемную структуру слова и дополнительные источники информации. Характеристика текста художественного произведения и его героев: сопоставление тематически близких произведений фольклора и русской литературы; поиск в тексте олицетворения; поиск синонимичных выражений в информационном и художественном текстах; сравнение стихотворений, написанных на одну тему. Работа в паре: выразительное чтение коротких текстов. Наблюдение: рассматривание репродукций картин, определение, подходит ли предложенная репродукция картины в качестве иллюстрации к стихотворению, обоснование своего мнения; подбор к рисункам (фотографиям) описаний из текста. Учебный диалог на основе текста. Проверочная работа. Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя | Описать, какую роль играют языковые приемы, использованные в тексте | https://dzen.ru/video/watch/61f4c1dac5027626448d0c76?f=d2d https://yandex.ru/video/preview/3916008580429513803 | 25.04.2024 |
32 | Течёт, течёт-не вытечет... М.М.Пришвин «Река», В.Г.Распутин «Горные речки» | 1 | Описать, какую роль играют языковые приемы, использованные в тексте | https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-valentin-grigorevich-rasputin-1937-2.html | 2.05.2024 | |
33 | Шёл седой старик туман... В. П. Астафьев. «Зорькина песня»(фрагмент), И.П.Токмакова «Туман» | 1 | Описать, какую роль играют языковые приемы, использованные в тексте | | 16.05.2024 | |
34 | Обобщающий урок по теме «Россия -родина моя». | 1 | Извлекать информацию, необходимую для выполнения задания по тексту | https://multiurok.ru/files/urok-prezentatsiia-po-literaturnomu-chteniiu-obosh.html |