Материал на проверке

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова»

0
0
Материал опубликован 8 January

Класс: 2 УМК "Школа России"

Конспект урока

Тема: Родственные (однокоренные) слова. Корень слов (первое представление).

Тип: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Задачи: 

Образовательные: 

познакомить учащихся с понятиями «родственные (однокоренные) слова», «корень» слова;

учить детей находить общую часть в словах (корень),

распознавать и подбирать родственные слова;

различать однокоренные слова и синонимы; обогащать словарный запас детей.

Развивающие: 

развивать наблюдательность, память;

совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог,

развивать монологическую речь.

Воспитательные: 

воспитывать любовь к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством;

Планируемые результаты:

Предметные:

- сформировать умение находить родственные слова и выделять общую часть.

- различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

- расширять словарный запас учащихся.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- организовывать своё рабочее место под руководством учителя;

- определять цель выполнения заданий на уроке  под руководством учителя;

- определять план выполнения заданий под руководством учителя;

- умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; 

- уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в учебнике;

-отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию;

-сравнивать слова по значению, написанию;

-определять тему;

-освоение элементов письменных букв;

-усвоение правил строений слова и предложения, графических форм букв.

Коммуникативные УУД:

-участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

-отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

-слушать и понимать речь других;

-участвовать в паре;

-умение объяснить свой выбор;

Личностные:

-формирование уважительного отношения к иному мнению;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, - - умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ресурсы урока:

основные:

Учебник  Канакина В.П. 2класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений с приложением  на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1/ В.П. Канакина, В. Г. Горецкий.-2-у изд.-М.: Просвещение, 2012.

дополнительные

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал (карточки с заданием).


ХОД УРОКА:

Организационный момент.

Учитель: Прозвенел сейчас звонок. 

Начинается урок.

Проверьте. Всё ль  у Вас в порядке?

Учебник, ручки и тетрадки.

Присаживайтесь на свои места. Начинаем работать.

(Регулятивные УУД: организовывать своё рабочее место под руководством учителя).

Актуализация необходимых (ранее изученных) знаний: 

Чистописание (Цель: формирование навыка каллиграфического письма).

У: Вспомним правила посадки и положения тетради при работе: (проговаривание правил поведения на уроке)

Я тетрадочку открою
 И с наклоном положу,
 Я от вас, друзья, не скрою,
 Ручку - прямо я держу.
 Сяду прямо, не согнусь,
 За работу я возьмусь.

Как обычно по традиции, нашу письменную работу начнём с орфографической минутки.

Откройте тетради, запишите число, классная работа. Назовите, какая буква занимает в русском алфавите 18  место. Давайте вспомним её написание. Анализ (заглавной, строчной) букв (Рр).

Какие словарные слова на букву Р вы уже знаете? Какое из этих слов обозначает - место, в котором мы родились и выросли?

Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните опасное место в слове.

Подберите к этому слову синонимы, антонимы. Можно воспользоваться словарём.

1. Создание проблемной ситуации:

Цель: формирование умения видеть проблемную ситуацию, находить способы её  решения.)

А теперь посмотрите на эти слова:

Родина – родной – родимый. 

Как можно назвать эту группу слов? Это антонимы? Синонимы?

2. Самоопределение к деятельности: (Цель: познакомить с новыми понятиями; зафиксировать новое знание в речи и умение его использовать на практике)

Как же называются такие слова, мы ответим чуть позже? В этом нам поможет разобраться небольшой рассказ. И таким образом, мы узнаем тему нашего урока.

Послушайте текст.

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.

- О! Здравствуйте! Вы кто?

- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

- А я ваша   тётка – гусеница.

У: Ребята, является ли гусеница тёткой гусю, гусыне и гусятам? Почему? Для этого обратимся к толковому словарю, и узнаем значение этих слов. (работа с толковым словарем)

У: Ребята, а как называют людей, которые по отношению к нам являются нашими родителями, тётями, братьями, сестрами..? (ответы детей) У каждого на этой планете есть своя семья, родные и близкие люди- родственники! У родственников обязательно есть что-то общее. Общие родители, бабушки, дедушки или сёстры и братья. Часто родственники друг на друга похожи внешне или по характеру. У слов тоже есть родственники. Они так и называются: родственные слова!

У: Оказывается не только у человека есть родственники, но и у слов. Кто же догадался, как будет называться наша тема урока?  Какая задача стоит перед нами на уроке?

3. Работа по теме урока: (Цель: организовать усвоение учениками нового.)

     У: Какие слова в  рассказе являются родственными? Почему? Запишите их в тетрадь. Обратите внимание на написание этих слов, что общего есть в этих словах?

Выделите общую часть простым карандашом сверху над каждым словом, вот таким знаком

Такое обозначение называют корень.  А слова с одним корнем однокоренные.

Формирование понятия «корень». Сказка.

Самая главная часть слова – корень. – Как? – спросите вы.– Разве у слова может быть корень? Это же не растение! А вот послушайте: Много-много лет назад появилось на свете слово лёт. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово лёт и стало оно расти Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова лёт .Все они на него похожи, и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло! Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов корнем. И правильно сделали: от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова, это самая важная часть слова. Т.к. общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова имеют другое название – однокоренные: у них один и тот же корень.

– А какой вывод из сказки мы можем сделать?

– Правильно! Слов без корня не бывает.

– Корень выделяется значком .

Давайте посмотрим в учебник и сделаем вывод: Какие слова называют родственными (однокоренными)?

Учебник стр. 58 «Обрати внимание».

У: Чтоб лучше разобраться, что такое родственные слова, выполним упражнение 80 стр.59

Какие из данных групп слов являются родственными словами:

Мама-сын-дедушка-тетя? Или Сын-сыночек-сынок-сынишка? Почему? Спишите родственные слова, выделите корень. Придумайте устно родственные слова к словам: мама, дедушка, тётя.

Сделаем вывод: Какие слова называются родственными? Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Закрепление изученного материала: (Цель: организовать работу над совершенствованием навыка находить родственные слова и выделять в них общую часть).

Задание по вариантам (1,2,3). Упражнение 78 стр. 59  Списать группу слов, доказать, что слова являются родственные.  Что нужно сделать, чтоб доказать, что слова являются родственными(однокоренными)?

Составление алгоритма.

1. Читаю слова.

2. Нахожу общую часть.

3. Определяю близкое по смыслу значение слов.

(Алгоритм записан на доске, аналогично разбирают остальные слова)

Итак, мы теперь знаем, что такое родственные слова. Проверим наши знания.

4. Рефлексия деятельности. (  Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности).

У: Перед Вами  на партах у каждого карточка с заданием. Нужно в каждом ряду зачеркнуть лишнее слово, оставить только родственные слова. Выделить корень.

Чайка, чайник, чай.

Море, моряк, морской.

Лиса, лисица, лесник.

Буря, ветерок, ветер.

Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Проверка выполненного задания Поставьте смайлик за работу.

5. Подведение итогов урока. Цель: выявление уровня усвоения и понимания нового материала.

- С какими новыми понятиями познакомились на уроке?

- Что нового узнали на уроке, чему учились?

- Что понравилось на уроке? Что было интересно? Что не понравилось на уроке?

- Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными?

6. Оценка деятельности учащихся.

У: Дорогие ребята, наш урок подошёл к концу. Вспомните свои впечатления на уроке. Закончите предложения:

- Мне было трудно:

- Я сомневался, когда:

- Мне понравилось:

- Я могу себя похвалить за, что:

Молодцы!



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.