Статья «Роль формирования исторической памяти в духовно-нравственном воспитании детей на примере личности Александра Невского»
РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ЛИЧНОСТИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Кондратова Наталья Вячеславовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа», п. Первомайский, Россия
Natasha160@mail.ru
Аннотация:В статье
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, Александр Невский, историческая память.
Современный мир предоставляет массу возможностей для получения знаний и проявления творческих способностей. И вместе с тем доступность и открытость информационного пространства иногда становится опасной для податливого сознания ребёнка. Детство — время, когда закладывается понимание моральных устоев в обществе. Проще говоря, ребёнок учится видеть добро, отвечать на него и одновременно противостоять злу.
Духовно-нравственное воспитание - освоение системы общечеловеческих и национальных культурных, духовных и нравственных ценностей, это сложный и многоплановый процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности ребёнка сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов. Он неотделим от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом.
Дети, впрочем, как и взрослые, постоянно стоят перед выбором, как поступить, быть на стороне добра, правды, справедливости, порой даже в ущерб своим личным интересам, или пойти менее тернистым путём, врать, раздражаться по поводу и без, не прощать обиды, не уважать других людей, думать только о себе и своей выгоде и прочее.
Помочь ребёнку сделать правильный выбор – задача взрослых, родителей, педагогов. В моей педагогической деятельности – это основная задача. Дети открыты и готовы окунуться в мир знаний с головой, и важной задачей начального образования, в частности, считаю наполнить юные умы, души и сердца только хорошим, дать правильные ориентиры в жизни. Как это можно сделать?! Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребёнком.
Нам предстоит выстраивать духовно-нравственную преемственность, восстанавливать и укреплять историческую память нового поколения, связанных с ней ценностей, нравственных ориентиров, отечественных народных традиций в общественной, семейной жизни и в воспитании детей.
И здесь не обойтись без преемства национальных идеалов – подвижников веры и благочестия, примеров святости, патриотизма, доблести и чести. Одним из ярких примеров в этом на протяжении многих веков для наших соотечественников служит святой благоверный великий князь Александр Невский – потомок и наследник легендарного княжеского рода Мономаховичей. Рода, который дал России 15 из 18 великих князей и 20 святых. Рода, вместившего в себя всю глубину христианского образа жизни и понимания, что власть означает служение Богу, своему народу. Своим примером Александр Невский задаёт нам образ воспитания цельной, духовно-нравственной личности – как христианина, семьянина и гражданина. Эти три составляющих и составляют основу педагогической деятельности, осуществимой в сотрудничестве семьи, школы и Церкви, родителей и педагогов и пастырей. Без их единомыслия и без подвижнического труда в заботе о детях недостижимо и воспитание цельной духовно наполненной личности.
В заключении хотелось бы отметить, что важно не упустить время, ведь дети младшего школьного возраста, наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию, а недостатки и перекосы этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью, и остаётся с нами на протяжении всей жизни, именно поэтому на нас, взрослых, лежит огромная ответственность за подрастающее поколение.
HE ROLE OF HISTORICAL MEMORY FORMATION IN THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF CHILDREN ON THE EXAMPLE OF ALEXANDER NEVSKY'S PERSONALITY
Kondratova Natalia Vyacheslavovna
Municipal budgetary educational institution "Pervomayskaya secondary school", Pervomaysky village, Russia
Natasha160@mail.ru
Abstract:
Key words: spiritual and moral education, Alexander Nevsky, historical memory.
The modern world provides a lot of opportunities for gaining knowledge and displaying creativity. And at the same time, the availability and openness of the information space sometimes becomes dangerous for the pliable consciousness of the child. Childhood is the time when the understanding of moral foundations in society is laid. Simply put, the child learns to see the good, respond to it, and at the same time resist the evil.
Spiritual and moral education is the development of a system of universal and national cultural, spiritual and moral values, this is a complex and multifaceted process of consistent expansion and strengthening of the value-semantic sphere of the individual, the formation of the child's ability to consciously build an attitude towards himself, other people, society, the state, the world in generally based on generally accepted moral standards and ethical ideals. It is inseparable from human life in all its fullness and contradictions, from the family, society, culture, humanity as a whole.
Children, however, like adults, are constantly faced with a choice of what to do, to be on the side of good, truth, justice, sometimes even to the detriment of their personal interests, or to take a less thorny path, lie to be annoyed with or without, not forgive insults, not respect other people, think only about yourself and your own benefit, and so on.
Helping a child to make the right choice is the task of adults, parents, teachers. In my teaching activity, this is the main task. Children are open and ready to plunge into the world of knowledge with their heads, and an important task of primary education, in particular, I consider to fill young minds, souls and hearts with only good things, to give the right guidelines in life. How can I do that?! It is possible to educate morality only through the personal example of an adult and interaction with a child.
We have to build spiritual and moral continuity, restore and strengthen the historical memory of the new generation, associated values, moral guidelines, national folk traditions in social, family life and in raising children.
And here we cannot do without the continuity of national ideals - devotees of faith and piety, examples of holiness, patriotism, valor and honor. One of the striking examples of this for many centuries for our compatriots is the holy noble Grand Duke Alexander Nevsky - the descendant and heir of the legendary princely family of Monomakhovichs. The kind that gave Russia 15 of 18 great princes and 20 saints. A clan that contains the entire depth of the Christian way of life and understanding that power means serving God, your people. By his example, Alexander Nevsky gives us an image of upbringing an integral, spiritual and moral person - as a Christian, a family man and a citizen. These three components constitute the basis of pedagogical activity carried out in cooperation between the family, school and Church, parents and teachers and pastors. Without their like-mindedness and selfless labor in caring for children, it is impossible to educate an integral spiritually filled personality.
In conclusion, I would like to note that it is important not to waste time, because children of primary school age are most susceptible to spiritual and moral development and upbringing, and the shortcomings and imbalances of this development and upbringing are difficult to fill in subsequent years. What we have experienced and learned in childhood is characterized by great psychological stability, and remains with us throughout our lives, which is why we, adults, have a huge responsibility for the younger generation.