12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нина Александровна Рослякова91
В 2006 году окончила Тамбовский педагогический колледж №1 имени К.Д.Ушинского по специальности: учитель начальных классов с дополнительной специализацией - русский язык и литература. В 2011 году окончила Мичуринский государственный педагогический институт
Россия, Тамбовская обл., Тамбов
Материал размещён в группе «Творческое объединение воспитателей»
3

Роль художественной литературы в формировании у детей дошкольного возраста коммуникативной компетентности

«Роль художественной литературы в формировании у детей дошкольного возраста коммуникативной компетентности»

Единственно настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент – Экзюпери

Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения

Социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является одним из компонентов проекта ФГОС по дошкольному образованию.

В ФГОС предусматривается  развитие дошкольников по  усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные  ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и  сверстниками; становление  самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального  и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

На данном слайде вы можете познакомиться с разнообразными формами работы с детьми и их родителями по формированию коммуникативных качеств.

Коммуникативная компетентность – означает готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей и позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.

Процесс формирования у детей дошкольного возраста коммуникативной компетентности будет результативным, если реализуются следующие педагогические условия:

создание в дошкольном образовательном учреждении развивающей предметной среды, способствующей формированию коммуникативной компетентности дошкольников;

личностно-ориентированный подход к процессу формирования коммуникативной компетентности дошкольников в различных видах деятельности;

профессионализм воспитателей, осуществляющих руководство процессом формирования коммуникативной компетентности дошкольников в различных видах деятельности;

взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей в целях формирования коммуникативной компетентности дошкольников в различных видах деятельности.

Не маловажную роль в развитии коммуникативной компетентности ребенка играет художественная литература.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Значительное число произведений художественной литературы содержит описание взаимоотношений героев, образов, которые можно использовать в целях формирования начал нравственного сознания у детей. Многочисленные факты общения, взаимоотношений взрослых и детей, сказочных персонажей позволяют создавать содержательную, этически значимую основу не только для накопления дошкольниками ярких представлений, переживания их, но и для освоения социально одобряемых, гуманных способов поведения.

Дети дошкольного возраста особенно подвержены влиянию художественных образов, их гибкая психика впитывает всю информацию, содержащуюся в книге, перерабатывая ее в соответствии и небольшим жизненным опытом и потребностями развивающейся личности.

Они стремятся восхитившие их поступки героя воспроизводить в своей жизни и избегать поступков персонажей им не понравившихся.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Читая детям художественные произведения на занятиях по развитию речи,

использую разнообразные методы и приемы такие как:

Чтение произведений

Пересказ произведения

Заучивание наизусть стихотворения, потешки и т. п.

Выразительное чтение художественной литературы

Беседа по произведению

Прослушивание грамзаписи

Игры-драматизации

Дидактические игры

Театрализованные игры

Элементы инсценировки

Движение пальцами, руками

Просмотр видеофильмов, диафильмов

Оформление выставки, книжного уголка

Более эффективным, является практический метод, а именно театрализованная деятельность, т. к. она способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей.

Сказка – любимый литературный жанр детей всех возрастов. Это объясняется тем, что сказка доступна пониманию и построена таким образом, чтобы ребенок постепенно развивался вместе с ней, обучался простым понятиям добра и зла, дружбы и вражды, любви и ненависти. С помощью сказки развивается эмоциональная сфера ребенка, который переживает за судьбу главного героя.

Сказка учит не отвечать злом на зло, не быть равнодушным к чужому горю, активно противостоять любым проявлениям несправедливости, воспитывать в себе честность, искренность, гуманизм – главные общечеловеческие ценности.

Рассказ (стихотворения) – это уже более реалистичный жанр, основанный на реальных событиях или возможности этих событий. Поэтому не удивительно, что свое место в интересах детей рассказ начинает занимать ближе к школьному возрасту, с 6 – 7 лет.

Рассказ помогает проецировать на себя поступки и действия героев книги, только теперь они более реальны. И здесь им помогает книга, как транслятор культуры и опыта автора.

Дети моей группы активно приняли участие в Муниципальном этапе конкурса одаренных детей «Искорки Тамбовщины» в номинации «Выразительное чтение»

Знакомство детей с художественной литературой даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей. Если ребенок растет и развивается в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он будет проявлять любознательность, интерес к разнообразной и содержательной информации.

Таким образом, для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать благоприятную речевую среду и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений, обогащать жизненный литературный опыт детей.

Помните, что чтение для дошкольника – это, прежде всего, общение.  Беседуйте с ребенком!

Опубликовано в группе «Творческое объединение воспитателей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.